Файл: Школа гуманитарных наук учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1114
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Далее В.О. Ключевский опять перечисляет ряд причин, что совершенно оправданно: для раскрытия оговоренного тезиса это необходимо. И среди них одна, возможно, вытекающая из предыдущих и сформировавшая окончательное введение губерний:
Он (Петр) хорошо понимал, что, руководя среди переездов дипломатическими сношениями и военными операциями на местах, он был не в состоянии следить за ходом внутренних дел, становился плохим правителем.
Следующей частью рассуждения В.О. Ключевского является свидетельство:
Оправдывая учреждение губерний, Петр писал Курбатову: «Человеку трудно за очи все разуметь и править».
Небольшой переход, повествующий о действиях Петра, переходит в противопоставление мыслей Курбатова и Петра:
Петр хотел во главе крупных округов поставить полномочных наместников, которые прямо на местах могли бы изыскать необходимые для того средства. Слишком конкретный ум Петра располагал его более доверяться лицам, чем учреждениям. Отсюда — план разложить содержание армии по частям на такие округа, раздробив по ним и военный бюджет. Петр туго вникал в выгоды «единособранного правления», единства государственной кассы, о чем ему толковал Курбатов, и разделял господствовавший взгляд, что каждая статья расхода должна быть приурочена к специальному источнику дохода.
Еще одно свидетельство — слова Петра I — и заключение:
После, объясняя смысл губернской реформы, он писал, что все расходы, военные и другие, он расположил но губерниям, «чтобы всякий знал, откуда определенное число получать мог». Этот план и положен был в основание губернского деления 1708 г. [Ключевский В.О. Полный курс лекций по истории. — М., 1993. — С. 231 — 234].
Заключение, достаточно лаконичное и емкое, перекликается с началом текста, завершая раскрытие тезиса.
Почти все части строгой хрии используются автором для раскрытия выдвинутого тезиса. Обратите внимание, что В.О. Ключевский располагает эти части так, как ему кажется целесообразным и эффективным.
Зная основные части хрии, ученик может, опираясь на два этапа построения речевого высказывания — инвенцию и диспозицию, — создать свой собственный текст на заданную тему. Например, тема «Мир красотой спасется» была развернута в хрию с соблюдением всех этапов данного типа текста.
Часть 1. Приступ.
Это высказывание принадлежит Ф. Достоевскому, писателю-философу. В своих произведениях он размышляет о смысле жизни, о человеке, о красоте и гармонии, которые противостоят насилию и злу.
Часть 2. Парафразис.
Красота — одна из вечных ценностей, о которой во все времена говорили и думали с восхищением. Это красота природы, женщины, человеческой души... Из краткого изречения Достоевского следует, что, только возрождая и оберегая все прекрасное, мы встанем на путь правды и добра, любви и созидания. Жизнь станет гармоничнее, наполнится смыслом, светом, благодатью.
Часть 3. Причина.
Человек должен положить все усилия на то, чтобы сохранить духовные ценности, которые сберегли для нас предшествующие поколения. Этот бесценный дар вобрал в себя мудрость и опыт ушедших времен, заключил в себе нестареющие истины, глубокие тайны, которые нам предстоит разгадать и заставить вновь жить для человека и его будущего.
Мы должны любить природу и заботиться о ней, так как ее совершенство, жизнеутверждающая сила являются источником наслаждений, духовного исцеления, вдохновения и счастья.
Сам человек может стать источником красоты и гармонии. Каждый должен оставить после себя хотя бы крупицу духовных ценностей: кто-то напишет художественное произведение, кто-то изобретет что-то новое, научит других... Главное, чтобы это было сделано с душою, с любовью, потому что все-таки нет ничего на свете прекраснее человеческой души, подарившей миру частицу себя.
Часть 4. Противное.
Кто же не сумеет понять необходимость в стремлении к преобразовательной деятельности, в желании творить вокруг себя добро, беречь красоту, тот не сможет получить удовлетворение от прожитой жизни.
Часть 5. Подобие.
Посмотрим на человека, плывущего по течению: жизнь его скудна, бедна не только материально, но и духовно. Он ограничил себя рамками узкого пространства. Только усилия над собой, стремление к совершенству способствуют развитию всех способностей, заложенных в человеке природой. То же можно сказать и о красоте. Чтобы она вошла в нашу жизнь, необходимы усилия, но они ничего не значат в сравнении с тем, насколько преобразится мир, насколько легче и радостнее станет жизнь благодаря этим усилиям. Каждый будет счастлив сознанием собственной сопричастности к этому всеобщему движению к красоте и гармонии.
Часть 6. Пример.
Примеров тому, как человек самоотверженно вносит лепту в преобразование и изменение в лучшую сторону окружающей жизни, множество. Так, Лев Толстой не захотел смириться с участью плывущего по волнам человека. Вся его жизнь — это стремление познать истину, которая виделась им в совершенствовании каждой отдельно взятой человеческой личности. И у него немало последователей и учеников, воплощающих его идеалы в жизнь.
Часть 7. Свидетельство.
Те же мысли, то есть спасение человека в самом себе, в стремлении к гармонии, идеалу, совершенству, звучат в высказывании А.П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...»
Часть 8. Заключение.
Друзья! «Сейте разумное, доброе, вечное...» Помните, что красота — это тот дар, который мы оставим после себя, ибо
...Та красота, что мир стремит вперед,
Есть тоже след былого...
Н.Ф. Кошанский приводит следующий пример рассуждения, при этом демонстрируя, какие топосы могут быть в рассуждении использованы.
Так, Карамзин, в Похвальном слове Екатерине, через предыдущее и последующее прекрасно доказывает, что Россия заключила с Портою самый блестящий мир. Ибо взяла Крым и принудила Визиря подписать все условия.
Начало содержит общую мысль, равно относящуюся к Предыдущему и Последующему. Вот оно:
Начало. Приступ. Следующее лето также осенило нас лаврами. Что начал Иоанн Грозный, то довершила Екатерина Великая.
Середина. Предыдущее. Сии славные глубокие окопы, которые от Черного моря простираются до Азовского, не могли остановить торжественного шествия воинов, и Крым, последнее убежище варваров, пал к стопам Российского Гения. Берега Дуная не переставали обагряться кровью неверных, и Константинополь трепетал, внимая близким громам нашего флота. Мустафа смирился, и Румянцев опустил меч свой (величественная картина), но еще не пришел конец бедствия оттоманов.
Связь. Мирные переговоры не имели счастливого успеха, и Полководец Екатерины украсил ея корону новыми лаврами; разил, истреблял, очистил себе путь к Арианополю, отрезал, окружил Визиря и геройскою рукою своего подписал славный для России мирный трактат, который открыл нам моря Турецкие и Дарданеллы, даровал независимость Крыму, обогатил государственную казну миллионами, утвердил за Россией Азов и Таганрог.
Последующее. Никогда еще Отечество наше не заключало столь блестящего мира с Портою Оттоманскою.
Конец. Заключение. Беспримерные подвиги украсили книгу Дворянства тремя именами славы; Рим имел Сципионов Африканских, Азиатских: Екатерина воскресила сию награду, достойную Ее величия, — и Россия имеет своего Задунайского, Чесменского, Крымского» [Кошанский Н. Ф. Общая риторика. — С. 135] (орфография Н.Ф. Кошанского).
Данное Похвальное слово Н.Ф. Кошанский считал образцом «верности в расположении», «ясности, живости и благородства в ораторском слове». Безусловно, стиль XIX в, сильно отличается от современного нам стиля, но ориентироваться на некогда лучшие образцы необходимо.
Подобное рассуждение Н.Ф. Кошанский называет искусственным рассуждением. Отличие его от хрии состоит прежде всего в меньшем количестве частей. Кроме того, внутренняя содержательная линия построена в искусственном рассуждении на последовательной связи частей, когда одно строго следует за другим, последующее вытекает из предыдущего, и поиски сходного, противного как моменты доказательства не являются обязательными.
