Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 536

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  • говорить спокойно, внятно, четко формулируя вопросы и ответы;

  • высказывать свое мнение;

  • уметь слушать ответы одноклассников;

  • уметь договариваться и приходить к общему пониманию;

  • уметь сотрудничать в парах.

Личностные:

  • проявлять интерес к теме о животных;

  • стремиться подражать примерам доброжелательного отношения к меньшими братьями;

  • уметь эмоционально выразить свое отношение к прочитанному;

  • осознавать, что значит быть ответственным.


Ход урока

Постановка учебных целей раздела

Работа со с, 51-53 учебника.

  • Ребята! Мы начинаем с вами изучать новую тему. Прочитайте ее название. Какие цели и задачи мы должны решить при изучении новой темы? Попробуйте сформулировать учебную задачу каждый для себя. (Что я узнаю? Чему научусь?)

  • Как вы считаете, надо ли нам что-то знать о животных? Читать о них книги?

Основная часть урока. Размышления о нравственно-этических понятиях

  • Объясните, что значит любить животных и заботиться о них? Всегда ли забота о животных является проявлением большой любви к ним? Выскажите свое мнение, приведите примеры.

  • Как вы понимаете название темы? Прочитаем, что думает об этом писатель Н. Сладков. Он написал много интересных книг о животных и поможет нам ответить на этот вопрос.



Н. Сладков

Это кто же наш меньший брат — бегемот, носорог или слон? Ничего себе! Или жираф, который втрое нас выше?.. Орёл зорче нас, заяц быстрее, волк чутче, медведь сильнее. Птицы летают без самолётов, дельфины пересекают моря без пароходов...

Вот какие наши меньшие и младшие братья. Во всём обогнали нас, разве что разумом уступают. А раз так, то, значит, мы, грамотеи, в ответе не только лишь за себя, но и за них. Как старшим братьям всегда и положено.
Учитель читает произведение.


  • Что вы поняли из этого текста? Что означают слова автора: «Мы в ответе не только за себя, но и за них?» Быть в ответе — значит, быть ответственным. Мы уже говорили об ответственности. Вспомните девочку из сказки «Гуси-лебеди». Наша обязанность, необходимость отвечать за тех, кто младше нас, слабее нас. А надо ли отвечать за тех, кого мы приручили, за животных, которые живут у нас дома или рядом? Объясните.

  • Как писатель называет нас? (Грамотеи). Почему? (Мы обладаем разумом и умеем читать книги).

  • Вывод: рассказы о животных помогут нам научиться понимать наших меньших братьев и заботиться о них.

Работа с рубрикой «В мире книг»

Учащиеся рассматривают обложки книг, читают их название и фамилию автора; рассказывают о тех книгах, которые прочитали сами или вместе с родителями.

Работа с рубрикой «Разноцветные страницы»

Обучение чтению целыми словами в темпе разговорной речи.

  • Выберите текст для упражнений (с.54-55.) Вспомните подсказку «Как научиться читать быстро?», назовите последовательность действий, которые обеспечат чтение целыми словами (сначала прочитать слова медленно, по слогам; потом медленно еще раз, поставить в словах ударение; повторно прочитать слово целиком, не разделяя его на слоги; подумать о значении слова).

Можно написать «Памятку» и пользоваться ей на других уроках.

  • Прочитайте друг другу тексты, выбранные вами для выразительного чтения.

Подведение итогов, осмысление и оценка результатов

  • Какую учебную задачу нам удалось решить на уроке? Сразу ли дети научились вести себя ответственно по отношению к щенку, их «меньшому брату»? Какой вывод вы для себя сделали?

  • Оцените свои успехи в овладении техникой чтения с помощью символов (цветных фишек, полосок, светофоров).


Урок № 3 (34). Разные виды информации в тексте. Поиск информации в тексте. С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». И. Токмакова «Купите собаку».

Целевые установки урока Предметные цели;

  • проявлять интерес к чтению произведений о животных и обсуждать их;

  • уметь найти в библиотеке книжки о животных (вместе с учителем);

  • размышлять о взаимоотношениях человека и животных;

  • высказывать свое мнение;

  • читать плавно, целыми словами, без ошибок;

  • владеть приемами выборочного чтения (с помощью учителя). Метапредметные цели;

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу при работе с текстом (с помощью учителя); удерживать ее в памяти;

  • стремиться к достижению положительных результатов в освоении навыка чтения;

  • контролировать и оценивать результаты.

Познават елъные:

  • расширять свои представления о животных и об отношениях к ним людей через чтение рассказов и стихов;

  • понимать смысл произведения (с помощью учителя);

  • размышлять над значением слов, используемых автором текста;

  • уметь сравнивать свое мнение с другими точками зрения.

Коммун икат ивные:

  • уметь строить связные высказывания в 3-4 предложения;

  • включаться в диалог и взаимодействовать в парах;

  • говорить спокойно, внятно, четко формулируя вопросы и ответы;

  • слушать ответы одноклассников;




договариваться;

сотрудничать в парах, проявляя внимание к своему собеседнику.

Личностные:

  • эмоционально выражать свое отношение к прочитанному;

  • стремиться подражать примерам доброжелательного отношения к меньшими братьями;

осознавать, что значит быть ответственным.


Ход урока

Постановка учебной задачи

  • Сегодня мы познакомимся со стихотворениями, в которых автор говорит о тех людях, которые любят собак.

Основная часть урока

Подготовка к чтению стихотворения С. Михалкова «Трезор»

  • Рассмотрите рисунки на с. 56-57. Почему вещи и игрушки в беспорядке? Предположите, что могло произойти. Правильный ответ на вопрос найдете после чтения стихотворения.

Чтение стихотворения «Трезор» подготовленными учениками

  • Какой переполох в квартире устроил щенок? Прочитайте стихотворение и объясните, кто оказался виновным в этом?

Выборочное чтение. Работа с произведением

  • В каких строках стихотворения автор говорит о причине произошедшего? Выделите наиболее важные по смыслу слова и выражения (Заперли Трезора дома, оставили одного, без присмотра, без надзора).

  • Прочитайте строки о шалостях Трезора. Как бы вы поступили со щенком: рассердились на него, наказали бы его или простили? Почему?

  • Можно ли сказать, что дети поступили безответственно? После чего они осознали свою ошибку? (Когда случилась беда, когда щенок перепортил все, что мог). Исправятся ли дети? Из каких строк произведения это видно? Прочитайте их выразительно, передайте голосом уверенность в том, что дети никогда не оставят щенка без присмотра.

Выразительное чтение стихотворения для удовольствия

  • Случались ли с вами подобные истории? Расскажите. Сравните смысл слов: «ответственный — безответственный».

  • Можно ли сказать, что дети учились на своих ошибках?

  • Вам интересно было читать стихотворение С. Михалкова? Постарайтесь прочитать и другие стихи С. Михалкова.


Самостоятельное чтение стихотворения Р. Сефа «Кто любит собак...» (с. 58)

  • Какое мнение высказывает поэт о людях, которые любят собак? Прочитайте. (Они никому не сделают зла). Вы с ним согласны?

  • Какие важные качества характера есть у этих людей? (Они дружелюбны, незлопамятны, приветливы, любят животных).

Чтение стихотворения И. Токмаковой «Купите собаку» (учитель)

  • Послушайте стихотворение И. Токмаковой об одном мальчике. Подумайте, похож ли он на тех ребят, о которых мы читали на прошлом уроке?

  • Поделитесь своими впечатлениями. Что вы скажите об этом мальчике?

Самостоятельное чтение

  • От чьего имени написаны стихи? Прочитайте стихотворение сами вполголоса (с. 59).

  • О чем мечтает малыш? Как он убеждает родителей, что щенок не доставит много хлопот?

Выразительное чтение в парах

Текст делится на две части.

  • Подготовьтесь читать стихотворение выразительно, передайте с помощью интонации желание мальчика иметь собаку.

  • Приходилось ли вам упрашивать родителей купить вам собаку. Попробуйте составить 3-4 предложения, в которых бы ваша просьба звучала убедительно.

Подведение итогов, оценка результатов

  • Ребята, что вы открыли нового для себя на этом уроке?


Урок № 4 (35). Сравнение рассказа и сказки о животных. Н. Сладков «Лисица и Ёж».

Целевые установки урока Предметные цели;

  • понимать содержание прочитанного произведения;

  • отличать сказку от рассказа и стихотворения (с помощью учителя);

  • уметь выразительно читать диалог, выражая с помощью интонации отношение к герою;

  • владеть приемом выборочного чтения (с помощью учителя). Метапредметные цели;

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу, поставленную на уроке, соотносить ее с результатом;

  • стремиться к достижению положительных результатов;

  • уметь оценивать свои достижения.

Познават елъные:

  • уметь находить главную мысль произведения (с помощью учителя);

  • соотносить заглавие произведения с его содержанием;

  • использовать (с помощью учителя) приемы анализа и синтеза (без термина) при анализе текста;

  • сравнивать героев произведения и делать выводы;

  • уметь решать проблемные ситуации, делать предположения.

Коммуникат ивные:

  • уметь читать по ролям и выразить в чтении диалога свое отношение к героям;

  • стараться говорить внятно, четко формулируя вопросы и ответы;

  • уметь слушать одноклассников;

  • осваивать положительный стиль общения, используя формулы речевого этикета.




Личностные:

  • уметь радоваться при встрече с новыми произведениями;

  • выражать чувство радости от участия в коллективном чтении;

  • проявлять творческую активность при составлении устных рассказов по иллюстрации;

  • стремиться усовершенствовать свои навыки чтения;

  • радоваться не только своим успехам, но и успехам одноклассников.


Ход урока

Основная часть урока

  • Сегодня, ребята, мы будем читать произведение о лисе и еже. Сможете ли вы определить: в этих текстах просто сообщается о животных или они изображаются, как люди (со своими индивидуальными повадкаим, характером)? Подумайте, в каких произведениях животные наделяются умением говорить, (В сказках,}

Чтение произведения Н. Сладкова «Лисица и Ёж»

Чтение текста в парах.

  • Что мы с вами прочитали: рассказ или сказку? Докажите.

  • Понравилась ли она вам? Что именно?

Выборочное чтение (с. 61)

  • Какой изображена лиса в начале сказки? Как она ведет разговор с ежом? Прочитайте. (Грубо, осуждающе или ласково, проявляет внимание к ежу, сочувствует ему, сожалеет, что колючки ему не к лицу,

  • Как лиса выдала себя? Из какого предложения это видно? (Да какой- то ты...).

Подведение итогов. Оценка результатов


Урок № 5 (36). Герой рассказа. Поступок героя. В. Осеева «Плохо». Составление рассказа по картинке.

Целевые установки урока Предметные цели;

  • понимать содержание прочитанного произведения, отвечать на вопросы, находить в тексте слова и выражения, подтверждающие ответ;

  • владеть приемом выборочного чтения (с помощью учителя);

  • осознавать важность умения читать плавно, целыми словами;

  • составлять рассказ по картине.

Метапредметные цели;

Регулятивные:

  • соотносить поставленную задачу с достигнутым результатом;

  • уметь корректировать свои учебные действия.

Познават елъные:

  • понимать (с помощью учителя) цель чтения познавательного текста (передача простой информации) и художественного текста, как словесное изображение событий, героев и передача отношения к ним.

Коммуникат ивные:

  • стараться говорить внятно, четко формулируя вопросы и ответы;

  • уметь слушать одноклассников, упражняться в парной работе, используя формулы речевого этикета;

  • осваивать положительный стиль общения.

Личностные:

  • рассуждать о поступках героя;

  • проявлять желание составлять устные рассказы о животных;

  • проявлять уважение к другому мнению;

  • радоваться успехам одноклассников;

  • стремиться преодолевать трудности, возникающие при освоении навыка чтения.