Файл: Социальная структура современного общества. Социальные институты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 320

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В последние годы увеличивается тенденция к проявлению активной позиции, которая в ближайшем времени должна выявится еще сильнее. В России за последние 10 - 15 лет достаточно увеличились проблемы среди молодого поколения. Рассмотрим, какие именно трудности выявлены в данной категории людей.

Социальные проблемы

Заметные ухудшения особенно коснулись социальной сферы:

  • Доля численности молодежи по отношению к другим возрастным группам страны сокращается, сокращение стало заметно в 1979 г. и достигло отметки в 15%.

  • Проблемы со здоровьем. Повысились случаи хронических заболеваний. Только 14% молодежи полностью здоровы.

  • Ухудшение образовательной системы России ведет к снижению умственных и интеллектуальных способностей молодых людей.

  • Проблемы с психическим состоянием молодых граждан. Государство не уделяет большое внимание психологии молодежи.

  • Молодежь отрывается от общества, повышается процент маргиналов.

  • Ухудшение экономической и социальной жизни страны приводит к повышению уровня преступлений среди молодых. Почти 60% всех преступлений страны совершены гражданами до 25 лет.

Экономические проблемы

Тяжело обстоит дело с экономической ситуацией молодежи в России:

  • Невозможность устроиться на работу по специальности из-за некачественного образования. Работающая молодежь – всего лишь небольшой процент от всей социальной группы.

  • Увеличение безработицы среди молодого поколения. Неспособность материально обеспечивать свои нужды и потребности.

  • Жилищный вопрос. У молодого поколения практически нет возможности приобрести жилье.

Духовные проблемы

Социальные и экономические проблемы влияют на духовную составляющую молодого поколения страны. Родители меньше времени уделяют воспитанию детей и заложению в них фундамента нравственности и моральных качеств.

Между молодым и старым поколением большая «пропасть», непонимание и конфликты. Современные духовные и нравственные проблемы российской молодежи:

  • большая разница и конфликтные ситуации между молодым и старым поколением;

  • поспешное освобождение из-под родительской опеки;

  • возвышение культа «удовольствия», отрицание общественных норм и ценностей;

  • саморазрушение, уничтожение личности;

  • сексуальная и нравственная распущенность.

Молодежная политика - ее система и основные направления

Государство пытается решить проблемы молодого поколения, ведь юноши и девушки есть будущее нашей страны. Очевидно, что для разрешения трудностей нельзя использовать устаревшие методы, которые перестали быть актуальными в современном обществе.


Страна на государственной основе взялась за развитие молодежной политики, в классификацию направлений которой входит:

  • патриотическое воспитание;

  • создание общественных молодежных организаций;

  • международное молодежное сотрудничество;

  • молодежная волонтерская деятельность;

  • прививание молодому поколению активного образа жизни;

  • популяризация безопасной культуры;

  • поддержание в управленческой деятельности;

  • психологическая работа с теми, кто находится в опасном социальном положении;

  • помощь в определении своей профессиональной ориентации;

  • прививание традиций для формирования ценностей.

Власти уверены, что молодежная политика, предпринятая государством, должна со временем помочь ребятам и девушкам самореализоваться и успешно войти в социальную жизнь общества.

Роль молодежи в современном обществе

Молодежь в нынешнем мире играет одну из главных ролей нежели остальные социальные группы. На ней лежит будущее состояние всех сфер государства и общества.

Поэтому воспитание и образование, закладка правильных ценностей очень важны. Синонимом слова «молодежь» в широком плане является определение будущего всего человечества.

Главные роли молодежи в современном мире:

  • Главный носитель умственных и физических способностей, которые более широко раскроются в будущем. Молодежь от других групп отличает огромный потенциал к трудовой деятельности, стремления к открытиям в технической и научной деятельности, хорошие способности в творчестве и культуре.

  • Самая перспективная группа в профессиональной деятельности и социальной сфере. Быстрее всех «схватывает» новую информацию, адаптируется к изменениям в обществе и мире.

Социологи считают, что только вступая в жизнь молодые люди становятся объектами, на которые воздействуют общество, семья, образовательные институты, социальные условия. После взросления молодой человек уже сам начинает влиять на это общество и становится его субъектом.

25. Кейс-стади как стратегия исследования. Применение кейс-стади в педагогике

Сase study - исследовательская стратегия, направленная на глубокий, полный и комплексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического объекта (случая).

В зависимости от целей различают два основных типа кейсов: учебные и исследовательские.

Стратегия кейс-стади может классифицироваться по критерию 

объек­та исследования. В принципе в этой роли может выступать любой соци­альный объект.

1. Одна из разновидностей кейс-стади — биографическая стратегия.

О биографической стратегии можно го­ворить лишь тогда, когда биография одного человека изучается как комплексный объект с использованием всех доступных методов сбора и анализа информации.

2. Кейс-стади семьи. Эта стратегия близка к биографической, но не сводима к ней. Семья — это и социальный институт, и социальная общность.

3. организационное кейс-стади. В этом случае в каче­стве объекта выступает предприятие, фирма, политическая органи­зация и т.п.

4.кейс-стади населен­ного пункта.  Она получила развитие в антропологии, а затем была перенесена на изучение малых городов.

5. Кейс-стади события (забастовки, демонстрации и т. д.).

Другой вариант классификации стратегии кейс-стади — по местопо­ложению исследователя относительно изучаемого объекта. В принципе встречаются два варианта:

а) Кейс-стади в форме включенного наблюдения. Суть этого варианта состоит в том, что изучение объекта происходит изнутри, а сам исследова­тель (или исследователи) в той или иной мере включены в качестве участ­ников в изучаемые процессы.

б) Кейс-стади, в котором исследователь изучает процессы, находясь вне изучаемого объекта. Разумеется, это в первую очередь относится к биографическим исследованиям.

Сase-study в педагогике

Кейс-метод позволяет демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий. Он позволяет заинтересовать студентов и учащихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации, для последующего ее обсуждения в коллективе с показом своего варианта решения вопроса или проблемы.

Любой кейс дает возможность преподавателю использовать его на различных этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения.

Метод Case-Study способствует развитию различных практических навыков. Они могут быть описаны одной фразой – творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения.

Метод развивает следующие навыки:

1. Аналитические навыки

2. Практические навыки 


3. Творческие навыки

4. Коммуникативные навыки

5. Социальные навыки

6. Самоанализ

Хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям:

·     соответствовать четко поставленной цели создания;

·     иметь соответствующий категории слушателей уровень трудности;

·     иллюстрировать несколько аспектов предмета или практики в жизни;

·     не устаревать слишком быстро;

·     иметь национальную окраску;

·     быть актуальным на сегодняшний день;

·     иллюстрировать типичные ситуации;

·     развивать аналитическое мышление;

·     провоцировать дискуссию;

·     иметь несколько решений.

Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести кейсы, в которых уже содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа и поиск своего варианта решения. Это позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время.

 Технология работы с кейсом в учебном процессе (этапы)

1) индивидуальная самостоятельная работа с материалами кейса (проблема, реш-ия)

2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии.

При обучении на основе кейсов «можно использовать как минимум 6 форматов:

1. Учитель – ученик «Перекрестный допрос»

Дискуссия между преподавателем и учеником. Мнение учащегося высказывание, позиция или рекомендация будет рассматриваться посредством ряда вопросов.

2. Учитель – ученик. «Адвокат»

Обычно это дискуссия между учителем и учеником, но иногда в ней могут участвовать и другие слушатели. Учитель принимает на себя совершенно непригодную для защиты роль и просит учащегося (и возможно других) занять позицию адвоката.

3. Учитель-ученик. «Гипотетический формат»

Сходен с предыдущим, но есть одно отличие: учитель будет излагать гипотетическую ситуацию, которая выходит за рамки позиции или рекомендации ученика по данной проблеме.

4. Учащийся- учащийся: конфронтация и/или кооперация

В данном формате дискуссия ведется между учащимися, а преподаватель наблюдает и делает для себя выводы.

5. Учащийся- учащийся: «Играть роль»

Учитель может попросить ученика принять на себя определенную роль и взаимодействовать в ней с другими одноклассниками.


6. Учитель- класс: «Безмолвный формат»

Преподаватель может поднять вопрос, который первоначально направлен отдельному лицу, а потом и всему классу (так как отдельный ученик не смог ответить).

Контекстное обучение (А.А. Вербицкий

Контекстное обучение — это обучение, в котором на языке наук с помощью всей системы форм, методов и средств, традиционных и новых, динамически моделируется предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, осуществляется трансформация учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста.

3 типа взаимосвязанных моделей:

семиотической, содержит учебные тексты (лекционные, учебные задачи и задания); присвоение знаний индивидуальное; единица работы — речевое действие.

имитационной, содержит модели профессиональных ситуаций; присвоение — через самостоятельное мышление; единица работы — «профессиональноподобное» действие.

социальной, содержит проблемные ситуации; присвоение происходит в совместных формах работы в интерактивных группах; единица работы — поступки.

Основная цель контекстного обучения — формирование в рамках учебной деятельности студента его целостной, внутренне мотивированной профессиональной деятельности как будущего специалиста.

3 базовые формы деятельности и множество переходных от одной базовой к другой.

  • • учебная деятельность академического типа (информационная лекция и др.);

  • • квазипрофессиональная деятельность: имитационная, ролевая, деловая игра и другие игровые формы организации учебной деятельности.

  • • учебно-профессиональная деятельность, в которой студент выполняет функции специалиста: производственная практика, написание курсовых и дипломных работ и др.

Контроль в контекстном обучении используется как традиционный (зачеты, экзамены, контрольные и другие работы), так и специфический: аттестационные производственные ситуации, деловые игры, самоконтроль по точным и понятным для студента критериям и др.
26. Методы, применяемые в дискурсивных исследованиях. Использование методов дискурсивных исследований при изучении обществознания

Структурно-семантический анализ (Ю. Лотман).

Свой семиотический подход Ю.М. Лотман реализует в анализе художественных текстов. Искусство и каждый его текст является своего рода системой, родственной по своей структуре языку. Как мы анализируем языковые тексты, учитывая структуру языка, подобным образом, возможен анализ любого художественного (культурного) текста. Сам Ю.М. Лотман уделил особое внимание структурному анализу русского быта XVIII и XIX вв., а также русской литературы XIX в.