Файл: Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 227
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Родительский педагогический тренинг «Первые уроки школьной отметки».
Цель:показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка, формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.
-
Собрание-конкурс «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка».
Цель:познакомить родителей с результатами развития читательских умений обучающихся класса, развивать интерес к формированию у обучающихся желания читать книги.
-
Творческий отчёт по предметам «День открытых дверей».
Цель: демонстрация достижений учащихся и педагога родителям и
коллективу педагогов школы.
-
Дискуссионный клуб «О разумной родительской любви»
Цель: средствами совместного обсуждения нравственных проблем в общении формировать традиции культуры проявления родительской любви.
47
-
Родительско-ученический капустник «Праздники и будни нашей
жизни»
Цель:формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей;развивать чувство юмора у детей и родителей, уважение друг к другу.
Безусловно, один учитель не сможет справиться c проблемами, да и не нужно это делать одному. Необходимо привлекать специалистов различных направлений: психологов, социальных педагогов, представителей общественных организаций, учителей-предметников.
Привлечение школьных специалистов: психолога и социального педагога. Главным назначением работы является оказание родителям психолого - педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания, в преодолении конфликтных ситуаций, профилактике
вредных привычек.
-
этом же направлении ведется работа с социально-неблагополучными семьями, а также работа, направленная на оказание поддержки семье,
находящейся в трудной жизненной ситуации.
Планируемые мероприятия в рамках данного направления:
-
Дискуссия с элементами лекции с привлечением социального педагога
-
врача «Безопасность детей в сети Интернет. Родители – и дети вместе в интернете».
Цель:рассказать родителям о правилах общения в Интернете; ознакомить с источниками информации по проблеме безопасности ребёнка в Интернете.
-
Круглый стол с привлечением психолога «Как помочь ребёнку хорошо учиться».
Цель:выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
48
-
Собрание-практикум с привлечением психолога «Гармония общения –
залог психоэмоционального состояния ребёнка. Диалоги о дисциплине».
Цель:в совместном разговоре попытаться выяснить причины
недисциплинированности детей и способы воспитания дисциплины.
4. Беседа с привлечением социального педагога «Профилактика правонарушений обучающихся».
Цель: обсудить с родителями правонарушения обучающихся;повысить
контроль со стороны родителей за обучающимися.
Взаимодействиеучителя начальных классов с родителями обучающихся предполагает включение семей в воспитательный процесс, в учебно-познавательную, общественно-значимую деятельность, организацию разнообразной и интересной жизни через систему совместных мероприятий, создание единого коллектива.
Практическая совместная деятельность детей и родителей, которую организует педагог.
Взаимодействие с родителями и детьми осуществляется через формы:
-
познавательной деятельности (смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, недели наук и др.);
-
трудовой деятельности (оформление кабинета, создание классной библиотеки, трудовой десант и др.);
-
спортивной деятельности (дни здоровья, спортивные семейные праздники, походы, мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни);
-
досуга (праздники, концерты, спектакли, просмотр кинофильмов,
соревнования, конкурсы, поездки, походы и др.).
Любое совместное творческое дело организуется и строится по алгоритму:
-
замысел;
-
определение цели;
49
-
совместное обсуждение программы деятельности с просьбой активного индивидуального участия;
-
распределение совместно с детьми роли, места, объема участия каждого (детей, родителей, учителя); -
подготовка и проведение;
-
анализ и оценка результатов;
-
прогнозирование нового творческого дела.
Планируемые мероприятия в рамках данного направления:
-
Турслёт.
Цель: пропаганда и популяризация среди обучающихся и их родителей здорового образа жизни.
-
Коллективно-творческое дело «Праздник осенних именинников».
Цель:закрепить знания детей об их днях рождения, о днях рождения их
друзей;
создать у детей и родителей радостное, бодрое настроение.
-
Портфолио «Я и моя семья»
Цель:раскрыть творческий потенциал обучающихся и их родителей;укрепить ценности и традиции семьи.
-
Фотовыставка «Профессия моего папы»
Цель:расширить знания детей о родных людях и их профессиях;воспитывать у детей уважение к труду.
-
Оформление кабинета «Самый новогодний класс!»
Цель:совместно с родителями обучающихся учить детей технике оформления интерьера.
-
Экскурсия «Парк научных развлечений».
Цель: наглядно показать и объяснить детям законы физики и окружающего мира.
-
Поездка а Артёмовский исторический музей. 50
Цель:закрепить понятия «музей», «исторические источники»; совместно с родителями расширить и углубить знания обучающихся об истории родного города.
-
Праздник «Масленица».
Цель:дать представление обучающимся о народных традициях, обрядах;вызвать положительные эмоции и праздничное настроение у обучающихся и их родителей.
-
Праздник - соревнование «Лучшая творческая семья».
Цель: вовлечение родителей и детей в совместную творческую деятельность.
-
Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».
Цель: сплочение детей и родителей; укрепление отношений между школой и семьей; формирование здорового образа жизни.
-
Игровая программа «Пиратская вечеринка»
Цель:пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению детей и их родителей к спорту.
Планируемые результаты.
Реализация мероприятий, направленных на взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся в воспитании подрастающего поколения позволит:
-
сформировать активную позицию родителей в организации взаимодействия семьи и школы;
-
создать комфортную обстановку для развития творческих способностей,
познавательной активности, позитивной школьной мотивации детей
;
-
укрепить и расширить рамки взаимодействия семьи и школы в деле воспитания;
-
добиться стабильной динамики позитивного изменения психологического климата в родительском и детском коллективах.
51
Календарно - тематическое планирование по взаимодействию учителя начальных классов с родителями обучающихся 2 классов представлено в Приложении 2.
После реализации программы в мае 2017г. нами было проведено повторное анкетирование, которое отразило изменения во взаимодействии учителей и родителей.
Для облегчения восприятия информации мы представили информацию на рис. 1 – 6.
Рис. 1. Результаты ответа родителей обучающихся на вопрос
«Принимаете ли Вы участие в подготовке и проведении воспитательных
мероприятий в школе?»
Проанализировав ответы родителей, мы пришли к выводу о том, что родители стали принимать участие достаточно часто. Это говорит о результативности реализации программы.
52
Рис 2. Результаты ответа родителей обучающихся на вопрос «Школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни?»
Показатели ответов родителей говорят об увеличении доли тех родителей, которые считают, что школа может дать детям самостоятельный взгляд на жизнь.
Рис 3.Результаты ответа родителей обучающихся на вопрос «В школе налажена работа с родителями?»
После реализации программы родители стали больше уделять внимание школе и тем формам, которые школа реализует для взаимодействия с родителями.
53
Рис. 4. Результаты ответа родителей обучающихся на вопрос «Школа воспитывает людей с активной жизненной позицией, дает навыки участия в
общественной жизни?»
Анализ проведенных исследований говорит о том, что большинство родителей (54%) принимает теперь позицию школы, отмечая, что именно школа воспитывает людей с активной жизненной позицией.
Рис. 5. Результаты ответа родителей обучающихся на вопрос «Что должна дать школа ребенку?»
54
Анализ ответов родителей говорит о том, что мнение их практически не изменилось. Они до сих пор делают ставку на интеллектуальное развитие, что, впрочем, мало влияет на уровень взаимодействия родителей и учителей.
Рис. 6. Результаты ответа родителей обучающихся на вопрос «Какую роль Вы отводите себе во взаимодействии со школой?»
Проанализировав ответы родителей, мы пришли к выводу, что программа взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся оказала положительный результат – родители стали активнее взаимодействовать со школой и стали более заинтересованы в роли школы в воспитании детей.
Вторым этапом стал анализ отношения учителей к взаимодействию с родителями.
Результаты исследования представлены на рис. 7-12.
55
Рис. 7. Результаты ответа учителей на вопрос«Какие формы работы с семьей Вы используете?»
Проанализировав ответы учителей, можно сделать вывод о том, что они стали более активно использовать различные способы связи с родителями. Заинтересованность последних внесла разнообразие во взаимодействие.
Рис. 8. Результаты ответа учителей на вопрос «Уверены ли Вы, что Ваше взаимодействие с семьей является результативным?»
Учителя стали обращать гораздо больше внимания на взаимодействие с семьей. Причем результативность взаимодействия стали замечать учителя намного чаще, что говорит о результативности программы.
Рис. 9.Результаты ответа учителей на вопрос «Привлекаете ли Вы всех родителей к участию в жизнедеятельности школы, класса?»
56
Результаты исследования ответов учителей говорят о привлечении большего количества родителей (3 чел.) к взаимодействию и организации совместной работы по воспитанию и обучению детей.
Конечно, изменения не столь глобальны, но наблюдается увеличение количества родителей, вовлеченных во взаимодействие.
Рис 10. Результаты ответа учителей на вопрос «Вы находитесь в тесном контакте с родителями воспитанников?»
Большинство учителей (3 чел.) после реализации программы отметили, что контакт с родителями был установлен. Взаимодействие стало более тесным, родители пошли на контакт, а некоторые проблемы были решены.