Файл: Н. В. Замотина (И. О. Фамилия) (личная подпись) др пед наук, проф. Г. В. Ахметжанова (ученая степень, звание, И. О. Фамилия).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 230
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, применение технологии образовательного веб - квеста позволяет обучающим отрабатывать навыки работы с информацией, активизировать учебно-познавательную деятельность, развивать функциональную грамотность и готовить выпускников к функциональнограмотной жизни в современном обществе.
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию функциональной грамотности у обучающихся 8 классов на уроках английского языка
-
Диагностика уровня развития функциональной грамотности у обучающихся 8 класса
Констатирующий эксперимент был направлен на выявления уровня функциональной грамотности. Экспериментальная база исследования: МБУ «Гимназия№39» г. Тольятти. В исследовании принимали участие экспериментальная группа 40 детей 8 «б», «в», «д» классов в возрасте 14-15 лет.
Анализ исследований посвящённых изучению уровней
сформированности функциональной грамотности, позволил выделить критерии читательских умений, которые могут быть изучены с помощью различных методов и диагностик.
Шейда Уайт выделяет основные когнитивные умения читательской грамотности:
-
найти информацию; -
понять(извлечь) информацию; -
оценить информацию; -
отразить информацию.
Международное исследование функциональной грамотности Pisa предлагает рассматривать чтение, как деятельность, направленную на достижение определенной цели, например, найти информацию для заполнения формы или понять тему достаточно хорошо, чтобы принять участие в дискуссии. Однако, во многих традиционных оценках чтения "цель" заключается в том, чтобы просто ответить на несколько отдельных вопросов о тексте по общей теме, а затем перейти к следующему. В отличие от этого искусственного мира традиционных оценок навыков чтения, тексты
«Читательская грамотность», разработанные Pisa на 2018 г., основаны на сценариях. Каждый текст начинается с вымышленного сценария, описывающего всеобъемлющую цель чтения текста. Таким образом, читателю дается как контекст, так и цель, помогающая сформировать способ поиска, понимания и интеграции информации.
Тексты подразделяются на 4 формата: сплошной, несплошной, смешанный, составной.
Сформированность таких когнитивных процессов как поиск и понимание информации в тексте, умение оценить качество и достоверность информации, размышлять о содержании и форме письма проверялось по средствам методик: Е.И. Панфиловой «Работа с несплошным текстом», тестов PISA 2018 для определения уровня читательской грамотности - «Куриный форум» и «Коровье молоко».
Таблица 1 - Диагностическая карта для определения уровня функциональной грамотности в области чтения.
Когнитивные процессы | Методики |
Найти и понять информацию | Е.И. Панфиловой «Работа с несплошным текстом» |
Оценить и отразить информацию. | Тесты PISA 2018 для определения уровня читательской грамотности - «Куриный форум» и «Коровье молоко». |
Первый тест был проведен по разработкам Е.И. Панфиловой «Работа с несплошным текстом».
Цель: определить уровень умения находить и понимать информацию в несплошном тексте.
Описание: разновидностью данного типа текста являются задания на поиск информации мелким шрифтом. Ученикам предлагается изучить содержимое входного билета в музей и после выполнить задание на правильность\ неправильность утверждений.
Обработка и интерпретация результатов. Оценивается количество правильных ответов.
100-80 % - высокий уровень
79-50 % - средний уровень
менее 50 % - низкий уровень
Проведение методики «Работа с несплошным текстом» Е.И. Панфиловой помогла определить, что 18 чел (45 %) обладают высоким уровнем поиска и понимания информации в несплошных текстах, используя навыки поискового чтения. 14 чел.( 35 %) - средний уровень, 6 чел.(15 %) имеют низкий уровень. Наглядно данные представлены на рисунке 1.
Рисунок 1- Количественный результат диагностического задания 1
Анализ результатов показал, что ученики в целом достаточно успешно справляются с заданиями на поиск информации в несплошных текстах. Задание имело базовый уровень, а это предполагает, что ученик со средним способностями может, достаточно успешно справится с ним.
Второй тест PISA-2018 для определения уровня читательской грамотности - «Куриный форум».
Цель: определить уровень умения оценивать и отражать информацию.
Описание: Ученикам предлагается текст, который представляет собой набор сообщений на веб-форуме.
Обработка и интерпретация результатов.
В PISA-2018 выделено семь уровней читательской грамотности: самый низкий - 1б, самый высокой - 6.
В тесте « Куриный форум» учащимся предлагается выполнить семь послетекстовых заданий. Ориентируясь на характеристику читательских умений, задания разделяются на уровни.
Таблица 2 - Диагностическая карта для определения уровня функциональной читательской грамотности
Задание | Уровень |
Задание 1 | 1 b |
Задание 2 | 1a |
Задание 3 | 2 |
Задание 4 | 1b |
Задание 5 | 1a |
Задание 6 | 2 |
Задание 7 | 2 |
Уровень функциональной грамотности в области чтения определяет успешное выполнение заданий второго уровня, т.к 2-ой уровень читательской грамотности считается минимальным, пороговым условием успешного функционирования современного взрослого человека в обыденной жизни.
Тест PISA-2018 «Куриный форум» показал, что учащиеся успешно справились с заданиями уровня 1 b (90 %) т.е ученики способны найти информацию в тексте, которая изложена в явном виде и не содержит противоречивых данных или избыточной информации. Больше половины выполнили задания уровня 1а (60 %), другими словами, ребята смогли указать тему и главную цель, которую преследовал автор. Текст содержал подсказки, которые помогали читателю найти необходимую информацию для ответа. Наглядно данные представлены на рисунке 2.
количество учеников (%), достигших каждого уровня
■ уровень 1b
■ уровень 1 а
■ уровень 2
Рисунок 2 - Количественные результаты диагностического задания 2
Анализ результатов показал, что основное затруднение вызвали задания уровня 2. Данный уровень подразумевает, что читатель способен найти информацию в тексте, которая требует дополнительного осмысления, опираясь на жизненный опыт. Задания 6 и 7 также вызвали затруднения, в которых нужно было аргументировать свой ответ.
Третий тест PISA-2018 для определения уровня читательской грамотности - «Коровье молоко».
Цель: определить уровень умения оценивать и отражать информацию на более высоких уровнях.
Описание: Текст в данном тесте состоит из двух веб-страниц. Первая страница - от «Сельскохозяйственной фермы до сбыта молочных продуктов» - предприятия, торгующего молочными продуктами, в том числе коровьим молоком. Вторая - с сайта, посвященного здоровью, и представляет статью под названием «Просто скажи «нет» коровьему молоку». Текст классифицируется как: многотекстовый, статический, непрерывный и аргументированный. Ученикам предлагается выполнить семь послетекстовых заданий. Ориентируясь на характеристику читательских умений, задания разделяются на уровни.
Таблица 3 - Диагностическая карта для определения уровня функциональной читательской грамотности
Задание | Уровень |
Задание 1 | 1b |
Задание 2 | 2 |
Задание 3 | 3 |
Задание 4 | 3 |
Задание 5 | 5 |
Задание 6 | 1a |
Задание 7 | 3 |
Учащиеся, достигшие 3-го уровня читательской грамотности, демонстрируют начальную форму способности учиться с помощью текстов. Они способны с помощью текстов ориентироваться в новых житейских ситуациях. Учащиеся, достигшие 5-го уровня читательской грамотности, в большей степени готовы к дальнейшему образованию и могут войти в число
профессионалов мирового класса, от которых будет зависеть экономическое и социальное развитие страны.
Тест PISA-2018 «Коровье молоко» демонстрирует результаты учащихся на сформированность читательской грамотности: оценить и отразить информацию.
Таблица 4 - Процент учеников справившихся с заданиями
Задание | % справившихся с заданием |
Задание 1 | 87 % |
Задание 2 | 15 % |
Задание 3 | 40 % |
Задание 4 | 85 % |
Задание 5 | 15 % |
Задание 6 | 70 % |
Задание 7 | 38 % |