Файл: ТарасовВ. Искусство управленческой борьбы. Технологии перехвата и удержания управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 964
Скачиваний: 201
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
!"
пойдут за тобой
:
Хасан пережил столкновение с неожиданностью разве ожидал он такого ответа от
?!
,
,
, пьяницы А раз не ожидал значит его картина мира уже не верна и он уже в трясине
,
, заблуждения он уже утонул Сам же учит пьяницу
.
как жить
-
,
,
,
Пьяницу который на момент диалога во всяком случае еще не утонул
-
,
,
И его учит Хасан который уже утонул а сам того не замечает
-
,
Учит бестактно тому что сам не умеет делать
,
,
,
,
,
А пьяница хотя и видит что Хасан утонул тактично делает вид что Хасан еще не утонул что у него еще есть шанс
,
,
?
А для чего пьянице проявлять такт делать вид что у Хасана есть шанс Пьяница
, заботится не о Хасане а об учениках Хасана
,
,
Хасану уже не поможешь в данной роли он уже утонул а вот в другой роли он сможет еще предостеречь своих учеников
?
Разве Хасан является общепризнанным специалистом по переходу через болото Что
? нового может сообщить он пьянице по поводу болота таким предостережением Разве
, что с плохо скрытой бестактностью намекнуть пьянице что тот пьян и не отдает себе отчета в опасности своих действий
: "
?
Тут уж читатель может возмутиться Что Разве Хасан не должен был предостерегать
?
,
,
!"
пьяницу Ведь действительно человек может утонуть
Может
,
,
,
:
Может быть предостережение ему поможет А может быть наоборот только подтолкнет
,
,
, пьяница чтобы доказать что он отдает себе отчет в своих действиях упрямо пойдет в трясину
,
Трудно сказать как подействует предостережение
:
,
Но ясно одно чем менее оно задевает самолюбие другого тем оно эффективнее
,
,
,
,
А вот Хасан сделав предостережение получает алиби как человек который во всяком
, случае предупредил
,
,
,
,
Ничего плохого в том что Хасан предупредил об опасности конечно нет Хуже то что
? для него ответ пьяницы оказался неожиданным Почему Хасан распространил
, привычную ему роль учителя и на пьяницу Не только в том смысле распространил что
,
,
- начал учить но и в том что ожидал от пьяницы почтительно благодарного отношения как
,
,
, от ученика Другими словами социальные ожидания связанные с ролью учителя он
, непозволительно распространил на роль прохожего каковым он в момент события и был
И ожегся
,
,
Если бы он такого распространения не сделал диалог мог бы быть тем же самым но он
,
,
, так бы не задел Хасана и он рассказывая о нем ученикам никак не связал его с
,
-
, самомнением а связал бы с какой либо иной категорией Например восхитившись
,
,
"
мудростью пьяницы извлек бы одну из современных сентенций вроде опыт не
!"
пропьешь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 28
Внешне одни и те же события могут привести к совершенно различным картинам
,
.
,
мира участников если их социальные ожидания были различны Расспрашивая их
,
,
можно узнать много нового и важного если интересоваться не только фактами но
.
и ожиданиями
Проблема топора
.
У одного человека пропал топор Подумал он на сына своего соседа и стал к нему
:
,
,
,
,
,
приглядываться ходит как укравший топор глядит как укравший топор говорит
, -
,
,
.
как укравший топор словом каждый жест каждое движение выдавало в нем вора
.
Но вскоре это т человек стал копать землю у себя в саду и нашел топор
:
,
,
На другой день он снова увидел сына своего соседа ни жестом ни взглядом ни
.
движением не походил то т на вора
?
?
Что произошло В чем суть проблемы топора
,
-
Когда мы складываем детскую картинку из отдельных кусочков и дело у нас не клеится
,
?
никак не можем подобрать очередной нужный кусочек что мы делаем иногда
,
,
Подбираем вроде бы подходящий и если с ним хорошо стыкуются новые куски то мы
, рассматриваем его как новое ядро и заново строим картинку подбирая к нему все новые
, подходящие картинки и игнорируя старые если они с этим новым ядром не стыкуются
,
,
В картине мира кусков бесконечно много Наше сознание как фонариком высвечивает из
, подсознания те или иные кусочки которые непротиворечивым образом складываются в "
".
простенькую детскую картинку
,
,
"
"
Столкновения с неожиданностью особенно неприятной побуждают нас припомнить
,
"
!",
(
обстоятельства которые тогда еще говорили об этом а на самом деле прошу
!) прощения за непозволительную категоричность мы начинаем строить новую
, упрощенную картину мира взяв за основу новое ядро для ее построения "
":
Именно в этом смысле человек умнее своей головы человек имеет полную картину
,
,
, . .
мира полную для того чтобы никогда не сталкиваться с неожиданностями И голова т е
,
,
"
", наше сознание строит как из конструктора ЛЕГО отдельные простенькие картинки и
,
"
". думает что это и есть реальность
-
,
Чем человек чаще перестраивает картину мира в своей голове из за любой мелочи тем
, реже он сталкивается с крупными неприятными неожиданностями Там где начинающий
,
,
художник старается лишь немного подправить на картине если услышит критику друзей
,
, мастер может выбросить прекрасное полотно несмотря на протесты друзей и начать его заново
,
Человек не может учиться на чужих ошибках а может только на собственном опыте
,
Чужой опыт помогает научиться учиться у себя самого Ведь сколько ребенку не говори
,
,
, что огонь жжется каждый из нас пока наш собственный опыт был мал предпочел лично проверить эту гипотезу
,
-
?! -
Крестьянин который поведал эту историю о топоре а кто еще мог ее поведать
,
, несомненно научился у самого себя иначе он и не смог бы эту историю рассказать А
многие не учатся на своем опыте и не могут ничего такого рассказать И хотя на этих
-
,
страницах звучит призыв не лениться и перестраивать картину мира из за любой мелочи
,
-
:
- это не значит что надо ее перестраивать из за любой вымышленной мелочи чьего то
,
, "
"
"
". подозрения сплетни или шутки научной статьи или мнений специалиста Иначе вы
,
окажетесь просто мнительным человеком Каким бы мы называли и этого крестьянина наступи он на одни и те же грабли еще пару раз
При построении новой картины мира и выборе нового ядра для ее построения
,
:
важнее не масштаб и не значимость нового ядра а лишь одно твердое это или
.
пустое
Профессор в драке не участвует
,
-
Есть старая загадка про профессора который почему то никак не хочет
.
участвовать в драке
.
Звонок в милицию
: "
,
-
.
Взволнованный голос сообщает
Драка в семье профессора по такому то адресу
.
!"
Сын отца профессора бьет отца сына профессора Профессор в драке не участвуе т
,
.
Милиционер пытае тся сообразить кто же кого бьет
"
"?
Кто такой сын отца профессора
Милиционер пытае тся примерить проблему на
: "
,
,
?
-
себя Если я профессор у меня есть отец то его сын мне кто Это же я сын своего
!
-
,
,
.
,
.
отца Но я профессор следовательно в драке не участвую Значит это не я А
?
?!
!"
какой же еще сын у моего отца может быть А почему бы и нет
Тогда он мне брат
.
Первый успех вдохновляет его на продолжение размышлений
"
,
?
.
,
Значит брат профессора бьет кого Отца сына профессора Если я профессор у
,
,
? ,
меня есть мой собственный сын а он и вправду у меня есть то кто же его отец Я
,
?!
,
,
.
конечно кто же еще Но профессор в драке не участвуе т следовательно это не я
-
!
-
!
!"
Не я отец моего родного сына Бред какой то Розыгрыш
,
Он пытается построить картину мира взяв за ее ядро пустой элемент А когда она не
, получилась принял за пустое сам звонок
?
Ради чего он принял за пустое сам звонок Ради сохранения в целости и сохранности
?
, собственного пустого элемента Почему он ему так близок и дорог Да потому что в его
(
) картине мира этого элемента мы имеем в виду сознательную картину мира вообще нет
,
,
?!
ни в качестве пустого ни в качестве твердого А разве можно выбросить то чего нет
Если у крестьянина в качестве пустого картинообразующего элемента была
,
, убежденность в краже топора соседским сыном то крестьянин вполне осознавал что
, этот элемент у него есть просто он ошибочно считал его твердым А когда нашел свой
, топор то понял свою ошибку "
".
,
У милиционера тоже есть шанс найти свой топор Но прямо скажем что этот шанс
,
,
, весьма невелик Он реализуется скорее всего лишь в том случае если к нему в кабинет
,
: " - войдет однажды прекрасная дама улыбнется добрыми усталыми глазами и сообщит Я
!"
профессор "
".
