Файл: Школа гуманитарных наук учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1099
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Некоторые иностранные имена и фамилии произносятся с твёрдым согласным: [Дэ]ка'рт, Ква[рэ']нги, Лафон[тэ']н, Воль[тэ']р, Гё[тэ], Шо[пэ']н и др.
С твёрдым согласным произносится немало «бытовых» слов, хорошо освоенных русским языком: а[тэ]лье', бижу[тэ']рия, бифш[тэ']кс, бу[тэ]рбро'д, [дэ]колъ[тэ'], каба[рэ'], кок[тэ']йль, ма[дэ']ра, майо[нэ']з, [нэсэсэ']р, орхи[дэ']я, па[нэ']ль, пар[тэ']р, портмо[нэ'] про[тэ']з, пю[рэ'] [рэ']гби, сар[дэ']лька, [сэ'][тэ]р, стюар[дэ']сса, [тэ']ннис, [тэ']нт, тур[нэ'], хризан[тэ']ма, шос[сэ'].
Всё же основная тенденция движения нормы у этого типа слов заключается в переходе от твёрдого произношения согласного к мягкому. Многие слова, которые прежде произносились только твёрдо, теперь допускают и мягкое произношение, например: артерия [тэ] и доп. [т'е], велотрек [рэ] и доп. [р'е], водевиль [дэ] и доп. [д'е], девальвация [дэ] и доп. [д'е], дедукция [дэ] и доп. [д'е], дезодорант [дэ] и доп. [д'е], демонтаж [дэ] и доп. [д'е], кратер [тэ] и доп. [т'е], критерий [тэ] и доп. [т'е], пантера [тэ] и доп. [т'е].
В большинстве слов основным вариантом становится мягкое произношение согласного, а вариант с твёрдым согласным является дополнительным, например:
агрессия [р'е] и доп. [рэ], аллитерация [т'е] и доп. [тэ], артезианский [т'е] и доп. [тэ], бактерии [т'е] и доп. [тэ], глинтвейн [в'е] и доп. [вэ], дебет [д'е] и доп. [дэ], декан [д'е] и доп. [дэ], демобилизация [д'е] и доп. [дэ], депрессия [д'е, р'е] и доп. [дэ, рэ], дефис [д'е] и доп. [дэ], дефицит [д'е] и доп. [дэ], конгресс [р'е] и доп. [рэ], конфедерация [д 'е] и доп. [дэ], корнет [н'е] и доп. [нэ], крейсер [р'е] и доп. [рэ], креп [р'е] и доп. [рэ], либретто [р'е] и доп. [рэ], прогресс [р'е] и доп. [рэ], протекторат [т'е] и доп. [тэ], регресс [р'е, гр'е] и доп. [рэ, грэ], рейс [р'е] и доп. [рэ], ренессанс [р'е, н'е] и доп. [рэ, нэ], сентенция [т'е] и доп. [тэ], стратегия [т 'е] и доп. [тэ], термоядерный [т'е] и доп. [тэ], федерация [д'е] и доп. [дэ], фланель [н'е] и доп. [нэ], экспресс [р'е] и доп. [рэ].
Однако у отдельных слов — артерия, инертный, тенденция, темп, согласно словарям последних лет, наблюдается укрепление твёрдого произношения: ар[тэ]рия, и[нэ]ртный, [тэ]нденция, [тэ]мп.
В «Орфоэпическом словаре русского языка» (М., 1989) варианты с твёрдым и мягким согласным перед е представлены как равноправные, например, в следующих словах:
аксессуары [сэ] и [с'е], бассейн [сэ] и [с'е], дегустатор [дэ] и [д'е], дезодорант [дэ] и [д'е], дефиниция [дэ] и [д'е], демонтаж [дэ] и [д'е], демография [дэ] и [д'е], деморализация [дэ] и [д'е], деформация [дэ] и [д'е], гейзер [гэ] и [г'е], иглотерапия [тэ] и [т'е], игрек [рэ] и [р'е], кредо [рэ] и [р'е], маузер [зэ] и [з'е], нейлон [нэ] и [н'e], одесский [дэ] и [д'е], ретро [рэ] и [р'е], сессия [сэ] и [с'е], сейм [сэ] и [с'е], терапевт [тэ] и [т'е], террорист [тэ] и [т'е], трек [рэ] и [р'е], хорей [рэ] и [р'е].
В связи с отсутствием твёрдых правил в отношении подобных слов, их произношение следует выяснять из новейших орфоэпических справочников.
Следует обратить внимание на то, что сложносокращённые слова (аббревиатуры) произносятся так, как произносятся названия букв, их составляющих:
СНГ [эс эн гэ], ФРГ [эф эр гэ], ФСБ [эф эс бэ].
Твердость - мягкость согласного в положении перед мягким согласным
Согласные звуки в положении перед следующим мягким в соответствии с современной нормой могут произноситься как мягко, так и твёрдо. Раньше в языке действовала закономерность, в соответствии с которой многие согласные в позиции перед следующим мягким согласным могли произноситься только мягко: ла[п'к']и (лапки), пе[т'л']и (петли), [з'в']ерь (зверь), че[т'в']ерг (четверг) и т. д. На протяжении XX века происходило постепенное сокращение позиций мягкости первого звука в подобных сочетаниях.
Большинство сочетаний согласных могут произноситься вариантно — с мягким или твёрдым звуком перед мягким согласным, что представляет определённую трудность для говорящего.
В настоящее время мягкость или твёрдость согласного перед следующим мягким зависит от следующих факторов:
1. От положения сочетающихся согласных в слове. Наиболее последовательно смягчение осуществляется внутри корня: ле[з'в']ие, ве[з'д']е, о[д'н']и, пе[н'с']ия; менее интенсивно — на стыке приставки и корня: [з'д'в']инуть и [здв']инуть (сдвинуть), [с'н']ятъ и [сн']ять (снять), но по[тп']исать (подписать), о[тв']ести (отвести), на[дв']язать (надвязать).
Ещё реже наблюдается смягчение на стыке предлога и слова. Произносят: по[дз']eмлёй, на[дв']ершииой, [вн']изине, о[дб']ерега;
2. От стилистической окраски. Так, согласный дольше сохраняет мягкость в положении перед следующим мягким в исконно русских, часто употребляемых и стилистически нейтральных словах: пу[с'т'], е[з'д']ить, [в'м']есте, ба[н'т']ик, мо[c'm']uк, ка[з'н']итъ, ле[с'н']ик. В заимствованных словах, реже употребляющихся в речи, согласно современной норме произносится только твёрдый согласный: ка[дм']uй, пер[сп']ектива, да[рв']инист,[ сп']ич, ко[нв']енция, [сф']инкс, [тв']ид, [тм']ин и т.д.;
3. От качества первого и второго звука в сочетании. Более последовательно осуществляется смягчение согласных [с], [з], [т], [д], [н] в позиции перед [с'], [з'], [т'], [д'], [н'], [л'], а также [ч'], [щ'] не в начале слова:
в ма[с'с']е, у[с'н']и, пе[с'н']я, ве[с'т']и, го[с'т']ить, кла[с'т'], мы[с'л']и, по[с'л']е, не[с'л']и, ра[з'д']ел, ка[з'н']итъ, ку[з'н']ец, ве[з'д']е, жи[з'н'], во[з'л'], исче[з'л']и, пя[т'н']ица, ле[т'н']uй, пу[т'н']ик, вса[д'н']ик, пере[д'н']uй, нового[д'н']uй, в ва[н'н']е, ви[н'т']ик, а[н'т']ичный, стипе[н'д']ия, ка[н'д']идат, вака[н'с']ия, реце[н'з']ия, ко[н'ч']ить, одува[н'ч']ик, каме[н'щ']ик, же[н'щ']ина.
В начале слова эти же согласные в данной позиции могут произноситься и мягко, и твёрдо: [з'д']есь и [зд']есь, [с'н']ег и [сн']ег, [с'т']ена и [cт']ена.
Все согласные перед [п'], [б'], [в'], [ф'], [м'] могут произноситься и мягко, и твёрдо, при этом мягкие варианты постепенно утрачиваются: и[м'п']ерия и и[мп']ерия, ари[ф'м']етика и ари[фм']етика, [з'в']ерь и [зв']ерь, че[т'в']ерг и че[тв']ерг, [с'п']елый и [сп']елый, зате[м'н']еиие и зате[мн']ение, клю[к'в']енный и клю[кв']енный.
Перед [и] согласные [п], [в], [м], [ф], как правило, произносятся твердо: [п]ьют, о[б]ъём, се[м]ья, [в]ью, тря[п]ьё, вер[ф]ью, а согласные [с], [з], [т], [д], [л], [н] внутри корня, на стыке корня и суффикса произносятся мягко: обе[з']ьяна, [д']ьяк, па[с']ьянс, [л']ьёт, ко[н']ёк, ко[з']ья, су[д']ья, жи[л']ъю, жи[т']ъю; на стыке приставки и корня — твёрдо: о[т]ъезд, [с]ъезд, по[д]ъехатъ.
Описанные закономерности затрагивают большинство слов. Но имеются слова, в которых эти закономерности могут нарушаться. В подобных случаях указания о произношении конкретных слов следует искать в помете, сопровождающей слово в словаре.
Произношение некоторых сочетаний согласных
На месте букв чн в одних словах произносится [ч'н] или [ч'н']: то[ч'н]ый, ве[ч'н]ый, пе[ч'н']ик; в других словах произносится [шн] или [шн']: коне[шн]о (конечно), ску[шн]о (скучно), праче[шн]ая (прачечная), двое[шн']ик (двоечник); в третьей группе допустимо употребление обоих вариантов: було[шн]ая и було[ч'н]ая (булочная), порядо[шн]ый и порядо[ч'н]ый (порядочный). В некоторых случаях одно и то же слово может произноситься по-разному, в зависимости от сочетания, в котором оно находится: серде[ч'н]ое заболевание, но друг серде[шн]ый (сердечный); копее[ч'н]ая монета и копее[шн]ая душа (копеечная).
Существует это различие с давних пор, и вот как оно отражено в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина:
(1) Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
(2) — Не снится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне.
— Что, Таня, что с тобой? — Мне скучно.
Поговорим о старине.
В конце XIX — начале XX века многие слова произносились с [шн], а не с [ч'н]. Произношение [шн] стало одним из признаков старой московской произносительной нормы. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, отразившем в основном московское произношение, рекомендуется говорить було[шн]ая, будни[шн]ый, брусни[шн]ый, моло[шн]ый, взято[шн]ик и т. п.
В современной лингвистической литературе такое произношение характеризуется как уже устаревшее. Нормой теперь стало орфографическое произношение [ч'н]. Однако в некоторых случаях (конечно, скучно, нарочно, яичница, скворечник, прачечная, очечник, двоечник, пустячный) на месте орфографического чн должно произноситься [шн]. Это традиционное отступление от общей нормы произношения принято и узаконено словарями и справочниками. Кроме указанных слов произношение [шн] сохраняется и в некоторых женских отчествах: Ильини[шн]а (Ильинична), Никити[шн]а (Никитична).
На месте букв чт обычно произносятся в соответствии с написанием звуки [ч'т]: по[ч'т]а (почта), ма[ч'т]а (мачта). Но в слове «что» и производных от него произносится [шт]: [шт]о (что), [шт]обы (чтобы), кое-[шт]о (кое-что), но не[ч'т]о (нечто).
Сочетание щн во всех словах произносится, как написано: изящный, насущный, будущность, сообщник, произношение изя[шн]ый, насу[шн]ый, буду[шн]ость, сооб[шн]ик является отклонением от нормы под влиянием просторечия.
Единственное слово, в котором произношение [шн] на месте щн является нормой, — помо[шн]ик (помощник).
Непроизносимые согласные
Группа из несклоняемых согласных в положении между гласными может упрощаться, при этом один из согласных не произносится.
1. В сочетании стн не произносится звук [т]: ме[сн]ый (местный), уча[сн]ик (участник). Если сочетание стн попадает в положение после согласного, возможно двоякое произношение: грубошёр[сн]ый и грубошёр[стн]ый, многовёр[сн]ый и многовёр[стн]ый.
2. В сочетании здн в одних словах не произносится звук [д]: пра[з'н']ик (праздник), по[зн]о (поздно); в других словах допускается произношение как со звуком [д], так и без него: бе[зд]на и бе[зн]а, безвозме[здн]ый и безвозме[зн]ый.
