Файл: Методические указания по выполнению расчётнографической работы и организации самостоятельной работы содержание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 301
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮРАСЧЁТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПОЯСНЕНИЯ И ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №2
ПО ТЕМЕ «ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ
ПОЯСНЕНИЯ И ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №3
ПО ТЕМЕ «ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ
ПО ТЕМЕ «ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ
ПО ТЕМЕ «ПАРНАЯ ЛИНЕЙНАЯ РЕГРЕССИЯ»
ПОЯСНЕНИЯ И ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯЗАДАНИЯ №5
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЩИТЕЗАДАНИЯ №5
ПО ТЕМЕ «ТРЕНД-СЕЗОННЫЕ МОДЕЛИ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ»
ПОЯСНЕНИЯ И ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯЗАДАНИЯ №6
Казанский инновационный университет
имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП)
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
Методические указания по выполнению расчётно-графической работы и организации самостоятельной работы
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РАСЧЁТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 3
ПОЯСНЕНИЯ И ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №2 7
ПО ТЕМЕ «ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ 7
(КРИТЕРИЙ СТЬЮДЕНТА)» 7
ПОЯСНЕНИЯ И ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №3 12
ПО ТЕМЕ «ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ 12
(КРИТЕРИЙ ФИШЕРА)» 12
ПО ТЕМЕ «ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ 17
(КРИТЕРИЙ ПИРСОНА)» 17
ЗАДАНИЕ №5 21
ПО ТЕМЕ «ПАРНАЯ ЛИНЕЙНАЯ РЕГРЕССИЯ» 22
ЗАДАНИЕ №6 44
ПО ТЕМЕ «ТРЕНД-СЕЗОННЫЕ МОДЕЛИ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ» 44
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
РАСЧЁТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Воспользовавшись доступными источниками информации по математическим методам обработки данных самостоятельно подготовиться и выполнить задания расчётно-графической работы продемонстрировав при этом:
-
знание принципов сбора и обобщения информации, методики системного подхода для решения поставленных задач; -
умение анализировать и систематизировать полученную информацию с целью решения поставленных задач; -
владения навыками поиска, критического анализа информации, получаемой из различных источников для решения поставленных задач; -
знание применяемых в профессиональной деятельности видов ресурсов и ограничений, основных методов и способов решения профессиональных задач, действующих правовых норм; -
умение определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, опираясь на правовые нормы, учитывая имеющиеся ресурсы и ограничения; -
владение навыками постановки задач, формулировки целей и определения способов их решения, опираясь на правовые нормы, учитывая имеющиеся ресурсы и ограничения
Расчётно-графическая работа оформляется в виде файла MS Word. Все расчеты заданий №№1-6 выполняются с помощью встроенных функций и инструментов пакета «Анализ данных» MS Excel. Выполненная расчётно-графическая работа должна содержать:
1) титульный лист, включающий все необходимые сведения о студенте и вариант работы (образец титульного листа приведен в Приложении);
2) исходные данные по каждому заданию согласно своему варианту;
3) таблицы, скриншоты с результатами расчетов в MS Excel и обоснованные выводы с единицами измерений полученных показателей согласно образцу выполнения заданий расчётно-графической работы.
Вариант в заданиях 1-4 выбираются по последней цифре зачётной книжки, в заданиях-5,6 – по двум последним цифрам зачетной книжки (студенческого билета). Работы с другим номером варианта не засчитываются. Предусмотрено 100 вариантов данных:
Цифры зачетной книжки | Вариант задания | Цифры зачетной книжки | Вариант задания | Цифры зачетной книжки | Вариант задания | Цифры зачетной книжки | Вариант задания | Цифры зачетной книжки | Вариант задания |
01 | 1 | 21 | 21 | 41 | 41 | 61 | 61 | 81 | 81 |
02 | 2 | 22 | 22 | 42 | 42 | 62 | 62 | 82 | 82 |
03 | 3 | 23 | 23 | 43 | 43 | 63 | 63 | 83 | 83 |
04 | 4 | 24 | 24 | 44 | 44 | 64 | 64 | 84 | 84 |
05 | 5 | 25 | 25 | 45 | 45 | 65 | 65 | 85 | 85 |
06 | 6 | 26 | 26 | 46 | 46 | 66 | 66 | 86 | 86 |
07 | 7 | 27 | 27 | 47 | 47 | 67 | 67 | 87 | 87 |
08 | 8 | 28 | 28 | 48 | 48 | 68 | 68 | 88 | 88 |
09 | 9 | 29 | 29 | 49 | 49 | 69 | 69 | 89 | 89 |
10 | 10 | 30 | 30 | 50 | 50 | 70 | 70 | 90 | 90 |
11 | 11 | 31 | 31 | 51 | 51 | 71 | 71 | 91 | 91 |
12 | 12 | 32 | 32 | 52 | 52 | 72 | 72 | 92 | 92 |
13 | 13 | 33 | 33 | 53 | 53 | 73 | 73 | 93 | 93 |
14 | 14 | 34 | 34 | 54 | 54 | 74 | 74 | 94 | 94 |
15 | 15 | 35 | 35 | 55 | 55 | 75 | 75 | 95 | 95 |
16 | 16 | 36 | 36 | 56 | 56 | 76 | 76 | 96 | 96 |
17 | 17 | 37 | 37 | 57 | 57 | 77 | 77 | 97 | 97 |
18 | 18 | 38 | 38 | 58 | 58 | 78 | 78 | 98 | 98 |
19 | 19 | 39 | 39 | 59 | 59 | 79 | 79 | 99 | 99 |
20 | 20 | 40 | 40 | 60 | 60 | 80 | 80 | 00 | 100 |
Исходные данные заданий №№5,6 по вариантам приведены в файлах MS Excel «Исходные данные задания №5», «Исходные данные задания №6».
