Файл: Саати Принятие решений Метод анализа иерархий.pdf

Добавлен: 12.02.2019

Просмотров: 13049

Скачиваний: 110

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

76 

Филадельфия

 

Чикаго 

Монреаль 

Собственныйвектор 

Чикаго

 

1 2  0,67 

Монреаль

 

1/2 1  0,33 

max

2

λ

=

; ИС = 0; ОС = 0 

 

 

 

Филадельфия

 

Каир 

Токио 

Собственныйвектор 

Каир

 

1 1/1,5  0,4 

Токио

 

1,5 1 

0,6 

max

2

λ

=

; ИС = 0; ОС = 0 

 

 

 

Филадельфия

 

Сан-Франциско 

Лондон 

Собственныйвектор 

Сан-Франциско

 

1 1/1,3  0,43 

Лондон

 

1,3 1  0,57 

max

2

λ

=

; ИС = 0; ОС = 0 

 

 

 
Теперь,  чтобы  получить  общий  вектор  относительно  расстояний,  умножим  пер-

вый собственный вектор на 0,056, второй – на 0,26 и третий – на 0,68. В результате 
имеем: 

 

Каир 

Токио 

Чикаго 

Сан-

Франциско 

Лондон 

Монреаль 

0,27 0,41  0,037 0,11 0,15 0,019 

0,278 0,381  0,032  0,132 0,177 0,019 

 
Веса  во  второй  строке  соответствуют  полученным  в  примере  в  гл. 3 (см. 

табл. 3.5, а) 

 

Пример национальных богатств как кластера 

 
Сравнение богатств шести стран было проведено посредством сведения их в три 

группы: 

A

=США, 

B

 = СССР и 

C

= (Великобритания, Франция, Япония, ФРГ). Вна-

чале сравнивались кластеры, и была получена матрица 

 

 

A

 

B

 

C

 

Собственный 

вектор 

A

 

1 2 1 0,4 

B

 

1/2 1 1/2 0,2 

C

 

1 2 1 0,4 

max

3

λ

=

; ИС = 0,0; ОС = 0,0 

 

 

 
Элементы С сравнивались между собой в следующей матрице 
 
 

 
 


background image

77 

 

Великобри-

тания 

Франция 

Япония 

ФРГ 

Собственный 

вектор 

Великобритания 1 

1/3 

1/2  0,14 

Франция 1 

1/3 

1/2 

0,14 

Япония 

3 3 1 2 

0,45 

ФРГ 2 

1/2 

0,26 

max

4,01

λ

=

; ИС = 0,003; ОС = 0,01 

 

 

 

 
Оценка  относительных  национальных  богатств,  полученная  таким  образом,  бы-

ла: 

 

США 

СССР 

Великобри-

тания 

Франция 

Япония 

ФРГ 

0,4 0,2 0,056 

0,056 0,18  0,10 

 

Предположим,  что  имеется  множество  из 

n

  элементов.  Если  мы  хотим  попарно 

сравнить  элементы  для  получения  оценок  в  шкале  отношений,  то  необходимо  про-
вести 

(

)

2

/ 2

n

n

 суждений, чтобы решить задачу о собственном значении. Допустим 

теперь, что 7 – максимальное число элементов, которые могут быть сравнены с ка-
кой-либо  достаточно  разумной  (психологически)  уверенностью  в  согласованности. 

Тогда 

n

 должно быть, во-первых, разделено на эквивалентные  классы, каждый из 

которых содержит не более чем семь кластеров или подмножеств. В свою очередь, 

каждый из них должен быть разделен на семь новых кластеров и т. д., образовывая 
уровни  иерархии  до  тех  пор,  пока  не  получится  окончательная  декомпозиция,  при 
которой каждое из множеств будет иметь не более, чем семь образующих элементов. 
Пусть 

{ }

x

 обозначает наименьшее целое число, большее или равное 

x

Теорема 4.3.  Максимальное  число  сравнений  после  декомпозиции  множества 

1

n

>

 элементов в иерархию кластеров (при условии, что одновременно сравнивает-

ся не более семи элементов) ограничено величиной 

(

)

{

}

(

)

log / log 7

7 / 2 7

1

n

, и это точная 

граница. 

Доказательство.  Для  максимального  числа  сравнений  на  каждом  уровне  мы 

должны иметь на 

h

-м или последнем уровне по крайней мере семь элементов в ка-

ждом кластере 

1

0

(

)

2

2

7

7 / 2

(

)

2

3

7

7

7 / 2

×

 

 

(

)

2

2

7

7

7 / 2

h

n

×

 

где 

2

7

7

h

n

× =

{

}

log / log 7

1

h

n

=

+

2

h

>

. Сумма этих отношений 

(

)

(

)

{

}

(

)

log / log 7

1

21

7

1 / 7 1

7 / 2

7

1

n

h

×

− =

×

Чтобы показать, что это – точная граница, достаточно положить 

7

m

n

=

Эффективность  иерархии  может  быть  определена  как  отношение  числа  прямых 

парных  сравнений,  требуемых  для  всего  множества 

n

  элементов,  входящих  в  ие-


background image

78 

рархию, к числу парных сравнений, которые необходимо провести после группиро-
вания в кластеры. 

Теорема 4.4. Эффективность иерархии имеет порядок 

/ 7

n

Доказательство.  Для  доказательства  теоремы  нужно  сравнить 

(

)

2

/ 2

n

n

  с 

{

}

(

)

log / log 7

7 / 2

7

1

n

×

Пусть 

7

m

n

ε

+

=

0

1

ε

≤ <

. Тогда ясно, что имеем 

(

)

2

2

7

7

/ 7

7

1

7

/ 7

/ 7

m

m

m

m

n

ε

ε

ε

+

+

+

×

− ≥

=

 

Следовательно, 

/ 7

n

 равно эффективности. 

Естественно,  может  возникнуть  вопрос,  почему  не  использовать 2 вместо 7 для 

большей эффективности. Заметим, что, применяя иерархию, ,мы стремимся как к со-
гласованности,  так  и  к  большему  соответствию  реальности.  Чем  меньше  размеры 
каждой матрицы, тем больше согласованности, в то же время соответствие реально-
сти  тем  больше,  чем  больше  размеры  матрицы,  так  как  используется  дополнитель-

ная  информация.  Поэтому  здесь  нужен  компромисс.  Действительно,  используя  ин-
декс  согласованности,  мы  показали,  что  число 7 является  хорошей  практической 
границей для 

n

, поскольку позволяет учесть согласованность. 

Допустим,  имеется  множество  из 98 элементов,  которым  мы  хотим  приписать 

приоритеты. Проведем декомпозицию задачи на семь множеств, каждое из которых 
состоит  в  среднем  из 14 элементов.  Мы  не  можем  сравнить 14 элементов,  поэтому 
каждое из этих множеств разделим на два, в каждом из которых не более семи эле-
ментов. Затем мы сравниваем элементы друг с другом. 

При более внимательном рассмотрении эффективности этого процесса можно за-

метить,  что  для  сравнения 98 элементов  друг  с  другом  потребовалось  бы 

( )

2

98

98 / 2 4753

=

 сравнения. С другой стороны, если разделить их на семь кла-

стеров с 14 элементами для каждого, а затем провести парные сравнения семи кла-
стеров,  то  понадобится 

(

)

2

7

7 / 2 21

=

  сравнение.  Каждый  кластер  теперь  может 

быть разделен на два кластера, в каждом из которых будет семь элементов. Сужде-
ние о двух кластерах, каждый из которых попадает в 14-элементный кластер, тре-

бует одного сравнения, но таких пар семь, и поэтому на этом уровне требуются семь 
сравнений;  затем  нужно 

14 21 294

×

=

  сравнения  на  самом  нижнем  уровне.  Общее 

число сравнений этой иерархической декомпозиции будет 

21 7 294 322

+ +

=

 против 

4753 сравнений в случае, когда группирования в кластеры нет. Действительно, тео-
рема удовлетворяется, так как 

322

4753/ 7

Придание  иерархической  формы  сложной  задаче  посредством  группировки  в 

кластеры имеет два преимущества: 

1. Большая эффективность при проведении парных сравнений. 
2. Большая согласованность при условии ограниченной способности мозга срав-

нивать больше, чем 

7 2

±

 элементов одновременно. 

Эффективность  иерархии  проиллюстрировал  Г. Саймон [149]  на  примере  двух 

людей, собирающих часы. Один из них создает модули или составные части из эле-
ментарных частей, использует их для создания более сложных частей и т. д.; второй 

собирает часы от начала до конца подетально. Если первый человек прервет рабо-
ту,  то  он  возобновит  сборку,  только  начиная  с  некоторого  модуля,  в  то  время  как 
второму  придется  все  начинать  заново.  Если  часы  состоят  из 1000 компонентов,  а 
компоненты  на  каждом  уровне  составляют 10 частей,  то  первый  человек,  конечно, 
должен будет сделать компоненты и затем из них собрать узлы всего за 111 опера-
ций. Если 

p

 – вероятность прерывания работы в момент, когда часть добавляется к 

неполному  узлу,  то  вероятность  того,  что  первый  человек  завершит  изделие  без 


background image

79 

прерывания, равна 

(

)

10

p

, для второго же вероятность равна 

(

)

1000

p

. Для пер-

вого человека прерывание отнимет время, необходимое для сборки пяти частей. Для 
второго человека, в среднем, это будет время, необходимое для сборки 

1/ p

 частей, 

что  примерно  равно  ожидаемому  числу  частей  при  работе  без  прерывания.  Если 

0,01

p

=

 (один шанс из ста, что человек прервет работу при добавлении какой-либо 

части),  потеря  времени  для  первого  человека  будет  равна 5, а  для  второго – 100. 
Первый человек соберет 111 компонентов, в то время как второй изготовит только 
один. Тем не менее первый человек завершит сборку за 

(

)

10

1 0,01

10 / 9

=

 попыток, 

в то время как второй человек завершит сборку за 

(

)

1000

6

exp10

1 0,01

1/ 44 10

= −

+

×

 

попыток. Поэтому эффективность работы первого человека по отношению ко второ-
му получается равной 

(

)

{

}

1000

10

100 / 0,99

2000

111

1/ 0,99

1 5 10

=

+

В системах, создаваемых человеком, задача управления сложным предприятием 

в  общем  случае  значительно  упрощается,  если  она  разбита  на  подсистемы  или 
уровни, которые в отдельности легче поддаются обработке, т. е. у менеджера огра-

ничена сфера управления. Этапы решения задачи большой размерности упрощают-
ся и эффективно выполняются, когда они модулированы, например, предпочтитель-
нее  оперировать 

n

  множествами 

m

  переменных,  чем  одновременно 

mn

  перемен-

ными. 

 
 
 

4.4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ 

ИЗ БОЛЬШОГО КЛАССА 

Элементы  сначала  упорядочиваются  согласно  их  относительной  сравнимости  и 

группируются в классы. В каждом классе величина меры элементов – одного поряд-

ка. Если два класса различаются более, чем на один порядок, то делается попытка 
расчленения  или  декомпозиции  элементов  класса,  получившего  более  высокое  из-
мерение, на более легкие элементы. В противном случае элементы меньшего класса 
агрегируются,  образуя  один  большой  элемент  из  более  высокого  класса.  Если  ни 
одна из этих альтернатив невозможна для перехода из одного класса в другой, то в 

процессе  сравнения  вводятся  промежуточные  между  двумя  классами  дополнитель-
ные элементы. 

Для  стандартизации  измерения  между  классами  используется  наибольший  эле-

мент  в  классе  элементов  с  меньшим  весом  и  наименьший  элемент  в  следующем 
большем классе. Для повышения точности можно также взять наименьший элемент 

следующего класса в качестве наибольшего элемента в классе элементов с меньши-
ми весами. Таким образом, вес элемента в обоих классах может быть применен для 
стандартизации весов обоих классов. При этом образуется один класс со всеми со-
ответствующим образом взвешенными  элементами. Процедура затем проводится по 
всем классам, и таким образом мы получаем меру, определенную на большом числе 

элементов в множестве. 

 
 
 


background image

80 

4.5. СОГЛАСОВАННОСТЬ ИЕРАРХИИ 

Обобщим  измерение  согласованности  на  всю  иерархию.  Процесс  заключается  в 

том, что индекс согласованности, полученный из матрицы парных сравнений, умно-
жается  на  приоритет  свойства,  относительно  которого  проведено  сравнение,  и  к 
этому числу добавляются аналогичные результаты для всей иерархии. Затем данная 
величина  сравнивается  с  соответствующим  индексом,  который  получен  как  сумма 
случайно  сформированных  индексов,  взвешенных  посредством  соответствующих 

приоритетов.  Отношение  должно  находиться  в  окрестности 0,10, чтобы  не  появи-
лось  сомнений  в  усовершенствовании  фактического  функционирования  и  в  сужде-
ниях. 

Для иллюстрации приводятся два примера. 
Применяя индексы для примера выбора школы, имеем: 
Вектор приоритета первого уровня: 

(

)

0,32; 0,14; 0,03; 0,13; 0,23; 0,14

Индекс согласованности первого уровня: 

(

)

7,49 6 / 5 0,298

ИС

=

=

 

Вектор ИС второго уровня: 

(

)

0,025; 0; 0; 0,105; 0; 0,025

Следовательно, 

(

)

0,025

0,0
0,0

0,298

0,32; 0,14; 0,03; 0,13; 0,23; 0,14

0,323

0,105

0,0

0,025

M

=

+

=

 

и, используя соответствующие случайные индексы (СИ), имеем 

(

)

0,58
0,58
0,58

1,24

0,32; 0,14; 0,03; 0,13; 0,23; 0,14

1,82

0,58
0,58
0,58

M

=

+

=

Поэтому отношение согласованности иерархии (ОСИ) будет 

/

0,18

M M

=

, что не 

очень хорошо, так как здесь отражается большая несогласованность, появляющаяся 
из 

max

7,49

λ

=

 для 

6

n

=

Для другого примера имеем следующие числа: 
Вектор приоритета первого уровня: (0,16; 0,19; 0,19; 0,05; 0,12; 0,30). 

ИС первого уровня: 0,07. 
Вектор ИС второго уровня для 

(

)

3 3

×

-матриц: (0,01; 0,01; 0,28; 0,025; 0; 0,105). 

Следовательно,