3. В сочетании стл в большинстве слов не произносится звук [т]: сча[сл']ивый (счастливый), жало[сл']ивый (жалостливый); но в некоторых словах в этом сочетании произносятся все три звука: по[стл]ать (постлать), ко[стл']явый (костлявый).
4. На месте ндк и нтк произносится [нтк]: ирла[нтк]а, флама[нтк]а, аспира[нтк]а, студе[нтк]а, но в некоторых случаях выбор вариантов зависит от значения слова: голландка «печь» — голла[нк]а, голландка «жительница Голландии» — голла[нтк]а, шотландка «ткань» — шотла[нк]а, шотландка «жительница Шотландии» — шотла[нтк]а.
5. В сочетаниях стк, здк обычно произносятся все три звука: боро[стк]а (бороздка), пое[стк]а (поездка). Произношение боро[ск]а, пое[ск]а в соответствии со старыми нормами встречается только в разговорной речи.
6. В сочетаниях ркс, ргс допустимо двоякое произношение: петербу[ркс]ий и петербу[рс]кий.
7. В сочетаниях нгт допустимо двоякое произношение: ваши[нкт]онский и ваши[нт]онский (вашингтонский).
Современный русский язык и культура речи /Под ред. В.Д. Черняк —
М.: Высшая школа, С-Пб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С. 137–155.
НОРМЫ РУССКОГО УДАРЕНИЯ
Словесное ударение является обязательным признаком слова. Слово опознаётся лишь при определенной постановке ударения.
Ударение в русском языке свободное. Оно может быть на любом слоге слова. В пределах одного и того же слова ударение может передвигаться с одного слога на другой, например: поня'ть, по'нял, поняла'.
Во многих случаях словесное ударение служит признаком, по которому различаются значения слов, например: а'тлас и атла'с, за'мок и зам о'к, му'ка я мука'.
Разноместность ударения в русском языке даёт возможность разграничивать грамматические формы как одного и того же слова, так и двух разных слов, например: сте'ны и стены', ру'ки и руки', насы'пать (соверш. вид) и насыпа'ть (несоверш. вид), по'лка и полка', сто'ит и стой'т.
В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: творо'г и тво'рог, ина'че и и'наче, мышле'ние и мы'шление, ке'та и кета', одновре'менно и одновреме'нно.
Ударение в именах существительных
Особенно разнообразно, а поэтому очень трудно для изучения словесное ударение имён существительных. Немало споров вызывают слова догово'р и пригово'р, которые многими произносятся как до'говор и при'говор. Правильно произносить следует догово'р и пригово'р, как разгово'р и угово'р. Иногда ударение меняет значение слова: призывно'й (призывно'й возраст) и призы'вный (призы'вный клич), мелочно'й (товар), ме'лочный (человек).
Бывают случаи, когда ударение меняется с течением времени: так, при Пушкине говорили музы'ка, а не му'зыка. Вспомним: Гремит музы'ка боевая.
Это объясняется происхождением слова музыка от франц. music с ударением на последнем слоге. Как только это слово «обрусело», оно потеряло французское ударение.
Многие иноязычные слова и в настоящее время в разговорной речи произносятся с неверным ударением. Например, ква'ртал, а'тлет, про'цепт, па'ртер, а'мпер, жа'люзи, медика'менты, ко'клюш можно услышать в речи вместо правильных кварта'л, атле'т, проце'нт, парте'р, ампе'р, жалюзи', медикаме'нты, коклю'ш.
Можно предположить, что все приведённые слова — иностранного происхождения, и поэтому их правильное произношение объясняется незнанием иностранного языка. Но почему же так часто встречается ошибочное ударение в исконно русских словах? Нередко говорят: средства' (вместо сре'дства), свекла' (вместо свёкла), сто'ляр (вместо столя'р), танцовщи'ца (вместо танцо'вщица), на'чать (вместо нача'ть), тесно' (вместо те'сно) и т. п.
Часто неверно говорят кило'метр, но при этом никто не говорит кило'грамм, хотя в речевой практике встречается сокращение кило'. Здесь «французская» манера произношения (ударение на последнем слоге) вполне уместна, так как метрическая система была впервые введена во Франции. По месту ударения существительные можно распределить по трём группам: