Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 582
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основная часть урока
Рубрика «Поговорим о самом главном». Чтение рассказа Д. Тихомирова «Находка». Проблемная ситуация
Текст читает учитель или хорошо подготовленный ученик. Текст надо закончить словами: «Он дрожал... плакал жалобно».
-
Подумайте и предположите, что произойдет, что будет дальше? Как поступит со щенком мальчик? 1. Он оставит щенка в овраге, потому что ему не разрешают приносить животных домой; 2. Он принесет щенка домой.
Самостоятельное чтение (чтение оставшейся части рассказа детьми)
-
Что вы можете сказать о мальчике? Какой он? Нравится ли он вам? А как поступили бы вы на его месте? -
Догадайтесь, от чьего имени ведется рассказ: от имени мальчика или взрослого человека.
Выборочное чтение с заданиями
-
Перечитайте первую часть текста, найдите слова в рассказе мальчика, которые указывают на такие его качества, как сочувствие, сострадание, внимание (крошечный, слепенький щенок; жалобно плакал, скулил, дрожал), -
Объясните название рассказа.
Задание повышенной сложности; коллективное составление плана рассказа
-
Понравился ли вам рассказ? Хотите научиться так его пересказать, чтобы ничего не перепутать и вызвать интерес слушателей к своему рассказу? (Мотивация, цель). -
Представьте все события последовательно: С чего все началось? (Как мальчик нашел щенка в овраге); Как продолжилось? (Он принес щенка домой); Чем закончилось? (Находка долго жила у мальчика и любила его). -
Эти три части рассказа являются нашими опорами, которые помогут вам передать содержание рассказа мальчика без пропусков и ошибок.
Учитель, в зависимости от возможностей детей своего класса, предлагает воспроизвести содержание текста так, как он написан (от первого лица, без термина) или представить, что эту историю рассказал им мальчик, о котором и будет ваш рассказ.
«...Однажды мальчик шел мимо оврага... »
Обобщение. Моменты удивления
-
Как называется страничка (рубрика), на которой помещен наш рассказ? («Поговорим о самом главном».) Что это означает? Возможно, этот рассказ читали ваши дедушки и бабушка, и даже прабабушки и прадедушки. Почему же этот рассказ (как и другие произведения) читать нам интересно, почему он «живет» так долго? (Это означает, что в книгах, рассказах есть что-то важное для нас, что нужно сохранить в нашей памяти. Книги являются большой ценностью для нас). -
Какие же мудрые мысли вы нашли в этом рассказе о мальчике, какой совет дается нам? -
В рассказе изображен мальчик, который умеет проявить внимание, заботу и сострадание к окружающим. Он сумел подружиться со щенком и собачка, когда выросла, тоже полюбила мальчика. Эти добрые, важные (ценные) качества есть в каждом из вас, их надо уметь вам проявлять в общении с друзьями и окружающими. -
Прочитайте или перескажите эту историю дома, своим родным и близким. -
Какие задачи стояли на уроке? Как мы их выполнили? Оцените результаты. Над чем нам предстоит еще поработать?
Работа с рубрикой «Как хорошо уметь читать»
-
Как вы понимаете название «Как хорошо уметь читать»? Почему это умение так важно для людей?
Хоровое чтение стихотворения Ю. Энтина «Про дружбу» (с. 49)
-
Читаем: 1 раз медленно, но целыми словами; 2 раз в темпе разговорной речи и выразительно. -
Кто может быть другом? (Товарищи, одноклассники, братья, сестры, родители?) А собачка? Могут ли быть друзьями книги? -
Подумайте, а может ли быть класс, как дружная семья?
Работа с рубрикой «Проверим себя»
Урок строится с опорой на вопросы и задания рубрики учебника «Проверим себя» (с. 50).
Учитель обращает особое внимание на формирование нравственных представлений о дружбе, которые получили дети при изучении данной темы.
Необходимо побудить ребенка сопоставить свои представления о дружбе до изучения темы и после, сравнить, что он знал раньше и как изменились его представления о дружбе, друзьях после изучения темы «Я и мои друзья».
Надо обратить внимание детей на то, чего им следует избегать, чтобы окружающие люди любили их (не проявлять таких качеств, как грубость, драчливость, злость, самомнение, упрямство). Важно закрепить в сознании детей представления о доброжелательности, приветливости, сочувствии, внимании к друзьям и окружающим людям.
Учитель также обращает внимание на то, что и книги могут быть настоящими друзьями, с которыми общаться (читать) интересно и можно из них получить важные и мудрые советы.
-
Ребята, мы завершаем изучение еще одной темы. Прочтите с доски ее название («Я и мои друзья»). О чем рассказывали произведения в этой теме? (О дружбе и друзьях). Помните ли вы их авторов и названия? -
Наша тема начинается с такого маленького и важного слова «Я». Что это значит? Важно ли оно для каждого человека? (Это слово важно для каждого человека, независимо от того, где он живет — в городе или селе. Каждый человек должен заботиться о себе, быть культурным и образованным. Но человек живет на земле не один, а вместе с другими людьми. Мы должны научиться понимать их, проявлять к ним уважение и заботу. Очень важно иметь хороших друзей. Нам надо учиться вежливо общаться с людьми и проявлять в общении такие качества, которые помогали бы нам жить в мире и дружбе со всеми). -
Для этого очень важно знать, что же означают слова «друг, дружба, дружить». -
Вспомните, не стояла ли учебная задача перед нами в начале изучения темы. (Да, стояла, и мы ее решали на протяжении нескольких уроков). Учащиеся открывают с. 27, и читают п. 1. -
Справились ли мы с ней? Теперь мы должны подвести итоги: изменилось ли наше представление о дружбе? Что нового мы узнали?
Работа с учебником (с. 50, вопросы № 4-5)
-
Изменилось ли ваше представление о том, кого можно назвать друзьями? Какие представления о дружбе детей у вас сложились? (Друзья помогают друг другу, внимательны, заботливы. Они не ссорятся, не обижаются, умеют прощать, приветливы, спокойны...) -
Подумайте и ответьте себе (скажите про себя), есть ли эти качества
у вас?
Учитель акцентирует внимание детей на том, что они могут постепенно приобретать эти хорошие качества.
-
Назовите авторов и произведения, которые понравились и натолкнули вас на важные мысли. -
Какой совет дал утенок сердитому Булю? Найдите эти строки в произведении М. Пляцковского (с. 46). -
Согласились ли вы дружить и просто общаться с человеком, который хвастается своей силой, грубо разговаривает, кричит, обижается на всех, ссорится? -
Умеете ли вы прощать? Удавалось ли вам кого-то простить? Какое настроение у вас было в это время?
Общая оценка изучения темы
-
Какое впечатление произвели на вас произведения данной темы? Какие мысли показались вам самыми важными? Что вы запомнили? -
Подумайте, и скажите, какую важную учебную задачу мы решали, когда читали тексты произведений? (Мы учились читать, читать целыми словами без ошибок, осознанно и выразительно). -
Сравните свои успехи в начале изучения темы и в конце. Расскажите, каких успехов (пусть и небольших) достиг каждый из вас.
Подведение итогов
-
Какие задачи стояли перед нами на уроке? (1. Научиться читать плавно целыми словами, без ошибок. 2. Научиться понимать смысл слов: дружба, дружелюбие, доброта). -
Как мы справились с ними? Над чем нам предстоит еще поработать? -
Произведения, каких авторов мы читали на уроке? На какие размышления натолкнули вас авторы прочитанных произведений? -
Какие важные выводы каждый из вас сделал для себя? Какие произведения вы хотели бы перечитать дома?
Раздел «О братьях наших меньших»
Раздел «О братьях наших меньших» с ее важным содержательным и воспитательным наполнением, является еще и заключительной темой учебника и своеобразным подведением итогов обучения детей в первом классе. Поэтому вся работа учащихся на уроке будет носить в большей мере самостоятельный характер. Каждый из учащихся может продемонстрировать свои достижения (пусть небольшие) и успехи в области освоения ведущего, обще-учебного умения — умения читать, читать сознательно, целыми словами без ошибок в темпе не менее 25 (30) слов в минуту и выразительно.
