Файл: Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 229
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
41
3.Привлекаете ли Вы | Да (1 чел.) | Нет (3 чел.) | | |
всех родителей к | | | | |
участию в | | | | |
жизнедеятельности | | | | |
школы, класса? | | | | |
| | | | |
Вопросы | | Ответы | ||
| | | | |
4. Вы находитесь в | Да (1 чел.) | Нет (3 чел.) | | |
тесном контакте с | | | | |
родителями | | | | |
воспитанников? | | | | |
5. Сформулируйте и | Воспитание (1 | Обучение (3 | | |
запишите свои личные | чел.) | чел.) | | |
цели в отношении | | | | |
работы с родителями. | | | | |
6. Какими Вы хотите | Индифферентное, | Уважительное, | | |
видеть отношение | главное, чтобы не | помощь по | | |
родителей к себе как к | мешали (1чел.) | силам (3 чел.) | | |
профессионалу? | | | | |
| | | | |
Проанализировав ответы педагогов, можно говорить о том, что и у них наблюдается противоречивое отношение к взаимодействию с родителями.
Одна из форм работы учителя с семьей – общение по телефону (3 чел.). Большинство учителей (3 чел.) не уверены в том, что взаимодействие с семьей принесет положительные результаты. Поэтому 3 педагогаотмечают факт аморфности при взаимодействии – речь идет о том, что учителя не привыкли к тому, что родители принимают участие в жизнедеятельности школы.
Фактически учителя сами делают ставку на обучение (3 чел.), а не на воспитание (1 чел.), что, очевидно, сказывается на взаимодействии с родителями. Вместе с тем во взаимодействии заинтересована большая часть педагогов (3 чел.).
Таким образом, исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о необходимости создания программы взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся, направленную на оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его
индивидуальности в условиях специально организованной воспитательно-42
образовательной среды школы, и тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения в вопросах воспитания ребенка, егосоциализации в условиях образовательного учреждения.
2.2. Программа взаимодействия учителя начальных классов
с родителями обучающихся
Необходимость и важность взаимодействия семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители - первые и основные учителя ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. «Все мы родом из детства», «Все - и хорошее, и плохое - человек получает в семье». Эти педагогические мудрости известны всем.
Именно семья была, есть и, наверное, всегда будет важной средой формирования личности и главным институтом воспитания, отвечающим не только за репродуктивные функции, но и за создание определённого образа жизни.
Работа школы по обучению детей во многом зависит от того, как она взаимодействует с семьей в этом процессе. Доказано, что дети, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие трудности во взаимоотношениях с окружающими.
Дети, родители, педагоги - члены одного школьного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от их взаимодействия. Отношения между учителями и родителями должны быть прочными и всесторонними, особенно, что касается семей, имеющих детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте формируется не только интеллект, но и главные нравственные качества.
Проблема взаимоотношений школы с родителями обучающихся, наверно, существует столько времени, сколько существует и само школьное образование. Безусловно, школа накопила огромный опыт сотрудничества с
семьями, сложились определённые традиции. Наш опыт работы по данной 43
проблеме позволил разработать собственную программу взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся.
Актуальность программы обусловлена тем, чтов настоящее время вроссийском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе, гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей.
Согласно Закону «Об образовании в РФ» родители являются сегодня
полноценными участниками образовательного процесса.Главные воспитательные функции должны принадлежать семье, т.е. семья выступает как воспитательная единица во взаимодействии семьи и школы в воспитании и обучении детей.
Но родители, не владея, в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детей, осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит положительных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится негативное окружение, что приводит к «выходу ребенка из-под влияния семьи».
Проблемы не обходят и благополучные семьи, где не подготовленные к искушениям дети не умеют противостоять соблазнам. Содержательные различия семейного воспитания зависят от культуры, быта, рода профессиональных занятий родителей, социального статуса семьи.
Существует целый ряд проблем во взаимодействии учителя начальных классов с родителями обучающихся:
-
Как найти подход к каждой семье и оказать необходимую помощь?
-Как, работая с неблагополучными семьями, не потерять благополучные?
-
Как скоординировать работу всех служб на благо семьи? 44
-Как изменить взгляды родителей и сделать их сотрудниками всего учебно-воспитательного процесса в классе вместе с учителями?
-Как построить работу с семьями на авторитете и доверии: учеников, родителей, педагогов?
Несомненно, школа не может решить все эти проблемы, для этого необходимо реально усилить политику государства в отношении семьи, заинтересованность общества в её жизнедеятельности.
-
силу обозначенных проблем работа педагога с родителями очень важна
-
нужна современной школе, современному обществу, особенно работа учителя начальных классов.
У семьи и образовательного учреждения - единые цели и задачи, но содержание и методы воспитания специфичны. Ни одна проблема не может быть успешно решена образовательным учреждением без взаимодействия с семьей.
Цель программы- совершенствование взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся.
Достижение поставленной цели направлено на решение следующих задач:
формировать единые взгляды педагогов и родителей на изучение личности обучающегося с учётом интересов, склонностей и состояния здоровья детей;
проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением различных специалистов: психолога, социального педагога;
организовывать совместную деятельность детей и родителей. Сформулированные цель и задачи обусловили перспективный план
работы с родителями.
-
Родительские собрания - 1-2 раза в четверть.
-
Индивидуальные беседы - по мере необходимости.
45
-
Консультации (индивидуальные и по группам) - 1 раз в неделю.
-
Совместная деятельность родителей и детей класса – 1-3 раза в четверть:
-
привлечение родителей к проведению праздников;
-
привлечение родителей к организации экскурсий;
-
привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете.
5. Работа классного родительского комитета – 1 раз в месяц.
6. Участие родителей в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета – 1 раз в четверть.
7. Поощрение родителей за сотрудничество - в конце четверти, по итогам
года.
Срок реализации программы – 1 год.
Участники–обучающиеся 2 класса и их родители.
Основные направления. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья».
-
нашей программе это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:
-
педагогическое просвещение;
-
привлечениешкольных специалистов: психолога и социального
педагога;
-
практическая совместная деятельность детей и родителей, которую организует педагог.
Педагогическое просвещение родителей.Главным направлением взаимодействия учителя начальных классов и родителей обучающихся является просвещение по вопросам педагогики.
Родители должны быть в курсе школьной жизни своего ребенка, знать о 46
его достижениях и трудностях, о событиях, происходящих в классе и школе, участии в них детей и родителей.
Информированность родителей способствует формированию положительного отношения к школе, помогает лучше узнать ребенка с разных позиций, предупредить назревающие конфликты и негативные поступки, выработать единые согласованные требования семьи и школы, а так же является своеобразным стимулом для участия в различных делах.
Планируемые мероприятия в рамках данного направления:
-
Собрание-праздник «Снова вместе!»
Цель: формировать нравственную культуру детей и родителей и способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников.