Файл: Школа гуманитарных наук учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1139
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Так, личность, привлекающая внимание, — Александр Македонский — у большинства исследователей его жизни преподносится с непременным описанием его внешности:
Александр был одарен красотой, даром богов; по мнению греков, глаза его были кротки и ясны, кожа чрезвычайно бела, но он имел обыкновение наклонять голову слегка на левую сторону. Замечательные черты его характера уже в детстве выступали даже в мелких случаях жизни. Он был еще под руководством своего первого наставника Леонида, воспитывавшего его со всей строгостью спартанских начал педагогики, когда однажды, во время жертвоприношения, Александр начал бросать благовония целыми горстями. «Подожди, — заметил ему бережливый ментор, — подожди до того времени, когда ты завладеешь страной, в которой растут благовония, прежде чем делать подобные приношения». Впоследствии, будучи уже владыкой Азии, Александр отправил Леониду на 100 талантов ароматов, советуя ему не скупиться на жертвоприношения богам [Сто великих людей мира. — Киев, 1992. — С. 133—134.].
Несколько иное наполнение частей будет при описании военных действий, событий, подвигов. Началом подобных текстов описаний чаще всего является упоминание места, где происходит событие:
Первый город, задержавший движение Александра, был Милет.
Далее идет основная часть, повествующая о том, как происходило взятие города, с опорой на топос «обстоятельство»:
Александр осадил его, и город, которому македонский флот отрезал доступ к морю, принужден был сдаться. Несмотря на услугу, которую только что оказал ему флот, Александр не хотел пользоваться им более, так как имел основания не слишком полагаться на верность экипажа; он оставил себе только несколько судов для перевозки осадных машин и 20 афинских кораблей [Сто великих людей мира. — Киев, 1992. — С. 149.].
В речи учителя истории данный тип текста будет вводиться, безусловно, в виде ссылок на свидетельства современников, поэтому создание собственного текста описания требуется далеко не всегда при подготовке к уроку. Но уметь создавать его необходимо, так как возможна такая форма работы на уроке, как описание скульптурных изображений исторических деятелей, портретов, а также картин, изображающих историческое событие. Требуя от детей создания текстов-описаний, учитель должен уметь это делать сам.
Повествование — тип текста, рассказывающий о том, как происходили какие-либо события. «Что касается до порядка, в повествовании наблюдаемого, то располагаются они по большей части натуральным образом, что после чего было, а особливо то наблюдается в важных и правдивых историях» [Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. — С. 354]. Таким образом, в основе текста-повествования лежит такой топос, как последующее идет за предыдущим.
Данный тип текста достаточно часто встречается в речи историков и учителей истории, прежде всего когда речь заходит о действиях, праздниках, церемониях, случаях из жизни великих людей. Например, повествование лежит в основе рассказа о тех развлечениях, которые устраивал ПетрI:
Чтобы внести разнообразие в увеселения собора, Петр решил женить князя-папу Зотова, которому было больше восьмидесяти лет, Невестой выбрал Анну Пашкову, 60-летнюю старуху.
Начались грандиозные приготовления к празднованию беспримерной свадьбы. Всем придворным чинам и дамам был разослан приказ приготовиться к участию в торжествах и прислать канцлеру, графу Головину, подробное описание выбранного костюма, чтобы не оказалось более трех одинаковых.
Петр сделал смотр всем лиwам, которые должны были принять участие в свадебном маскараде; он осмотрел костюмы, экипажи и инструменты, с которыми все должны были явиться: гудки, балалайки, медные тарелки, колокольчики, скрипицы, собачьи свистки, охотничьи дудочки, ворганы, трещотки, пузыри с горохом и т.д. Приглашение гостей было возложено на самых отборных заик, и совершалось оно по особому объявлению, составленному самим Петром.
В назначенный день по сигналу пушки с Петропавловской крепости собрались все участники процессии в доме канцлера, женщины — у княгини-игуменьи...[Оларт Е. Петр 1 и его женщины. — С. 9–10].
