Файл: Курсовая работа особенности воспитания детей в сельской местности Выполнил (а) студент (ка) курса группы.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 318
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания в сельской школе
1.1. Общее понятие воспитательной системы школы
1.2. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в сельской школе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Описание констатирующего эксперимента
2.2. Характеристика формирующего эксперимента
2.3. Анализ и обобщение результатов
группы общего развития;
группы компенсирующего обучения;
оздоровительные группы.
Такие учреждения для воспитания детей 3-7 лет существуют в каждом районном центре России.
Муниципальная система дошкольного образования, кроме обычных садов и яслей, включает в себя и определённые типы спецзаведений компенсирующего, то есть коррекционного, характера. Они предназначены для детей с разнообразными патологиями, например, с ослабленными слухом и зрением, задержкой психического и/или интеллектуального развития, проблемной опорно-двигательной системой, нарушениями речи.
Если говорить о дошкольном учреждении общеразвивающего типа, то оно в приоритет ставит физическое, интеллектуальное, эстетическое и художественное направления.
Оздоровительные детсады делают акцент на различные профилактические, санитарно-гигиенические процедуры и оздоровительные мероприятия.
Новый тип детского сада – учреждение с этнокультурным компонентом. Здесь воспитанники учатся уважать культуру разных национальностей, в них формируют бережное и терпимое отношение к населяющим страну народам, семейным ценностям вообще. На занятиях воспитатели говорят о народных обрядах, верованиях, традициях. Особое внимание уделяется старшему поколению в жизни малышей, отношению к бабушкам и дедушкам, старшим родственникам, родителям.
В системе дошкольного воспитания существуют Центры развития ребёнка. Их программа весьма насыщенна и позволяет всегда найти занятие по интересам ребёнка, всесторонне развивать его личность. Игровые комплексы, физкультурные залы, оздоровительные группы, классы компьютерной грамотности и программирования, изостудии, театральные кружки и бассейны – как видите, широкий круг возможных увлечений налицо. Остаётся определиться, что выбрать.
В подобных центрах применяется комплексный подход к воспитанию и организации досуга. Интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие в приоритете.
Муниципальная система образования – это разные формы и типы учреждений:
начальная общеобразовательная школа;
основная школа (до 9 класса);
полная (средняя) школа (до 11 класса);
основная и полная школы могут быть учреждениями с углубленным изучением отдельных предметов;
сменная (вечерняя) школа;
кадетская школа;
центр образования;
гимназия;
школа при ИТУ (исправительно-трудовых учреждениях).
Для младшего школьного возраста разрабатываются и с успехом применяются специальные программы, имеющие целью формирование гармонично развитой личности в оптимальных условиях.
Именно в школах – основном типе образовательных учреждений РФ – укрепляется психическое и физическое здоровье детей.
Каждое ОУ выбирает для плодотворной работы свой тип образовательной программы, которая, в свою очередь, предполагает разделение по годам на три ступени обучения:
начальная школа – начальное общее образование, рассчитанное на 4 года;
основная школа – основное общее образование – на 5-6 лет;
старшая школа – полное (среднее) образование, на него отводится 2 года.
Дошкольная ступень и начальная школа – это возраст от 3 до 10 лет. В совместной деятельности задействованы воспитанники, педагогические работники и родители (законные представители).
Очень важно, что соблюдается преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием. С помощью одинаковых направлений деятельности – физического, эстетического, художественного, интеллектуального – в детях от 3 до 10 лет формируются познавательные способности, коммуникативность, любознательность, выносливость.
Следующая ступень обучения – 5-9 классы, где ребёнок получает основное образование и свой первый аттестат в итоге (по результатам ОГЭ). Кроме общеобразовательных школ, на этой ступени возможен выбор: есть гимназии и лицеи. Обучение в них предполагает углубленное изучение одного или нескольких предметов. Нередко в этих заведениях по договорённости читают курсы и преподаватели вузов.
Цель любого государственного образовательного учреждения – сформировать полноценную личность, которая усвоила программу ФГОС хотя бы на минимальном уровне. Это доступное бесплатное образование для граждан 7-17 лет.
Коррекционные образовательные учреждения
Какое образование ждёт детей с отклонениями в развитии или ограниченными возможностями по слуху, зрению? С другими сложными проблемами? Существуют специальные образовательные учреждения, а также отдельные классы, группы коррекционного характера. Здесь и лечат, и воспитывают, и обучают, плюс обеспечивают социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Ребёнка в такую школу направляют с согласия родителей или лиц, их заменяющих, после ПМПК – психолого-медико-психологической консультации.
Профессиональные образовательные учреждения
По окончании основной школы можно учиться дальше в государственном или негосударственном учреждении, реализующем профессиональные образовательные программы соответствующего уровня. Здесь готовят работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) и специалистов, согласно утвержденным перечням профессий и специальностей. Это следующие учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования:
Начальное профессиональное образование: профлицеи, ПТУ, училища иного типа. Они осуществляют подготовку квалифицированных специалистов по основным направлениям общественно полезной деятельности на базе 9 и реже – 11 классов.
Среднее профессиональное или средне-специальное образование: это ссузы – техникумы, колледжи, училища, готовящие специалистов среднего звена на базе 9, 11 классов, а также после начального профессионального образования. Эта ступень предназначена для граждан, желающих углубить и расширить образование.
