Файл: Школа гуманитарных наук учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

ент агрономия алкоголь алфавит аргумент аристократия благовест вероисповедание ветеринария вечеря (тайная вечеря) газопровод гастрономия генезис диалог диоптрия диспансер договор документ досуг дремота Евангелие жалюзи заголовок засуха знамение изобретение иконопись искра инструмент инсульт испокон каталог каучук квартал километр коклюш корысть кредитор ломота медикаменты немота недуг некролог нефтепровод обеспечение приговор приданое приобретение процент сантиметр свёкла сосредоточение средства столяр танцовщик шофёр щавель эксперт Ударение в именах прилагательныхВ именах прилагательных трудности обычно вызывает положение ударения в кратких формах. Если никому не приходит в голову сказать правы'й вместо пра'вый, то Вы не правы' вместо Вы не пра'вы слышится сплошь и рядом. Следует запомнить несколько закономерностей постановки ударения в кратких формах прилагательных. Во-первых, краткие прилагательные обычно имеют те же ударения, что и полные: перегру'женный — перегру'жен, перегру'жена, перегру'жено, и поэтому когда говорят «повестка дня перегружена'», — это звучит неграмотно. Вторая закономерность состоит в том, что ряд широко употребляемых кратких форм прилагательных в мужском и среднем роде имеют такое же окончание, как и полная форма (на основе), а в женском роде ударение перемещается на окончание: бли'зкий — бли'зок — близка'— бли'зко — бли'зки; ва'жный — ва'жен — важна'— ва'жно — ва'жны. Если ударение одинаково в краткой форме прилагательных женского и среднего рода, то такое же ударение будет иметь и множественное число: бога'тый — бога'т — бога'та — бога'то — бога'ты; поле'зный — поле'зен — поле'зна — поле'зно — поле'зны. Если ударение в женском и среднем роде различно, то ударение в форме множественного числа совпадает с ударением в форме среднего рода: гне'вный — гне'вен — гневна' — гне'вно — гне'вны; во'льный — во'лен — вольна' — во'льно — во'льны и доп. вольны'. Приведём список прилагательных, в произношении форм именительного падежа которых наиболее часто делают ошибки. Правильное ударение Неправильное ударение валово'й, -ая, -ое ва'ловый кедро'вый, -ая, -ое ке'дровый лубо'чный, -ая, -ое лу'бочный меново'й, -а'я, -о'е ме'новый митинго'вый, -ая, -ое ми'тинговый ку'хонный, -ая, -ое кухо'нный наведённый, -ая, -ое наве'денный незаконнорождённый, -ая, -ое незаконноро'жденный не'нецкий, -ая, -ое нене'цкий озло'бленный, -ая, -ое озлоблённый опто'вый, -ая -ос о'птовый оценённый, -ая, -ое оце'ненный очередно'й, -ая, -ое очерёдный подро'стковый, -ая, -ое подростко'вый порто'вый, -ая, -ое портово'й проторённый, -ая, -ое прото'ренный развито'й, -ая, -ое ра'звитый со'гнутый, -ая, -ое согну'тый тигро'вый, -ая, -ое ти'гровый Ударение в глаголахТрудности глагольного ударения в основном связаны с формами прошедшего и будущего времени, а также с причастиями. В формах настоящего времени и простого будущего один из самых популярных — глагол звонить. Несмотря на относительно широкую употребительность в речи форм зво'нит, позво'нит, все орфоэпические словари в качестве литературной нормы указывают ударение звони'т, позвони'т. Формы прошедшего времени женского рода наиболее употребительных глаголов отличаются тем, что в них ударение падает на окончание, в то время как в мужском и среднем роде, а также во множественном числе ударной оказывается основа. Эти глаголы (всего их около 280), а также производные с приставками следует запомнить, в трудных случаях проверять себя по словарям: брать — брал, брала', бра'ло, бра'ли; быть — был, была', бы'ло, бы'ли; взять — взял, взяла', взя'ло, взя'ли; гнать — гнал, гнала', гна'ло, гна'ли и т. д. Так же ведут себя и приставочные глаголы: добы'ть — добы'л, добыла', добы'ло, добы'ли; забра'ться — забра'лся, забрала'сь, забра'лось, забра'лись и др. Ударение в формах «любимых» парламентских глаголов нача'ть и приня'ть ставятся следующим образом: нача'ть — на'чал, начала', на'чало, на'чали; приня'ть — при'нял, приняла', при'няло, при'няли. У остальных глаголов ударение в различных формах прошедшего времени унифицировано: знать — знал, зна'ла, зна'ло, зна'ли. В причастиях, как и в прилагательных, затруднение может вызывать ударение в кратких формах. Здесь нужно запомнить следующее правило: если в полной форме ударение падает на суффикс (-онн-/-енн-), то таким же оказывается ударение в краткой форме мужского рода. В женском и среднем роде и во множественном числе ударение перемещается на окончание: введённый — введён, введена', введено', введены'; заграждённый — заграждён, заграждена', заграждено', заграждены'. В других кратких причастиях ударение может падать и на основу, и на окончание: на'чатый — на'чат, начата', на'чато, на'чаты; при'нятый — при'нят, принята', при'нято, при'няты. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА«Под нормами словоупотребления обычно понимается правильность выбора слова и уместность применения его в общеизвестном значении и в общепринятых сочетаниях» (К.С.Горбачевич).1. Поиск нужного словаОдним из основных требований норм словоупотребления является уместное применение слова в присущем ему лексическом значении. Ошибки здесь особенно непозволительны, так как могут привести к неправильному пониманию высказыва¬ния. Стоит, например, перепутать наречия ничком (вниз лицом) и навзничь (вверх лицом) или глаголы ошвартоваться (стать у причала) и отшвартоваться (отойти от причала), как мы получим противоположный смысл фразы. К сожалению, недоста¬точно четкое осознание слов - далеко не редкое явление даже среди интеллигенции. Так, путают слова эмигрант ^человек, выехавший в чужую страну) и иммигрант (иностранец, поселившийся в чужой стране); например, писатель Бунин с нашей точ¬ки зрения был эмигрантом, а для французов - иммигрантом. Поэт В.Волженин допустил лексическую ошибку, написав: Приходи вечор, любимый... Ведь простореч¬ное вечор означает «вчера вечером» (ср. у Пушкина: Вечор, ты помнишь, вьюга зли¬лась). Смысл высказывания искажен в следующих предложениях: Погода со¬путствовала хорошему отдыху (вместо благоприятствовала); У куниц скоро поя¬вится наследство (вместо потомство); Я решил продолжить семейную династию и потому решил стать офицером (вместо традицию).Употребление слов без учета их значения порой приводят к абсурдным выска¬зываниям: И стоят наши дальневосточные березки в своем подвенечном саване (ав¬тор перепутал саван и фату); Я знаю, что еще живы предки Пушкина (имелись в виду потомки); Фирма гарантирует уменьшение веса на сто процентов.Неправильный выбор слова может стать причиной различных речевых оши¬бок. Так, из-за неточного словоупотребления может возникнуть анахронизмы (ис¬пользование слов, не соответствующих исторической эпохе): В Древнем Риме недо¬вольные плебеи устраивали митинги (слово митинг появилось гораздо позже, причем в Англии); Печорин отправился на Кавказ в командировку; Лиза была домработни¬цей в доме Фамусова.Неверное словоупотребление нередко приводит и к логическим ошибкам. В числе их назовем алогизм - сопоставление несопоставимых понятий, например:Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика; Поломку в машине можно сравнить с нездоровым человеком, а слесаря - с врачом (поломку -с заболеванием).Причиной нелогичности высказывания может стать подмена понятия, кото¬рая исто возникает в результате неправильного словоупотребления: Фильм завер¬шился театральным занавесом с эмблемой «Чайки»; Радушные хозяева потчуют гостей разнообразным подбором национальных блюд.Искажение смысла высказывания иногда кроется в нечетком разграничении конкретных и отвлеченных понятий, например: Нужно подумать о кормах на зи¬му для общественного животноводства (имеются в виду, конечно, корма для жи¬вотных, скота); Нам рассказали о писателе и прочитали отрывок из его творчества.2. Речевая недостаточностьНебрежное отношение к языку может стать причиной речевой недостаточно¬сти - случайного пропуска слов, необходимых для точного выражения мысли. Ко¬мические ситуации при этом возникают, если говорящий торопится и не следит за правильностью высказывания. Так, на выставке собак можно услышать такие обра¬щения к хозяевам породистых псов:-Уважаемые участники, разберитесь по породам и приготовьтесь к параду!-Призеры, срочно явитесь для награждения. Владельцы без намордников на¬граждаться не будут!При речевой недостаточности очень часто возникает неясность. Вот примеры таки< ошибок, попавших в протоколы и другие деловые документы: Гр. Калиновский Л.Л. следовал по улице без номерного знака: Интересующих вас лиц вышлем почтой; Классным руководителям обеспечить явку своих родителей.Неоправданный пропуск слов может совершенно исказить мысль автора: Вви¬ду холода в помещении делаем только срочные переломы - объявление на двери рентгенкабинета (имеются в виду срочные снимки переломов).Часто в результате пропуска слова происходит подмена понятия. Например: Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив - речь идет о карточках больных. Фермеры стремятся добиться увеличения овец в хозяйстве; Соревнования показали, что в нашем городе появились сильные шаши¬сты на стоклеточной доске.При речевой недостаточности восстановление пропущенных слов необходи¬мо, Без них предложение неприемлемо. 3. Речевая избыточностьУмение найти точные слова для наименования тех или иных понятий помога¬ет добиться краткости в выражении мысли и, напротив, отсутствие такого умения нередко приводит к речевой избыточности - многословию. На многословие как на большое зло неоднократно обращали внимание ученые, писатели. А.П.Чехов писал: «Краткость - сестра таланта». А.М.Горький отмечал: «...Крайне трудно найти точ¬ные слова и поставить их так, чтобы немногим было сказано много, чтобы словам было тесно, мыслям - просторно».Многословие проявляется в различных формах. Одна из них - пустословие, навязчивое объяснение всем известных истин: Потребление молока является хоро¬шей традицией, молоком питаются не только дети, потребность в молоке, при¬вычка к молоку сохраняется до глубокой старости. Плохая ли это привычка? Нуж¬но ли от нее отказываться? - Нет!Речевая избыточность возникает при повторной передаче одной и той же мысли, например: Их потрясло зрелище пожара, свидетелями которого они были. Машинный парк обновился новыми машинами.Иногда речевая избыточность граничит с абсурдностью: Наш командир за 25 минут до своей смерти был еще жив. Примеры подобного многословия придают ре¬чи неуместный комизм в таких ситуациях, которые возникли в результате трагиче¬ских обстоятельств: Поскольку ответственный редактор сборника умер, необходи¬мо ввести в состав редколлегии нового редактора из ныне живущих.Речевая избыточность может принимать форму плеоназма. Плеоназмом (от греч. pleonasmos - излишество) называется употребление в речи близких по смыслу и потому лишних слов {библиотека книг, ценные сокровища, темный мрак, памятный сувенир, внутренний интерьер, моя автобиография, предчувствовать заранее, ин¬тервал перерыва, ведущий лидер и т.д.). Часто плеоназмы появляются при соедине¬нии синонимов {расцеловал и облобызал, мужественный и смелый, долгий и продолжителъный, тем не менее, однако).Разновидностью плеоназма является тавтология (из греч. tauto - то же самое, logos - слово). Тавтология может возникать при повторении однокоренных слов (рассказать рассказ, возобновить вновь, пахло запахом, случился случай, растет растение, рост преступности вырос). Употребление нескольких однокоренных слов в близком контексте оправдано в том случае, если им не удается найти замены: На кустах расцвели белые цветы.Тавтологией является и ничем не оправданный повтор одного и того же слова. Были получены результаты, близкие к результатам, полученным ранее. Часто по¬вторяются личные местоимения я, он: Он думал, что он опоздал и ребята ушли, не подождав его, но когда он подошел ближе, он увидел, что он успел вовремя.4. Употребление синонимовВажнейшая функция синонимов - быть средством наиболее точного выраже¬ния мысли. Формируя высказывание, говорящий выбирает из множества близких по смыслу слов то, которое наиболее верно передает нужный оттенок смысла в кон¬кретной речевой ситуации. Обилие синонимов в русском языке требует особенно внимательного отношения к слову. Не владея синонимическими богатствами родно¬го языка, говорящий или пишущий не может сделать свою речь выразительной, точ¬ной. Бедность словаря приводит к частому повторению слов, к тавтологии, к упот¬реблению слов без учета оттенков их значения. СИ.Ожегов писал: «...Сплошь и ря¬дом вместо конкретных и точных для определенного случая слов, подходящих имен¬но для данного случая синонимов употребляются одни и те же излюбленные слова, создающие речевой стандарт».Одна из наиболее распространенных погрешностей - неудачный выбор си¬нонима. Так, пишут: Екатерина была поставлена на престол; Имя писателя знакомо во многих странах; Теннис культивируется в нашем городе с 1949 года.Неразличение смысловых оттенков синонимов может привести к речевой из¬быточности, например. Во время сессии трудно приходится тем студентам, у ко¬торых много пропусков и прогулов, пробелов и недоработок.5. Использование антонимовОсновная функция антонимов - выражать противопоставление. Антонимы часто встречаются в народном поэтическом творчестве, например в пословицах: Ученье свет, а неученье - тьма; Мягко стелет, да жестко спать. Они используются как яркое выразительное средство в художественной речи: Ты богат — я очень беден. Ты прозаик - я поэт. Ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ, и бле¬ден (П.) Я вижу печальные очи, я слышу веселую речь (А.К. Т.).Противопоставление усиливает эмоциональность речи. Не случайно антони¬мы используются во многих афоризмах: Чем ночь темней, тем ярче звезды (Майк.); Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок (Еc); Мне грустно потому, что весело тебе (Л.).По принципу противопоставления построены многие заглавия произведений (Война и мир», «Живые и мертвые», «Дни и ночи»).Явление антонимии лежит в основе оксюморона (от греч. oxymoron - остро¬умно-глупое) - особого стилистического приема, при помощи которого новые поня¬тия создаются путем соединения контрастных по значению слов: « Начало конца», «Плохой хороший человек» (название кинофильма), «Живой труп» (произведение Ф.М Достоевского), «Оптимистическая трагедия», Люблю я пышное природы увяданъе (П.); Убогая роскошь наряда (Н.);С наглой скромностью смотрит в глаза (Бл.).На антонимах строятся каламбуры : Где начало того конца, которым окан¬чивается начало? (К. П.); Молодая была уже не молода. (И. и П.). Щель -узкое место, широко встречающееся в строительстве.Использование антонимов в речи должно быть стилистически мотивировано. Неверное употребление антонимов затрудняет восприятие фразы (Ответ В.Пухова был лучшим из худших).Следует избегать сочетания взаимоисключающих признаков предмета (Доро¬га шла прямая, хотя и извилистая). Случайное соединение несовместимых поня¬тий приводит к речевым ошибкам, а иногда к комическим высказываниям: При на¬личии отсутствия необходимых материалов трудно наладить работу.Порой незамеченная говорящим антонимия многозначных слов придает речи двусмысленное и даже абсурдное звучание: Старый портфель отца был еще новый - здесь использовано слово старый в значении «существующий с давнего времени», а слово новый - в значении «прочный». Но, оказавшись почти рядом, эти прилага¬тельные «столкнулись» в значениях «испорченный от употребления» и «не бывший в употреблении», что сделало фразу абсурдной.Неудачно употреблены антонимы в таких предложениях: Лично я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу. В силу слабой разработки этого метода оценка его преждевременна.6.Употребление многозначных словЖизнь слова не укладывается в жесткие рамки первоначального смысла. Появление новых значений и развитие многозначности естественно, а во многих случа¬ях неизбежно, так как в этом процессе рационально и экономно отражается реальная взаимосвязь явлений внешнего мира. Многозначных слов в русском языке гораздо больше, чем однозначных (по подсчетам некоторых лингвистов, их в русском языке процентов 80), и многозначность - величайшее благо, позволяющее языку развивать¬ся и поспевать за опытом жизни. Говорящий должен не только хорошо разбираться в разных значениях многозначных слов, но и своевременно воспринимать происходя¬щие семантические изменения.Многозначные слова способны изменять значение в зависимости от контек¬ста. Например, слово взять имеет до 50 значений, но без контекста мы их не воспринимаем (кроме основного значения «схватить»). Употребление же этого слова в речи раскрывает все богатство его значений. Например, у А.С.Пушкина взять встречает¬ся в таких значениях: 1) захватить рукой, принять в руку: ...И каждый взял свой пистолет; 2) получить что-нибудь в свое пользование: В награду любого возьмешь ты коня; 3) арестовать: Гусары! Возьмите его!... 7) принимать на службу, на работу: Хоть умного себе возьми секретаря.1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   25



прошла назидательно. Ни строгих правил, ни приятных воспоминаний не могла царевна вынести из беспризорной второй семьи Петра...

Послушная дочь своего духовника о. Дубянского, она строго соблюдала все посты при своем дворе... и во всей империи никто лучше императрицы не мог исполнить менуэта и русской пляски...

Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, она любила производить впечатление... [Ключевский В.О. Полный курс лекций по истории. — С. 178— 179].

Практически каждая фраза В.О. Ключевского — оценка. И за счет этого речь кажется живой, иногда ироничной, иногда пренебрежительной. Создается впечатление, что автор был лично знаком с Елизаветой. Безусловно, на такого уровня оценки способен и имеет право человек, досконально изучивший эпоху по документам, свидетельствам очевидцев и составивший свое представление об этом человеке.

В текстах может содержаться и общепринятая оценка:

Но вот в 1081 г. константинопольский престол захватил искусный полководец Алексей, основавший новую императорскую династию Комнинов [Бойцов М., Шукуров Р. История Средних веков: В 2 т. — Т. 2. — С. 60].

Текст выигрывает, если в нем есть оценочные суждения. Кроме того, учитель должен подводить детей к желанию высказать свою, пусть не строго аргументированную оценку тому или иному императору, той или иной эпохе.

Научная речь, в том числе и на историческую тему, изобилует причастными и деепричастными оборотами, помогающими более описательно, распространенно показать предмет речи:

Ленивая и капризная, пугавшаяся всякой серьезной мысли, питавшая отвращение ко всякому деловому занятию, Елизавета не могла...

Речь, в которой много причастных и деепричастных оборотов, отличается динамизмом при развитии содержания:

Сам обер-фискал Нестеров, рьяный обличитель всяких неправд, не щадивший даже своих прямых начальников — сенаторов, верховных блюстителей правосудия, не исключая и князя Я.Ф.Долгорукого, служебная корректность которого входила в пословицу, доведший своими обличениями до виселицы сибирского губернатора князя Гагарина, — этот самый воитель правды был уличен во взятках, засужен и присужден к смертной казни через колесование [Ключевский В.О. Полный курс лекций по истории. — С. 179].

Еще одним характерным показателем языка лекций В.О. Ключевского является использование пояснительных конструкций:


В Штеттине и родилась у него (21 апреля 1729 г.) дочь Софья Августа, наша Екатерина...

Дед ее (по боковой линии), Фридрих Карл, женился на старшей дочери Петра Анне [Ключевский В.О. Полный курс лекций по истории. — С. 20].

Важным шагом на этапе элокуции являются продумывание и подбор выразительных средств, позволяющих задержать внимание читателей на определенном моменте повествования. Для этого используются тропы и фигуры, с которыми вы познакомились при изучении коммуникативных качеств речи. В разделе I тропы и риторические фигуры рассматривались как компоненты системы языковых средств, придающих речи выразительность. В системе риторического канона тропы и фигуры способствуют яркому представлению «изобретенного» содержания.

Теория фигур речи, или тропов, никогда не была в классической риторике самоцелью, простым украшательством и должна быть интерпретирована как продолжение двух первых основных частей — инвенции и диспозиции.

По мнению Н.Ф. Кошанского, «троп — перенесение слова от собственного значения к несобственному по 4 случаям: по подобию (метафора), по качеству (метонимия), по количеству (синекдоха), по противоположению (ирония)» [Кошанский Н.Ф. Общая риторика. — С. 75], а также он относит к тропам хиазм, гиперболу, аллегорию, эмфазис, метал епсис, катахрезис. Понятие фигура Н.Ф. Кошанский определяет следующим образом: «Фигура есть оборот слов или мысли, отступающий от простой, обыкновенной, холодной речи, — выражение, исполненное чувства, язык страстей. Троп всегда переменяет, переносит слово от собственного значения к несобственному. Фигура не переменяет слова, а только играет ими (то выбросит, то повторит дважды, то поставит в нужных местах и т.п.)» [Кошанский Н.Ф. Общая риторика. — С. 90].

Вклад современных исследователей риторики в теорию тропологии и фигур речи состоит в том, что фигура речи считается «участницей» процесса наполнения мыслей в прозаической речи, придания речи практической эффективности. Прослеживается логический подход к понятию «фигура», и тем самым сохраняется основное для Античности правило единства мысли и слова.


Орфоэпические нормы

1. Назовите буквы современного русского алфавита, обозначающие согласные звуки, которые произносятся: а) с последующим гласным (типа «бэ») и б) с предыдущим гласным (типа «эс»).

2. Прочитайте следующие аббревиатуры, объясните их произношение.

1) РАГС, ООН, МГИМО, МАДИ, ИТА (ИТАР).

2) РФ, ФБР, ФРГ, ЛГУ, США.

3. Укажите, в каких словах под ударением произносится [o], а в каких [э]. Произношение каких слов допускает варианты?

Афера, бесшерстный, блеклый, гренадер, желчь, жердочка, зев, маневры, местоименный, нареченный, одновременный, опека, оседлый, осетр, острие, современный, бытие, житие, безнадежный, гололедица, белесый, женоненавистник, трехведерный, издевка, преемник, платежеспособный, пригрезиться, недоуменный, пригрезиться, желчный, скабрезный, одноименный.

4. Определите, в каких из приведённых ниже иноязычных слов обязательно произношение безударного гласного [o] на месте буквы о.

Брошюра, контракт, боа, какао, брутто, нетто, спонсор, кооперация, мотив, геоботаника, коммерция, кредо, биостимулятор, авизо, вето, оазис, дотация, бомонд, отель, резюме.

5. Прочитайте слова.

Капитализм, плюрализм, монополизм, тоталитаризм, сосиски; семь, семьдесят, восемь; дивиденд, дивиденды, асфальт, фонд, прогноз, налог; год, гарант, лизинг, Господи, ага, ого, Бог, лёгкий, первого, сегодня, бухучёт, бухгалтер.

6. Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов: инциндент, биллютень, прецендент, константировать, компентентный, компроментировать, переспектива, конкурентноспособный, черезвычайный, будующий, жаждующий.

7. Объедините слова с твёрдым согласным перед [э] в одну группу, с мягким согласным – в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.

Альтернатива, анестезия, антенна, артерия, бартер, бизнес, бутерброд, детектив, ватерлиния, велотрек, гейзер, генетика, геодезия, гипотеза, индексация, интервал, дебют, декан, бассейн, депо, депрессия, интеллект, идентичный, индекс, кодекс, компьютер, кофе, крем, кларнет, лазер, модель, музей, панель, партер, протекция, пресса, прессинг, рейд, рельс,сервис, стратегия, тезис, темп, терапевт, тест, террор, термос,федерация, форель, шедевр, шинель, экземпляр, экспресс, энергия, юриспруденция.

8. Прочитайте слова с сочетаниями согласных.

Конечно , скучно, закадычный, яичница, булочная, нарочно, Ильинична, поточный, пустячный, молочная, пшеничный, съёмочный, горчичник; точно – тошно, научный – наушный, молочная – молочная, сердечный – сердешный.


Акцентологические нормы

1. Прочитайте сочетания существительных с предлогами, в которых ударение падает на предлог.

За угол, за руку, за город, за душу, на ногу, на зиму, на дом, под гору, по небу (по небу), по полу, без толку.

Запомните! Задание на дом – посмотреть на дом.

2. Составьте предложения с омографами.

Ирис – ирис, замок – замок, мука – мука, наголо – наголо, атлас – атлас, броня – броня, видение – видение, угольный – угольный, проклятый – проклятый, хлопок – хлопок, орган – орган, хоры – хоры.

3. Расставьте ударение в отглагольных существительных на –ие.

Сосредоточение, упрочение, вероисповедание, воспроизведение, рассредоточение, приобретение, ваяние, возвеличение, квашение, видение (способность видеть), братание, воскресение, голодание, изобретение, изваяние, засорение, изнеможение, нанесение, соболезнование.

4. Образуйте форму именительного падежа множественного числа существительных.