Перечисляются события в их последовательности, раскрывается характер произошедших событий. Повествование требуется для иллюстрации характера, способностей человека. Короткие рассказы (это могут быть исторические анекдоты) оживляют учебно-научную речь, придают эмоциональность и живость. Иногда именно подобные тексты остаются в памяти, пересказываются, служат не просто иллюстрацией, а яркой характеристикой, переходя из текста в текст, становясь неким преданием, легендой. Таков, например, эпизод из жизни Александра Великого, демонстрирующий, что редкая сила и энергия была дана ему с детства:
Когда привели ко двору лошадь Буцефала и только Александр один сумел ее обуздать, вес свидетели этого подвига были так поражены, что Филипп, схватив Александра за руку, воскликнул; «Сын мой, ищи себе другого царства! Македония слишком мала для тебя» [Сто великих людей мира. — С. 134.].
Все типы текстов используются в одной речи, перетекают один в другой, развивая мысль говорящего. Проследите, какие типы текстов встречаются в лекции В.О.Ключевского «Пребывание Петра в Голландии и Англии».
Вводя вас и подробности заграничной поездки Петра, я прошу не забывать, что здесь одинаково важно то, что он замечал и чего не замечал; последнее даже иногда важнее первого для истории его понятий.
Начало лекции характерно для устной речи, так как включает обращение к слушателям; начало представляет собой в содержательном плане обращение к предмету речи — пребыванию Петра за границей; подобное введение обеспечивает быстрый и четкий подход к основной части.
Во многих отношениях Голландия XII века была очень замечательной, даже единственной страной в Западной Европе. Ничтожная низменность в каких-нибудь 640 метров, эта страна в то время развивала чрезвычайные экономические и нравственные силы. Прошло каких-нибудь 100 лет со времени ее освобождения от испанского ига, и в это короткое время свободного существования она сделала такие культурные успехи, которых не достигали другие страны Европы и в длинный ряд веков. В ее университетах блистали первые знаменитости, на ее почве мыслил Спиноза, Гуго-Гроций был ее политиком и творцом нового государственного международного права; ее мастерами были Ван-Дик и Рембрандт...
Текст-описание Голландии введен для того, чтобы объяснить причины такого внимания Петра к этой стране и показать, к каким изменениям в России привело пребывание Петра здесь. Таким образом, текст-описание служит своего рода аргументом, показывающим причинно-следственные связи:
...Въехав в Голландию и погрузившись в душную атмосферу фабрик и дыма, Петр почувствовал себя дома. Здесь он воочию увидел то, о чем думал и что видел только в миниатюре в Москве или Преображенском. Понятно, что он принялся за дело с энергией. В красной куртке, белых шароварах и лакированной шапке начал он работать на верфи сначала в Саардаме, затем в Амстердаме. При нем заложили и он начал строить фрегат, в свободное время он ходил по всем мастерским, какие его занимали. Трудно собрать в стройную группу все его впечатления и наблюдения в Голландии. Журнал его путешествия прерывается именно в Голландии...
Повествование, без которого невозможно описать пребывание Петра за границей; в нем дан развернутый последовательный ряд действий, рассказывающий о действиях, совершенных Петром. Практически весь последующий текст представляет собой именно повествование.
Рассуждение появляется в заключительной части как итог тому, что было рассказано ранее:
...Петр отправился в Голландию с очень специальной целью: обучиться всему, что нужно знать хорошему плотнику; по крайней мере, так объясняет он сам цель этой поездки в предисловии в регламенте о флоте. Но там он видел такие результаты тамошней науки и жизни, что, вернувшись домой, увидел всю неизмеримую даль пути, какую надо пройти, чтобы стать в уровень с этой жизнью; им овладели сомнение, неуверенность и вместе озлобление. Из этого соединения заграничного очарования с домашним разочарованием и раздражительностью и объясняются первые реформы Петра, произведенные по возвращении из-за границы, над которыми так бились исследователи, чтоб объяснить их смысл, — именно отмена бороды и введение иноземного костюма... [Ключевский В.О. Лекции по русской истории, читанные на Высших женских курсах в Москве в 1872–1875 гг. — М., 1997. — С. 636–641].
Таким образом, этап диспозиции требует от автора продумывания того, как расположить имеющийся в наличии материал, чтобы каждый из отобранных фрагментов содержания оказался на своем месте и был эффективно преподнесен слушателям. Поэтому второй этап подготовки речевого высказывания также предполагает творчество и изобретательность автора речи.
Выбор места расположения зависит и от жанра, в котором создается высказывание. Именно жанр диктует, какие типы текста окажутся основными при его создании — рассуждение, повествование или описание. Необходимо видеть, что крайне редко жанр представляет только один тип текста. Чаще он включает в себя сразу все три разновидности, каждая из которых служит развертыванию темы. Каждый жанр также предполагает использование тоносов, составляющих его суть.
Этапы инвенции (изобретения, нахождения) и диспозиции (расположения) предполагают тщательный отбор и нахождение места для найденного материала. Порой трудно отделить один этап от другого, так как одновременно, подбирая материал, человек уже предполагает, где он будет «смотреться» лучше всего. Два этих этапа переходят и продолжают действовать на третьем этапе подготовки речевого высказывания — элокуции.
Элокуция
Термин «элокуция» имеет русские эквиваленты: «выражение», «украшение».
Элокуция — это этап непосредственного словесного оформления найденного материала. Безусловно, работа на первых двух этапах идет также с участием слов и их сочетаний, но именно здесь человек производит окончательный отбор целесообразных языковых средств, грамматических конструкций, украшает высказывание тропами и фигурами (см. подраздел «Выразительность речи»).
Понаблюдаем за текстами лекций В.О. Ключевского с целью выявления наиболее активно использующихся языковых средств и их функций.
Достаточно типичным в речи лектора является обращение к вводным и вставным конструкциям. Они служат средством связи между предложениями, способствуют переходу от одной мысли к другой, подводят к выводам. Например:
Крепостной труд крестьянина был для дворянства средством нести обязательную военную службу, следовательно, с прекращением этой повинности должна была сама собой прекратиться раздача населенных казенных земель в частное владение...
Наконец, по окончании 4 ревизии издан был закон 3 мая 1783 года...
Таким образом, Николай, говорят, не имел точных сведений об ожидавшей его судьбе...
Значит, из трех отраслей высшего управления — законодательной, исполнительной и судебной — были преобразованы только две первые [Ключевский В.О. Полный курс лекций по истории. — С. 73].
Кроме того, вводные конструкции служат средством передачи чужой речи:
По словам Сперанского, «весь разум его плана состоял в том, чтобы посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных...»; Раз на балу, говорят, император спросил Сперанского, как ему нравятся чужие края в сравнении с отечеством [Ключевский В.О. Полный курс лекций по истории. — С. 73].
Иногда авторы прибегают к вводным предложениям с целью обратиться к аудитории, возвратить ее к какому-либо моменту:
В числе первых мер нового императора было восстановление жалованных сословных грамот, отмененных, как мы видели, прежним императором в их главных частях.
И, наконец, вводные конструкции — это средство выражения авторского отношения к описываемым событиям:
Недаром про короля говорили, что хотя его коварство и жестокость не знают пределов, но их превосходит его жадность. Похоже, что слухи о сокровищах братьев послужили главной причиной их ареста... [Бойцов М., Шукуров Р. История Средних веков: В 2 т. — Т. 2. — С. 209].
Таким образом, вводные конструкции оживляют текст, приближают его к разговорному, более легкому стилю изложения, по сравнению с научным помогают структурировать речь.
Несмотря на требования объективности, которые несет в себе научная речь, в текстах по истории (устных и письменных) содержится достаточно много оценочных суждений автора. Проследим на примере отрывка из лекции В.О. Ключевского, как он выражает свою оценку личности императрицы Елизаветы:
Царствование ее было не без славы, даже не без пользы. Молодость ее