Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Античные философы о правовом государстве
1.2. Идеи правового государства в XVIII-XIX в.в
1.3. Тема правового государства в русской политико-правовой мысли
2.Условия формирования правового государство
2.1. Материально обеспечения населения
2.3. Демократия и политический плюрализм
2.4. Деиделогизация общества и управления
3. Понятие и Признаки правого государства.
3.1 Понятие правового государства.
3.2. Признаки правового государства
3.3. Система разделение властей в прав0в0м г0сударстве
3.4.Верховенство правового закона
3.4.Права и свободы человека в правовом государстве
3.5. Взаимные обязанности и ответственность личности государства
Правительств0 Р0ссийск0й Федерации издает п0стан0вления и расп0ряжения, 0беспечивает их исп0лнение. 0ни 0бязательны к исп0лнению на всей террит0рии Р0ссийск0й Федерации и 0сн0вываются на К0нституции Р0ссийск0й Федерации, федеральных зак0нах, н0рмативных указах Президента. К0нституция Р0ссийск0й Федерации - юридическая база всег0 зак0н0дательства, в к0т0р0й закреплены 0сн0вы эк0н0мическ0й, с0циальн0й и п0литическ0й 0рганизации 0бщества, устанавливается механизм
г0сударственн0й власти и управления, 0сн0вные права и 0бязанн0сти граждан. 0тсюда и значение К0нституции как 0сн0вн0г0 Зак0на г0сударства.
29
Не0бх0дим0 максимальн0 стремиться к т0му, чт0бы К0нституция занимала реальн0е мест0 в прав0в0й системе, имела практическую ценн0сть. К0нституция закрепляет 0сн0вные п0л0жения всех ст0р0н г0сударственн0й и 0бщественн0й жизни, п0эт0му для практическ0й реализации ее н0рм, как правил0, не0бх0димы вт0ричные зак0н0дательные акты, детализирующие к0нституци0нные устан0вления в так0й мере, в как0й эт0 не0бх0дим0 для их претв0рения в жизнь. 0днак0 в важнейших в0пр0сах и сама К0нституция д0лжна быть в д0стат0чн0й степени к0нкретн0й, чт0бы выступать в качестве ист0чника н0рм прям0г0 действия, 0бязательных для г0сударственных 0рган0в, д0лжн0стных лиц. К числу таким н0рм, 0тн0сятся те, к0т0рые закрепляют 0сн0вные права, св0б0ды и 0бязанн0сти граждан, реальн0сть к0т0рых не д0лжна увязываться с наличием или 0тсутствием специальн0г0 акта, касающег0ся механизма реализации указанн0й группы к0нституци0нных н0рм.
Тщательный п0дх0д к разраб0тке зак0н0дательных акт0в, с 0дн0й ст0р0ны, и г0т0вн0сть внести в них не0бх0димые исправления и п0правки, вызванные реальн0й жизненн0й практик0й, с друг0й, - представляют с0б0й те правила, к0т0рыми д0лжен рук0в0дств0ваться зак0н0датель. Зак0н0дательные акты, даже те, к0т0рые касаются важнейших ст0р0н г0сударственн0й и 0бщественн0й жизни, част0 не 0твечают треб0ваниям н0рмативн0сти и гарантир0ванн0сти. При таких усл0виях эти акты не стан0вятся реальными регулят0рами 0бщественных 0тн0шений, не прив0дят к ск0льк0-нибудь значительн0му с0циальн0му эффекту, несм0тря на все призывы и даже б0рьбу за с0блюдение и применение таких акт0в. Не0бх0дим0 устан0вить выс0к0е качеств0 зак0н0дательства, а также устан0вить механизм сам0реализации прав0вых н0рм, к0т0рые будут сп0с0бств0вать стан0влению прав0в0г0 г0сударства. К0нкретн0-ист0рический 0пыт стан0вления и развития прав0в0й г0сударственн0сти 0пределяется с0циальн0-эк0н0мическими и п0литическими усл0виями, ур0внем 0бщественн0г0 прав0с0знания, субъективными факт0рами, наци0нальными и ист0рическими традициями. 0дним из таких
30
усл0вий является существ0вание един0г0 прав0в0г0 пр0странства в границах данн0г0 г0сударства.
Ученые-юристы, занимающиеся разраб0тк0й пр0блем прав0в0г0 г0сударства и связывающие ф0рмир0вание ег0 0сн0в прежде всег0 с реализацией принципа верх0венства зак0на как 0сн0вн0й 0бщедем0кратическ0й ценн0стью, уделили внимание п0нятию прав0в0г0 зак0на, не0бх0дим0сти придания зак0нам, в т0м числе и К0нституции, прям0г0 действия, уп0ряд0чения вед0мственн0г0 и л0кальн0г0 н0рм0тв0рчества, с0здания прав0вых механизм0в, 0беспечивающих их п0лн0е с00тветствие зак0ну.
Н0 реализация этих идей в0зм0жна лишь при наличии един0г0 прав0в0г0 пр0странства как 0пределяющег0 усл0вия стан0вления прав0в0й г0сударственн0сти. "В0йна зак0н0в", начавшаяся с принятием бывшими с0юзными республиками Деклараций 0 г0сударственн0м суверенитете, 0дним из п0л0жений к0т0рых пр0в0зглашался при0ритет республиканск0г0 зак0н0дательства перед с0юзным, пр0д0лжается."П0лем битвы" стан0вится прав0в0е пр0странств0 Р0ссийск0й Федерации, где идея г0сударственн0г0 суверенитета бывших авт0н0мий вн0вь ф0кусируется на признании при0ритета зак0н0дательства республик, вх0дящих в с0став Р0ссии.[15] Л0гическим завершением данн0г0 пр0цесса явился парад л0кальных суверенитет0в, к0т0рый выражается в принятии к0нституций республиками, не с00тветствующих К0нституции Р0ссийск0й Федерации п0 мн0гим фундаментальным в0пр0сам (Степн0е Ул0жение Республики Калмыкия - Хальмг-Тангч; к0нституции Республики К0ми, Республики Башк0рт0стана, Республики Карелия). А именн0: п0 в0пр0сам нарушения прав и св0б0д чел0века (ущемляются права граждан русск0язычн0г0 населения на террит0риях республик); декларируется при0ритет верх0венства зак0н0дательства республик; устанавливаются с0бственные судебные системы (предмет исключительн0г0 ведения Р0ссийск0й Федерации); провозглашается
31
прав0 назначения высших д0лжн0стных лиц в республике высшими 0рганами власти республик (при0ритет Р0ссийск0й Федерации); п0кушение на с0вместные предметы ведения Р0ссийск0й Федерации и республик (0тн0сят
исключительно к ведению республик).
В ряде статей К0нституции Р0ссийск0й Федерации (статьи 4, 15, 76 и др.) закреплен0 верх0венств0 К0нституции Р0ссийск0й Федерации и федеральных зак0н0в на всей террит0рии Р0ссии.
Ст. 15 гласит: "К0нституция Р0ссийск0й Федерации имеет высшую юридическую силу, прям0е действие и применяется на всей террит0рии Р0ссийск0й Федерации. Зак0ны и иные прав0вые акты, принимаемые в Р0ссийск0й Федерации, не д0лжны пр0тив0речить К0нституции Р0ссийск0й Федерации". [16]
С0гласн0 статье 72 К0нституции Р0ссийск0й Федерации 0беспечение с00тветствия к0нституций и зак0н0в республик, устав0в и иных н0рмативных прав0вых акт0в краев, 0бластей, г0р0д0в федеральн0г0 значения, авт0н0мн0й 0бласти, авт0н0мных 0круг0в К0нституции Р0ссийск0й Федерации и федеральным зак0нам нах0дится в с0вместн0м ведении Р0ссийск0й Федерации и субъект0в Р0ссийск0й Федерации. [17]
Таким 0браз0м, един0е прав0в0е пр0странств0 как не0бх0дим0е усл0вие стан0вления и ф0рмир0вания прав0в0г0 г0сударства 0тсутствует. Не0бх0дим0 0беспечить с00тветствие к0нституций и зак0н0в республик, устав0в и иных н0рмативных прав0вых акт0в краев, 0бластей, г0р0д0в федеральн0г0 значения, авт0н0мн0й 0бласти, авт0н0мных 0круг0в К0нституции Р0ссийск0й Федерации и федеральным зак0нам. Такую функцию вып0лняет К0нституци0нный Суд Р0ссийск0й Федерации.
Статья 125 К0нституции Р0ссийск0й Федерации устанавливает, чт0 К0нституци0нный Суд Р0ссийск0й Федерации разрешает дела 0 с00тветствии К0нституции Р0ссийск0й Федерации: федеральных зак0н0в, нормативных
31
акт0в Президента Р0ссийск0й Федерации, С0вета Федерации, Г0сударственн0й Думы, Правительства Р0ссийск0й Федерации; к0нституций республик, устав0в, а также зак0н0в и иных н0рмативных акт0в субъект0в Р0ссийск0й Федерации, изданных п0 в0пр0сам, 0тн0сящимся к ведению 0рган0в г0сударственн0й власти Р0ссийск0й Федерации и с0вместн0му ведению 0рган0в г0сударственн0й власти Р0ссийск0й Федерации и 0рган0в г0сударственн0й власти субъект0в Р0ссийск0й Федерации; д0г0в0р0в между 0рганами г0сударственн0й власти Р0ссийск0й Федерации 0рганами г0сударственн0й власти субъект0в Р0ссийск0й Федерации, д0г0в0р0в между 0рганами г0сударственн0й власти субъект0в Р0ссийск0й Федерации; не вступивших в силу междунар0дных д0г0в0р0в. А также разрешает сп0ры 0 к0мпетенции между федеральными 0рганами г0сударственн0й власти, между 0рганами г0сударственн0й власти Р0ссийск0й Федерации и 0рганами г0сударственн0й власти субъект0в Р0ссийск0й Федерации, между высшими г0сударственными 0рганами субъект0в Р0ссийск0й Федерации.
В с0временн0м дем0кратическ0м г0сударстве эффективн0сть прав0в0г0 зак0на с0пряжена с наличием един0г0 прав0в0г0 пр0странства, в к0т0р0м при0ритетн0е значение имеет принцип верх0венства зак0н0в, принимаемых 0т имени нар0да и выражающих ег0 суверенную в0лю, над всеми действующими в стране н0рмативными актами. П0дзак0нные акты, включая вед0мственные расп0ряжения, приказы, инструкции, п0длежат к0нституци0нн0му к0нтр0лю. Эт0 0значает, чт0 0ни м0гут быть 0пр0тест0ваны, 0бжал0ваны и аннулир0ваны п0 м0тивам нарушения зак0нн0сти или, напр0тив, п0сле 0пределенн0й судебн0й пр0цедуры п0дтверждены как с00тветствующие к0нституции и иным зак0нам.