Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 539

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основная часть урока

Рубрика «Поговорим о самом главном». Чтение рассказа Д. Тихомирова «Находка». Проблемная ситуация

Текст читает учитель или хорошо подготовленный ученик. Текст надо закончить словами: «Он дрожал... плакал жалобно».

  • Подумайте и предположите, что произойдет, что будет дальше? Как поступит со щенком мальчик? 1. Он оставит щенка в овраге, потому что ему не разрешают приносить животных домой; 2. Он принесет щенка домой.

Самостоятельное чтение (чтение оставшейся части рассказа детьми)

  • Что вы можете сказать о мальчике? Какой он? Нравится ли он вам? А как поступили бы вы на его месте?

  • Догадайтесь, от чьего имени ведется рассказ: от имени мальчика или взрослого человека.

Выборочное чтение с заданиями

  • Перечитайте первую часть текста, найдите слова в рассказе мальчика, которые указывают на такие его качества, как сочувствие, сострадание, внимание (крошечный, слепенький щенок; жалобно плакал, скулил, дрожал),

  • Объясните название рассказа.

Задание повышенной сложности; коллективное составление плана рассказа

  • Понравился ли вам рассказ? Хотите научиться так его пересказать, чтобы ничего не перепутать и вызвать интерес слушателей к своему рассказу? (Мотивация, цель).

  • Представьте все события последовательно: С чего все началось? (Как мальчик нашел щенка в овраге); Как продолжилось? (Он принес щенка домой); Чем закончилось? (Находка долго жила у мальчика и любила его).

  • Эти три части рассказа являются нашими опорами, которые помогут вам передать содержание рассказа мальчика без пропусков и ошибок.

Учитель, в зависимости от возможностей детей своего класса, предлагает воспроизвести содержание текста так, как он написан (от первого лица, без термина) или представить, что эту историю рассказал им мальчик, о котором и будет ваш рассказ.

«...Однажды мальчик шел мимо оврага... »

Обобщение. Моменты удивления

  • Как называется страничка (рубрика), на которой помещен наш рассказ? («Поговорим о самом главном».) Что это означает? Возможно, этот рассказ читали ваши дедушки и бабушка, и даже прабабушки и прадедушки. Почему же этот рассказ (как и другие произведения) читать нам интересно, почему он «живет» так долго? (Это означает, что в книгах, рассказах есть что-то важное для нас, что нужно сохранить в нашей памяти. Книги являются большой ценностью для нас).

  • Какие же мудрые мысли вы нашли в этом рассказе о мальчике, какой совет дается нам?

  • В рассказе изображен мальчик, который умеет проявить внимание, заботу и сострадание к окружающим. Он сумел подружиться со щенком и собачка, когда выросла, тоже полюбила мальчика. Эти добрые, важные (ценные) качества есть в каждом из вас, их надо уметь вам проявлять в общении с друзьями и окружающими.

  • Прочитайте или перескажите эту историю дома, своим родным и близким.

  • Какие задачи стояли на уроке? Как мы их выполнили? Оцените результаты. Над чем нам предстоит еще поработать?


Работа с рубрикой «Как хорошо уметь читать»

  • Как вы понимаете название «Как хорошо уметь читать»? Почему это умение так важно для людей?

Хоровое чтение стихотворения Ю. Энтина «Про дружбу» (с. 49)

  • Читаем: 1 раз медленно, но целыми словами; 2 раз в темпе разговорной речи и выразительно.

  • Кто может быть другом? (Товарищи, одноклассники, братья, сестры, родители?) А собачка? Могут ли быть друзьями книги?

  • Подумайте, а может ли быть класс, как дружная семья?

Работа с рубрикой «Проверим себя»

Урок строится с опорой на вопросы и задания рубрики учебника «Проверим себя» (с. 50).

Учитель обращает особое внимание на формирование нравственных представлений о дружбе, которые получили дети при изучении данной темы.

Необходимо побудить ребенка сопоставить свои представления о дружбе до изучения темы и после, сравнить, что он знал раньше и как изменились его представления о дружбе, друзьях после изучения темы «Я и мои друзья».

Надо обратить внимание детей на то, чего им следует избегать, чтобы окружающие люди любили их (не проявлять таких качеств, как грубость, драчливость, злость, самомнение, упрямство). Важно закрепить в сознании детей представления о доброжелательности, приветливости, сочувствии, внимании к друзьям и окружающим людям.

Учитель также обращает внимание на то, что и книги могут быть настоящими друзьями, с которыми общаться (читать) интересно и можно из них получить важные и мудрые советы.

  • Ребята, мы завершаем изучение еще одной темы. Прочтите с доски ее название («Я и мои друзья»). О чем рассказывали произведения в этой теме? (О дружбе и друзьях). Помните ли вы их авторов и названия?

  • Наша тема начинается с такого маленького и важного слова «Я». Что это значит? Важно ли оно для каждого человека? (Это слово важно для каждого человека, независимо от того, где он живет — в городе или селе. Каждый человек должен заботиться о себе, быть культурным и образованным. Но человек живет на земле не один, а вместе с другими людьми. Мы должны научиться понимать их, проявлять к ним уважение и заботу. Очень важно иметь хороших друзей. Нам надо учиться вежливо общаться с людьми и проявлять в общении такие качества, которые помогали бы нам жить в мире и дружбе со всеми).

  • Для этого очень важно знать, что же означают слова «друг, дружба, дружить».

  • Вспомните, не стояла ли учебная задача перед нами в начале изучения темы. (Да, стояла, и мы ее решали на протяжении нескольких уроков). Учащиеся открывают с. 27, и читают п. 1.

  • Справились ли мы с ней? Теперь мы должны подвести итоги: изменилось ли наше представление о дружбе? Что нового мы узнали?


Работа с учебником (с. 50, вопросы № 4-5)

  • Изменилось ли ваше представление о том, кого можно назвать друзьями? Какие представления о дружбе детей у вас сложились? (Друзья помогают друг другу, внимательны, заботливы. Они не ссорятся, не обижаются, умеют прощать, приветливы, спокойны...)

  • Подумайте и ответьте себе (скажите про себя), есть ли эти качества

у вас?

Учитель акцентирует внимание детей на том, что они могут постепенно приобретать эти хорошие качества.

  • Назовите авторов и произведения, которые понравились и натолкнули вас на важные мысли.

  • Какой совет дал утенок сердитому Булю? Найдите эти строки в произведении М. Пляцковского (с. 46).

  • Согласились ли вы дружить и просто общаться с человеком, который хвастается своей силой, грубо разговаривает, кричит, обижается на всех, ссорится?

  • Умеете ли вы прощать? Удавалось ли вам кого-то простить? Какое настроение у вас было в это время?

Общая оценка изучения темы

  • Какое впечатление произвели на вас произведения данной темы? Какие мысли показались вам самыми важными? Что вы запомнили?

  • Подумайте, и скажите, какую важную учебную задачу мы решали, когда читали тексты произведений? (Мы учились читать, читать целыми словами без ошибок, осознанно и выразительно).

  • Сравните свои успехи в начале изучения темы и в конце. Расскажите, каких успехов (пусть и небольших) достиг каждый из вас.

Подведение итогов

  • Какие задачи стояли перед нами на уроке? (1. Научиться читать плавно целыми словами, без ошибок. 2. Научиться понимать смысл слов: дружба, дружелюбие, доброта).

  • Как мы справились с ними? Над чем нам предстоит еще поработать?

  • Произведения, каких авторов мы читали на уроке? На какие размышления натолкнули вас авторы прочитанных произведений?

  • Какие важные выводы каждый из вас сделал для себя? Какие произведения вы хотели бы перечитать дома?

Раздел «О братьях наших меньших»


Раздел «О братьях наших меньших» с ее важным содержательным и воспитательным наполнением, является еще и заключительной темой учебника и своеобразным подведением итогов обучения детей в первом классе. Поэтому вся работа учащихся на уроке будет носить в большей мере самостоятельный характер. Каждый из учащихся может продемонстрировать свои достижения (пусть небольшие) и успехи в области освоения ведущего, обще-учебного умения — умения читать, читать сознательно, целыми словами без ошибок в темпе не менее 25 (30) слов в минуту и выразительно.

В данном разделе учащиеся впервые будут сравнивать познавательные тексты о «Собаках», «Кошках» и «Лягушках» с художественными произведениями на эту же тему. Учителю не следует углубляться в выявлении существенных характеристик каждого типа текста, его стилистических особенностей, т.к. это не простая деятельность для детей и более старшего возраста. Цель введения подобных сравнений носит, прежде всего, занимательный характер, способствует развитию умственных способностей и наблюдательности, приучает детей вчитываться в текст. Поэтому вся работа проводится вместе с учителем, а умения детей строго не оцениваются, лишь поощряется их наблюдательность. Достаточно будет привлечь внимание детей к тому, что одни тексты нас просто информируют (т.е. сообщают какую-либо информацию), а другие — изображают (с помощью слов) и передают отношение к нему автора.


Урок № 1 (32). Проект «Наш класс — дружная семья». Запуск проекта. Собираем материал.

Целевые установки урока Предметные цели;

  • понимать цели и задачи подготовки проекта,

Метапредметные цели;

Регулятивные:

  • уметь формулировать цель подготовки проекта и ставить учебную задачу при выполнении свой части;

  • стремиться к достижению положительных результатов в процессе подготовки проекта;

  • контролировать и оценивать результаты.

Познават елъные:

  • находить необходимую литературу в дополнительных изданиях;

  • уметь сравнивать свое мнение с другими точками зрения.

Коммун икат ивные:

  • уметь строить связные высказывания в 3-4 предложения;

  • включаться в диалог и взаимодействовать в парах;

  • говорить спокойно, внятно, четко формулируя вопросы и ответы;

  • высказывать свое мнение;

  • уметь слушать ответы одноклассников;

  • уметь договариваться и приходить к общему пониманию;

  • уметь сотрудничать в парах.

Личностные:

  • проявлять интерес к мнению однокласников;

  • стремиться подражать примерам доброжелательного отношения;

  • уметь эмоционально выразить свое отношение к одноклассниками;

  • осознавать, что значит быть ответственным,



Ход урока

Проект «Наш класс — дружная семья»

Учитель предлагает сделать альбом, который расскажет о самых интересных событиях, о хороших друзьях, о праздниках.

Как готовить такой альбом и выбрать время для его реализации, учащиеся обсуждают, используя задания учебника на с. 74 «Наши проекты». Последовательность действий:

  1. Объединение учащихся в 3 группы (можно по рядам);

  2. Определение задач для каждой группы:

  • Собрать фотографии одноклассников, фотографии ребят в группах или на празднике «Проводы букваря».

  • Красиво оформить рисунками листы, на которых будут помещены фотографии.

  • Подобрать стихи и пословицы о дружбе.

  1. Выполнение заданий в группах.


Урок № 2 (33). Вводный урок раздела: шмуцтитул, «Что уже знаем и умеем», «В мире книг».

Целевые установки урока Предметные цели;

  • понимать цели и задачи изучения темы о животных, размещенных на шмуцтитулах (без термина);

  • проявлять интерес к чтению произведений о животных и обсуждать их;

  • уметь найти в библиотеке книжки о животных (вместе с учителем);

  • размышлять о взаимоотношениях человека и животных;

  • уметь читать выразительно, передавая голосом свое отношение;

  • уметь читать плавно, целыми словами, без ошибок;

  • находить в тексте слова и выражения, подтверждающие ответ;

  • владеть приемом выборочного чтения (с помощью учителя). Метапредметные цели;

Регулятивные:

  • уметь формулировать цель изучения темы и ставить учебную задачу при работе с текстом (с помощью учителя); удерживать ее в памяти;

  • стремиться к достижению положительных результатов в освоении навыка чтения;

  • контролировать и оценивать результаты.

Познават елъные:

  • расширять свои знания о животных с помощью чтения книг;

  • понимать смысл текста (с помощью учителя);

  • размышлять над значением слов, используемых автором текста;

  • уметь сравнивать свое мнение с другими точками зрения.

Коммун икат ивные:

  • уметь строить связные высказывания в 3-4 предложения;

  • включаться в диалог и взаимодействовать в парах;