Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психология детства Вариант 1 (при наличии) Студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 216

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, посредством новых историй научить ребёнка понимать и контролировать свои порывы. А так же объяснить, чем они будут мешать в жизни «главного героя», и постараться обратить внимания ребёнка на то, что негативные чувства других в большинстве случаев можно обратить в добрые.

Количество встреч и работы по данной методике в целом определяет сам консультант, но для достижения наилучшего терапевтического эффекта должно быть проведено не меньше 10 занятий.

Методика «Каракули».

Цель: создание непринуждённой обстановки, налаживание контакта, освобождение ребёнка от торможений и благодаря чему его каракули становятся более спонтанными.

Материалы: простой карандаш, лист ватмана и цветные карандаши.

Процедура: Ребёнку предлагается, вовлекая всё тело, размашистыми движениями нарисовать какую ни будь каракулю в воздухе. После того, как он испытывает свободу движений, то может с закрытыми глазами перенести это на бумагу. Когда каракули уже готовы, ребёнок должен рассмотреть их со всех сторон, пока какая - либо форма не ассоциируется с некой темой.

Все эти действия ведут обычно к беседе о различных замеченных формах, фигурок и образов, некоторые обнаруживают и не одну, выделяя их более яркими цветами, иногда из этого рождается спонтанно придуманная история. Здесь консультанту следует обратить внимание на используемые при раскраске цвета, а так же и на увиденные образы. Если ребёнок рассказывает, какую-то историю по нарисованной картинке, уточните, у него роли персонажей и кого они ему напоминают, на кого похожи.

Методика «Картина мира».

Цель: Изучение индивидуальных особенностей образа мира. А так же личностного восприятия «своего мира», на сколько его восприятие негативное у данного ребёнка.

Материал: лист бумаги размером 250 / 150 см, карандаш и ручки.

Процедура: Даётся инструкция нарисовать картину мира, то есть мир, его образ, как ты его себе представляешь. После этого, ребёнка просят изобразить его собственный мир, на что он похож.

Интерпретация: существует пять основных видов рисунков:

«Планетарная картина мира» - изображение земного шара, других планет солнечной системы - когнитивная картина мира в форме общепринятых нормативных знаний, приобретаемых в школе.


«Пейзажная картина мира» - в виде городского или сельского пейзажа с присутствием людей, животных, деревьев, цветов и т.п. - по самоотчётам - желаемая картина своего окружения.

«Непосредственное окружение», обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле, или ситуативная, - то, что приходит на ум. Неожиданные образы, лампа, горящая свеча, идущие от ощущений человека.

«Опосредованная, или метафорическая картина мира», передающая сложное смысловое содержание, представленное в виде какого либо сложного образа.

«Абстрактная, схематическая картина мира», отличающаяся лаконизмом построения, в виде некоего абстрактного образа, знака, символа.

В интерпретации главными ориентирами для нас должны быть выделенные жирным шрифтом картины мира, т.к. они могут подсказать, каким бы ребёнок хотел видеть мир и какой он есть у него сейчас. Обязательно нужно его попросить, подробно рассказать, что же он нарисовал.

Методика «Рисование истории».

Цель: укрепление связи между консультантом и клиентом (ребёнком), а так же осознание альтернативных чувств и способов поведения в разных жизненных ситуациях.

Материал: карандаши и листы бумаги.

Процедура: консультант на бумаге рисует одну линию и просит ребёнка дополнить это таким образом, что бы возникла картинка. И только тогда, когда рисунок закончен, консультант задает вопросы вроде: «что это?» или « Что здесь происходит, и кого ты изображал?» На следующем этапе уже ребёнок должен нарисовать первый знак, консультант развивает этот знак в рисунок, который является продолжением картинки нарисованной ребёнком. Таким образом, возникает серия рисунков, которые должны уложиться в более полную историю. Когда серия картинок будет закончена и ребёнок расскажет историю о них, стоит рассмотреть их заново и проанализировать. Одновременно стоит намекнуть ребёнку, чтобы он придумал другое завершение истории, которое могло бы быть более красочным. Таким образом, ребёнок сможет осознать существование альтернативных чувств и способов поведения.

Игры, в которых ребёнок может выражать свою агрессию в социально приемлемой форме.

Игра «Крикни громче!»

Цель: посредством создания ситуации принятия, нейтрализовать вербальную агрессию.

Данное упражнение является одним из методов, применяемых, когда ребёнок часто использует ненормативную лексику либо просто обзывается.

Методика может быть использована как родителями, так и психологами.

При очередной ситуации, когда ребёнок применил какие либо «обзывательства», родителю (или психологу) обязательно нужно выяснить, насколько ребёнок вообще понимает значение тех слов, которые произносит. Если он понимает их смысл, провести беседу, ответив на вопросы:

Почему он употребляет именно эти слова?

Чем они ему нравятся? Что для него значат?

Объяснить, как чувствуют себя люди, по отношению к которым адресуются ругательства.

