Файл: Курсовая работа особенности воспитания детей в сельской местности Выполнил (а) студент (ка) курса группы.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 320
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания в сельской школе
1.1. Общее понятие воспитательной системы школы
1.2. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в сельской школе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Описание констатирующего эксперимента
2.2. Характеристика формирующего эксперимента
2.3. Анализ и обобщение результатов
Начальное профессиональное образование: профлицеи, ПТУ, училища иного типа. Они осуществляют подготовку квалифицированных специалистов по основным направлениям общественно полезной деятельности на базе 9 и реже – 11 классов.
Среднее профессиональное или средне-специальное образование: это ссузы – техникумы, колледжи, училища, готовящие специалистов среднего звена на базе 9, 11 классов, а также после начального профессионального образования. Эта ступень предназначена для граждан, желающих углубить и расширить образование.
Высшее профессиональное образование: институты, университеты, академии. Они готовят и занимаются переподготовкой специалистов высокого уровня на базе 11 классов или техникума (колледжа, училища). Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, имеют право получить высшее образование по ускоренным, сокращённым программам.
Послевузовское профессиональное образование: его получают при вузах, и относятся сюда аспирантура, докторантура, ординатура, адъюнктура. То есть гражданам предоставляется возможность ещё более повысить уровень образования, научную и педагогическую квалификацию после окончания высшего учебного заведения и получения диплома об образовании.
Учреждения дополнительного образования
Без них совершенно невозможно представить современную образовательную систему РФ. Что к ним относят? Это различные курсы, центры профориентации, школы искусств, музыкальные и художественные школы, дома детского творчества, станции юных техников, юных натуралистов, курсы повышения квалификации.
Словом, все те учреждения, которые реализуют дополнительные образовательные программы и услуги для детей и подростков самой различной направленности и чья деятельность находится за рамками основных образовательных программ. Цель их работы – всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, страны.
Существующая муниципальная система образования обязана обеспечивать потребности населения в образовательных услугах, то есть действовать в интересах граждан, реализуя одно из основных направлений комплексного развития территорий муниципального образования.
Система оценки качества образования на муниципальном уровне
Управление качеством сегодня – очень важное направление модернизации российского образования. В этом важнейшую роль играет МСОКО.
Назовём принципы оценки работы образовательных учреждений.
Принцип объективности – оценка не вызывает разногласий и столкновений субъективных мнений, может быть истолкована только однозначно, а нормы, показатели и требования реалистичны, открыты, определённы. Несомненной остаётся их социальная и образовательная значимость.
Принцип комплексности, который означает, что не только содержательная, но и процессуальная сторона учебной деятельности отражается полно и системно. Речь идёт о всевозможных способах получения знаний, разнообразных методах решения задач в процессе обучения.
Принцип сопоставимости системы показателей с международными, федеральными, региональными исследованиями. Исполнение этого принципа обеспечивается едиными подходами к интерпретации результатов, а значит, и единством фонда оценочных средств (инструментария) для проведения муниципальных мониторингов.
Принцип оптимальности использования источников первичных данных, с помощью которых определяется показатель эффективности и качества образования. Здесь имеется в виду и возможность их многократного применения, и экономическая обоснованность.
Принцип открытости и прозрачности: информация о состоянии и качестве образования доступна для всех групп потребителей, как и данные о самой процедуре оценки. На основе открытости возможна и самооценка знаний для всех участников образовательного процесса. Зная требования, можно оценить как планирование учебной деятельности, так и процесс выполнения учебных задач, а также проанализировать результаты.
Принцип технологичности. Он отражён в самом подборе инструментов контроля, методик измерений, технологий сбора данных, их анализа и интерпретации. Оценка предполагает верное соблюдение определенной последовательности действий от учителя и учащегося и напрямую связана с планированием учебной деятельности, процессом выполнения учебного задания и этапом анализа её результатов
И, наконец, принцип диагностичности: нынешние достижения любого учащегося сопоставляются с показателями прошлого периода/периодов, а это, в свою очередь, позволяет планировать работу по обучению на будущее.
Рассмотрим, каковы основные функции МСОКО:
обеспечивать качественное образование и удовлетворять потребности в его получении со стороны всех субъектов образования;
проводить экспертизу, диагностику, оценку, прогнозировать основные тенденции развития образовательных организаций;
обеспечивать информационное сопровождение управленческих решений по проблемам повышения качества образования;
собирать информацию о системе образования, заниматься её обработкой, систематизацией, хранением. На основе получаемых данных вести непрерывный анализ состояния образования и перспектив его развития.
Основные направления МСОКО:
разработка единых инструментов диагностики и оценки качества образовательных результатов для мониторинга на муниципальном уровне и во время внутришкольного контроля;
мониторинг качества образования на основе персонифицированных и неперсонифицированных процедур оценивания;
обеспечение организационно-технического, а также информационно-методического сопровождения при оценке качества образования;
разработка единых подходов к подготовке педагогических кадров и диагностического инструментария для оценки качества образования;
формирование независимой объективной базы данных о качестве образовательного процесса в учреждениях образования;
включенность общественной экспертизы на всех этапах и во все процессы обеспечения качества образования.
Назовём основные задачи, поставленные перед муниципальной системой оценки качества образования:
определение того, насколько соответствуют условия осуществления образовательного процесса государственным требованиям, выявление факторов, которые повлияют на повышение качества образования, принятие обоснованных управленческих решений по его безостановочному прогрессу;
формирование критериев качества образования, единых подходов к его измерению, разработка общей информационно-технологической базы системы оценки качества образования;
сбор объективной информации о качестве образовательного процесса, тенденциях его изменения и причинах, которые влияют на повышение или понижение уровня;
обеспечение единого образовательного пространства по всей территории РФ, а при необходимости – выравнивание качества образования в разных учреждениях образования;
обеспечение вертикали в оценке качества образования, а именно – интеграция МСОКО с региональной моделью оценки качества образования и внутренней системой оценки качества образования;
информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга муниципальной системы образования.
Особенности управления муниципальной образовательной системой
Управление муниципальной системой образования РФ – это сложный и ответственный процесс. Он необходим, чтобы обеспечивать наиболее эффективную реализацию функций данной системы.
Из чего же складывается характеристика муниципальной образовательной системы? Для этого анализируется доступность образовательных услуг, их конкретный состав. Изучается наличие дополнительных образовательных услуг на платной основе, осуществляется мониторинг качества оказываемых услуг.
Базовые принципы для удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах – это разнообразие, релевантность, качество, доступность. На них и ориентирована деятельность управления муниципальной образовательной системы.
Важно отметить, что ресурсы муниципальной образовательной системы ограничены, в том числе и финансово. Это особенность работы. Именно поэтому органы управления всегда поставлены перед выбором приоритетов своей деятельности, целью которой является развитие образовательной системы.
Отдельным вопросом всегда остаётся финансирование. В основе деятельности муниципальных образовательных организаций заложен принцип общедоступности и бесплатности, а это накладывает на органы муниципального управления обязанности по обеспечению высокого уровня финансирования для гарантии качества образовательного процесса.
Муниципальная система образования, её структура, особенности и возможности подразумевают наличие специализированного органа управления в каждом муниципальном образовании РФ. Этот орган должен осуществлять руководство и контроль всех ступеней образовательного процесса в подведомственных организациях.
В полномочия муниципального органа управления образовательной деятельностью на территории муниципального образования включена возможность давать указания подведомственным учреждениям, осуществлять контроль и мониторинг в соответствии с законодательством.
Важнейшей задачей управления муниципальной системой образования учреждений является формирование ее структуры настолько оптимально, чтобы это соответствовало интересам гражданского населения нашего государства.
Для этого важно организовать качественное прогнозирование нужд муниципальной системы образования, которое позволит определить, сколько мест необходимо создать в учреждениях, сколько и каких кадров не хватает для обеспечения качества преподавания.
Система прогнозирования очень важна для развития системы образования, так как помогает обеспечить реальные потребности населения в образовательных услугах.
Из-за воздействий постоянно изменяющихся внешних и внутренних условий функционирование этой системы претерпевает сложности. Поэтому одна из важнейших задач управления образования состоит в том, чтобы как можно оперативнее реагировать на эти изменения, предлагая варианты решения тех или иных проблем.
Система управления образованием в РФ выстраивается на всех уровнях: от муниципального к региональному и федеральному. Высшим уровнем является Министерство образования и науки Российской Федерации, и в его прерогативе – разработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование всей образовательной сферы. Документы подписываются на уровне Президента и Правительства РФ.
Рособрнадзор, федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, отвечает за лицензирование учреждений образования, аттестацию педагогов и научных работников, выпускников, подтверждение документов об образовании. Также эта структура контролирует исполнение федерального и регионального законодательства в сфере образования.
В субъектах РФ образуются департаменты образования, которые подчинены региональным министерствам.
Если говорить о муниципальном уровне управлением образования, то на местах исполнением федеральных, региональных и муниципальных законов и требований занимаются департаменты, управления и отделы образования.
Перед управлением муниципальным образованием стоят две главные группы задач, определяемые неизменными режимами функционирования и развития. Первая группа связана с обеспечением эффективного использования имеющихся в наличии внутренних возможностей системы. Ко второй относятся задачи обеспечения максимально высоких темпов развития муниципальной системы образования, наращивания её возможностей, повышения эффективности их использования.
Основные типы образовательных учреждений муниципальной системы образования
Существует несколько типов образовательных учреждений.
Малыши возрастом от года и старше посещают ясли-сад – самый ранний вариант дошкольного образования. Здесь предусмотрены специальный распорядок дня, развивающие занятия. Малыш приобретает элементарные навыки соответственно возрасту.
Детский сад комбинированного типа разрабатывает определённое направление деятельности, свою образовательную программу. Открывают несколько видов групп: