Файл: Методические указания по проведению практических занятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 224
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Виды социальных норм
Цели: проанализировать виды социальных норм; познакомиться с видами девиантного поведения.
Порядок выполнения
1 Используя материал учебника по обществознанию [1] дайте определение социальным нормам и охарактеризуйте его.
2 Охарактеризуйте виды социальных норм:
-
Нормы морали -
Нормы обычаев -
Религиозные нормы -
Правовые нормы -
Эстетические нормы -
Корпоративные нормы
3 Опишите механизмы социального контроля.
Содержание отчета
-
Тема и цель занятия. -
Дать определение. -
Выполнить задания 2 и 3. -
Вывод.
Контрольные вопросы
-
Какие виды социальных норм вам известны, охарактеризуйте их. -
Что такое социальный контроль и как он проявляется в обществе? -
Почему борьба с преступностью является одной из важнейших общегосударственных задач?
Практическое занятие №16
Социальные конфликты
Цели: научиться определять причины и истоки социальных конфликтов и пути их разрешения; находить информацию в видеоисточниках.
Порядок выполнения
-
Напишите определение социальному конфликту. -
Назовите виды социальных конфликтов и охарактеризуйте их.? -
Назовите варианты поведения в конфликтной ситуации.
Содержание отчета
-
Тема и цель занятия. -
Ответы на задания. -
Вывод.
Контрольные вопросы и задания
-
Что такое конфликт? Каковы его стадии? -
Приведите классификацию конфликтов.
Практическое занятие №17
Социальная стратификация в современной России
Цели: изучить особенности современной стратификации Российского общества; проанализировать особенности социальных групп.
Порядок выполнения
1 Выберите верный ответ:
1.1 Совокупность связей между различными социальными группами, выполняющими социальные функции в соответствии со сложившимися в данном обществе нормами и ценностями, называется:
А) социальная структура
Б) социальная стабильность
В) социальная группа
Г) социальная стратификация
1.2 В период средневековья в Европе существовала модель стратификации:
А) кастовая
Б) сословная
В) классовая
Г) современная
1.3 Переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне, называется:
А) межпоколенная мобильность
Б) внутрипоколенная мобильность
В) вертикальная мобильность
Г) горизонтальная мобильность
-
Допишите недостающие понятия:-
Большие группы могут быть двух видов:
-
-
________________ -
Номинальные
-
Выделяют исторические типы стратификации:
-
_______________ -
Рабство -
_______________ -
_______________
-
Различают несколько видов рабства:
-
_________________ -
Восточное рабство -
_________________
-
Охарактеризуйте исторические типы стратификации:
Касты, рабство, сословия, классы
Содержание отчета
-
Тема и цель занятия. -
Выполнение заданий 1, 2, 3 . -
Вывод.
Контрольные вопросы и задание
-
Какие изменения в социальной стратификации претерпело Российское общество? -
Какова социальная структура современного Российского общества? -
Дайте определение понятиям эмиграция, иммиграция, миграция.
Практическое занятие №18
Межнациональные отношения
Цели: изучить особенности этнических общностей и межнациональных отношений; познакомиться с конституционными принципами межнациональной политики в РФ.
Порядок выполнения
1 Прочитать статьи конституции №26, 29, 68 и ответить письменно на вопросы:
1.1 В чем выражается гуманистический подход к межнациональным отношениям, реализованный в Конституции РФ?
-
Какие проявления националистических взглядов запрещены в Конституции РФ?
1.3 Чем можно объяснить утверждение русского языка в качестве государственного?
Содержание отчета
-
Тема и цель занятия. -
Письменные ответы по изученным статьям Конституции РФ №26, 29, 68; -
Вывод.
Контрольные вопросы
-
Что такое толерантность в межнациональных отношениях? -
В чем заключается политика мультикультурализма? В чем вы видите ее сильные и слабые стороны? -
В чем опасность национализма?
Практическое занятие №19
Семья в современной России
Цели: изучить особенности семейного права; проанализировать права и обязанности супругов; познакомиться с правами и обязанностями родителей и детей.
Порядок выполнения
1 Используя учебник [1] - с. 275 дайте определения следующим понятиям:
1.1 «Семья»;
1.2 «Брак»;
1.3 «Права родителей и детей».
2 Охарактеризуйте функции семьи:
-
Первичная социализация -
Репродуктивная -
Рекреационная -
Воспитательная -
Экономическая
3 Напишите этапы жизненного цикла семьи.
Содержание отчета
-
Тема и цель занятия. -
Выполнить задания 1,2, 3. -
Вывод.
Контрольные вопросы
-
В чем состоят особенности семейного права? -
Что такое брачный договор и для чего он необходим? -
В чем заключается ответственность за нарушение норм семейного права?
Практическое занятие №20
Политическая система общества и ее структура
Цели: проанализировать понятие «власть», ее виды и особенности; назвать и охарактеризовать признаки государства; дать определение политической системы общества, назвать ее институты, содержание и элементы.
Порядок выполнения
1 Используя учебник [1] - с. 285, дайте определения следующим понятиям:
1.1 «Власть»;
1.2 «Государство»;
1.3 «Сущность государства»;
1.4 «Политическая система общества»,
2 Заполните таблицу 20.1, используя материал учебника [1] - с. 293.
Таблица 20.1 - Влияние элементов политической системы общества на государство
Роль государства в политической системе общества | Влияние элементов политической системы общества на государство | ||
Политические партии | Профсоюзы | Религиозные организации | |
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
Содержание отчета
-
Тема и цель занятия. -
Записать определения. -
Заполненн6ая таблица 20.1. -
Вывод.
Контрольные вопросы
-
Что такое власть и в чем ее особенности? -
Что такое политическая система общества? -
В чем проявляется роль средств массовой информации в политической жизни общества?
Практическое занятие №21
Государство в политической системе общества. Формы и функции государства
Цели: познакомиться с внешними и внутренними функциями государства; проанализировать три основных формы государственного устройства: форму правления, форму государственного устройства и форму политического режима.
Порядок выполнения
-
Охарактеризуйте формы государственного устройства с приведением примеров:
-
Унитарное государство -
Федеративное государство -
Конфедерация
-
Назовите формы государства и охарактеризуйте их. -
Дайте сравнительную характеристику парламентской и президентских республик.
Содержание отчета
-
Тема и цель занятия. -
Выполнение заданий 1,2,3. -
Вывод.
Контрольные вопросы
-
В чем различие внешних и внутренних функций государства? -
Назовите виды монархии и их отличия? -
Что такое политический режим?
Практическое занятие №22
Личность и государство
Цели: проанализировать взаимоотношение личности и государства; охарактеризовать политические роли, этапы социализации, типы политического участия, функции политического участия, функции политической культуры.
Порядок выполнения
1 Опираясь на презентацию урока, заполните таблицы 22.1- 22.4.
Таблица 22.1 – Характеристика политических ролей личности
Политические роли личности | Характеристика |
1 | 2 |
Роль рядового члена общества | |
Роль человека, состоящего в общественной организации или движении | |
Роль гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации | |
Роль профессионального политика | |
Роль политического лидера | |
2 Дайте определение понятию «политическая социализация» и охарактеризуйте каждый ее этап, заполнив таблицу 22.2.
Таблица 22.2 – Характеристика этапов социализации
Этапы социализации | Характеристика |
1 | 2 |
| |
3 Охарактеризуйте типы политического участия личности в политике, заполнив таблицу 22.3.
Таблица 22.3 – Характеристика типов политического участия
Тип политического участия | Характеристика |
1 | 2 |
| |
| |
4 Используя учебник [1] -с. 246, напишите как происходит формирование политической культуры и опишите функции политической культуры, заполнив таблицу 22.4.
Таблица 22.4 – Характеристика функций политической культуры
Функции политической культуры | Характеристика |
1 | 2 |
Идентификации | |
Ориентации | |
Адаптации | |
Социализации | |
Интеграции | |
Коммуникации | |
Содержание отчета
-
Тема и цель занятия. -
Заполненная таблица 22.1. -
Заполненная таблица 22.2. -
Заполненная таблица 22.3. -
Заполненная таблица 22.4. -
Вывод.
Контрольные вопросы и задания
-
Что такое государство и каковы его цели? -
Какие признаки государства вам известны? -
Дайте определение политическому статусу личности. -
Чем обусловлена взаимосвязь личности и государства?
Практическое занятие №23
Гражданское общество и правовое государство. Избирательное право в Российской Федерации
Цель - проанализировать избирательное право в Российской Федерации.
Порядок выполнения