Сдача расчётно-графической работы предусматривает также процедуру защиты. Защита работ проводится в форме ответов на вопросы преподавателя по проведенным в работе расчетам, а также ответов на теоретические вопросы по соответствующей теме задания. Для удобства проведения защиты рекомендуется иметь с собой распечатанный вариант выполненной работы (либо электронный вид на планшете и т.п.).
При защите расчётно-графической работы студенту необходимо пояснить, какими источниками информации он пользовался в ходе выполнения работы, какие есть дополнительные источники информации по разделам дисциплины, к которым относятся задания данной работы.
После сдачи отчёт по расчётно-графической работе возвращается студенту для дальнейшей работы, подготовки к промежуточной аттестации и возможности продемонстрировать на промежуточной аттестации освоение соответствующих компонентов компетенций.
ПОЯСНЕНИЯ И ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №1
ПО ТЕМЕ «ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРВАЛ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОЖИДАНИЯ»
Задание 1. Найти доверительный интервал для оценки математического ожидания m нормального распределения генеральной совокупности с надёжностью 0,95, зная выборочное среднее хср., объём выборки n и среднеквадратическое отклонение σ.
хср. | n | σ |
75 | 56 | 9 |
Решение. Доверительный интервал для оценки математического ожидания m нормального распределения при известном среднеквадратическом отклонении σ имеет вид:
,
где – выборочное среднее
n– объем выборки
σ – среднеквадратическое отклонение
Найдем из соотношения
Ф(t) = 0,95/2 = 0,475.
По таблице значений функции Лапласа
= 1,96, тогда доверительный интервал будет выглядеть следующим образом:
Получили доверительный интервал для оценки математического ожидания m нормального распределения генеральной совокупности с надёжностью 0,95.
ЗАДАНИЕ №1 ПО ВАРИАНТАМ
Задание 1. Найти доверительный интервал для оценки математического ожидания m нормального распределения генеральной совокупности с надёжностью 0,95, зная выборочное среднее хср., объём выборки n и среднее квадратическое отклонение σ. Данные взять из таблицы 1.
Таблица 1
Исходные данные для задания 1
Предпоследняя цифра варианта b | хср. | N | σ |
0. | 72 | 112+a | 20 |
1. | 75,17 | 36+a | 6 |
2. | 75,16 | 49+a | 7 |
3. | 75,15 | 50+a | 8 |
4. | 75,5 | 55+a | 9 |
5. | 74 | 63+a | 10 |
6. | 74,5 | 68+a | 11 |
7. | 75,55 | 75+a | 12 |
8. | 74,55 | 46+a | 13 |
9. | 74,9 | 81+a | 14 |
Например, для варианта 09: число a=9, число b=0.
Следовательно, набор данных для задания 1:
хср. | n | σ |
72 | 112+a=112+9=121 | 20 |
ПОЯСНЕНИЯ И ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №2
ПО ТЕМЕ «ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ
(КРИТЕРИЙ СТЬЮДЕНТА)»
Задание 2. У группы сотрудников предприятия был дважды измерен % выполнения норм выработки: в начале первого и второго года работы. Данные представлены в таблице ( и – результаты измерений в начале первого года и второго соответственно). Можно ли сказать, что за год работы % выполнения норм выработки значимо изменился? Для решения задачи использовать - критерий Стьюдента.
| 100 | 102 | 109 | 111 | 105 | 123 | 115 | 125 | 111 | 102 | 109 | 115 | 123 | 120 | 114 |
| 108 | 110 | 100 | 120 | 109 | 120 | 119 | 123 | 120 | 119 | 118 | 117 | 123 | 121 | 117 |
Решение. Сформулируем статистические гипотезы.
: разница между средними значениями % выполнения норм выработки первого и второго года работы равна нулю.
: разница между средними значениями % выполнения норм выработки первого и второго года работы отлична от нуля.
В таблице приведены соответствующие экспериментальные данные и необходимые расчеты: