Файл: Школа гуманитарных наук учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1106
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
прошла назидательно. Ни строгих правил, ни приятных воспоминаний не могла царевна вынести из беспризорной второй семьи Петра...
Послушная дочь своего духовника о. Дубянского, она строго соблюдала все посты при своем дворе... и во всей империи никто лучше императрицы не мог исполнить менуэта и русской пляски...
Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, она любила производить впечатление... [Ключевский В.О. Полный курс лекций по истории. — С. 178— 179].
Практически каждая фраза В.О. Ключевского — оценка. И за счет этого речь кажется живой, иногда ироничной, иногда пренебрежительной. Создается впечатление, что автор был лично знаком с Елизаветой. Безусловно, на такого уровня оценки способен и имеет право человек, досконально изучивший эпоху по документам, свидетельствам очевидцев и составивший свое представление об этом человеке.
В текстах может содержаться и общепринятая оценка:
Но вот в 1081 г. константинопольский престол захватил искусный полководец Алексей, основавший новую императорскую династию Комнинов [Бойцов М., Шукуров Р. История Средних веков: В 2 т. — Т. 2. — С. 60].
Текст выигрывает, если в нем есть оценочные суждения. Кроме того, учитель должен подводить детей к желанию высказать свою, пусть не строго аргументированную оценку тому или иному императору, той или иной эпохе.
Научная речь, в том числе и на историческую тему, изобилует причастными и деепричастными оборотами, помогающими более описательно, распространенно показать предмет речи:
Ленивая и капризная, пугавшаяся всякой серьезной мысли, питавшая отвращение ко всякому деловому занятию, Елизавета не могла...
Речь, в которой много причастных и деепричастных оборотов, отличается динамизмом при развитии содержания:
Сам обер-фискал Нестеров, рьяный обличитель всяких неправд, не щадивший даже своих прямых начальников — сенаторов, верховных блюстителей правосудия, не исключая и князя Я.Ф.Долгорукого, служебная корректность которого входила в пословицу, доведший своими обличениями до виселицы сибирского губернатора князя Гагарина, — этот самый воитель правды был уличен во взятках, засужен и присужден к смертной казни через колесование [Ключевский В.О. Полный курс лекций по истории. — С. 179].
Еще одним характерным показателем языка лекций В.О. Ключевского является использование пояснительных конструкций:
В Штеттине и родилась у него (21 апреля 1729 г.) дочь Софья Августа, наша Екатерина...
Дед ее (по боковой линии), Фридрих Карл, женился на старшей дочери Петра Анне [Ключевский В.О. Полный курс лекций по истории. — С. 20].
Важным шагом на этапе элокуции являются продумывание и подбор выразительных средств, позволяющих задержать внимание читателей на определенном моменте повествования. Для этого используются тропы и фигуры, с которыми вы познакомились при изучении коммуникативных качеств речи. В разделе I тропы и риторические фигуры рассматривались как компоненты системы языковых средств, придающих речи выразительность. В системе риторического канона тропы и фигуры способствуют яркому представлению «изобретенного» содержания.
Теория фигур речи, или тропов, никогда не была в классической риторике самоцелью, простым украшательством и должна быть интерпретирована как продолжение двух первых основных частей — инвенции и диспозиции.
По мнению Н.Ф. Кошанского, «троп — перенесение слова от собственного значения к несобственному по 4 случаям: по подобию (метафора), по качеству (метонимия), по количеству (синекдоха), по противоположению (ирония)» [Кошанский Н.Ф. Общая риторика. — С. 75], а также он относит к тропам хиазм, гиперболу, аллегорию, эмфазис, метал епсис, катахрезис. Понятие фигура Н.Ф. Кошанский определяет следующим образом: «Фигура есть оборот слов или мысли, отступающий от простой, обыкновенной, холодной речи, — выражение, исполненное чувства, язык страстей. Троп всегда переменяет, переносит слово от собственного значения к несобственному. Фигура не переменяет слова, а только играет ими (то выбросит, то повторит дважды, то поставит в нужных местах и т.п.)» [Кошанский Н.Ф. Общая риторика. — С. 90].
Вклад современных исследователей риторики в теорию тропологии и фигур речи состоит в том, что фигура речи считается «участницей» процесса наполнения мыслей в прозаической речи, придания речи практической эффективности. Прослеживается логический подход к понятию «фигура», и тем самым сохраняется основное для Античности правило единства мысли и слова.
Орфоэпические нормы
1. Назовите буквы современного русского алфавита, обозначающие согласные звуки, которые произносятся: а) с последующим гласным (типа «бэ») и б) с предыдущим гласным (типа «эс»).
2. Прочитайте следующие аббревиатуры, объясните их произношение.
1) РАГС, ООН, МГИМО, МАДИ, ИТА (ИТАР).
2) РФ, ФБР, ФРГ, ЛГУ, США.
3. Укажите, в каких словах под ударением произносится [o], а в каких [э]. Произношение каких слов допускает варианты?
Афера, бесшерстный, блеклый, гренадер, желчь, жердочка, зев, маневры, местоименный, нареченный, одновременный, опека, оседлый, осетр, острие, современный, бытие, житие, безнадежный, гололедица, белесый, женоненавистник, трехведерный, издевка, преемник, платежеспособный, пригрезиться, недоуменный, пригрезиться, желчный, скабрезный, одноименный.
4. Определите, в каких из приведённых ниже иноязычных слов обязательно произношение безударного гласного [o] на месте буквы о.
Брошюра, контракт, боа, какао, брутто, нетто, спонсор, кооперация, мотив, геоботаника, коммерция, кредо, биостимулятор, авизо, вето, оазис, дотация, бомонд, отель, резюме.
5. Прочитайте слова.
Капитализм, плюрализм, монополизм, тоталитаризм, сосиски; семь, семьдесят, восемь; дивиденд, дивиденды, асфальт, фонд, прогноз, налог; год, гарант, лизинг, Господи, ага, ого, Бог, лёгкий, первого, сегодня, бухучёт, бухгалтер.
6. Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов: инциндент, биллютень, прецендент, константировать, компентентный, компроментировать, переспектива, конкурентноспособный, черезвычайный, будующий, жаждующий.
7. Объедините слова с твёрдым согласным перед [э] в одну группу, с мягким согласным – в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.
Альтернатива, анестезия, антенна, артерия, бартер, бизнес, бутерброд, детектив, ватерлиния, велотрек, гейзер, генетика, геодезия, гипотеза, индексация, интервал, дебют, декан, бассейн, депо, депрессия, интеллект, идентичный, индекс, кодекс, компьютер, кофе, крем, кларнет, лазер, модель, музей, панель, партер, протекция, пресса, прессинг, рейд, рельс,сервис, стратегия, тезис, темп, терапевт, тест, террор, термос,федерация, форель, шедевр, шинель, экземпляр, экспресс, энергия, юриспруденция.
8. Прочитайте слова с сочетаниями согласных.
Конечно , скучно, закадычный, яичница, булочная, нарочно, Ильинична, поточный, пустячный, молочная, пшеничный, съёмочный, горчичник; точно – тошно, научный – наушный, молочная – молочная, сердечный – сердешный.
Акцентологические нормы
1. Прочитайте сочетания существительных с предлогами, в которых ударение падает на предлог.
За угол, за руку, за город, за душу, на ногу, на зиму, на дом, под гору, по небу (по небу), по полу, без толку.
Запомните! Задание на дом – посмотреть на дом.
2. Составьте предложения с омографами.
Ирис – ирис, замок – замок, мука – мука, наголо – наголо, атлас – атлас, броня – броня, видение – видение, угольный – угольный, проклятый – проклятый, хлопок – хлопок, орган – орган, хоры – хоры.
3. Расставьте ударение в отглагольных существительных на –ие.
Сосредоточение, упрочение, вероисповедание, воспроизведение, рассредоточение, приобретение, ваяние, возвеличение, квашение, видение (способность видеть), братание, воскресение, голодание, изобретение, изваяние, засорение, изнеможение, нанесение, соболезнование.
4. Образуйте форму именительного падежа множественного числа существительных.
Торт, шарф, порт, лифт, бинт, герб, столяр, арбуз, бал, тост, шприц.
5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа существительных.
Область, ведомость, простыня, плоскость, ступень, доска, дно, сирота, отрасль, местность, мощность, прибыль, бровь, груздь, козырь, боль, гусли, ясли, грабли, арбузы, аэросани, ветви, кисти, туфли.
6. Расставьте ударение в прилагательных.
Первоочередной, ножевой, суповой, спиртовой, объездной, козырной, моховой, языковой (барьер). Нет очередного номера, без ножевого ранения, в суповом наборе, из спиртового раствора, по объездному пути, без козырного туза, в моховой зелени, без языкового барьера.
7. Образуйте краткие формы прилагательных и страдательных причастий (мужского, женского, среднего рода и множественного числа), поставьте ударение.
Близкий, горький, длинный, глубокий, весёлый, правый, дорогой, редкий; розданный, созванный, созданный, взятый, начатый, проданный, прожитый.
8. Образуйте форму прошедшего времени глаголов (мужского, женского, среднего рода и множественного числа). Поставьте ударение.
Отнять, понять, начать, начаться, дать, создать, класть, брать, гнать, взять, задать, принять, снять, убрать.
9. Образуйте от инфинитивов следующих глаголов формы 1-го, 2-го и 3-го лица Поставьте ударение.
Вертеть, влечь, дремать, звонить, изменить, катить, колебать, положить, баловаться.
10. Образуйте от следующих глаголов существительные. Поставьте ударение.
Договариваться, созывать, обеспечивать, сосредоточивать, намереваться, упрочить, упорядочить, занять, нанять.
Запомните! Договор – заговор – сговор; отзыв о диссертации – отзыв посла.
Нормы произношения и ударения
1. От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения. Образец: Броня – бронировать- бронированный.
Маска, пломба, премия.
2. В каких словах иноязычного происхождения и именах собственных сохраняется безударный звук [o]?
Ароматный, бордо, баобаб, кооперация, модель, ноктюрн, поэт, оратор, трио, концерт, роман, соната, хаос, Вольтер, Роден, Флобер, Шопен.
3. Возможны ли варианты произношения в следующих словах?
Булочная, конечно, молочный, скучный, перечница, сливочный, яичница, прачечная, скворечник, Ильинична, ночной, пустячный, ячневая, речной.
4. Мягко или твёрдо произносятся согласные перед звуком [э] в следующих заимствованных словах:
Айсберг, афера, безе, блеклый, гренадер, декан, детектив, интеллект, модель, орхидея, патент, планер, сессия, свекла, темп, термин, текст, энергия, эффект, филистер.
5. Прочитайте аббревиатуры, объясните их произношение:
ООН, МГИМО, РФ, ФБР,ЛГУ,США.
6. «Четвёртый лишний». Определить, в каком слове ударение падает на другой слог в сравнении со словами цепочки.
1. Некролог, неприязнь, мытарство, духовник. 2. Банты, шарфы, торты, гербы. 3. Углубим, даруем, принудим, преминем. 4. Свекла, сумерничать, убывший, центнер. 5. Начать, торта (род.п.), герба (род.п.), щавеля. 6. Цепочка, отрочество, памятуя, шарфы. 7. Ветряная (оспа), броня (на места), звонит, отрочество. 8. Жалюзи, догмат, исполу, кухонный. 9. Жерло, инструмент, колледж, исчерпать. 10. Нефтепровод, арбуз, каталог, ненецкий. 11. Диалог, средствами, недуг, эксперт. 12. Блокировать, премировать, гарантировать, инсценировать.
7. Сгруппируйте пары слов по роли ударения (разные слова, разные формы разных слов, разные формы одного слова, стилистически дифференцированные акцентные варианты). Большими буквами обозначены ударные гласные.
Горы – горЫ, дорОгой – дорогОй, зАмок – замОк, кулинАрия – кулинарИя, пИли – пилИ, Узко – узкО, узнАю – узнаЮ. цЕмент – цемЕнт.
8. Обратите внимание на зависимость ударения от значения слова. Расставьте ударение в словах. Как называются такие слова?
Видение (способность видеть) – видение (мираж, призрак), характерный (упрямый, своенравный) – характерный (типичный, особенный).