Файл: Управление миграционными процессами (Теоретические основы миграционных процессов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К причинам такого «выравнивания» следует отнести слишком большое предложение дешевой иностранной рабочей силы, которое снижает стимулы работодателя подбирать более квалифицированный персонал на более высокую заработную плату с достойными условиями труда.

В условиях такой конкуренции граждане вынуждены жертвовать своими доходами, условиями труда и своими правами, вынуждено опускаясь до уровня мигрантов [28].

Именно в этом и кроется ошибочность миграционной политики, следствие которой снижение уровня и качества жизни, низкие темпы роста производительности труда, а также десоциализация целого класса граждан России, не обладающих высокой квалификацией и не имеющих возможности реализовать себя на рынке труда.

Низкоквалифицированная иностранная рабочая сила является дешевой для работодателя, но никак не для социума в целом.

2.2 Регулирование миграционных процессов на федеральном и региональном уровне в России

Государство регулирует миграционные процессы посредством реализации миграционной политики.

Миграционные процессы при определенных условиях могут создавать реальную угрозу общественной безопасности и порядку, это дает безусловные основания ввести в современный нормативно-правовой оборот понятие «миграционная безопасность», которая должна занять достойное место в структуре национальной безопасности России и ее регионов.

Именно по этой причине, в последнее время, исследования миграционных процессов, все чаще проводятся специалистами в контексте проблем обеспечения национальной безопасности, что вероятно обусловлено стремлением исследователей разработать универсальную теорию обеспечения безопасности личности, общества и государства от угроз связанных с миграционными процессами.

Именно такой комплексный подход к решению подобных задач, соответствует основным положениям Стратегии национальной безопасности до 2020 года и Концепции государственной миграционной политики России до 2025 года и разрабатываемых в регионах программах миграционной политики.

В этой связи, следует напомнить, что понятие – «миграционная безопасность» уже прочно вошло в масс-медиа, научно-популярный, и даже политический терминологический оборот, а характерные для этого вида безопасности угрозы и риски нашли отражение, как в Законе РФ от 28.12.2010 г. №390 «О безопасности», так и в вышеупомянутой Стратегии национальной безопасности.

Отсутствие же у него нормативно-правового статуса не способствует дальнейшему развитию миграционного законодательства на региональном уровне и, как следствие, формированию надежной системы обеспечения безопасности в связи с миграционными процессами в регионах [39].


Миграционная политика государства формируется следующими основными методами [39]:

- прямое квотирование импорта рабочей силы;

- введение профессионально-отраслевых ограничений или льгот;

- выдвижение качественных требований к иностранной рабочей силе;

- выдвижение ограничений личностного характера (возрастной ценз, состояние здоровья, социальная «чистота» и т.п.), финансовые ограничители, санкции за нарушение установленного порядка трудовой миграции, национально-географические приоритеты.

Основные инструменты, которые могут быть использованы при формировании и реализации методов миграционной политики государства и их содержание.

Неотъемлемой составляющей миграционной политики современного государства является нормативно-правовая база, представляющая собой систему принципов, норм и правил, регулирующих отношения в сфере миграции, определение основ которой предполагает уточнение цели и стратегии, факторов, влияющих на ее формирование, учет особенностей конкретно-исторической ситуации ее реализации, в том числе и на региональном уровне.

Миграционная ситуация в России вызвала необходимость реализации основных направлений миграционной политики, формирования правовой сферы, создания учреждений соответствующих экспертных и исполнительных органов [32].

В действующей Концепции миграционной политики законодатель подтверждает, что миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом.

Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов.

Исследования миграционных процессов на российском геополитическом пространстве свидетельствуют о наличии существенных противоречий в обоснованиях целесообразности и необходимости стимулирования активизации иммиграции на территорию России посредством либерализации миграционной политики.

Однако такая политика ориентирована в основном на реализацию относительно краткосрочных, экономических проектов, например – оптимизация деятельности ЖКХ или подготовка к проведению важных мероприятий (саммит АТС 2012 г., олимпийские игры 2014 г., чемпионат мира по футболу 2018г.) и бесперспективна с точки зрения возможностей решения экономических, демографических и некоторых социальных проблем в регионах за счет интересов безопасности.


Прогнозы Росстата относительно развития демографической ситуации в РФ не оптимистичны. Так до 2025 гг. сокращение населения трудоспособного возраста составит 16,2 млн. человек - почти четверть ныне занятых в экономике страны (причем эти сведенья уже учитывают некоторую долю трудовой иммиграции, но более чем вдвое превышающую нынешнюю). В пиковые 2015-2017 гг. численность населения в трудоспособном возрасте будет ежегодно сокращаться более чем на 1 млн. человек. По данным ФМС России, большинство иммигрантов прибывает из стран СНГ (примерно 7,6 млн. человек), что составляет 72% от общего количества иностранцев, если не учитывать специфику миграционных процессов в Восточной Сибири и Дальневосточном ФО. Вместе с тем, по приблизительным оценкам, учитывающим высокую латентность незаконной миграции, от 4 до 6 млн. приезжих заняты нелегальной трудовой деятельностью [44].

Анализ развития миграционной ситуации позволяет прийти к выводу о том, что даже незначительное ужесточение миграционного режима на фоне уже принятых либеральных правил, нацеленных на решение срочных экономических задач, приводит к осложнению криминальной обстановки, а часто социального и политического климата в целом.

Отечественный вариант либеральной миграционной политики сводится к обычному упрощению миграционного режима, предполагающему [46]:

- расширение межгосударственной практики безвизового режима;

- уведомительный порядок обязательных регистрационных процедур;

- значительное увеличение сроков постановки на миграционный учет, оформления разрешений на занятие трудовой деятельностью и т.д.;

- упразднение норм квотирования на наем иностранной рабочий силы;

- упрощение процедур связанных с получением разрешений на занятие трудовой, предпринимательской и образовательной деятельностью;

- увеличение сроков прохождения, а в некоторых случаях и освобождение от обязательного медицинского осмотра для вновь прибывших иммигрантов;

- использование практики миграционных амнистий для легализации незаконной миграции;

- отказ от распространенной в некоторых странах практики обязательного изучения трудовыми иммигрантами государственных языков, законов, истории и культуры принимающих государств;

- активизация пропаганды о несостоятельности собственных производительных ресурсов и неспособности дальнейшего развития без постоянного наращивания иммиграции, на фоне не принятия мер для решения экономических задач за счет собственного потенциала.


Очевидно, что перечисленные факторы имеют весьма противоречивый характер, так как с одной стороны должны способствовать росту трудовой и предпринимательской иммиграции, но с другой стороны они могут являться условиями формирования «криминогенного комплекса» угрожающего миграционной безопасности государства.

Для более полной характеристики названных опасений следует обратить внимание на некоторые факторы. Так, большинство из опрошенных экспертов считают, что распространение практики межгосударственного безвизового режима определяет возможности государств осуществлять контроль над качественными критериями иммиграции, что неизбежно отражается на ее криминогенной составляющей.

И даже настойчивая инициатива российского правительства установить безвизовый режим с экономически развитыми странами Европы и северной Америки приведут к тому, что Россия превратится в «санитарную зону» для тех иммигрантов, от которых хотели бы избавиться в этих государствах. В свою очередь отток качественной эмиграции с территории России, по мнению специалистов только усилится [46].

Реализация нового, более либерального, чем прежде миграционного законодательства выявила ряд недостатков и в самих законах, и в их применении. Даже с учетом того, что значительная часть иностранных граждан прибывает в Россию не для осуществления трудовой деятельности, вероятно, что многие из мигрантов заняты нелегальной трудовой деятельностью. Однако цивилизованному вхождению иммигрантов на рынок труда препятствует и отсутствие законодательства, регламентирующего деятельность кадровых (рекрутинговых) агентств и специализированных служб по трудоустройству иностранцев.

Следует отметить, что не связанные официальными трудовыми договорами иностранные гастарбайтеры нередко привлекаются работодателями к выполнению работ требующих высокой квалификации. Ответственность за качество таких работ обеспечиваются мерами государственно-властного принуждения.

Очевидно, что в строительстве, сфере услуг и на транспорте, где должны соблюдаться повышенные требования к безопасности и качеству, часто работают не достаточно квалифицированные, а главное не заинтересованные в положительных и долгосрочных результатах своего труда иммигранты, что, несомненно, создает условия для причинения существенного вреда правоохраняемым интересам.


2.3 Зарубежный опыт управления миграционными процессами

Очевидно, что разработка эффективной, теоретической модели миграционной политики государства и региона, не представляется возможной без исследования, обобщения, а в отдельных случаях и заимствования зарубежного опыта.

В наиболее крупным государствам – «миграционным реципиентам», традиционно относят те из них, которые решают собственные демографические, экономические и даже некоторые социальные проблемы посредством миграционных из стран, условно называемых «миграционными донорами». Как правило, государства – миграционные доноры имеют более низкий уровень экономического развития, чем традиционные реципиенты. Однако в исследованиях наряду с экономическими, называются и другие факторы, объясняющие причины эмиграции из стран доноров (например: неблагоприятная экология или дефицит жизненно-необходимых природных ресурсов; военные, политические, социальные конфликты т.д.).

Выяснение причин миграционных процессов в государствах реципиентах и донорах имеет значение для развития миграционной политики в целом, и разработки программ обеспечения миграционной безопасности этих государств, в частности. Известно, что реализация миграционной политики большинства стран – реципиентов начинается еще до предоставления будущим иммигрантам разрешений (виз) на пересечение границ принимающих государств, за исключением случаев, когда такие разрешения не требуются.

Домиграционные мероприятия (проверки, собеседования, анкетирования, консультирования и др.) необходимы для выяснения качественных и количественных критериев будущей миграции [59].

Наиболее распространённые варианты моделей миграционной политики реализуемой в экономически развитых странах Ближнего Востока, США и Канады, ФРГ и Швеции, имеют существенные различия. Разделим их условно на первый, второй и третий варианты.

Так, государства, реализующие миграционную политику соответственно первому варианту, ориентированы в основном на привлечение иностранцев для неквалифицированных видов деятельности на постоянной основе. Страны же второй группы, привлекают в основном квалифицированных иностранных специалистов, на временной основе, чему в немалой степени способствует создание безвизовых зон или общеэкономического пространства [59].

Третий вариант заключается в реализации селективной миграционной политики по принципу естественного отбора из среды мигрантов тех, кто способен реализовать свои способности в новых социальных условиях, что соответствует принципу, так называемого американского «плавильного котла», где иностранный мигрант рано или поздно должен принять американские ценности и образ жизни.