Файл: Школа гуманитарных наук учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1120
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Все искусство расположения состоит в том, чтобы скрыть искусство и показать, что не оно, а сама натура располагает вашими чувствами и ходом вашего сочинения» [Кошанский И.Ф. Общая риторика. — СПб., 1840. — С. 40].
По существу, данный этап соответствует современному понятию «композиция текста» и предполагает тщательно продуманные действия, где эффективнее расположить тот или иной подобранный материал — во введении или в средней части и т.д.
По мнению современного исследователя риторики Е.В. Клюева, «этот раздел риторики фактически представлял собой своего рода и науку развития мысли, давая говорящему возможность ощутить сообщение как процесс. Говорящий получал конкретные рекомендации касательно того, как осуществляется композиционное членение речи, в какой последовательности следуют друг за другом части композиции и как они связаны с имеющимся в руках говорящего планом. План, который на данный момент был в его распоряжении, представлял собой, грубо говоря, план предмета, но не план речи» [Клюев Е.В. Риторика. — М., 1999. — С. 157].
Расположение материала зависит, во-первых, от общего требования к связному тексту — состоит из введения, средней части и заключения. Во-вторых, от типа текста: в описании, рассуждении, повествовании используется свой «набор» микротекстов, способных стать введением, средней частью и заключением. В-третьих, расположение материала зависит от того жанра, в котором создается текст.
Каковы же требования к основным частям текста?
Начиная с Аристотеля и по сей день высокие требования предъявлялись к началу речи — вступлению. «Предисловие есть начало речи... начало, как бы прокладывающее путь для последующего» [Аристотель. Риторика // Античные риторики. — С. 155]. По мнению Цицерона, «первое понятие речи и расположение к ней достигаются именно ее началом, и поэтому оно должно сразу приманить и привлечь слушающего» [Аристотель. Риторика // Античные риторики. — С.210].
И Аристотель, и Цицерон считали, что во вступлении можно обозначить тему или показать цель, ради которой создается высказывание, или подобрать интересный материал, способный придать последующему тексту красоту и достоинство.
Вступление не должно быть продолжительным, тем более превышающим среднюю часть. Необходимо следить за тем, «чтобы вступления также соответствовали предмету, как преддверия и входы соответствуют размерам домов и храмов» [Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. — М., 1994. — С. 215].
М.В. Ломоносов предъявлял к вступлению требования ясности и краткости. Выбор же приемов, конструкций,
используемых во вступлении, зависит как от жанра, так и от индивидуальности автора, а также от его ориентации на адресата речи. Ломоносов практически повторяет позиции Аристотеля: начальная часть текста должна быть краткой, ясной и понятной.
Сравните, как в зависимости от жанра авторы создают совершенно разные вступления, приступая к раскрытию одной и той же темы — личности Юлия Цезаря.
Статья энциклопедического словаря начинается с непосредственного указания на личность:
Цезарь, Гай Юлий (13.07.100 — 15.04.44 до н. э.) — римский политический деятель и полководец.
Л. Остерман, автор «Римской истории в лицах», написанной больше в публицистическом, чем в научном стиле, придает вступлению характер устного рассказа, личного участия в теме:
Не без робости и смущения приступаю я к рассказу о Юлии Цезаре. Удастся ли мне, хотя бы в малой степени, приблизиться к пониманию замыслов и побуждений одного из гениев человечества? Удастся ли убедить тебя, читатель, в правомерности этого приближения? [Безменова И.А. Очерки по теории и истории риторики. — М., 1991. — С. 31—32].
Вводя в тему, данное вступление обращено к читателям.
Средняя часть композиционного построения, в которой и содержится основной материал для раскрытия темы, называется повествованием или наррацией: «Повествование, или наррация, включает прежде всего изложение фактологического аспекта темы, составляющего основу всей композиции. Факт может быть представлен различно без нарушения субстанции. В частности, в риторике существует наррация историческая и наррация ораторская. Так, факт убийства Клавдия рабами Мил она может быть описан: историком («Рабы Милона убили Клавдия») или оратором («И тогда рабы Милона совершили то, что каждый из нас хотел бы, чтобы его рабы сделали при подобной встрече»).
