Файл: Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




57

Рис. 11. Результаты ответа учителей на вопрос «Сформулируйте и запишите свои личные цели в отношении работы с родителями»

Если при первичном анкетировании учителя делали ставку на обучение, то после реализации программы воспитание стало таким же важным, как и обучение.




Рис. 12. Результаты ответа учителей на вопрос«Каким Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу?»
Отвечая на вопрос, «Какими Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу?» уже 4 человека хотят видеть уважительное отношение к себе, принимать помощь от родителей.
Таким образом, проанализировав материал, можно сделать вывод о том, что существенно увеличилось взаимодействие между учителями и родителями, что благотворно повлияло на взаимодействие по обучению и воспитанию детей.
Все семьи, конечно, разные по моральному и культурному уровню. Но все же на семье лежит ответственность и обязанность овладеть всеми навыками, создать здоровый климат взаимоотношений, заботиться о детях. Если родители становятся нашими единомышленниками, то это даёт положительный результат.

58

Происходит объединение детей, родителей и учителя: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, лучше узнают ребенка, что позволяет подобрать определенные средства воспитания и обучения. Главное же, дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя увереннее, спокойнее и комфортнее.

59


Заключение


Воспитательный компонент Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ориентирован на создание условий и оказание содействия для реализации потенциала воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Поэтому для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов, которым принадлежит содержательно-определяющая роль. Результат же воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведь успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
Сегодня педагоги и дидакты все больше говорят о необходимости взаимодействия родителей и педагогов. Тем не менее, в сложившейся ситуации все больше наблюдается дисгармония отношений. В основе этой дисгармонии могут лежать как особенности личного взаимодействия, так и сложившаяся система предубеждений, которая мешает семьям быть активными участниками педагогического процесса.
Приоритет семейного воспитания, новых принципов взаимодействия между учителями и родителями, обнаруживается в таких понятиях, как «взаимодействие» и «сотрудничество». Термин «взаимодействие», который раскрывается через явление обмена мыслями сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривается как совокупность линий поведения, суть которых раскрывается как спектр задач семейного воспитания и выстраивается на основе единого поведения в воспитании.

Активная позиция как родителей, так и педагогов в процессе воспитания ребенка, позволяет заинтересоваться друг в друге, стать не соперниками, но
60

союзниками в нелегком процессе становления маленькой личности. Наивысшей точкой взаимодействия начальной школы с семьей является содружество, которое подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, и предполагает, прежде всего, открытость навстречу друг другу.
Опытно-поисковая работа по взаимодействию учителя начальных классов




  • родителями обучающихся проводилась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №56». В ней принимали участие обучающиеся 2-А, 2-Б, 2-В, 2-Г классов (90 человек), их родители (90 человек) и четыре учителя начальных классов. Был проведён опрос родителей в сентябре 2016г.


Проанализировав взаимодействие родителей и учителейначальных классов в сентябре 2016г., мы пришли к выводу о том, что и родители не слишком заинтересованы в педагогическом взаимодействии с учителями, и сами учителя тоже не верят в возможность взаимодействия.
Наш опыт позволил разработать и реализовать собственную программу взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся.
Взаимодействие учителя начальных классов и родителей обучающихся проводилось по трем направлениям:


  1. Педагогическое просвещение.




  1. Привлечениешкольных специалистов: психолога, социального педагога.




  1. Практическая совместная деятельность детей и родителей, которую организует педагог.




  • рамках первого направления были использованы разные формы проведения мероприятий: собрание-праздник, педагогический тренинг, собрание-конкурс, творческий отчёт по предметам, дискуссионный клуб, родительско-ученический капустник.




  • рамках второго направления использовались следующие формы: 61

дискуссия с элементами лекции, круглый стол, собрание-практикум, беседа. Реализуя третье направление, были проведены: экскурсия, поездка,
праздник-соревнование, спортивный праздник, игровая программа. Кроме того, организовано коллективно-творческое дело, фотовыставка, оформлен кабинет, создано портфолио.
После реализации программы в мае 2017г. нами было проведено повторное анкетирование, которое отразило изменения во взаимодействии учителей и родителей. Родители стали чаще предлагать конкретную помощь и принимать участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий в школе. Увеличилось число родителей, которые считают, что школа готовит обучающихся к самостоятельной жизни, воспитывает людей с активной жизненной позицией, дает навыки участия в общественной жизни. Учителя стали активно использовать разные способы связи с родителями, чаще привлекать родителей к взаимодействию по воспитанию и обучению детей.

Таким образом, мы полагаем, что данная программа взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся оказала положительный результат – родители стали активнее взаимодействовать со школой и более заинтересованы в роли школы в воспитании детей. А для учителей воспитание стало таким же важным как и обучение, т.е. существенно увеличилось взаимодействие между учителями и родителями, что благотворно повлияло на сотрудничество по обучению и воспитанию детей.Цель опытно-поисковой работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза получила подтверждение.

62
Список использованной литературы


  1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). Ростов — на — Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 2013. 480 с.

  2. Абакумова Е.В. Развитие художественно-творческих способностей учащихся (на материале художественных школ и школ искусств). [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук /Е.В. Абакумова. Майкоп, 2011. 26с.

  3. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. 288с.




  1. Абульханова К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 2011. 320 с.




  1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1995. 223 с.




  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания творческой личности [Текс] / В.И.Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2010. 41с.




  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]. Инновационный курс: учеб.-пособие для вузов / В.И.Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2010. Кн. 1. 567 с.

  2. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М., 2001.


56 с.
9. Астапов В. М. Навыки контроля тревоги у подростков [Текст]


  • В. М. Астапов // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 41-52.




  1. Бабенко В.Я. Кризис духовности в постолерантном обществе: причины, проблемы, перспективы [Текст]: тезисы докладов республиканского симпозиума / В.Я. Бабенко. Уфа: Изд-во БО ОПРАН, 2011. С. 38-40.

  2. Байденко В. Компетенция в профессиональном образовании. К освоению компетентностного подхода [Текст] // Высшее образование в России.


2014. № И. С. 3-14.
63

12. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные
психологическиетруды . 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный
институт, 1996.


  1. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход [Текст] / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 536 с.





  1. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. 2013. № 10. С. 8-14.




  1. Бычков В.В.Эстетика [Текст]: Учебник / В.В.Бычков. М.: Гардарики, 2014. 556с.




  1. Вершловский С. Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя//Директор школы. 2002. № 7. С. 58.




  1. Виноградова Н.А. Педагогическая компетентность как основа воспитательной деятельности родителей / Н.А. Виноградова, М.Ю. Жидкова // Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада: семейный и родительский клубы. Родительская академия: сб. науч. статей. М.: МГПИ, 2008.




  • 36-42.




  1. Виноградова Н.А. Этапы взаимодействия и модели сотрудничества / Н.А. Виноградова // Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада: семейный и родительский клубы. Родительская академия: сб. науч. статей. М.: МГПИ, 2008. С. 43-47.




  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. // Психологический очерк. М.: Просвещение, 2013. 92 с.

  2. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как


педагогическая проблема [Текст] :моногр. / Н. Ф. Голованова. СПб.: Спец. лит., 64

2011. 190 с.


  1. Давыдова В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст] / В.В. Давыдова. Томск: Пеленг, 2014. 102с.

  2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире


[Текст]: Учеб.пособие для вузов по пед. спец. / А. Н. Джуринский. М.: Владос, 2011. 200 с.


  1. Дубровина И. В. Практическая психология образования. СПб.: Питер, 2007.




  1. ЖукO. Л. Беларусь: компетентностный подход в педагогической подготовке студентов университета [Текст] / О.Л.Жук // Педагогика. № 3. 2010.




  • 99- 106




  1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, P.A. Атаханов. 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 208 с.




  1. Закон «Об образовании в РФ» // http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 12.08.2017)