Файл: Учебнометодическое пособие томск 2010 ббк 74. 37 С 32.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 369

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и мозжечковой дви- гательных систем, которые, действуя совместно с пирамидными и стволовыми, обеспечивают достаточно сложные двигательные координации. Его можно назвать возрастом первых «трюков». Ребенок встает со стульчика без опоры, ходит задом наперед, пе- решагивает через препятствия. Сам спускается по лестнице при- ставным шагом. Пытается поймать мяч, который катится к нему. Такие действия требуют достаточно сложных двигательных координации. Строит башенку из 4 кубиков. Переливает жид- кость из одного сосуда в другой.


  1. года. Вырабатываются первые двигательные автоматизмы, что свидетельствует о значительной степени зрелости двигатель ной сферы в целом. Ребенок стоит на одной ноге 2–3 секунды. Встает на цыпочки. Поднимается по лестнице сам приставным шагом. Подталкивает ногой мячик по ходу. Ударяет по мячу но- гой с размаху. Пытается подпрыгнуть, но не отрывает ноги от по- ла. Крутит педали трехколесного велосипеда. Раскатывает пла- стилин, делая неровную «колбаску». Пытается резать бумагу ножницами.

3–4 года. Бросает мяч из-за головы. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или дру- гую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 с. Сохраняет равновесие при качании на качелях.

4–5 лет. Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной, затем на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице.

5–6 лет. Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге; бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, учится кататься на конь- ках,
играть в хоккей.
Вопросы и задания

  1. Заполните таблицу, опираясь на приведенные выше дан- ные возрастных особенностей развития общей моторики ребенка:




Возраст

Навыки поведения

0–1,5 мес.
2 мес.

3–6 мес.

Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес.); на вытянутые руки (5 мес.). Приподнимает голову, поворачивается на бок (4–5 мес.), садится (6 мес.)




Возраст

Навыки поведения

6–12 мес.

Посаженный, сидит, опираясь на руки, ползает

на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.); садится и сидит, не опираясь, становится на четве- реньки, ухватившись за опору, становится на колени (8 мес.), встает, ухватившись за опору; переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.), стоит самостоя- тельно, ходит, держась одной рукой (10 мес.), уверен- но стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.); ходит без поддержки, приседает, встает (12 мес.).

1–2

года

Ходит уверенно, наклоняется, чтобы достать пред- мет с пола.

Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит предмет на короткое расстояние. При легкой под- держке спускается вниз по лестнице, поднимается самостоятельно, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда.

2–3 года

Учится бегать, ходит на носках, сохранять равнове- сие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки.

3–4 года


4–5 лет

Бросает мяч из-за головы. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя поперемен- но ту или другую ногу.

Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в тече- ние 10 с.

Сохраняет равновесие при качании на качелях.

5–6 лет

Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге; бега- ет на носках. Катается на двухколесном велосипеде, учится кататься на коньках, играть в хоккей.





  1. Проанализируйте, в каких возрастных периодах происхо- дит мощный скачок в развитии движений у ребенка.



    1. Особенности развития тонкой моторики рук

Как известно, развитие рук находится в тесной связи с разви- тием речи и мышлением ребенка. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти и мелкой пальцевой моторики.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мел- кой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание, память, связная речь и другие психические функции. Неподготовленность к письму, недостаточное разви- тие мелкой моторики может привести к возникновению негатив- ного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, не- обходимые для овладения письмом, создать условия для накоп- ления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.

В процессе индивидуального развития ребенка речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Дети, со- вершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других.

Речь ребенка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ре- бенок начинает называть те предметы, которые чаще трогает ру- ками; при этом детали,
которые он трогает, выделяются чаще (например, ручка чашки в сравнение с ее дном). Слово – назва- ние предмета, становится словом – понятием лишь после того, как на него выработается значительное количество двигательных условных связей.
М. А. Поваляева предлагает таблицу, содержащую возрастные особенности развития тонкой моторики пальцев рук у детей:

Возраст

Навыки поведения

1–2 года

Держит два предмета в одной руке; чертит каранда-

шом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков




Возраст

Навыки поведения

2–3 года

3–4 года

4–5 года

Открывает ящик и опрокидывает его содержимое.

Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем.

Нанизывает бусы. Держит карандаш пальцами, копи- рует формы несколькими чертами. Собирает и стро- ит постройки из 9 кубиков.

Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бума- гу более чем раз.

Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит

из пластилина ( от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.


Л. В. Фомина, на основе проведенных опытов и обследований большого количества детей обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук уровнем же развития общей мото- рики он совпадал не всегда). Эти отношения показаны в таблице:

СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ

ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ

СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ

РЕЧИ

норма

норма

норма

норма

ниже нормы

ниже нормы

выше нормы

выше нормы

ниже нормы

ниже нормы

Вопросы и задания

  1. Опираясь на материалы, представленные в таблице Л. В. Фоминой, перечислите, при каких речевых расстройствах грубо нарушается мелкая моторика пальцев рук у детей.

  2. Проанализируйте, существует ли прямая взаимосвязь меж- ду развитием общей моторики и речевой функции, исходя из данных таблицы Л. В. Фоминой:

СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ

ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ

СТЕПЕНЬ

РАЗВИТИЯ РЕЧИ

СТЕПЕНЬ

РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

норма

норма

норма

норма

норма

ниже нормы

ниже нормы

ниже нормы

норма

выше нормы

выше нормы

норма

ниже нормы

ниже нормы

выше нормы