Торт, шарф, порт, лифт, бинт, герб, столяр, арбуз, бал, тост, шприц.

5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа существительных.

Область, ведомость, простыня, плоскость, ступень, доска, дно, сирота, отрасль, местность, мощность, прибыль, бровь, груздь, козырь, боль, гусли, ясли, грабли, арбузы, аэросани, ветви, кисти, туфли.

6. Расставьте ударение в прилагательных.

Первоочередной, ножевой, суповой, спиртовой, объездной, козырной, моховой, языковой (барьер). Нет очередного номера, без ножевого ранения, в суповом наборе, из спиртового раствора, по объездному пути, без козырного туза, в моховой зелени, без языкового барьера.

7. Образуйте краткие формы прилагательных и страдательных причастий (мужского, женского, среднего рода и множественного числа), поставьте ударение.

Близкий, горький, длинный, глубокий, весёлый, правый, дорогой, редкий; розданный, созванный, созданный, взятый, начатый, проданный, прожитый.

8. Образуйте форму прошедшего времени глаголов (мужского, женского, среднего рода и множественного числа). Поставьте ударение.

Отнять, понять, начать, начаться, дать, создать, класть, брать, гнать, взять, задать, принять, снять, убрать.

9. Образуйте от инфинитивов следующих глаголов формы 1-го, 2-го и 3-го лица Поставьте ударение.

Вертеть, влечь, дремать, звонить, изменить, катить, колебать, положить, баловаться.

10. Образуйте от следующих глаголов существительные. Поставьте ударение.


Договариваться, созывать, обеспечивать, сосредоточивать, намереваться, упрочить, упорядочить, занять, нанять.

Запомните! Договор – заговор – сговор; отзыв о диссертации – отзыв посла.

Нормы произношения и ударения

1. От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения. Образец: Броня – бронировать- бронированный.

Маска, пломба, премия.

2. В каких словах иноязычного происхождения и именах собственных сохраняется безударный звук [o]?

Ароматный, бордо, баобаб, кооперация, модель, ноктюрн, поэт, оратор, трио, концерт, роман, соната, хаос, Вольтер, Роден, Флобер, Шопен.

3. Возможны ли варианты произношения в следующих словах?

Булочная, конечно, молочный, скучный, перечница, сливочный, яичница, прачечная, скворечник, Ильинична, ночной, пустячный, ячневая, речной.

4. Мягко или твёрдо произносятся согласные перед звуком [э] в следующих заимствованных словах:

Айсберг, афера, безе, блеклый, гренадер, декан, детектив, интеллект, модель, орхидея, патент, планер, сессия, свекла, темп, термин, текст, энергия, эффект, филистер.

5. Прочитайте аббревиатуры, объясните их произношение:

ООН, МГИМО, РФ, ФБР,ЛГУ,США.

6. «Четвёртый лишний». Определить, в каком слове ударение падает на другой слог в сравнении со словами цепочки.

1. Некролог, неприязнь, мытарство, духовник. 2. Банты, шарфы, торты, гербы. 3. Углубим, даруем, принудим, преминем. 4. Свекла, сумерничать, убывший, центнер. 5. Начать, торта (род.п.), герба (род.п.), щавеля. 6. Цепочка, отрочество, памятуя, шарфы. 7. Ветряная (оспа), броня (на места), звонит, отрочество. 8. Жалюзи, догмат, исполу, кухонный. 9. Жерло, инструмент, колледж, исчерпать. 10. Нефтепровод, арбуз, каталог, ненецкий. 11. Диалог, средствами, недуг, эксперт. 12. Блокировать, премировать, гарантировать, инсценировать.

7. Сгруппируйте пары слов по роли ударения (разные слова, разные формы разных слов, разные формы одного слова, стилистически дифференцированные акцентные варианты). Большими буквами обозначены ударные гласные.

Горы – горЫ, дорОгой – дорогОй, зАмок – замОк, кулинАрия – кулинарИя, пИли – пилИ, Узко – узкО, узнАю – узнаЮ. цЕмент – цемЕнт.

8. Обратите внимание на зависимость ударения от значения слова. Расставьте ударение в словах. Как называются такие слова?

Видение (способность видеть) – видение (мираж, призрак), характерный (упрямый, своенравный) – характерный (типичный, особенный).