Файл: Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 228
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Построение модели реализации деятельности (с учетом интеллектуальных, коммуникативных, управленческих, эмоциональных и тому подобных особенностей субъекта деятельности) [22].
• защита семейных проектов
Дети и родители подготавливают материал по программе и обеспечивают защиту этого материала. Сегодня родители помогают ученикам подготовить полноценные научные презентации даже в начальной школе.
• игротеки
-
выставки выходного дня
-
театральная пятница
-
встречи с интересными людьми
-
праздники
-
издание семейных газет, журналов
-
ведение домашних читательских дневников
-
походы и многое другое
Это направление предполагает анализ мероприятий, которые проводятся специалистами школы.
Для оценки усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, сразу после проведения того или иного мероприятия можно использовать:
-
опрос,книги отзывов,
-
оценочные листы,
28
-
экспресс-диагностику и другие методы,
-
собеседование с детьми и родителями,
-
наблюдения,
-
самоанализ со стороны педагогов [36].
Любые отношения, любое взаимодействие людей, даже родных, «выстраивается». Взаимодействие с учителем и родителями тоже можно выстраивать.
Приведём десять основных принципов общения, которые помогут выстроить взаимодействие учителя с родителями и родителей с учителем.
Принцип 1. Уметь настроиться на общение.
Очень важно не рассматривать предстоящую встречу как испытание на прочность. От настроя зависит очень многое, ведь убежденность в том, что конфронтация неизбежна, создает неблагоприятный фон общения, делает более негативным и острым восприятие любого слова, взгляда, движения.
Негативный настрой создает напряжение, скованность, настороженность и... вроде бы не сказано ни одного слова, а «стенка» выстроена, и пробиваться через нее никому не захочется. Позитивный настрой - первое условие взаимодействия учителя начальных классов с родителями.
Принцип 2. Уметь говорить.
Общение должно быть спокойным, доброжелательным, без претензий и обвинений, без резкого тона, строгого взгляда и выплеска эмоций. Нужно четко определить, для чего учителю (или родителю) необходимо общение.
Принцип 3. Уметь слушать и слышать.
Но, наверное, самое главное - научиться слушать и слышать друг друга, захотеть слышать и постараться понять. Этому можно и нужно учить учителей
-
родителей, но каждый человек должен научиться этому сам. А школа с проблемами взаимодействия между учителями и родителями - просто отражение нашей жизни, в которой нам так не хватает умения слушать,
слышать и понимать друг друга. Когда отец и мать настроены агрессивно, с 29
установкой доказать или оправдаться перед учителем, они не способны его слушать, принимать советы и рекомендации. А если ещё и учитель ответит грубостью, тогда не избежать того, что идеально подходит для выражения «нашла коса на камень».
Принцип 4. Уметь спрашивать, задавать вопросы и отвечать на них. Важно уметь корректно сформулировать вопрос, на который хочется
получить ответ, не стоит оставлять невысказанными возникшие вопросы и, конечно, необходимо аргументировано отвечать на них.
Принцип 5. Уметь понимать, анализировать и контролировать свои невербальные коды общения.
Бывает и так: человек не сказал ни единого резкого слова, но тон его речи предопределяет дальнейшее поведение собеседника. Интонационная чуткость речи очень важна при вступлении в контакт: взгляд, жест, улыбка и др.
Принцип 6. Уметь наблюдать за собеседником и контролировать ситуацию общения.
Старайтесь «отражать» мысли и чувства партнёра по общению. Партнёров по общению можно сравнить с зеркалом, которое отражает
чувства и эмоции, выраженные в словах. Если учитель (родитель) встречает собеседника улыбкой, тот отвечает тем же. Если в голосе учителя «металл», родители тут же настраиваются на аналогичный тон.
Принцип 7. Уметь решать проблемы в ходе общения, не создавая новые. Понимание должно завершаться «развивающим» советом и готовностью
партнёра (родителя) действовать самостоятельно. Чтобы оказать матери или отцу конструктивную помощь, важно раскрыть им возможности их ребенка, убедить в необходимости опереться на них. Каждому заботливому родителю хочется самому попробовать свои педагогические силы. Пусть не всё сразу получится, но разве ребенок может научиться ходить, не набив себе шишек? «Развивающий» совет, вероятно, потому так и называется, что он оставляет родителям место для самостоятельной, творческой деятельности.
30
Принцип 8. Уметь отстаивать свою точку зрения, возражать и говорить «нет». Собеседнику можно возражать, говорить, что он заблуждается,
доказывать его ошибки, но делать это нужно деликатно. Нельзя допустить, чтобы все время говорил один, не давая другому возможности высказаться. Если вы хотите изложить свое мнение, подождите, пока другой договорит, не прерывайте его. С человеком, не
умеющим выстроить отношения, сдержать эмоции, спокойно и твердо отстоять свою позицию очень сложно жить. Понимание должно предшествовать советам.
Принцип 9. Уметь признавать свои ошибки и извиняться.
Если между учителем и родителями существует неприязнь друг к другу, то её необходимо преодолеть во имя ребенка. Нужно помнить, что конфликты между учителем и родителями всей тяжестью ложатся на ребенка.
Принцип 10. Уметь показывать свое расположение и благодарить. Учитель и родитель не противники, которых нужно победить. Они
должны быть союзниками. Однако чаще обе стороны признают безуспешность своих попыток найти общий язык. И вне зависимости от того, «кто первый начал», «кто прав, а кто виноват», больше всех страдает ребенок. Во-первых, потому, что никакие школьные проблемы ребенка невозможно решить без взаимодействия учителя и родителей, без их согласованной помощи. Во-вторых, в конфликтной ситуации между учителем и родителями ребенок включается в систему «сдержек и противовесов», вынужден принимать чью-то сторону и часто оказывается под двойным прессом.
Самая типичная ошибка, разрушающая взаимодействие, создающая барьер, - взаимные претензии, обвинения вслух и при всех высказываемое недовольство. Чтобы учителя и родители понимали друг друга, необходимы взаимное желание к установлению истины. Вот далеко не полный набор правил общения, которые помогут родителям и учителям лучше понимать друг друга.
Таким образом, взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся очень важно выстраивать и осуществлять в следующих
31
направлениях: педагогическое просвещение, привлечение школьных специалистов: психолога и социального педагога, практическая совместная деятельность детей и родителей, которую организует педагог. Такое взаимодействие помогает родителям применять полученные знания и умения в общении со своими детьми дома и принять ребенка таким, какой он есть – во
всех его проявлениях.
32
Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию учителя начальных классов с родителями обучающихся на примере Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №56»
2.1. Из опыта работышколы № 56 по взаимодействию с родителями
обучающихся начальных классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 56» города Артёмовского (далее — МАОУ СОШ №56) является некоммерческой организацией. Образовательное учреждение реализует воспитание и обучение в интересах личности ученика, общества, государства, обеспечивает самоопределение личности, обеспечивает условия для самореализации личности, создает благоприятные условия для всестороннего развития личности, в том числе и обеспечивает потребности учеников в самообразовании и самообучении.
Основным предметом деятельности МАОУ СОШ №56 является реализация общеобразовательных программ, обеспечение взаимосвязи от ДОУ до ВУЗа или колледжа.
Миссией школы (источник — Программа развития на 2016-2021 гг.) как государственного образовательного учреждения является обеспечение качественного, непрерывного, практико-ориентированного образования с учетом индивидуальных особенностей учащихся, выполняя социальный заказ при сотрудничестве с организациями-партнерами.
Эта работа вызвана необходимостью осуществления компетентностного подхода к дальнейшему совершенствованию в МАОУ СОШ № 56 школьной образовательной среды. Неслучайно мы обратили внимание именно на этот
аспект в развитии современной школы, так как школьное образование сегодня 33
представляет собой самый длительный этап обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.
Поэтому программа имеет социальную значимость. Это объясняется, прежде всего, тем, что в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, инициативности, активной жизненной позиции. Становится очевидным, что для развития нашего учреждения эта программа имеет большое практическое значение.
Для того чтобы образование, которое может обеспечить наша школа, носило действительно фундаментально-продуктивный характер, ее деятельность должна быть открытой и интересной, а, следовательно, должна приносить доход и способствовать дальнейшему поступательному росту нашей организации, ее конкурентоспособности.
Необходимо использовать все разнообразие инновационных инструментов школьной образовательной среды: применять современные образовательные технологии, обновить содержание самого образовательного процесса, индивидуализировать его направленность, создать ресурсные условия (кадровые, материально-технические, финансовые) для успешной реализации, развивать модель управления учреждением, новые формы хозяйствования, др.
Педагогический коллектив определил лозунг, характеризующий имидж школы: «Современному школьнику – современное образование!». Мы понимаем, как важно выращивать мыслительную культуру ребенка, вооружать его приемами и способами мыследеятельностной работы, формировать базовые компетентности, развивать творческую индивидуальность. Этим умениям необходимо обучать, начиная с раннего возраста, погрузив ребенка в
34
творческую образовательную среду. И школа на таком пути – важный этап в формировании и развитии современного человека.
-
свою очередь, идея средо-ориентированного подхода влечет за собой необходимость переорганизации учебного пространства, организации особой культурной деятельности в детских сообществах, преобразования учебных программ и планов на принципах вариативности и содержательной альтернативности. Это обеспечит ученику возможность выбора деятельности,
родителям - возможность увидеть перспективы и потенциал своего ребенка, образовательному учреждению - стать подлинно культурным центром для детских и взросло-детских сообществ, педагогу - повысить свою профессиональную культуру и компетентность.
Этапы разворачивания Программы развития предполагают активное включение всех участников образовательного процесса, как внутреннего, так и внешнего социума школы, складывание детско-взрослой образовательной общности и результативных партнерских отношений.
На основании миссии можно говорить о том, что основной целью деятельности школы становится организация безопасной образовательной среды и оптимальной модели функционирования общеобразовательной школы, которая обеспечивает полноценное развитие личности, способной к инновационному развитию на протяжении всей жизни. Это невозможно без взаимодействия с семьёй.