Файл: Учебнометодическое пособие томск 2010 ббк 74. 37 С 32.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 366

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

    1. серия. Задания направлены на развитие движения кисти руки.

      1. Сжимание и разжимание кисти в кулак в медленном, бы- стром и снова в медленном темпе.

Детям предлагается инструкция: «Давайте немножко поиг- раем с нашими ручками. Поставь локоть на стол и повторяй за мной движения: сжать и разжать кулачок, сначала медленно, потом быстрее, а теперь опять медленно».

При затруднении ребенку предлагаются следующие виды помощи:

  1. Стимулирующая: «Молодец, у тебя хорошо всё получает- ся, не бойся ошибиться, ты все правильно делаешь».




  1. Организующая: «Настройся, соберись, сконцентрируй своё внимание на данном задание».

      1. Согнуть руки в локтях, поставив их перед собой, и вы- полнять круговые вращательные движения кистями рук наружу, затем вовнутрь (5–6 раз).

В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

  1. Стимулирующая: «Молодец, ты сразу взялся делать пра- вильно, продолжай также».

  2. Организационная: «Сядь правильно, настройся на работу».

    1. серия. Задания направлены на развитие движения пальцев.

      1. Держа ладони на поверхности стола, на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе (5–6 раз).

При затруднениях выполнения задания предлагаются сле- дующие виды помощи:

  1. Стимулирующая: «Умница, да, ты все хорошо делаешь, продолжай так же».

  2. Организационная: «Соберись, настройся и внимательно выполняй под счет».

      1. Сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й, и 5-й пальцы касались первого; Затем раскрыть ладонь (5–6 раз).


При затруднениях предлагается помощь:

1. Стимулирующая: «Молодец, у тебя все хорошо получается».

      1. На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы. (5–6 раз). Задание выполняется под счет логопеда (Упражнение «Зайчик»).

При затруднениях предлагается помощь:

  1. Стимулирующая: «Умница, делаешь все просто замеча- тельно».

  2. Организационная: «Пожалуйста, настройся и слушай вни- мательно счет».

      1. На обеих руках одновременно показать второй и пятый пальцы (5–6 раз). Задание выполняется под счет логопеда (упражнение «Кошечка»).

      2. На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи. Задание также выполняется под счет.

При затруднениях предлагается помощь:

  1. Стимулирующая: «Молодец, ты правильно делаешь».

  2. Организационная: «Сядь правильно, настройся и внима- тельно выполняй упражнение».




      1. На обеих руках одновременно положить третьи пальцы на вторые.

Задание выполняется под счет логопеда (5–6 раз).

    1. серия. Задания направлены для проверки точности и со- гласованности движений пальцев рук.

      1. Нанизывание пуговиц на леску, чтобы получились бусы. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

  1. Стимулирующая: «Молодец, ты сразу взялся делать пра- вильно, продолжай также».

  2. Организационная: «Посмотри внимательно на пуговицы и на леску, подумай, как ты будешь выполнять задание».

      1. «Шнуровка». Ребенку предлагается инструкция: «У меня есть бабочка (изделие из кожи на картонной основе) и есть шну- рок. Чтобы бабочка была красивее и чтобы укрепить ей крылыш- ки, нужно бабочку зашнуровать, т.е. вдеть шнурок в дырочки».


При затруднении предлагается следующая помощь:

  1. Стимулирующая: «Молодец, у тебя все хорошо получает- ся, ты правильно зашнуровал первые две дырочки, дальше

  2. Организующая: «Соберись, настройся, ведь тебе нужно выполнить задание правильно, подумай, как будешь делать».

  3. Операционная: «А почему ты сделал именно так, как рас- положены дырочки, куда следует вдеть шнурочек?»

Задания оценивается по трем уровням: низкий, средний, вы- сокий.

Низкий уровень дети не справляются с заданием, действия выполняют при помощи взрослого.

Средний уровень допускают ошибки во время действий, могут самостоятельно их исправить.

Высокий уровень действия самостоятельны.

При обследовании моторных функций и в процессе наблю- дений учитываются: общий вид ребенка, осанка, отношение к речевой инструкции, активность, ориентировка в пространст- ве, координация слова с движением, наличие патологических или сопутствующих речи движений, состояние мышечного тону- са, признаки утомляемости, темп движений, упражняемость в моторных навыках.
Вопросы и задания

  1. Приведите пример взаимосвязи развития речи и тонкой моторики пальцев рук.

  2. Укажите, какие виды помощи может использовать педагог при обследовании мелкой моторики пальцев по методике Г. А. Волковой.

  3. Обоснуйте необходимость данного этапа обследования ре- бенка для уточнения его речевого статуса.



Литература

  1. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обсле- дования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова. СПб.: Детство-пресс, 2003.

  2. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического об- следования / О. Е. Грибова. М.: АРКТИ, 2005.

  3. Кирьянова, Р. А. Комплексная диагностика и её использова- ние учителем–логопедом в коррекционной работе с детьми 5–6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи / Р. А. Кирьянова.

  • СПб.: Феникс, 2006.

  1. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреж- дениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гарку- ши. М.: ТЦ «Сфера».



Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы

  1. Отбор и структурирование материала для обследования

  2. моторных функций.

  3. Составление протоколов обследования по различным разделам.

  4. Выбор и обоснование критериев анализа эксперименталь- ной продукции, полученной в ходе обследования (для соот- ветствующих разделов).

  5. Обобщение результатов обследования.

  6. Оформление речевой карты.

  7. Этапы обследования моторных функций. Краткая характе- ристика.

  8. Содержание и методическая организация обследования звукопроизношения.




  1. Анализ и оценка результатов обследования речи (на приме- ре 1–2-х разделов).

  2. Формулировка выводов и составление заключения по ре- зультатам обследования моторных функций речи.

  3. Разработка фрагментов протоколов обследования моторных функций.

  4. Обследование речевой моторики у детей.

  5. Обследование состояния общих моторных функций.

  6. Обследование тонкой моторики у детей.

  7. Схема обследования моторных функций у детей.

  8. Обследование мимической моторики у детей.

  9. Приемы обследования моторной сферы у детей раннего возраста в методике Ю. Ф. Гаркуши, Г. И. Словесновой, Т. С. Смирновой.



Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Этапы обследования моторных функций.

  2. Содержание и методическая организация обследования мо- торных функций.

  3. Анализ и оценка результатов обследования моторных функ- ций (на примере 1–2-х разделов).

  4. Формулировка выводов и составление заключения по ре- зультатам обследования моторных функций.

  5. Нарушения общей, речевой, мимической и тонкой моторики при моторной алалии.

  6. Нарушения общей, речевой, мимической и тонкой моторики при ринолалии.

  7. Нарушения общей, речевой, мимической и тонкой моторики при дизартрии.

  8. Нарушения общей, речевой, мимической и тонкой моторики при заикании.

  9. Принципы обследования моторики у детей.

  10. Технология организации обследования моторных функций.

  11. Нарушения общей, речевой, мимической и тонкой мотори- ки при афазии.

  12. Нарушения общей, речевой, мимической и тонкой мотори- ки при различных речевых расстройствах.

  13. Обследование общей произвольной моторики у детей.




  1. Обследование действий с предметами и тонкой моторики.

  2. Обследование произвольной мимической моторики.

  3. Обследование речевой моторики у детей.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии / Т. Г. Визель. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2000.

  2. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследо- вания детей с нарушением речи. Вопросы дифференциаль- ной диагностики / Г. А. Волкова. СПб.: Детство-пресс, 2003.

  3. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического об- следования / О. Е. Грибова. М.: АРКТИ, 2005.

  4. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика и её использова- ние учителем–логопедом в коррекционной работе с детьми 5–6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи / Р. А. Кирья- нова. СПб.: Феникс, 2006.

  5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учрежде- ниях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши.