Файл: Роль компьютерных технологии в обучении младших школьников.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 380
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первый вид – игра по готовым правилам. Она используется как средство развития познавательной активности детей. Чаще всего подобные игры требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, познавая тем самым содержание учебного предмета. Чем искуснее составлена учебная игра, тем незаметнее ребенку ее дидактическая цель. Благодаря этому школьник учится оперировать заложенными в игру знаниями непреднамеренно, непроизвольно, играя.
Второй вид – интеллектуальное упражнение, тренинг. Эта игра целенаправленно воздействует на психическую сферу ребенка, раскрывая его потенциальные возможности. Основанная на соревновании, на систематическом сравнении она демонстрируют школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывает пути самосовершенствования, а значит, побуждает к личностному развитию.
1.2 Информационные аспекты обучающих компьютерных игр
Рассмотрим далее несколько информационных аспектов обучающих компьютерных игр.
1. Информационная насыщенность. Она связана с интеллектуально-деятельностными показателями компьютерного продукта, а именно: адекватность подачи учебной информации, интерактивность (степень диалогового взаимодействия), индивидуальный темп прохождения игровых стратегий.
2. Предметно-содержательная обоснованность. То есть соответствие текстового, графического, видео- и аудиоматериала основным образовательным целям того или иного учебного предмета. Педагог должен анализировать, оценивать и адекватно использовать в ходе учебного процесса образовательные компьютерные игры. Далеко не все они по своему виду и содержанию отвечают основным информационно-дидактическим критериям. Однако при желании и определенном усердии педагог всегда может подобрать такую игру, которая сделает процесс обучения увлекательным и познавательным.
На сегодняшний момент одним из перспективных направлений может стать комплексный подход к использованию ИКТ. Именно такое, а не эпизодическое использование позволит учащимся осознать, что в руках знающего специалиста компьютер становится мощным средством научного познания и обучения.
Внедрение последних достижений в области мультимедийных технологий в образование позволяет повысить у учащихся мотивацию к обучению, эффективность и качество образования. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у
учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование же компьютера позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.
Следующим направлением в применении компьютера на уроках стал переход к созданию пособий в среде подготовки электронных презентаций. Демонстрационные слайды используются при объяснении нового материала, решении задач, повторении. Использование ИКТ позволяет увеличить объем излагаемого на уроке материала без ущерба для восприятия новых знаний учащимися. Так, на уроках математики при изучении геометрического материала продуктивная работа повышается за счет сокращения времени на «перерисовывание» чертежей сначала на доску, а затем в тетради учеников. В результате быстрее проходит повторение опорных знаний и решается большее количество задач. Использование ИКТ может вдохнуть новую жизнь в планы старых уроков и увеличить мотивацию учеников. Для проведения таких уроков удобно использовать слайды с элементами анимации с последовательной демонстрацией по щелчку. Динамические элементы на слайдах повышают наглядность, способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала. Целеустремленный поиск нового жизненного опыта с помощью ИКТ способствует тому, что в сознании учащихся наступает качественный скачок на пути развития пространственных представлений.
Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления, участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, онлайн-тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить имеющиеся знания.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
1.3 Задачи, решаемые ИКТ
Сформулируем те задачи, которые можно успешно решать, используя современные ИКТ:
1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через: развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; формирование информационной культуры,
умений осуществлять обработку информации, используя различное программное обеспечение.
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
Грамотное использование современных ИКТ позволяет решать задачу формирования информационной культуры учащихся.
Критериями сформированности информационной культуры можно считать:
-
умение адекватно формулировать свою потребность в информации; -
эффективно осуществлять поиск нужной информации; -
умение перерабатывать информацию и создавать новую; -
умение адекватно отбирать и оценивать информацию; -
наличие компьютерной грамотности.
Использование ИКТ в обучении способствует: повышению качества знаний учащихся; повышению и развитию познавательной деятельности учащихся; приобщению школьников к научно-исследовательской деятельности; формированию комплексного подхода к учебным предметам; выявлению способных и одаренных детей по изучаемым дисциплинам; развитию у обучающихся теоретического и креативного мышления, а также формированию операционного мышления, направленного на выбор оптимального решения.
Основные направления информатизации образования в начальной школе:
-
использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических электронных пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ, использование в работе учителя ЦОР и интернет-ресурсов, и т. д.); -
введение кружков, факультативов и элективных курсов по предмету «Информатика и ИКТ»; -
проведение уроков с использованием ИКТ, организация внеклассной работы и работы с родителями; -
осуществление проектной деятельности школьников с использованием ИКТ; -
вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность; -
внедрение современных дистанционных технологий обучения.
Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут осваивать возможности компьютера как в проектно-исследовательской деятельности, так и в дистанционном обучении. Именно учитель должен направить и скорректировать деятельность учащихся, научить пользоваться многогранными возможностями Интернета в образовательных целях. Применение ИКТ на уроках открывает для учителя большие возможности, но вместе с тем существуют некоторые затруднения и сложности в этой области. Прежде всего, это связано с необходимостью проведения таких уроков с компьютерным обеспечением, но не в каждом классе имеется компьютер, мультимедийный проектор или интерактивная доска.
С развитием цифровых компьютерных технологий в учебную практику школы приходят новые средства, методы и подходы в обучении. Но все-таки, как бы ни были революционны техногенные изменения, как бы ни были высоки информационные технологии, последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением и желанием изменить мир. Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению, – это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.
Во время урока компьютер целесообразно использовать, как уже указывалось, для активизации познавательной деятельности учащихся. Конечно, если каждый из учащихся будет иметь возможность во время урока пользоваться персональным компьютером и к тому же иметь доступ к ресурсам Всемирной сети, то потребуются и новые приемы и методы работы на уроке.
Отдельное направление в использовании ИКТ в учебном процессе связано с применением обучающих программ. В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.
При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученой картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, а с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же, или другими начальными параметрами.
Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности как учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.
В обучающих программах изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как «игры». Множество игровых ситуаций и заданий, встречающихся в такой программе, делают процесс обучения максимально увлекательным. Обучающие программы предоставляют и возможности компьютерного моделирования опытов и экспериментов в игровой форме.
Бесспорно, в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но в первую очередь создать условия для проявления познавательной активности учащихся.