Файл: Социальная структура современного общества. Социальные институты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 327

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В контексте герменевтической традиции понимание проявляет себя как фундаментальный метод познания мира, представленного через различные тексты (знаки, законы, символы, теоремы, произведения культуры, формулы, человеческие слова, действия и пр.).

Герменевтика (в пер. с греч. – разъясняющий, растолковывающий) - методология «наук о духе», главной задачей которых является понимание — постижение смысла. Это философский подход и принцип научного исследования, требующий всестороннего, конкретно-исторического осмысленного и глубокого понимания сущности воспитания и обучения.

Феноменология – это учение о феноменах, под которыми философы понимали какое-либо событие, опыт или явление, основанное на принципе трансцендентального Я, включающего в себя первичный опыт сознания. Феноменология близка нам сегодня тем, что она выводит педагогику на диалогизм как способ мышления, соответствующий глубинным основаниям человеческого бытия.

  Образование как социальный феномен - это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Образование как система — это совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Современная система образования в Российской Федерации строится на основании Закона РФ «Об образовании», принятого в 1992 г.

Ведущим критерием для формирования и логического выделения образовательных общностей выступают виды образовательной деятельности и соответствующие им социальные статусы в системе образования. Профессиональные общности дифференцируются по ряду взаимосвязанных оснований:

  • — по должностным позициям (начальники — подчиненные, основные — вспомогательные и т. д.);

  • — по специальным профессиональным направлениям (физики, гуманитарии, биологи и прочие предметные специализации);

  • — по уровням квалификации (академики, профессора, доценты и т. д.);

  • — по положению в отраслевой и уровневой структуре системы образования (включенности в образовательные учреждения разных типов).


Как социальная организация система образования характеризуется иерархической структурой управления: от аппарата министерства, департаментов образования до завучей и директоров школ, ректора и деканов в вузах. Кроме того, существует иерархия преподавательских должностей и званий в вузе (от ассистента до профессора), а в школе – учителей по категориям.

Главная особенность социальной структуры образования связана с процессом социального взаимодействия двух основных групп – учителей и обучающихся.

 К субъектам системы образования и образовательной политики относятся: а) учреждения и организации, осуществляющие образовательную деятельность; б) органы управления образованием; в) предприятия и организации, образующие инфраструктуру системы образования; г) физические лица, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, родители и обучающиеся.


  1. Дискурс-анализ как методология

Дискурс-анализ – представляет собой подход к изучению природы языка в связи с центральными концептами социальных наук.

Правила формирования дискурса (М. Фуко Археология знания)

1) формирование объектов, для определения которого нужно рассмотреть поверхности возникновения объектов, т. е. социальную среду, инстанции разграничения (социальные институты) и проанализировать решетки спецификации, т. е. систему, в соответствии с которой «мы разделяем, противопоставляем, сближаем, перегруппировываем, квалифицируем, выводим друг из друга» различные виды объектов.

2) формирование модальностей высказывания, которые связаны с ролью субъекта, его местонахождением и позицией.

3) формирование понятий. Фуко считает, что систему формирования понятий образует «пучок отношений», который реализуется только в высказываниях, в связи с этим он описывает организацию поля высказываний (формы последовательности, формы сосуществования, процедуры вмешательства и др.).

4) формирование стратегий. Стратегиями в его понимании являются те темы и теории, которые формируются под воздействием определенной организации понятий, определенной перегруппировки объектов, определенных типов актов высказывания в том или ином дискурсе. Таким образом, в понимании М. Фуко к базовым элементам дискурса относятся объекты, модальности акта высказывания, понятия, тематические выборы (стратегии).



Шесть основных подходов (О.Ф. Русакова)

  1. лингвистический, рассматривающий языковую сторону дискурса;

2) кратологический, связанный с именем М.Фуко и анализирующий дискурс как мощный ресурс, обладающий властно-принудительной силой;

3) семиотический, определяющий дискурс как знаково-символическое образование

4) социально-коммуникативный, выделяющий коммуникативные цели и социальные функции дискурса;

5) постмодернистский, рассматривающий дискурс как сетевое коммуникативное пространство, в котором происходит переформатирование реальности и конструирование новой;

6) комбинированный, соединяющий различные трактовки дискурса.

Подходы к изучению дискурса (Л.С. Бейлинсон)

1) с позиции социологии и социолингвистики, кто организует общение и участвует в нем;

2) с позиций прагматики и коммуникативной теории, как осуществляется общение;

3) с позиций семантической теории, о чем идет речь;

4) с позиций структурной лингвистики, языковые способы выражения смысла в высказываниях, составляющих дискурс (формально-языковой параметр)

Критический дискурс-анализ (Норман Фэркло).

Основной областью интереса является исследование изменений дискурса, которые происходят благодаря интертекстуальности-механизму, с помощью которого отдельный текст привлекает элементы и дискурсы других текстов. Комбинация элементов различных дискурсов ведёт к изменению определённого дискурса, и, 

следовательно,к изменению социо-культурного  мира.

ДИ занимаются фактическим употреблением письменного и устного языка и других символических форм в общественных практиках;

ДИ подчеркивают, что при практическом употреблении знаков содержание значения конструируется социальными феноменами, которые тем самым конструируются в своей общественной реальности;

ДИ допускают, что некоторые интерпретации понимаются как части всеохватывающей дискурс-структуры, которая в определенный временной отрезок формируется и стабилизируется при помощи специфичных институционально-организационных контекстов;

ДИ исходят из того, что употребление символических порядков подлежит реконструируемым правилам толкования и функционирования. (Keller R, S.8).

  • Дискурсы убежища, иммиграции, гуманитаризма, суверенитета способствуют наделению понятия «беженец» особыми значениями.

  • Используем , например, мультипликационные фильмы, газетные статьи и международные конвенции.

  • Изучаем социальный контекст – войны, природные катастрофы, судебные решения – определяем степень их вовлеченности в изучаемые дискурсные события.


Трехаспектный подход.

«направлен на анализ текстов в рамках дискурсов, локализуя их в историческом и социальном контексте, в связи с чем мы вынуждены прибегать к изучению конкретных акторов, отношений и практик, характеризующих предмет исследования».




Социологические методы, используемые в дискурсивных исследованиях.




  1. Глобализация как фактор развития российского общества

Глобализация и модернизация.

Под модернизацией в широком смысле слова принято понимать исторически детерминированный процесс контроля людей над протеканием природных процессов. В более узком смысле под модернизацией подразумевается процесс изменения социально-экономической и политической составляющей всех государств планеты в соответствии с типом западного общества эпохи модерна, то есть общества, построенного на принципах либерализма и использующего достижения индустриального производства.

Глобализация трактуется как процесс охватывания экономическими, политическими, социальными и культурными взаимоотношениями всего человеческого сообщества.

Типы глобализационных теорий

  • Теория мировой политии

• Теория мировой культуры

• Теория мировой системы

Современная мир-экономика, согласно И. Валлерстайну, состоит из трех типов государств-участников: «ядерные» высокоразвитые государства , «периферийные» государства , служащие преимущественно сырьевой базой мир-экономики, управляемые слабыми правительствами и экономически зависимые от «ядра»; «полупериферийные» страны, занимающие промежуточное положение по степени политической автономии внутри мир-системы, производящие менее технологичную продукцию и в какой-то степени зависящие от «ядерных» государств экономически.

Теория глобальной системы Э. Гидденса и Л. Склэра. Э. Гидденс рассматривает глобализацию как прямое продолжение модернизации. Выделяет четыре измерения глобализации: 1. Мировая капиталистическая экономика; 2. Система национальных государств; 3. Мировой военный порядок; 4. Международное разделение труда.

Теория "обществ, основанных на знании" (Н. Стер). Глобализация – форма расширения или «процесс растягивания», особенно в сферах экономической и политической деятельности. Процессы глобализации стали возможными в связи с возрастанием роли знания в обществе.

Государство и процессы глобализации

– усиление мирового неравенства.

– исключение целых обществ из процесса глобальной модернизации увеличивает риск этнонациональных конфликтов, терроризма, вооруженных конфликтов;

– перенесение развитыми странами загрязняющих веществ для захоронения в бедные страны

Торжество глобализации означает, прежде всего, историческое поражение левой части политического спектра практически в каждой стране. Возникает новое планетарное разделение труда, которое очень четко отделяет страны «золотого миллиарда» от всех прочих. Эти «прочие» оплачивают благополучие «золотого миллиарда».

Государственная власть и транснациональные процессы (ТНК)

Когда монополистический капитал становится транснациональным, внешнеэкономическая политика государства начинает совпадать с экономическими интересами ТНК.

В передовых странах их двоевластие приняло характер симбиоза. Развитые государства активно поддерживают собственные ТНК, которые, в свою очередь, обеспечивают сюзеренам поступление налоговых средств от международной деятельности и, что, возможно, более важно, распространение их экономического и политического влияния.

Тенденции объединения суверенитета государств с многосторонними соглашениями (НАТО, ОПЕК, ООК, МВФ)

Данная модель порождает проблему соотношения государственного суверенитета с устойчивостью интеграционного объединения. Так, с одной стороны, интеграционное объединение предполагает унификацию законодательства в определенных сферах, согласованность политик по ряду областей. А это фактически означает, что государства часть своего суверенитета отдают межгосударственным структурам, вследствие чего возникает угроза государственного суверенитета, наиболее актуальная для малых участников интеграции. С другой стороны, чрезмерные опасения потери государственного суверенитета препятствуют ускорению интеграции, в результате чего конечная цель не реализуется. Примерами центричных интеграционных объединений выступают НАФТА, МЕРКОСУР, АЛБА и др.

Формирование базиса для возникновения наднационального государства ("всемирного правительства").

Движение к всемирному государству должно быть постепенным, так чтобы не разрушались устоявшиеся традиции и обычаи народов, хотя важно, чтобы амбиции политиков не препятствовали этому движению. Более того, одно государство не должно оказывать давление на другие.