Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 535

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ход урока

Работа с иллюстрацией к рассказу В. Осеевой (с. 61)

  • Рассмотрите рисунок внимательно. Что происходит? Как ведут себя все действующие лица? О чем говорят позы и лица мальчиков? Готовы ли они помочь котенку?

Чтение рассказа В. Осеевой «Плохо»

  • Какое впечатление произвел на вас рассказ В. Осеевой? Похожи ли ситуации, изображенные в рассказе и на рисунке? Что вы можете сказать о мальчиках?

Выборочное чтение. Работа в парах

  • Каким изображен котенок? Найдите в начале рассказа предложения с описанием котенка. Прочитайте. А какой изображена собака? Прочитайте первое предложение (работа в парах).

  • Устно опишите собаку и котенка, передайте в рассказе свое отношение к ним.

  • Что автор рассказывает о мальчиках? Найдите этот эпизод, и прочитай его.

  • Что делали мальчики? (Ждали, что будет). О чем говорит этот поступок? Подумайте. (Они были любопытны, равнодушны, нерешительны, испуганы?)

  • Прочитайте, как отнеслась к их поступку женщина? Какое слово говорит о ее чувствах? (Она гневно ответила). Как поведение женщины помогает нам оценить поступок мальчиков?

Обмен мнениями и их сравнение

  • Вы осуждаете ребят или нет? Как оценила их поступок женщина? Вы согласны с ней? Прочитайте ее слова выразительно.

Обобщение по тексту

  • Как бы вы потупили на месте ребят, о которых рассказала В. Осеева?

  • Как бы вы объяснили мальчикам, что «недостаточно не делать ничего плохого, надо еще...»? Продолжите высказывание.

  • Перескажите текст В. Осеевой «Плохо», используя опорные предложения:

  • С чего начнете свой рассказ?

  • Как его продолжите?

  • Чем закончите свой рассказ?

  • Какой совет можно было бы дать мальчикам? Как вы думаете, есть ли у этих детей домашние животные? Любят ли они животных?

Подведение итогов

Осмысление результатов в овладении навыком чтения, их оценка.

Желательно сделать наглядную табличку, где на верхней горизонтальной линейке будут написаны качества навыка чтения: осознанность, способ чтения (слогами — словами), правильность, беглость (медленно — быстро), выразительность. В вертикальной полосе — фамилии детей. Качества чтения обозначаются цветом: зеленый (можно двигаться дальше), желтый (приготовиться исправить ошибки), красный (нужна помощь).



Урок № 6 (37). Особенности научно-познавательного текста. Собаки (из энциклопедии). М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». Кошки (из энциклопедии).

Целевые установки урока Предметные цели;

  • уметь быстро читать двусложные слова целиком, не деля их на части;

  • понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию;

  • сравнивать (вместе с учителем) художественные и познавательные тексты, различать их; проявлять интерес к их изучению;

  • сравнивать произведения на одну тему;

  • строить связные высказывания по картинкам;

  • находить в тексте слова для характеристики героя.

Метапредметные цели;

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу при работе с различными текстами;

  • иметь представление о результатах изучения темы урока;

  • осознавать последовательность действий при отработке навыка чтения;

  • стремиться к достижению положительных результатов.

Познават елъные:

  • осмысливать свои достижения и успехи, фиксировать их в знаково­символической форме.

Коммуникат ивные:

  • различать (с помощью учителя) цели чтения разных текстов: познавательного (сообщить, информировать о предмете) и художественного (изобразить, «оживить» предмет);

  • уметь слушать одноклассников (в парной работе);

  • осваивать положительный стиль общения.

Личностные:



  • проявлять интерес к чтению художественных произведений, уметь выражать радость при встрече с ними;

  • стремиться к усвоению доброжелательного стиля общения с меньшими братьями;

  • выражать готовность к сотрудничеству в парах.


Ход урока

Постановка учебной задачи

Знакомство с научно-познавательным текстом



  • Прежде чем купить собаку, надо подумать, какой породы щенка вы хотите иметь дома? Знаете ли вы какие-нибудь породы собак? Как получить о них информацию? Где узнать? (В интернете, энциклопедии...). Давайте заглянем на такую страничку (с. 64).

Чтение текста «Собаки»

  • Что вы узнали о собаках?

Сравнение двух текстов («Плохо» и «Собаки»)

  • Чем этот текст отличается от рассказа В. Осеевой «Плохо»?

В одном из них есть точная информация о породах собак, а в другом рассказе изображен случай, который произошел с собакой и мальчиками. В нем передано отношение автора к своим героям.

  • Знаете ли вы, как В. Осеева назвала свой рассказ? («Плохо»). Почему? Что она хотела сказать своим читателям, что посоветовать?

Сравнение текстов о кошках на с. 66-67 (художественный и познавательный)

  • Сегодня, ребята, мы будем читать различные тексты о кошках. Нам надо будет их сравнить, чем они похожи и чем отличаются. Какова же будет наша учебная задача?

Самостоятельное чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка»

  • Понравилось ли вам стихотворение? Правдиво ли здесь изображена кошка всего несколькими короткими предложениями? Вспомните, дружат ли кошки и собаки? Какие коротенькие (звукоподражательные) слова показывают их отношения (Мяу — фрр)?

  • Прочитайте друг другу это стихотворение выразительно.

Чтение текст «Кошки» (с. 67) в парах и сравнение текстов

  • Что в этом тексте сообщается о кошках? Расскажите.

  • Давайте сравним два текста о кошках. Чем они похожи (одна и та же тема)? Чем они различаются? (В стихах кошка изображена с характером, а в другом тексте просто дается информация, сообщается о кошках).

  • Рассмотрите иллюстрации. Сравните кошек разных пород. Выберите понравившуюся кошку и опишите ее словами. Какая она? Чем она вам нравится? Вы будете просто сообщать нам, какую из пород кошек вы выбрали, или попробуете рассказать историю об этой кошке?

Слушание стихотворения М. Пляцковского «Цап Царапыч»

  • Понравилось ли вам стихотворение? А кот? Какой он? Почему его так прозвали? Как общается мальчик с Цап Царапычем: доброжелательно или с помощью пинков?

  • Прочитайте текст сами и определите, любит ли мальчик кота? Что вы можете сказать о мальчике?

Обобщение. Учитель помогает детям сравнить тексты,

посвященные кошкам

  • Какой темой объединены все тексты? Сравните тексты о кошках. В чем особенность стихотворений М. Пляцковского «Цап Царапыч» и «Кошка» Г. Сапгира? Как в них изображаются кошки? (В стихотворениях М. Пляцковского и Г. Сапгира кошки изображаются со своим характером. Это — художественные тексты).

  • Похож ли на них текст « Кошки»? ( Нет. Текст просто сообщает нам, дает информацию о кошках. Это — познавательный текст).


Подведение итогов и оценка результатов

  • Понравился ли вам урок? Он был трудным для вас или нет?

  • Какие учебные задачи мы решали сегодня на уроке? (Мы учились

читать разные произведения и отличать текст, где писатель как бы «оживляет», изображает предмет (художественный текст), от

познавательного текст, где нам дается информация, сообщение о предмете.

Оцените свои результаты

  • Кто доволен своими достижениями, а кто считает, что ему еще надо поработать над навыком чтения?


Урок № 7 (38). Сравнение художественного и научно-познавательного текста. В. Берестов «Лягушки». Лягушки (из энциклопедии).

Целевые установки урока Предметные цели;

  • проявлять интерес к чтению стихов;

  • уметь быстро читать двусложные слова целиком, не разделяя их на части, и понимать прочитанное;

  • сравнивать (вместе с учителем) тексты художественные и

познавательные, различать их;

  • строить связные высказывания по картинкам;

  • находить в тексте слова для характеристики героя.

Метапредметные цели;

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу при работе с различными текстами;

  • иметь представление о результатах изучения темы урока;

  • осознавать последовательность действий при отработке навыка чтения;

  • стремиться к достижению положительных результатов.

Познават елъные:

  • уметь сравнивать произведения на одну тему, делать выводы;

  • осмысливать свои достижения и успехи, фиксировать их в знаково­символической форме.

Коммуникат ивные:

  • различать цели чтения разных текстов (с помощью учителя): познавательного (сообщить, информировать о предмете) и художественного (изобразить события, «оживить» предмет, передать отношение к нему);

  • уметь слушать одноклассников;

  • осваивать положительный стиль общения.

Личностные:




  • проявлять интерес к чтению художественных произведений о наших меньших братьях и уметь выражать радость при встрече с ними;

  • осмысливать нравственно-этические понятия: быть ответственным, заботливым;

  • понимать важность доброжелательного стиля общения;

  • выражать готовность к сотрудничеству в парах.

Ход урока

Учитель по своему усмотрению может сократить материал или отвести на его изучение два урока.

Постановка новой учебной задачи

  • Какие произведения о кошках мы читали на прошлом уроке? О чем они? (О кошках.) Докажите на примере прочитанных текстов, что о кошках можно рассказать по-разному. (Можно сказать, просто сообщить, что кошки бывают разных пород. Но можно рассказать какой-то случай о них, какие они по характеру (ласковые, драчливые).

Самостоятельное чтение стихотворения В. Берестова «Лягушата»

  • Можно ли определить как поэт, написавший такое веселое стихотворение, относится к лягушатам? Из каких слов это видно?

Выразительное чтение (с. 68)

  • Сначала прочитайте стихи медленно, но целыми слова. Отметьте те слова, которые говорят о превращениях лягушки (были икрою, головастиками, а потом стали лягушками).

  • Прочитайте стихи выразительно, чтобы порадовать слушателей!

Сравнение текстов.

Учитель формулирует ее сам: различать текст, в котором мы «видим» живую картину и отношение писателя к ней, и текст, где дается объяснение или сообщение о лягушках.

  • Рассмотрите рисунок на с. 69. Что он нам иллюстрирует? (Стадии превращения лягушки).

Справочный текст «Лягушки» читает подготовленный ученик, а дети следят за ним по тексту.

  • Что объединяет стихи, рисунок и текст «Лягушки»? Что в них общего? (Они все рассказывают о лягушках, но по-разному).

  • Подумайте и скажите, есть ли в стихотворении В. Берестова сведения о превращениях лягушки, как в тексте о лягушках? (Да, есть: икра, головастики, лягушка). Чем же они отличается друг от друга? (Художник изображает лягушек красками, поэт «рисует» их словом и передает свою радость и удивление, а в тексте «Лягушки» дается объяснение, как получаются лягушки).

Подведение итогов и оценка результатов