Правила: 1) повествование должно затрагивать только основные факты, имеющие непосредственное отношение к теме; 2) факты должны находиться в соответствии с действующими лицами, т.е. быть правдоподобными; 3) наррация должна быть краткой и четкой; 4) интерес ко всей речи в значительной мере зависит от интереса, вызванного наррацией; 5) наррация должна сопровождаться описанием, которое оживляет сухие факты; 6) для описания надо выбрать наиболее выгодную точку зрения; 7) при описании необходимо избегать расплывчатости и излишних деталей; 8) место описания — в начале повествования» [Безменова И. А. Очерки по теории и истории риторики. — М., 1991. — С. 31—32].
Именно средняя часть включает в себя логическую аргументацию как искусство подбора веских подтверждений сказанному. Любой аргументированный текст (каким, безусловно, чаще всего является текст, подготавливаемый учителем истории) строится по традиционной схеме: тезис — аргумент — следствие.
Последняя часть — заключение, в котором нужно подвести итог тому, на основании чего дело доказано, т. е. в заключении должно содержаться резюме по поводу всего того, что было сказано в предыдущих частях.
Отсутствие заключения в высказывании делает его незаконченным, открытым. В ситуации урока незавершенность текста может привести к неусвоенности материала.
«Будучи наукой нормативной, риторика и по отношению к заключению выработала некоторые типы релевантного финала... — суммирующее заключение, типологизирующее и апеллирующее» [Безменова И. А. Очерки по теории и истории риторики. — М., 1991. — С.37].
Суммирующее заключение — подведение итогов и формирование выводов, позволяющих представить материал в ретроспективе и вернуться к основным моментам, что обычно и делает учитель на уроке.
Типологизирующее заключение — это заключение, ставящее сообщение в перспективу, например:
Легко видеть, что дальше будут все сильнее развиваться те черты, источник которых лежит в семейных отношениях и хозяйственных соображениях, далее все больше будут стираться родовые воспоминания, мелькающие еще в духовных XIV в. Это зарождение государственного права при исчезновении одних элементов и при развитии других составит ближайший предмет нашего изучения в следующем году.
Апеллирующее заключение — эмоциональное высказывание, применяемое с целью эффектного завершения текста. Чаще всего подобное заключение свойственно публицистическому тексту.
Итак, диспозиция — это важный этап подготовки высказывания, который предполагает «выгодное» и целесообразное расположение материала. Чтобы нагляднее представить этот этап, его можно сравнить с шахматной партией. Необходимо продумать передвижение фигур, чтобы без затруднений и тупиков проделать множество ходов и выиграть партию. Расположив на этапе диспозиции идеи в определенном, наиболее эффективном порядке, можно создать текст, удачно раскрывающий тему.
Остановимся на еще одном важном моменте. Речь учителя преимущественно представляет собой текст-рассуждение. Какие рекомендации дает риторика относительно речи-рассуждения, которая имела специальное название — хрия?
Хрия определяется М. Ломоносовым как «слово, которое изъясняет и доказывает краткую нравоучительную мысль или действие какого великого человека» [Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. — М., 1975. — С. 238].
Строгая хрия, согласно М. В. Ломоносову, располагается «в восьми последовательных частях: 1) приступ; 2) парафразис; 3) причина; 4) противное; 5) подобие; 6) пример; 7) свидетельство; 8) заключение» [Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. — М., 1975. — С.188–189].
Соблюдаются ли части рассуждения (хрии) в учебниках истории? Например, название параграфа «Освобождение крестьян» является одновременно и тезисом — темой. Начинается изложение с приступа:
Крестьянское хозяйство все больше начинало втягиваться в развивающуюся торговлю. Сеньоры тоже должны были лучше приспособить свое хозяйство к рынку. Прежде всего они стали заменять барщину оброком. Замена барщины оброком сопровождалась в Европе и освобождением крестьян отличной зависимости. Уже в XIII в. стали свободными многие итальянские и французские крестьяне.
Далее идет перечисление причин, приведших к освобождению крестьян;
Дело в том, что проку от личной зависимости крестьян становилось все меньше. Многовековой обычай устанавливал, сколько дней в году должен тот или иной серв работать на поле господина. Но чтобы совершенствовать производство, нужно резко повысить интенсивность труда. И в этом случае нанятые за плату работники оказываются выгоднее собственных зависимых крестьян. Собственные сервы требовали немалой заботы, нанятые за плату трудились столько, сколько и когда было нужно.
Затем дается описание обстоятельств с включением противопоставления, при которых совершалось освобождение, и затем — краткий вывод:
Разумеется, освобождение крестьян не было простым актом милости. Обычно от «освобождавшихся» требовали такой выкуп, что он грозил разорить крестьянина. Иногда крестьяне отказывались от подобной «свободы». Но все-таки количество свободных крестьян начинает постепенно расти.
В рассуждении использованы приступ, причины, противопоставление и вывод. Этого достаточно для учащихся VII класса, но речь учителя, объясняющего эту тему, должна быть расширена примерами, свидетельствами и, возможно, парафразисом, живописно представляющим картины того времени.
Рассмотрим, какие части речи-рассуждения использованы в лекции В.О. Ключевского «Подготовка губернской реформы 1708 г.». Начинается данная лекция с тезиса:
Губернская реформа 1708 г. вызвана была направлением деятельности Петра, в свою очередь вынужденным внешними и внутренними событиями, прямо или косвенно связанными с войной.
Далее идет парафразис:
Прежние цари сидели в столице, изредка прогуливаясь на богомолье или в военный поход, и все управление носило характер строгой централизации. Местные средства в виде налогов, прямых или косвенных, через воевод стекались в столицу, рассыпаясь по разным московским приказам, и большая часть сборов поглощалась, а меньшая доля растекалась по местам в виде жалованья провинциальным служилым людям и на другие местные нужды.
Переходом служит следующая фраза:
Петр поколебал эту старую, устойчивую и даже устоявшуюся централизацию. Прежде всего он сам децентрализовался к окружности, бросив старую столицу, отбыл на окраины, и эти окраины загорались одна за другой либо от его пылкой деятельности, либо от бунтов, вызванных этой же деятельностью...
Затем автор перечисляет причины, вызвавшие подготовку губернской реформы:
1) после первого азовского похода он стал строить флот в Воронеже, и ряд городов донского бассейна приписан был к учрежденному в Воронеже Приказу адмиралтейских дел. Сюда гнали тысячи работников и везли все местные податные сборы на корабельное дело, помимо московских приказов; 2) то же было по завоевании Азова, когда другой ряд городов приписан был налогами и рабочими силами к постройке гавани у Таганрога; 3) в Астрахани поднялся в 1705 г. бунт против нововведений Петра: для усмирения и устроения края местные доходы переданы были из ведения центральных учреждений в распоряжение местных властей на местные нужды; 4) точно так же по заключении королем Августом Альтранштадтского мира в 1706 г., когда Петру стало грозить нашествие Карла XII из покорившейся ему Польши, для обороны западной границы образованы были в ущерб центральному управлению властные административные центры в Смоленске и Киеве. (В лекции нет нумерации причин. Выделены нами для показа расположения частей в хрии. — Л. А.)
Перечисление причин, естественно, приводит к следствию:
Так ходом дела вырабатывалась мысль, что местные средства вместо кружного пути через московские приказы, где они очень сильно таяли, выгоднее направлять в областные административные средоточия с надлежащим расширением компетенции местных правителей, которые даже украшаются новым титулом губернаторов, хотя их округа еще не зовутся губерниями.