Файл: Учебнометодическое пособие томск 2010 ббк 74. 37 С 32.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 366
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
серия. Задания направлены на развитие движения кисти руки.-
Сжимание и разжимание кисти в кулак в медленном, бы- стром и снова в медленном темпе.
-
Детям предлагается инструкция: «Давайте немножко поиг- раем с нашими ручками. Поставь локоть на стол и повторяй за мной движения: сжать и разжать кулачок, сначала медленно, потом быстрее, а теперь опять медленно».
При затруднении ребенку предлагаются следующие виды помощи:
-
Стимулирующая: «Молодец, у тебя хорошо всё получает- ся, не бойся ошибиться, ты все правильно делаешь».
-
Организующая: «Настройся, соберись, сконцентрируй своё внимание на данном задание».
-
Согнуть руки в локтях, поставив их перед собой, и вы- полнять круговые вращательные движения кистями рук наружу, затем вовнутрь (5–6 раз).
В случае затруднения ребенку оказывается помощь:
-
Стимулирующая: «Молодец, ты сразу взялся делать пра- вильно, продолжай также». -
Организационная: «Сядь правильно, настройся на работу».
-
серия. Задания направлены на развитие движения пальцев.-
Держа ладони на поверхности стола, на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе (5–6 раз).
-
При затруднениях выполнения задания предлагаются сле- дующие виды помощи:
-
Стимулирующая: «Умница, да, ты все хорошо делаешь, продолжай так же». -
Организационная: «Соберись, настройся и внимательно выполняй под счет».
-
Сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й, и 5-й пальцы касались первого; Затем раскрыть ладонь (5–6 раз).
При затруднениях предлагается помощь:
1. Стимулирующая: «Молодец, у тебя все хорошо получается».
-
На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы. (5–6 раз). Задание выполняется под счет логопеда (Упражнение «Зайчик»).
При затруднениях предлагается помощь:
-
Стимулирующая: «Умница, делаешь все просто замеча- тельно». -
Организационная: «Пожалуйста, настройся и слушай вни- мательно счет».
-
На обеих руках одновременно показать второй и пятый пальцы (5–6 раз). Задание выполняется под счет логопеда (упражнение «Кошечка»). -
На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи. Задание также выполняется под счет.
При затруднениях предлагается помощь:
-
Стимулирующая: «Молодец, ты правильно делаешь». -
Организационная: «Сядь правильно, настройся и внима- тельно выполняй упражнение».
-
На обеих руках одновременно положить третьи пальцы на вторые.
Задание выполняется под счет логопеда (5–6 раз).
-
серия. Задания направлены для проверки точности и со- гласованности движений пальцев рук.-
Нанизывание пуговиц на леску, чтобы получились бусы. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:
-
-
Стимулирующая: «Молодец, ты сразу взялся делать пра- вильно, продолжай также». -
Организационная: «Посмотри внимательно на пуговицы и на леску, подумай, как ты будешь выполнять задание».
-
«Шнуровка». Ребенку предлагается инструкция: «У меня есть бабочка (изделие из кожи на картонной основе) и есть шну- рок. Чтобы бабочка была красивее и чтобы укрепить ей крылыш- ки, нужно бабочку зашнуровать, т.е. вдеть шнурок в дырочки».
При затруднении предлагается следующая помощь:
-
Стимулирующая: «Молодец, у тебя все хорошо получает- ся, ты правильно зашнуровал первые две дырочки, дальше -
Организующая: «Соберись, настройся, ведь тебе нужно выполнить задание правильно, подумай, как будешь делать». -
Операционная: «А почему ты сделал именно так, как рас- положены дырочки, куда следует вдеть шнурочек?»
Задания оценивается по трем уровням: низкий, средний, вы- сокий.
Низкий уровень – дети не справляются с заданием, действия выполняют при помощи взрослого.
Средний уровень – допускают ошибки во время действий, могут самостоятельно их исправить.
Высокий уровень – действия самостоятельны.
При обследовании моторных функций и в процессе наблю- дений учитываются: общий вид ребенка, осанка, отношение к речевой инструкции, активность, ориентировка в пространст- ве, координация слова с движением, наличие патологических или сопутствующих речи движений, состояние мышечного тону- са, признаки утомляемости, темп движений, упражняемость в моторных навыках.
Вопросы и задания
-
Приведите пример взаимосвязи развития речи и тонкой моторики пальцев рук. -
Укажите, какие виды помощи может использовать педагог при обследовании мелкой моторики пальцев по методике Г. А. Волковой. -
Обоснуйте необходимость данного этапа обследования ре- бенка для уточнения его речевого статуса.
Литература
-
Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обсле- дования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова. – СПб.: Детство-пресс, 2003. -
Грибова, О. Е. Технология организации логопедического об- следования / О. Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 2005. -
Кирьянова, Р. А. Комплексная диагностика и её использова- ние учителем–логопедом в коррекционной работе с детьми 5–6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи / Р. А. Кирьянова.
-
СПб.: Феникс, 2006.
-
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреж- дениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гарку- ши. – М.: ТЦ «Сфера».
Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы
-
Отбор и структурирование материала для обследования -
моторных функций. -
Составление протоколов обследования по различным разделам. -
Выбор и обоснование критериев анализа эксперименталь- ной продукции, полученной в ходе обследования (для соот- ветствующих разделов). -
Обобщение результатов обследования. -
Оформление речевой карты. -
Этапы обследования моторных функций. Краткая характе- ристика. -
Содержание и методическая организация обследования звукопроизношения.
-
Анализ и оценка результатов обследования речи (на приме- ре 1–2-х разделов). -
Формулировка выводов и составление заключения по ре- зультатам обследования моторных функций речи. -
Разработка фрагментов протоколов обследования моторных функций. -
Обследование речевой моторики у детей. -
Обследование состояния общих моторных функций. -
Обследование тонкой моторики у детей. -
Схема обследования моторных функций у детей. -
Обследование мимической моторики у детей. -
Приемы обследования моторной сферы у детей раннего возраста в методике Ю. Ф. Гаркуши, Г. И. Словесновой, Т. С. Смирновой.
Примерный перечень вопросов к зачету
-
Этапы обследования моторных функций. -
Содержание и методическая организация обследования мо- торных функций. -
Анализ и оценка результатов обследования моторных функ- ций (на примере 1–2-х разделов). -
Формулировка выводов и составление заключения по ре- зультатам обследования моторных функций. -
Нарушения общей, речевой, мимической и тонкой моторики при моторной алалии. -
Нарушения общей, речевой, мимической и тонкой моторики при ринолалии. -
Нарушения общей, речевой, мимической и тонкой моторики при дизартрии. -
Нарушения общей, речевой, мимической и тонкой моторики при заикании. -
Принципы обследования моторики у детей. -
Технология организации обследования моторных функций. -
Нарушения общей, речевой, мимической и тонкой мотори- ки при афазии. -
Нарушения общей, речевой, мимической и тонкой мотори- ки при различных речевых расстройствах. -
Обследование общей произвольной моторики у детей.
-
Обследование действий с предметами и тонкой моторики. -
Обследование произвольной мимической моторики. -
Обследование речевой моторики у детей.
ЛИТЕРАТУРА
-
Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии / Т. Г. Визель. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2000. -
Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследо- вания детей с нарушением речи. Вопросы дифференциаль- ной диагностики / Г. А. Волкова. – СПб.: Детство-пресс, 2003. -
Грибова, О. Е. Технология организации логопедического об- следования / О. Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 2005. -
Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика и её использова- ние учителем–логопедом в коррекционной работе с детьми 5–6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи / Р. А. Кирья- нова. – СПб.: Феникс, 2006. -
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учрежде- ниях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши.