Файл: Методические указания по проведению практических занятий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 197

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Виды социальных норм

Цели: проанализировать виды социальных норм; познакомиться с видами девиантного поведения.

Порядок выполнения

1 Используя материал учебника по обществознанию [1] дайте определение социальным нормам и охарактеризуйте его.

2 Охарактеризуйте виды социальных норм:

  • Нормы морали

  • Нормы обычаев

  • Религиозные нормы

  • Правовые нормы

  • Эстетические нормы

  • Корпоративные нормы

3 Опишите механизмы социального контроля.

Содержание отчета

  1. Тема и цель занятия.

  2. Дать определение.

  3. Выполнить задания 2 и 3.

  4. Вывод.

Контрольные вопросы

  1. Какие виды социальных норм вам известны, охарактеризуйте их.

  2. Что такое социальный контроль и как он проявляется в обществе?

  3. Почему борьба с преступностью является одной из важнейших общегосударственных задач?


Практическое занятие №16

Социальные конфликты

Цели: научиться определять причины и истоки социальных конфликтов и пути их разрешения; находить информацию в видеоисточниках.

Порядок выполнения

  1. Напишите определение социальному конфликту.

  2. Назовите виды социальных конфликтов и охарактеризуйте их.?

  3. Назовите варианты поведения в конфликтной ситуации.


Содержание отчета

  1. Тема и цель занятия.

  2. Ответы на задания.

  3. Вывод.

Контрольные вопросы и задания

  1. Что такое конфликт? Каковы его стадии?

  2. Приведите классификацию конфликтов.


Практическое занятие №17

Социальная стратификация в современной России

Цели: изучить особенности современной стратификации Российского общества; проанализировать особенности социальных групп.

Порядок выполнения

1 Выберите верный ответ:

1.1 Совокупность связей между различными социальными группами, выполняющими социальные функции в соответствии со сложившимися в данном обществе нормами и ценностями, называется:

А) социальная структура

Б) социальная стабильность

В) социальная группа

Г) социальная стратификация

1.2 В период средневековья в Европе существовала модель стратификации:
А) кастовая

Б) сословная

В) классовая

Г) современная
1.3 Переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне, называется:

А) межпоколенная мобильность

Б) внутрипоколенная мобильность

В) вертикальная мобильность

Г) горизонтальная мобильность


  1. Допишите недостающие понятия:

    1. Большие группы могут быть двух видов:

  • ________________

  • Номинальные

    1. Выделяют исторические типы стратификации:

  • _______________

  • Рабство

  • _______________

  • _______________




    1. Различают несколько видов рабства:

  • _________________

  • Восточное рабство

  • _________________




  1. Охарактеризуйте исторические типы стратификации:

Касты, рабство, сословия, классы

Содержание отчета

  1. Тема и цель занятия.

  2. Выполнение заданий 1, 2, 3 .

  3. Вывод.

Контрольные вопросы и задание

  1. Какие изменения в социальной стратификации претерпело Российское общество?

  2. Какова социальная структура современного Российского общества?

  3. Дайте определение понятиям эмиграция, иммиграция, миграция.



Практическое занятие №18

Межнациональные отношения

Цели: изучить особенности этнических общностей и межнациональных отношений; познакомиться с конституционными принципами межнациональной политики в РФ.

Порядок выполнения

1 Прочитать статьи конституции №26, 29, 68 и ответить письменно на вопросы:

1.1 В чем выражается гуманистический подход к межнациональным отношениям, реализованный в Конституции РФ?

    1. Какие проявления националистических взглядов запрещены в Конституции РФ?

1.3 Чем можно объяснить утверждение русского языка в качестве государственного?

Содержание отчета

  1. Тема и цель занятия.

  2. Письменные ответы по изученным статьям Конституции РФ №26, 29, 68;

  3. Вывод.

Контрольные вопросы

  1. Что такое толерантность в межнациональных отношениях?

  2. В чем заключается политика мультикультурализма? В чем вы видите ее сильные и слабые стороны?

  3. В чем опасность национализма?



Практическое занятие №19

Семья в современной России

Цели: изучить особенности семейного права; проанализировать права и обязанности супругов; познакомиться с правами и обязанностями родителей и детей.

Порядок выполнения

1 Используя учебник [1] - с. 275 дайте определения следующим понятиям:

1.1 «Семья»;

1.2 «Брак»;

1.3 «Права родителей и детей».

2 Охарактеризуйте функции семьи:

  • Первичная социализация

  • Репродуктивная

  • Рекреационная

  • Воспитательная

  • Экономическая

3 Напишите этапы жизненного цикла семьи.
Содержание отчета

  1. Тема и цель занятия.

  2. Выполнить задания 1,2, 3.

  3. Вывод.

Контрольные вопросы

  1. В чем состоят особенности семейного права?

  2. Что такое брачный договор и для чего он необходим?

  3. В чем заключается ответственность за нарушение норм семейного права?


Практическое занятие №20

Политическая система общества и ее структура

Цели: проанализировать понятие «власть», ее виды и особенности; назвать и охарактеризовать признаки государства; дать определение политической системы общества, назвать ее институты, содержание и элементы.

Порядок выполнения

1 Используя учебник [1] - с. 285, дайте определения следующим понятиям:

1.1 «Власть»;

1.2 «Государство»;

1.3 «Сущность государства»;

1.4 «Политическая система общества»,

2 Заполните таблицу 20.1, используя материал учебника [1] - с. 293.

Таблица 20.1 - Влияние элементов политической системы общества на государство

Роль государства в политической системе общества

Влияние элементов политической системы общества на государство

Политические партии

Профсоюзы

Религиозные организации

1

2

3

4














Содержание отчета

  1. Тема и цель занятия.

  2. Записать определения.

  3. Заполненн6ая таблица 20.1.

  4. Вывод.

Контрольные вопросы

  1. Что такое власть и в чем ее особенности?

  2. Что такое политическая система общества?

  3. В чем проявляется роль средств массовой информации в политической жизни общества?

Практическое занятие №21

Государство в политической системе общества. Формы и функции государства

Цели: познакомиться с внешними и внутренними функциями государства; проанализировать три основных формы государственного устройства: форму правления, форму государственного устройства и форму политического режима.

Порядок выполнения

              1. Охарактеризуйте формы государственного устройства с приведением примеров:

    1. Унитарное государство

    2. Федеративное государство

    3. Конфедерация




              1. Назовите формы государства и охарактеризуйте их.

              2. Дайте сравнительную характеристику парламентской и президентских республик.


Содержание отчета

  1. Тема и цель занятия.

  2. Выполнение заданий 1,2,3.

  3. Вывод.

Контрольные вопросы

  1. В чем различие внешних и внутренних функций государства?

  2. Назовите виды монархии и их отличия?

  3. Что такое политический режим?


Практическое занятие №22

Личность и государство

Цели: проанализировать взаимоотношение личности и государства; охарактеризовать политические роли, этапы социализации, типы политического участия, функции политического участия, функции политической культуры.
Порядок выполнения

1 Опираясь на презентацию урока, заполните таблицы 22.1- 22.4.

Таблица 22.1 – Характеристика политических ролей личности

Политические роли личности

Характеристика

1

2

Роль рядового члена общества




Роль человека, состоящего в общественной организации или движении




Роль гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации




Роль профессионального политика




Роль политического лидера





2 Дайте определение понятию «политическая социализация» и охарактеризуйте каждый ее этап, заполнив таблицу 22.2.

Таблица 22.2 – Характеристика этапов социализации

Этапы социализации

Характеристика

1

2







3 Охарактеризуйте типы политического участия личности в политике, заполнив таблицу 22.3.

Таблица 22.3 – Характеристика типов политического участия

Тип политического участия

Характеристика

1

2













4 Используя учебник [1] -с. 246, напишите как происходит формирование политической культуры и опишите функции политической культуры, заполнив таблицу 22.4.
Таблица 22.4 – Характеристика функций политической культуры

Функции политической культуры

Характеристика

1

2

Идентификации




Ориентации




Адаптации




Социализации




Интеграции




Коммуникации




Содержание отчета


  1. Тема и цель занятия.

  2. Заполненная таблица 22.1.

  3. Заполненная таблица 22.2.

  4. Заполненная таблица 22.3.

  5. Заполненная таблица 22.4.

  6. Вывод.

Контрольные вопросы и задания

  1. Что такое государство и каковы его цели?

  2. Какие признаки государства вам известны?

  3. Дайте определение политическому статусу личности.

  4. Чем обусловлена взаимосвязь личности и государства?


Практическое занятие №23

Гражданское общество и правовое государство. Избирательное право в Российской Федерации

Цель - проанализировать избирательное право в Российской Федерации.

Порядок выполнения