Признавая, что основу речи учителя-предметника будет составлять такой тип текста, как рассуждение, заметим, что существует необходимость изучения и двух других типов текста — описания и повествования. При объяснении определенных моментов истории оказываются востребованными и подобные высказывания.
Так, давая характеристику деяниям человека, учитель вправе при этом охарактеризовать внешность исторического деятеля. Тогда создается описание внешности. Рассказывая о тех или иных военных действиях, учитель прибегает к помощи текста-повествования. Рассмотрим кратко, что из себя представляют эти типы текста на примере речи историка.
По мнению М.В. Ломоносова, «описанием называется слово или часть оного, где представляется вещь или деяние. Представление деяний называется повествованием.
Сей род слова во всем красноречии имеет великую силу, занимает большую часть оного» [Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. — С. 347].
М.В. Ломоносов там представляет те части, из которых состоит описание: «Части, описание составляющие, суть: 1) действительные части описуемой вещи, ежели она часть имеет; 2) материальные свойства действительные, ежели она материальна, вымышленные, если не материальна; 3) жизненные свойства, ежели она из рода животных; 4) действие или страдание оной; 5) время; 6) место; 7) предыдущее и последующее. — Вообще положить можно, что в описании бездушных вещей пристойнее начинать с описания места, потом описать целое и части и материальные их свойства и к ним присовокупить оных действия или страдания, между ими самими бывающие или в рассуждении других, вокруг лежащих вещей, также и обстоятельства времени и прочая...
...Что касается до порядка, в повествовании наблюдаемого, то располагаются они по большей части натуральным образом, что после чего было, а особливо то наблюдается в важных и правдивых историях» [Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. — С. 348–354].
Н.Ф. Кошанский считает, что «всякое описание как полное сочинение должно иметь простоту и единство предмета, интерес или занимательность и 3 главнейшие части: начало, середину, конец.
Начало описания физического и нравственного может быть различно, но всегда должно быть естественно, кратко и отдельно. Главнейших правил для описания четыре:
1) начинают обращением к предмету;
2) начинают временем дня и года;
3) начинают местом;
4) начинают случайностями — прогулкою, путешествием, не чаянною встречей и подобными обстоятельствами...
...Конец описания может быть различен:
1) обращаться к предмету, прибавляя собственные чувства, прекрасные желания;
2) оканчивать уподобляемым или противным предметом;
3) оканчивать нравственной занимательной мыслью, или высокой, разительной истиной» [Кошанскай Н.Ф. Общая риторика. — С. 45 — 48].
Рассмотрим следующее описание Анны Монс, любимой женщины Петра I:
Но современники в деле восхваления Анны Монс заходили слишком далеко. Они приписывали Анне Монс целомудренность, которой она далеко не отличалась. Но умна и красива она была без сомнения.
Обращение к предмету описания.
Статная, видная, ловкая, с живыми огненными глазами, смелая и вечно веселая, красиво одетая в заморское платье, находчивая и бойкая на ответы, готовая потешить царя пляской, а при случае умевшая поддержать серьезную беседу и с иноземным купцом, и заезжим ремесленником, она, конечно, выгодно отличалась от несчастной жены Петра, принадлежавшей к типу цариц, к которым, по словам Котошихина, не допускали иноземных послов из боязни, что государыня-царица скажет какую-нибудь глупость и «от того пришло б самому царю в стыд».
Основная часть описания содержит перечисление свойств Анны Монс, следовательно, в основе данного типа текста лежит топос «свойства». Кроме того, в данном описании есть противопоставление, позволяющее лучше раскрыть суть этой женщины.
Анна Монс прочно завладела сердцем царя... [Оларт Е. Петр I и его женщины. — М., 1912. — С. 13].
Констатация факта.
Чаще всего описание появляется в речи тогда, когда идет подробная характеристика личности исторического деятеля. Это может быть лекция учителя, доклад, подготовленный к занятию, портретный очерк. Заметим, что довольно часто описание переходит в повествование для лучшей иллюстрации свойств предмета речи. Но в большинстве своем части описания внешности будут содержать в себе части, выделенные еще в русских риториках XVIII в.