Файл: Курсовая работа особенности воспитания детей в сельской местности Выполнил (а) студент (ка) курса группы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 318

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


группы общего развития;

группы компенсирующего обучения;

оздоровительные группы.

Такие учреждения для воспитания детей 3-7 лет существуют в каждом районном центре России.

Муниципальная система дошкольного образования, кроме обычных садов и яслей, включает в себя и определённые типы спецзаведений компенсирующего, то есть коррекционного, характера. Они предназначены для детей с разнообразными патологиями, например, с ослабленными слухом и зрением, задержкой психического и/или интеллектуального развития, проблемной опорно-двигательной системой, нарушениями речи.

Если говорить о дошкольном учреждении общеразвивающего типа, то оно в приоритет ставит физическое, интеллектуальное, эстетическое и художественное направления.

Оздоровительные детсады делают акцент на различные профилактические, санитарно-гигиенические процедуры и оздоровительные мероприятия.

Новый тип детского сада – учреждение с этнокультурным компонентом. Здесь воспитанники учатся уважать культуру разных национальностей, в них формируют бережное и терпимое отношение к населяющим страну народам, семейным ценностям вообще. На занятиях воспитатели говорят о народных обрядах, верованиях, традициях. Особое внимание уделяется старшему поколению в жизни малышей, отношению к бабушкам и дедушкам, старшим родственникам, родителям.

В системе дошкольного воспитания существуют Центры развития ребёнка. Их программа весьма насыщенна и позволяет всегда найти занятие по интересам ребёнка, всесторонне развивать его личность. Игровые комплексы, физкультурные залы, оздоровительные группы, классы компьютерной грамотности и программирования, изостудии, театральные кружки и бассейны – как видите, широкий круг возможных увлечений налицо. Остаётся определиться, что выбрать.

В подобных центрах применяется комплексный подход к воспитанию и организации досуга. Интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие в приоритете.

Муниципальная система образования – это разные формы и типы учреждений:

начальная общеобразовательная школа;

основная школа (до 9 класса);

полная (средняя) школа (до 11 класса);

основная и полная школы могут быть учреждениями с углубленным изучением отдельных предметов;

сменная (вечерняя) школа;

кадетская школа;

центр образования;

гимназия;

школа при ИТУ (исправительно-трудовых учреждениях).

Для младшего школьного возраста разрабатываются и с успехом применяются специальные программы, имеющие целью формирование гармонично развитой личности в оптимальных условиях.


Именно в школах – основном типе образовательных учреждений РФ – укрепляется психическое и физическое здоровье детей.

Каждое ОУ выбирает для плодотворной работы свой тип образовательной программы, которая, в свою очередь, предполагает разделение по годам на три ступени обучения:

начальная школа – начальное общее образование, рассчитанное на 4 года;

основная школа – основное общее образование – на 5-6 лет;

старшая школа – полное (среднее) образование, на него отводится 2 года.

Дошкольная ступень и начальная школа – это возраст от 3 до 10 лет. В совместной деятельности задействованы воспитанники, педагогические работники и родители (законные представители).

Очень важно, что соблюдается преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием. С помощью одинаковых направлений деятельности – физического, эстетического, художественного, интеллектуального – в детях от 3 до 10 лет формируются познавательные способности, коммуникативность, любознательность, выносливость.

Следующая ступень обучения – 5-9 классы, где ребёнок получает основное образование и свой первый аттестат в итоге (по результатам ОГЭ). Кроме общеобразовательных школ, на этой ступени возможен выбор: есть гимназии и лицеи. Обучение в них предполагает углубленное изучение одного или нескольких предметов. Нередко в этих заведениях по договорённости читают курсы и преподаватели вузов.

Цель любого государственного образовательного учреждения – сформировать полноценную личность, которая усвоила программу ФГОС хотя бы на минимальном уровне. Это доступное бесплатное образование для граждан 7-17 лет.

Коррекционные образовательные учреждения

Какое образование ждёт детей с отклонениями в развитии или ограниченными возможностями по слуху, зрению? С другими сложными проблемами? Существуют специальные образовательные учреждения, а также отдельные классы, группы коррекционного характера. Здесь и лечат, и воспитывают, и обучают, плюс обеспечивают социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Ребёнка в такую школу направляют с согласия родителей или лиц, их заменяющих, после ПМПК – психолого-медико-психологической консультации.

Профессиональные образовательные учреждения

По окончании основной школы можно учиться дальше в государственном или негосударственном учреждении, реализующем профессиональные образовательные программы соответствующего уровня. Здесь готовят работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) и специалистов, согласно утвержденным перечням профессий и специальностей. Это следующие учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования:



Начальное профессиональное образование: профлицеи, ПТУ, училища иного типа. Они осуществляют подготовку квалифицированных специалистов по основным направлениям общественно полезной деятельности на базе 9 и реже – 11 классов.

Среднее профессиональное или средне-специальное образование: это ссузы – техникумы, колледжи, училища, готовящие специалистов среднего звена на базе 9, 11 классов, а также после начального профессионального образования. Эта ступень предназначена для граждан, желающих углубить и расширить образование.

Высшее профессиональное образование: институты, университеты, академии. Они готовят и занимаются переподготовкой специалистов высокого уровня на базе 11 классов или техникума (колледжа, училища). Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, имеют право получить высшее образование по ускоренным, сокращённым программам.

Послевузовское профессиональное образование: его получают при вузах, и относятся сюда аспирантура, докторантура, ординатура, адъюнктура. То есть гражданам предоставляется возможность ещё более повысить уровень образования, научную и педагогическую квалификацию после окончания высшего учебного заведения и получения диплома об образовании.

Учреждения дополнительного образования

Без них совершенно невозможно представить современную образовательную систему РФ. Что к ним относят? Это различные курсы, центры профориентации, школы искусств, музыкальные и художественные школы, дома детского творчества, станции юных техников, юных натуралистов, курсы повышения квалификации. 

Словом, все те учреждения, которые реализуют дополнительные образовательные программы и услуги для детей и подростков самой различной направленности и чья деятельность находится за рамками основных образовательных программ. Цель их работы – всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, страны.

Существующая муниципальная система образования обязана обеспечивать потребности населения в образовательных услугах, то есть действовать в интересах граждан, реализуя одно из основных направлений комплексного развития территорий муниципального образования.

Система оценки качества образования на муниципальном уровне

Управление качеством сегодня – очень важное направление модернизации российского образования. В этом важнейшую роль играет МСОКО.

Назовём принципы оценки работы образовательных учреждений.


Принцип объективности – оценка не вызывает разногласий и столкновений субъективных мнений, может быть истолкована только однозначно, а нормы, показатели и требования реалистичны, открыты, определённы. Несомненной остаётся их социальная и образовательная значимость.

Принцип комплексности, который означает, что не только содержательная, но и процессуальная сторона учебной деятельности отражается полно и системно. Речь идёт о всевозможных способах получения знаний, разнообразных методах решения задач в процессе обучения.

Принцип сопоставимости системы показателей с международными, федеральными, региональными исследованиями. Исполнение этого принципа обеспечивается едиными подходами к интерпретации результатов, а значит, и единством фонда оценочных средств (инструментария) для проведения муниципальных мониторингов.

Принцип оптимальности использования источников первичных данных, с помощью которых определяется показатель эффективности и качества образования. Здесь имеется в виду и возможность их многократного применения, и экономическая обоснованность.

Принцип открытости и прозрачности: информация о состоянии и качестве образования доступна для всех групп потребителей, как и данные о самой процедуре оценки. На основе открытости возможна и самооценка знаний для всех участников образовательного процесса. Зная требования, можно оценить как планирование учебной деятельности, так и процесс выполнения учебных задач, а также проанализировать результаты.

Принцип технологичности. Он отражён в самом подборе инструментов контроля, методик измерений, технологий сбора данных, их анализа и интерпретации. Оценка предполагает верное соблюдение определенной последовательности действий от учителя и учащегося и напрямую связана с планированием учебной деятельности, процессом выполнения учебного задания и этапом анализа её результатов

И, наконец, принцип диагностичности: нынешние достижения любого учащегося сопоставляются с показателями прошлого периода/периодов, а это, в свою очередь, позволяет планировать работу по обучению на будущее.

Рассмотрим, каковы основные функции МСОКО:

обеспечивать качественное образование и удовлетворять потребности в его получении со стороны всех субъектов образования;

проводить экспертизу, диагностику, оценку, прогнозировать основные тенденции развития образовательных организаций;

обеспечивать информационное сопровождение управленческих решений по проблемам повышения качества образования;


собирать информацию о системе образования, заниматься её обработкой, систематизацией, хранением. На основе получаемых данных вести непрерывный анализ состояния образования и перспектив его развития.

Основные направления МСОКО:

разработка единых инструментов диагностики и оценки качества образовательных результатов для мониторинга на муниципальном уровне и во время внутришкольного контроля;

мониторинг качества образования на основе персонифицированных и неперсонифицированных процедур оценивания;

обеспечение организационно-технического, а также информационно-методического сопровождения при оценке качества образования;

разработка единых подходов к подготовке педагогических кадров и диагностического инструментария для оценки качества образования;

формирование независимой объективной базы данных о качестве образовательного процесса в учреждениях образования;

включенность общественной экспертизы на всех этапах и во все процессы обеспечения качества образования.

Назовём основные задачи, поставленные перед муниципальной системой оценки качества образования:

определение того, насколько соответствуют условия осуществления образовательного процесса государственным требованиям, выявление факторов, которые повлияют на повышение качества образования, принятие обоснованных управленческих решений по его безостановочному прогрессу;

формирование критериев качества образования, единых подходов к его измерению, разработка общей информационно-технологической базы системы оценки качества образования;

сбор объективной информации о качестве образовательного процесса, тенденциях его изменения и причинах, которые влияют на повышение или понижение уровня;

обеспечение единого образовательного пространства по всей территории РФ, а при необходимости – выравнивание качества образования в разных учреждениях образования;

обеспечение вертикали в оценке качества образования, а именно – интеграция МСОКО с региональной моделью оценки качества образования и внутренней системой оценки качества образования;

информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга муниципальной системы образования.

Особенности управления муниципальной образовательной системой

Управление муниципальной системой образования РФ – это сложный и ответственный процесс. Он необходим, чтобы обеспечивать наиболее эффективную реализацию функций данной системы.