Высшее профессиональное образование: институты, университеты, академии. Они готовят и занимаются переподготовкой специалистов высокого уровня на базе 11 классов или техникума (колледжа, училища). Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, имеют право получить высшее образование по ускоренным, сокращённым программам.
Послевузовское профессиональное образование: его получают при вузах, и относятся сюда аспирантура, докторантура, ординатура, адъюнктура. То есть гражданам предоставляется возможность ещё более повысить уровень образования, научную и педагогическую квалификацию после окончания высшего учебного заведения и получения диплома об образовании.
Учреждения дополнительного образования
Без них совершенно невозможно представить современную образовательную систему РФ. Что к ним относят? Это различные курсы, центры профориентации, школы искусств, музыкальные и художественные школы, дома детского творчества, станции юных техников, юных натуралистов, курсы повышения квалификации.
Словом, все те учреждения, которые реализуют дополнительные образовательные программы и услуги для детей и подростков самой различной направленности и чья деятельность находится за рамками основных образовательных программ. Цель их работы – всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, страны.
Существующая муниципальная система образования обязана обеспечивать потребности населения в образовательных услугах, то есть действовать в интересах граждан, реализуя одно из основных направлений комплексного развития территорий муниципального образования.
Система оценки качества образования на муниципальном уровне
Управление качеством сегодня – очень важное направление модернизации российского образования. В этом важнейшую роль играет МСОКО.
Назовём принципы оценки работы образовательных учреждений.
Принцип объективности – оценка не вызывает разногласий и столкновений субъективных мнений, может быть истолкована только однозначно, а нормы, показатели и требования реалистичны, открыты, определённы. Несомненной остаётся их социальная и образовательная значимость.
Принцип комплексности, который означает, что не только содержательная, но и процессуальная сторона учебной деятельности отражается полно и системно. Речь идёт о всевозможных способах получения знаний, разнообразных методах решения задач в процессе обучения.
Принцип сопоставимости системы показателей с международными, федеральными, региональными исследованиями. Исполнение этого принципа обеспечивается едиными подходами к интерпретации результатов, а значит, и единством фонда оценочных средств (инструментария) для проведения муниципальных мониторингов.
Принцип оптимальности использования источников первичных данных, с помощью которых определяется показатель эффективности и качества образования. Здесь имеется в виду и возможность их многократного применения, и экономическая обоснованность.
Принцип открытости и прозрачности: информация о состоянии и качестве образования доступна для всех групп потребителей, как и данные о самой процедуре оценки. На основе открытости возможна и самооценка знаний для всех участников образовательного процесса. Зная требования, можно оценить как планирование учебной деятельности, так и процесс выполнения учебных задач, а также проанализировать результаты.
Принцип технологичности. Он отражён в самом подборе инструментов контроля, методик измерений, технологий сбора данных, их анализа и интерпретации. Оценка предполагает верное соблюдение определенной последовательности действий от учителя и учащегося и напрямую связана с планированием учебной деятельности, процессом выполнения учебного задания и этапом анализа её результатов
И, наконец, принцип диагностичности: нынешние достижения любого учащегося сопоставляются с показателями прошлого периода/периодов, а это, в свою очередь, позволяет планировать работу по обучению на будущее.
Рассмотрим, каковы основные функции МСОКО:
обеспечивать качественное образование и удовлетворять потребности в его получении со стороны всех субъектов образования;
проводить экспертизу, диагностику, оценку, прогнозировать основные тенденции развития образовательных организаций;
обеспечивать информационное сопровождение управленческих решений по проблемам повышения качества образования;
собирать информацию о системе образования, заниматься её обработкой, систематизацией, хранением. На основе получаемых данных вести непрерывный анализ состояния образования и перспектив его развития.
Основные направления МСОКО:
разработка единых инструментов диагностики и оценки качества образовательных результатов для мониторинга на муниципальном уровне и во время внутришкольного контроля;
мониторинг качества образования на основе персонифицированных и неперсонифицированных процедур оценивания;
обеспечение организационно-технического, а также информационно-методического сопровождения при оценке качества образования;
разработка единых подходов к подготовке педагогических кадров и диагностического инструментария для оценки качества образования;
формирование независимой объективной базы данных о качестве образовательного процесса в учреждениях образования;
включенность общественной экспертизы на всех этапах и во все процессы обеспечения качества образования.
Назовём основные задачи, поставленные перед муниципальной системой оценки качества образования:
определение того, насколько соответствуют условия осуществления образовательного процесса государственным требованиям, выявление факторов, которые повлияют на повышение качества образования, принятие обоснованных управленческих решений по его безостановочному прогрессу;
формирование критериев качества образования, единых подходов к его измерению, разработка общей информационно-технологической базы системы оценки качества образования;
сбор объективной информации о качестве образовательного процесса, тенденциях его изменения и причинах, которые влияют на повышение или понижение уровня;
обеспечение единого образовательного пространства по всей территории РФ, а при необходимости – выравнивание качества образования в разных учреждениях образования;
обеспечение вертикали в оценке качества образования, а именно – интеграция МСОКО с региональной моделью оценки качества образования и внутренней системой оценки качества образования;
информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга муниципальной системы образования.
Особенности управления муниципальной образовательной системой
Управление муниципальной системой образования РФ – это сложный и ответственный процесс. Он необходим, чтобы обеспечивать наиболее эффективную реализацию функций данной системы.