ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 680
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Античная эпоха
Исходно, следует иметь в виду, что в понимании генезиса, возникновения науки в истории и философии науки сложились два противоположных подхода. С точки зрения направления экстернализма, появление науки обусловлено целиком и полностью внешними для нее обстоятельствами – социальными, экономическими, и др. Интернализм, напротив, основной движущей силой развития науки считает факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новации и т.п.
Обусловленность процессов возникновения и развития науки потребностями общественно-исторической практики – главный источник, основная движущая сила этих процессов. Не только развитие наук соответствует уровню развития практики, но и разделение научного знания, дифференциация наук также отражает определенные этапы развития практики, разделения труда, внутренней расчлененности человеческой деятельности в целом.
Как своеобразная форма познания – специфический тип духовного производства и социальный институт – наука возникла в Европе, в Новое время, в ХУ1-ХУ11 вв., эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого знания на философию и науку. Когда, последняя(сначала в форме естествознания), начинает развиваться относительно самостоятельно.
В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «триединое целое», не разделенное еще на свои части. Все эти знания существовали в пределах единого целого (традиционно называемого философией) в виде отдельных аспектов, сторон. Иными словами, элементы, предпосылки «ростки» будущей науки формировались в недрах другой духовной системы, но они еще не выделялись из них как автономное, самостоятельное целое.
Предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Они выражались в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде отдельных элементов, «зачатков» астрономии, этики, логики, математики и др. Поэтому, например, геометрия Евклида – это не наука в целом, а только одна из ветвей математики, которая как наука возникает гораздо позже, в Новое время.
Зарождение первых форм теоретического знания традиционно связывают с античностью. Хотя Древний Восток, Индия, Китай и удивляют нас чудесными изобретениями, но знания здесь носят специфический характер. Так, в древнеегипетской цивилизации носителями знаний были жрецы, в зависимости от уровня посвящения, обладавшие той или иной суммой знаний. Знания существовали в религиозно-мистической форме, и только жрецы могли читать священные книги и как носители практических знаний имели власть над людьми. Они накапливали знания в области физики, химии, медицины, фармакологии, психологии и др.
Так как любая хозяйственная деятельность была связана с вычислениями, то был накоплен большой массив знаний в области математики. Но древние египтяне занимались только теми математическими операциями, которые были необходимы для их непосредственных хозяйственных нужд, но никогда они не занимались созданием теорий. Для объяснения чаще всего использовались аналогии из жизни людей.
Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. Миф – не только сказание, предание или легенда, он еще и способ ориентации человека в мире, это особый тип мышления. В результате его «строятся» мифопоэтические модели мира, в которых четко прослеживается, что человек еще не выделил себя из окружающей среды – природной и социальной, а логическое мышление не было еще отделено от эмоциональной сферы.
Все космогонические мифы состоят из двух частей: в первой дается описание того, что было до «начала» (до акта творения), во второй излагается последовательное стадиальное сотворение мироздания, процесс, имеющий строгую последовательность от общего (небо, земля, солнце) к частному. Каждый объект в мире определен операционально, т.е. через действие, породившее этот объект. Объяснить структуру вещи или суть явления – значит, описать создание этой вещи творцом.
Для выполнения отождествления необходимо было овладеть операцией выделения «существенных» признаков, а также научиться сопоставлять различные предметы, явления по выделенным признакам. Указанные особенности в дальнейшем сыграли заметную роль в формировании научной методологии, так как нацеливали на выявление внутренних инвариантных «причин» явлений, т.е. нацеливали человека на разграничение мира явлений и мира глубинных структур.
Следующая предпосылка формирования первых форм теоретических знаний связана с тем культурным переворотом, который произошел в Древней Греции в У111 - У вв. до н.э. Какова причина этого переворота ?
Здесь уже надо учитывать различия традиционного общества, которое было в Древнем Востоке и нетрадиционного, которое существовало в Древней Греции. Интересно здесь обратить внимание на мнение М.К.Петрова, который считает, что для традиционного общества характерна лично-именная и профессионально-именная трансляция культуры. Традиционное общество развивается через совершенствование приемов и орудий труда, повышение качества продукта, либо за счет увеличения профессии путем их отпочкования. В этом случае объем и качество знаний, передаваемых из поколения в поколение, увеличивается благодаря специализации. При таком развитии наука не может появиться.
Только разрушение традиционного общества, которое исторически впервые произошло в Древней Греции, положило конец развитию через специализацию, создало предпосылки для развития науки. Согласно М.К.Петрова это произошло в Древней Греции благодаря пиратскому кораблю. Для людей, живущих на берегу, всегда существует угроза с моря, поэтому гончар, плотник должен быть еще и воином. Но ведь и пираты – тоже бывшие гончары и плотники. Возникает, следовательно, настоятельная необходимость совмещения профессии. А защищаться и нападать можно только сообща, значит, необходима интеграция, которая гибельна для профессионально дифференцированного традиционного общества. Это означает и возрастание роли слова, подчиненность ему (одни решают, другие исполняют), что впоследствии приводит к осознанию роли закона (номоса) в жизни общества, равенства всех перед ним. Закон выступает и как знание для всех. Систематизация законов, устранение в них противоречий – это уже рациональная деятельность, опирающаяся на логику.
В других концепциях упор делается на особенности общественной психологии древних греков, обусловленные социальными, политическими, природными и другими факторами. Хозяйственную и политическую жизнь античного полиса пронизывает дух соревнования, конкуренции. Причем этот дух присущ чаще всего формам деятельности, лишенным утилитарного значения. В социуме стимулировались творческие задатки индивидуумов, даже если сначала плоды их деятельности были практически бесполезны. Происходили публичные споры по проблемам, не имеющим никакого прямого отношения к обыденным интересам спорящих, что, способствовало развитию критичности, без которой немыслимо научное познание. В отличие от Востока, где бурно развивалась техника счета для практических, хозяйственных нужд, в Греции начала формироваться «наука доказывающая».
Представления древних греков о мире, его возникновении, развитии и строении получили название натурфилософских. Натурфилософией (философией природы) называют преимущественно философско-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, и опирающейся на некоторые естественнонаучные понятия. Необходимо отметить, что некоторые из этих идей востребованы и сегодняшним естествознанием.
Особенности греческого мышления, которое было рациональным, теоретическим, что в данном случае равносильно созерцательному, наложили отпечаток на формирование знаний в этот период. Основная деятельность мыслителя состояла в созерцании и осмыслении созерцаемого.
Для создания моделей Космоса нужен был достаточно развитый математический аппарат. Важнейшей вехой на пути создания математики, как теоретической науки была пифагорейская школа. Ею была создана картина мира, которая хотя и включала мифологические элементы, но по основным своим компонентам была уже философско-рациональным образом мироздания. В основе этой картины лежал принцип: началом всего является число. Числовые отношения – ключ к пониманию мироустройства. Задачей становилось изучение чисел и их отношений не просто как моделей тех или иных практических ситуации, а самих по себе, безотносительно к практическому применению, что создавало особые предпосылки для возникновения теоретического уровня математики. Ведь познание свойств и отношений чисел теперь мыслилось как познание начал и гармонии Космоса. Числа представали как особые объекты, которые нужно постигать разумом, изучать их свойства и связи, а затем уже, исходя из знаний об этих свойствах и связях, объяснять наблюдаемые явления.
Именно эта установка характеризует переход от чисто эмпирического познания количественных отношений к теоретическому исследованию, которое, оперируя абстракциями и создавая на основе раннее полученных абстракции новые, осуществляет прорыв к новым формам опыта, открывая неизвестные ранее вещи, их свойства и отношения.
К началу 1У в. до н.э. Гиппократом Хиосским было представлено первое в истории человечества изложение основ геометрии, базирующееся на методе математической индукции. Первая геометрическая модель Космоса была разработана Эвдоксом (1У в.до н.э.). Она получила название гомоцентрических сфер. Последним этапом в создании гомоцентрических моделей была модель, предложенная Аристотелем. В основе всех этих моделей лежит представление о том, что Космос состоит из ряда находящихся в непрерывном движении сфер или оболочек, обладающих общим центром, совпадающим с центром Земли.
Среди значимых натурфилософских идей античности представляют интерес атомистика и элемеитаризм. Как считал Аристотель, атомистика возникла в процессе решения космогонической проблемы, которую поставил Парменид (около 540-450гг. до н.э.). Смысл ее: как найти единое, неизменное и не уничтожающееся в многообразии изменчивого, возникающего и уничтожающегося. В античности были известны два пути решения этой проблемы.
Согласно первому, все сущее построено из двух начал: начала неуничтожимого, неизменного, вещественного и оформленного и начала разрушения, изменчивости, невещественности и бесформенного. Такое решение было предложено Левкиппом (У в.до н. э.) и Демокритом (около460 -370 гг. до н.э.). Бытие для них не едино, а представляет собой бесконечные по
числу невидимые вследствие малости частицы, которые движутся в пустоте; когда они соединяются, то это приводит к возникновению вещей, а когда разъединяются, то – к их гибели. Основа качественного многообразия мира это многообразие геометрических форм и пространственных положений атомов.
Второй путь решения проблемы Парменид связывают с Эмпедоклом (около 490 – 430 гг. до н.э.). По его мнению, Космос образован четырьмя элементами-стихиями: огнем, воздухом, водой, землей и двумя силами: любовью и враждой. Элементы не подвержены качественным изменениям. Они вечны и непреходящи, однородны, и способны вступать в связь друг с другом в различных комбинациях, в разных пропорциях. Все вещи состоят из элементов.
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) объединил учение об элементах и атомистическую концепцию строения вещества. В «Тимее» философ утверждает, что четыре элемента огонь, воздух, вода и земля – не являются простейшими составными частями вещей. Он предлагает их называть началами и принимать за стихии ( по греч. – буквы). Платон, а это вытекает из структурно-геометрического склада его мышления, приписывает частицам, из которых состоят элементы, формы четырех правильных многогранников – куба, тетраэдра, октаэдра и икосаэдра. Им соответствуют земля, огонь, воздух, вода.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) создал всеобъемлющую систему знаний о мире, наиболее адекватную сознанию своих современников. В эту систему вошли знания из области физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии, философии и пр. Согласно Аристотелю, истинным бытием обладает не идея, (как, например, у Платона), а конкретная единичная вещь, представляющая сочетание материи и формы. Материя – это то, из чего возникает вещь, ее материал. Но, чтобы стать вещью материя должна принять форму. Абсолютно бесформенна только первичная материя, в иерархии вещей, лежащая на самом нижнем уровне. Над ней стоят четыре элемента, четыре стихии (земля, вода, воздух, огнь), которые могут переходить друг в друга, вступать во всевозможные соединения, образуя разнообразные вещества.
Чтобы объяснить процессы движения, изменения развития, которые происходят в мире, Аристотель вводит четыре вида причин: материальные, формальные, действующие и целевые. Для Аристотеля не существует движения помимо вещи. На основании этого он выводит четыре вида движения: в отношении сущности – возникновение и уничтожение; в отношении количества – рост и уменьшение; в отношении качества – качественные изменения; в отношении места – перемещение. Виды движения несводимы друг к другу и друг из друга невыводимы. Но между ними существует некоторая иерархия, где первое движение – перемещение.