Предложить ребёнку решить эту проблему, заинтриговав его тем, что предложить прогуляться в такое место, где он может говорить эти слова, сколько хочет, и его ни кто не будет там за это ругать…

На следующий день или в ближайшее время после такого разговора предложить ему прогуляться в лес. Привести ребёнка на какую-нибудь, достаточно дальнюю полянку (где вас ни кто не сможет услышать), остановившись по середине, объявить, что это то самое место, где он может очень, очень громко произносить все ругательства, какие хочет. После этого, постараться сделать так, что бы ребёнок произнёс все известные ему негативные слова, причём не один раз, с каждым разом усиливая их громкость. Последним разом считается тот повтор, когда вы почувствуете, что ребёнок уже действительно устал и не хочет больше кричать плохие слова. По окончанию данной процедуры похвалите его за то, что он так громко умеет кричать, и скажите, что вы вместе с ним придёте сюда снова, если у него возникнет желания воспроизвести всё то, что он выкрикивал. Потом просто как будто ничего и не было вернуться домой. Желательно об этом случае не кому не рассказывать, что бы не поставить ребёнка в неприятную, негативно окрашенную ситуацию.





Заключение



В завешении данной работы хочется отметить некоторые моменты. Агрессия, которая проявляется в реальности или фантазиях с целью подчинения или порабощения других людей, является наиболее распространенной в наше время. В данной курсовой мы узнали много теоритических обоснований возникновения агрессивного поведения у младших школьников, а также ее структуры и факторы, которые влияют на ее проявление. Выделим главные теории агрессии:

  1. Теория инстинкта (З.Фрейд).

  2. Теория фрустации-агрессии (Д.Ж.Доллард).

  3. Когнитивная теория (З.Берковиц).

  4. Образование новых когнитивных связей (теория социума А.Бандура).

Главные признаки агрессии выражаются в стремлении к доминированию над другими людьми для того, чтобы использовать этих людей в своих целях. Агрессия имеет свойство разрушения, причинения вреда не только окружающим, о и себе. Агрессия – это насилие, частое причинение боли. Если обощить все перечисленные выше признаки, то можно сказать о том, что агрессивное поведение человека – это всегда доминирование над другими людьми. Основными причинами проявления дествкой агрессии является:

  1. Стремление привлечь к себе внимание.

  2. Стремление получиь то, что хочется.

  3. Стремление главенствовать над всеми.

  4. Защищаться или мстить.

  5. Унизить другого, подчеркнуть свое превосходство.

Особенности, которые провоцируют агрессию у детей, обычно таковы:

  1. Недостаток интеллекта.

  2. Недостаток коммуникативных навыков.

  3. Отсутствие саморегуляции.

  4. Недоразвитость игровой деятельноти.

  5. Низкая самооценка.

  6. Нарушение взаимодействия с другими людьми.

В основе детской агрессии лежит различная мотивация. Иногда это просто демонстрация себя, иногда достижение цели, иногда просто подавление и унижение других. Несмотря на все вышеперечисленное всех агрессивных детей обьединяет общее свойство – это невнимание к своим сверстникам, неспособность их понимать и принимать, неспособность к эмпатии.

Важно отметить, что у детей, склонных к агрессивному поведению, всегда существует недостаток ласки в семье, доброты и заботы. Именно это ведет к снижению эмпатии и усилению агрессивности. Ребенок, который не видит родительского тепла всегда испытывает негативные чувства на всех последующих этапах своего взросления и развития.


В экспериментальной части работы проведено экспериментальное исследование на выявление уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста. Психодиагностическое обследование старших дошкольников было проведено на базе МОУ СОШ №__ г.Зеленогорска Красноярского края.

Для этого использовались следующие методики:

- анкетирование по методике Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко «Критерии агрессивности у ребенка». Результаты анкетирования выявили высокий уровень агрессивности только у 1 ребенка, средний у 4 человек, а у остальных детей уровень агрессивности в норме;

- опросник Басса-Дарки подтвердил, что уровень агрессии у тестируемых детей находится в норме;

- методика «Несуществующее животное» также показал низкий уровень агрессии детей младшего школьного возраста.

Таким образом, подводя итог данного исследования, в совокупности вышеназванных методик выявлено, что в данной группе преобладают дети с нормальной степенью агрессии. Это подтверждает наше предположение о том, что получение объективной и достоверной информации возможно лишь при условии применения нескольких методов.

При изучении психологических особенностей агрессивных проявлений чаще всего фиксировались случаи вербальной агрессии; выражены в физической агрессии, обиде, подозрительности, чувстве вины.

Предложены мероприятия профилактики и коррекции агрессивного поведения детей, позволяющие контролировать проявления агрессии ребенка путем противодействия тем факторам, которые ее провоцируют.

Проведённая исследовательская работа и анализ литературы позволяют сделать вывод о том, что проблема детской агрессии остаётся актуальной.

В современном обществе происходят всевозможные активные изменения в психологическом формировании личности. В поведении младших школьников часто присутствует очень серьезное отклонение. Такие отклонения зачастую связаны с повышенной нервозностью, возбудимостью и даже агрессивностью. Дети ведут себя жестоко не только по отношению к сверстникам, но даже вымещают злобу на животных, вплоть до лишения их жизни. Эта проблема остро стоит перед взрослыми, которые возлагают на себя ответственность за формирование детской личности. Детская преступность находится на пике активности и основной задачей педагога-психолога является искоренение форм агрессивного поведения у детей.

Причины детской агрессивности, как и другие сформировавшиеся черты личности ребенка, берут свое начало в семье. Потому что именно в своей семье ребенок проходит первичную социализацию. Ребенок, перед которым ежедневно демонстрируется агрессивное поведение – становится агрессивным ребенком, причинающим зло. Если ребенок не проработал агрессию с помощью квалифицированной помощи взрослого, значит он становится взрослой и состояшейся агрессивной личностью, способной причинить любой вред и боль, вплоть до отнятия жизни.