,
Продолжим аналогию с конструктором ЛЕГО Ребенок собирает из него всякие вещи похожие на настоящие Из огромного ящика берет он материал для своего строительства
-
"
".
В ящике когда то были только первичные элементы Но теперь там полно
,
, неразобранных вещиц которые он собрал раньше и их обломков Иногда он ленится
,
: разбирать собранное а иногда это ему и не под силу детальки так тесно соединены друг
,
, с другом что никак не разъединить Когда он запускает руку в ящик за материалом все
,
- чаще его рука вытаскивает не отдельные детальки а уже их комбинации
,
- недоразобранные куски прежних изделий Теперь он уже и забыл что когда то материал для строительства был весь разобран Эти комбинации ему теперь представляются в "
". качестве первичных элементов Теперь он ограничен в своем строительстве Ведь из
! хаоса недоразобранных обломков трудно строить новую прочную картину Так возникает
, пустое И появляются новые обломки внутри которых уже есть пустое И тогда даже если
, их начать тщательно прилаживать к другим деталям пустота внутри конструкции изначально запрограммирована
,
,
Материал для картины мира который находится в нашем подсознании далеко не весь пригоден к употреблению
"
",
,
Менее всего можно доверять само собой разумеющемуся тому что не
;
.
сформулировано явно старайтесь сами сформулировать
Государственный переворот
,
-
,
Однажды вечером когда я занимался своими делами в офисе бизнес лагеря ко мне
-
,
постучались и вошли два молодых человека граждане Фиолетового государства на
.
терри тории которого и находился мой офис
-
,
-
.
Мы изобрели секретное оружие в этой папке техническая документация на него
,
,
!
Спрячьте пожалуйста это к себе в сейф для сохранности
-
! -
Давайте вашу секретную документацию согласился я и сунул папку в ящик
.
письменного стола
,
,
.
Молодые люди поблагодарили и довольные ушли
: "
,
,
!" -
.
Я подумал Заигрались видно ребята и продолжил работу А вскоре и вообще
.
забыл об этом эпизоде
,
,
Через несколько дней уже совсем поздно вечером эта пара появилась у меня вновь с
:
сообщением
-
!
,
Вы арестованы Помните мы вам давали на сохранение чертежи секретного
?
оружия
-
,
!
Нет проблем сейчас я их верну
-
!
.
Нам они уже не нужны Мы его уже изготовили и применили С его помощью мы
.
,
произвели государственный переворот Нам надоела эта демократия у нас теперь
.
,
,
,
хунта Значит так или вы выписываете нам чек на сто тысяч вийтн или мы вас
!
убьем
-
,
I
Вийтны это игровая валюта Таллиннской школы менеджеров Говорят когда Петр
(
,
) перед тем как потерпеть поражение под Нарвой остановился в маленьком эстонском
(
60
), селении около километров от Таллинна в сторону Нарвы он обеспокоенно
: "
?"
, "
",
"
"
спрашивал Видно ли шведов
И так часто он спрашивал видно ли что слово видно
-
, трансформировалось в название этого местечка Вийтна более органичного для
. 1984 15 эстонского языка А в году января мы начали в этом местечке проведение
-
, первого бизнес лагеря в котором участвовали мастера и прорабы строительных
, организаций Эта дата считается датой основания Таллиннской школы менеджеров а "
" - вийтны ее игровой валютой "
",
,
По покупательной способности в нашем супермаркете где продавались не игровые а
, вполне реальные товары одна вийтна равнялась половине американского цента
.
.
,
.
Молодые люди стоя т и ждут Пружина сжата Прежде всего ее надо разжать
-
,
! -
,
,
Присаживайтесь ребята радушно говорю я беру чистый лист бумаги и ручку
(
,
,
примеряюсь начинать писать пружина слегка разжалась напряжение ослабло
),
бдительность притупилась а затем внезапно поднимаю авторучку пишущим концом
(
"
")
: -
?
раньше говорили пером вверх и спрашиваю А зачем вам деньги
,
,
,
,
Пара которая не отрывала глаз от кончика пера переглядывается и возможно
,
"
",
:
почувствовав что лед тронулся начинает объяснять
-
,
-
,
,
Понимаете мы против демократии это одна болтовня каждый со своим мнением
!
,
,
,
а дело не двигается Мы сделали переворот но не весь народ нас понимаете
!
-
!
поддерживает А вот если мы придем с деньгами народ нас поддержит
-
,
, -
. -
! -
: -
Молодцы ребята похвалил я Деньги вы получите Я снова придвинул лист к себе
(
)
Я вам выпишу кредит на два года это восемь игровых дней
на сто тысяч вийтн, как вы и
просили... Но у меня есть идея! - И я отложил ручку в сторону.
,
,
Никогда не принимайте ни в подарок ни на сохранение чужие вещи или деньги
,
если смысл этой акции вам не до конца ясен или если вы не можете его уточнить и
,
.
проверить иначе обречете себя на столкновение с неожиданностью
Расширение картины мира
,
.
Отложил ручку в сторону поднял вверх палец и подержал паузу
,
?!
Знакомый нам уже прием не правда ли Создание психологической невозможности
,
опротестовать подмену безвозвратных денег кредитом на два года Подмену "
,
". замаскированную словами сто тысяч вийтн как вы и просили Да еще и подмену "
"
"
".
,
! требовали на просили Тут есть что опротестовывать Но нет психологической возможности сделать это
,
,
Дело не только в том что я отвлек внимание намерением сообщить некую идею но и в
, том что их было двое
-
,
,
,
-
Двое лучше чем один при поиске решения но хуже при его акцептации Именно
, поэтому в армии принято назначать старшего даже в таком простом случае когда двоих
, солдат посылают за хворостом Если старшего нет то в случае столкновения с
, неожиданностью у них возникнет заминка с принятием единого решения У пары которая
,
, взялась меня шантажировать похоже старшего не было
-
,
.
-
Так вот у меня есть идея Когда то по телевизору я видел кусок художественного
.
!
фильма о событиях в Чили Там же тоже хунта В фильме показана простая и
.
эффективная технология
,
.
-
Хунта только что совершила переворот но не вся армия ее поддерживает Кто то
.
сочувствуе т свергнутому президенту Альенде Армейских офицеров поодиночке
,
,
заводят в просторную комнату где есть один вход и два выхода а за столом сидят
-
.
: "
два офицера представи тели хунты Каждому задают один и то т же вопрос Вы за
?"
армию или за Альенде
"
!".
Большинство вошедших отвечают За армию
Их выводят в одну дверь и затем
.
возвращают в часть
,
"
!",
Тех кто отвечает За Альенде выводят через другую дверь и затем
.
расстреливают
.
Так за одну ночь избавили армию от явных противников хунты среди офицерства Ну
...
,
.
а солдаты они идут куда офицеры прикажут
-
.
Видите просто и эффективно
.
Молодые люди переглянулись
-
.
-
-
... (
Сейчас двенадцатый час ночи Давайте ка часика через два три и я начал
)...
,
,
выписывать расписку на кредит будите своих сограждан не всех сразу а
.
: "
поодиночке Заводите в свою комнату и спрашивайте Вы за хунту или за
?"
,
,
,
.
,
парламент
Тех кто отве ти т что за хунту отправляйте обратно спать Тех же
,
.
,
кто за парламент депортируйте в другие государства А с этими государствами
,
,
сейчас еще время есть договоритесь заранее что они примут ваших
.
,
депортированных граждан в качестве беженцев Для них будет престижно что
,
.
население увеличилось что их государство пользуется успехом Давайте начнем с
,
.
вашего государства а потом наведем порядок и в других Мне ведь тоже эта
:
,
,
,
демократия надоела окурки вокруг урн валяются никак им понимаешь в урну не
...
...
.
,
попасть
Отбой плохо соблюдают
Надо наводить порядок Хорошо что есть
,
!
,
-
! -
такие ребята как вы Держите расписку а часика через два три начинайте
Они
.
,
,
: -
,
.
переглянулись Я встал и выпроваживая их добавил Значит договорились Часика
-
!
,
,
?!
через два три А завтра мне расскажете как было дело хорошо
.
Они кивнули и поспешно вышли "
"?
,
Почему поспешно
А потому что я с историей про Чили резко расширил их картину
,
, мира да еще вместо жертвы стал их союзником открыл широкие перспективы захвата
-
, всего бизнес лагеря Тут было что обсудить между собой Но при мне они это обсуждать
,
,
, не решились Именно для того чтобы оставшись наедине без помех обсудить все между
,
,
, собой они так охотно с готовностью покинули мой кабинет И даже кивнули в ответ на "
". мое хорошо
- "
"?
,
-
А что именно хорошо
По факту они кивнули на мою просьбу предложение