В данном разделе учащиеся впервые будут сравнивать познавательные тексты о «Собаках», «Кошках» и «Лягушках» с художественными произведениями на эту же тему. Учителю не следует углубляться в выявлении существенных характеристик каждого типа текста, его стилистических особенностей, т.к. это не простая деятельность для детей и более старшего возраста. Цель введения подобных сравнений носит, прежде всего, занимательный характер, способствует развитию умственных способностей и наблюдательности, приучает детей вчитываться в текст. Поэтому вся работа проводится вместе с учителем, а умения детей строго не оцениваются, лишь поощряется их наблюдательность. Достаточно будет привлечь внимание детей к тому, что одни тексты нас просто информируют (т.е. сообщают какую-либо информацию), а другие — изображают (с помощью слов) и передают отношение к нему автора.
Урок № 1 (32). Проект «Наш класс — дружная семья». Запуск проекта. Собираем материал.
Целевые установки урока Предметные цели;
-
понимать цели и задачи подготовки проекта,
Метапредметные цели;
Регулятивные:
-
уметь формулировать цель подготовки проекта и ставить учебную задачу при выполнении свой части; -
стремиться к достижению положительных результатов в процессе подготовки проекта; -
контролировать и оценивать результаты.
Познават елъные:
-
находить необходимую литературу в дополнительных изданиях; -
уметь сравнивать свое мнение с другими точками зрения.
Коммун икат ивные:
-
уметь строить связные высказывания в 3-4 предложения; -
включаться в диалог и взаимодействовать в парах; -
говорить спокойно, внятно, четко формулируя вопросы и ответы; -
высказывать свое мнение; -
уметь слушать ответы одноклассников; -
уметь договариваться и приходить к общему пониманию; -
уметь сотрудничать в парах.
Личностные:
-
проявлять интерес к мнению однокласников; -
стремиться подражать примерам доброжелательного отношения; -
уметь эмоционально выразить свое отношение к одноклассниками; -
осознавать, что значит быть ответственным,
Ход урока
Проект «Наш класс — дружная семья»
Учитель предлагает сделать альбом, который расскажет о самых интересных событиях, о хороших друзьях, о праздниках.
Как готовить такой альбом и выбрать время для его реализации, учащиеся обсуждают, используя задания учебника на с. 74 «Наши проекты». Последовательность действий:
-
Объединение учащихся в 3 группы (можно по рядам); -
Определение задач для каждой группы:
-
Собрать фотографии одноклассников, фотографии ребят в группах или на празднике «Проводы букваря». -
Красиво оформить рисунками листы, на которых будут помещены фотографии. -
Подобрать стихи и пословицы о дружбе.
-
Выполнение заданий в группах.
Урок № 2 (33). Вводный урок раздела: шмуцтитул, «Что уже знаем и умеем», «В мире книг».
Целевые установки урока Предметные цели;
-
понимать цели и задачи изучения темы о животных, размещенных на шмуцтитулах (без термина); -
проявлять интерес к чтению произведений о животных и обсуждать их; -
уметь найти в библиотеке книжки о животных (вместе с учителем); -
размышлять о взаимоотношениях человека и животных; -
уметь читать выразительно, передавая голосом свое отношение; -
уметь читать плавно, целыми словами, без ошибок; -
находить в тексте слова и выражения, подтверждающие ответ; -
владеть приемом выборочного чтения (с помощью учителя). Метапредметные цели;
Регулятивные:
-
уметь формулировать цель изучения темы и ставить учебную задачу при работе с текстом (с помощью учителя); удерживать ее в памяти; -
стремиться к достижению положительных результатов в освоении навыка чтения; -
контролировать и оценивать результаты.
Познават елъные:
-
расширять свои знания о животных с помощью чтения книг; -
понимать смысл текста (с помощью учителя); -
размышлять над значением слов, используемых автором текста; -
уметь сравнивать свое мнение с другими точками зрения.
Коммун икат ивные:
-
уметь строить связные высказывания в 3-4 предложения; -
включаться в диалог и взаимодействовать в парах;