Файл: Роль компьютерных технологии в обучении младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 386

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 Опытно - практическая работа по организации проектной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий на уроках естествознания

2.1 Диагностика выявления умений учащихся в области владения информационных и коммуникационных технологий



Главная цель нашей работы заключалась в выявлении особенностей работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий на уроках естествознания в начальной школе при работе над учебным проектом; в разработке системы уроков по организации проектной деятельности на уроках естествознания.

Мы предполагали, что выявление особенностей использования информационных и коммуникационных технологий на уроках естествознания при работе над учебным проектом возможно, если:

- будут изучены теоретические и методические основы указанной проблемы;

- будет разработана и апробирована система уроков в работе над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы был выбран 4 класс средней общеобразовательной школы имени Батурсынулы, Успенского района.

Класс обучается по традиционной системе, по учебникам А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» для 4 класса. Раздел, на основе которой проводилась практическая работа «Наша безопасность». Для разработки проекта мы взяли следующие темы: «Огонь, вода и газ», «Чтобы путь был счастливым», «Дорожные знаки», «О молниях, змеях, собаках и прочем»

В классе, который был выбран для проведения опытно-практической работы обучается тридцать учеников, из них, одиннадцать девочек и девятнадцать мальчиков. Больше половины класса имеет хорошую успеваемость, ребята очень активно работают на уроках, ответственно относятся к выполнению домашнего задания и дополнительных заданий. С интересом участвуют в олимпиадах по различным учебным дисциплинам, с удовольствием принимают участие в интеллектуальных играх.

В школе, в которой проводилась опытно-практическая работа имеется 2 кабинета информатики, каждый из которых оснащён 15 современными компьютерами. Кабинеты информатики соответствуют всем гигиеническим требованиям современного санитарного законодательства.


Опросив всех учащихся, участвующих в опытно-практической работе, мы отметили для себя, что половина детей не имеет возможности заниматься дома на компьютере. Все сведения и навыки работы с компьютером ребята приобретают в школе на уроках информатики.

Для организации работы учащихся над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий необходимо было выявить у них умения в области владения компьютером. С этой целью нами, под руководством учителя информатики, были разработаны практические задания по работе в текстовом редакторе MS Word (с помощью этого редактора можно создавать текстовые документы, осуществлять редактирование и форматирование текста) и графическом редакторе Paint. Констатирующий эксперимент проводился в форме урока информатики. Дети сидели за компьютерами и выполняли следующие практические задания в MS Word:

1. Включить компьютер.

2. Открыть текстовый редактор MS Word.

3. Ввести текст: «Над водой проносились стаи перелётных птиц. Они радостно встречали весну».

4. Измените размер шрифта текста на 18.

5. Измените цвет шрифта текста.

6. Измените последовательность предложений.

7. Создайте копию текста.

Далее было предложено выполнить практические задания по выявлению навыков работы с графическим редактором Paint:

1. Откройте графический редактор Paint.

2. Нарисуйте зелёный овал, красный круг и жёлтый квадрат.

3. Создайте копию овала.

4. Измените его цвет на синий.

5. Внутри желтого квадрата введите текст «Квадрат»

По результатам выполнения практических заданий учащимися, были сделаны следующие выводы: к середине третьего класса ученики знакомы с устройством компьютера, умеют его включать, выключать, обучены работе с текстовым редактором MS Word, имеют навыки работы с графическим редактором Paint, могут самостоятельно выполнять задания практической работы, выбирать инструмент для выполнения определённой задачи. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет нам сделать вывод: учащиеся смогут работать над учебным проектом с использованием компьютера.

2.2 Организация учебного проекта с использованием информационных и коммуникационных технологий в 4 классе



После того, как мы выявили уровень умений учащихся в области владения компьютером, нами было разработано содержание работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Цель формирующего эксперимента: апробировать

систему уроков по работе над учебным проектом, составленных в соответствии с методикой и программой по естествознанию, выявить особенности использования информационных и коммуникационных технологий на уроках естествознания.

Цель уточнена в следующих задачах:

1. Разработать систему уроков по работе над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий в соответствии с программой по естествознанию

2. Организовать работу детей по выполнению проекта с использованием компьютера в рамках урока естествознания.

3. По анализу результатов проведённой работы сделать выводы об особенностях использования информационных и коммуникационных технологий при работе над учебным проектом в рамках дисциплины «Естествознание» в третьем классе.

Формирующий эксперимент проводился в форме уроков естествознания. Каждый урок занимал 40 минут. Всего было проведено 9 уроков. Краткое содержание работы над учебным проектом мы приводим в 1 таблице.
Таблица 1. Содержание работы над учебным проектом


№ урока

Информационное пространство урока.

Деятельность учителя и учащихся.

1 урок

Выбор темы проекта: Тема: «Сохраним свою жизнь»; Творческое название: «Береги жизнь смолоду!» Выделение подтем в теме проекта: «Огонь, вода и газ»; «Чтобы путь был счастливым»; «Дорожные знаки»; «О молниях, змеях, собаках и прочем»

Учитель предлагает учащимся тему программы по естествознанию, на основе которой будет разработан учебный проект. Подтемы учебного проекта ученики предлагали, обсуждали и выбирали самостоятельно.




Формирование творческих групп (3 группы) Формулировка общей исследовательской задачи, вопросов: Как уберечь себя от опасностей? вопросы: 1. Огонь, вода и газ - наши друзья или враги? 2. Для кого путь может быть опасным? 3. Пользу или вред приносит человеку природа? Составление заданий для групп: задание для 1 группы: Что приводит к возникновению пожаров, утечки газа, прорыву водопровода? Какие правила безопасности надо соблюдать, чтобы таких бед не случалось?

Учитель делит учеников на 3 группы (в соответствии количеству подтем учебного проекта). Учитель даёт задание по проекту 1 группе учеников. (Приложение 2)

2 урок

Задание для 2 группы: Для кого путь может быть опасным? Как сохранить свою жизнь на дорогах? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо: 1. Знать причины несчастных случаев на дорогах. 2. Знать главные правила для пешеходов. 3. Знать правила для пассажиров (в метро, поезде, электричке, в общественном транспорте). 4. Знать правила для велосипедистов.

Учитель дал задание второй группе и провёл промежуточное обсуждение полученных данных в первой группе учащихся. (Приложение 3)

4 урок

Урок информатики Создание компьютерной презентации темы «Огонь, вода и газ - наши друзья или враги?»

Учитель демонстрирует формы оформления результатов исследования (компьютерная презентация, буклет, информационный бюллетень), предоставляет ученикам информацию о программе Microsoft Power Point, объясняет последовательность выполнения работы. Ученики выбирают форму оформления результатов исследования (презентация) и выполняют задание.



На первом уроке было разработано проектное задание, выбрана тема проекта, выделены подтемы в теме проекта, сформированы творческие группы, была сформулирована общая исследовательская задача, сформулированы вопросы, на которые нужно ответить, были составлены задания для групп и осуществлён подбор литературы. На этапе выбора темы проекта учитель предложил учащимся тему для разработки проекта. На этапе выделения подтем в теме проекта учащимся были предложены несколько вариантов подтем. В результате активного обсуждения подтем учащимися под руководством учителя были выбраны 4 подтемы в теме проекта. На этапе формирования творческих групп учитель разделил класс на три группы по рядам. Одной из творческих групп было дано задание для исследовательской работы. (Приложение 1)

На втором уроке было дано задание для второй группы и проведено промежуточное обсуждение полученных данных в первой группе учащихся. (Приложение 2)

На третьем уроке, который проходил в кабинете информатики, были выбраны формы оформления результатов выполнения проекта. На этом уроке дети работали за компьютерами и оформляли результаты проделанной работы по первому проблемному вопросу в форме компьютерной презентации. (Приложение 3)

На четвёртом уроке по работе над проектом учащиеся выполняли творческое задание по теме «Дорожные знаки». На уроке эта работа проводилась в два этапа: на первом этапе детям было дано задание нарисовать свой дорожный знак, который бы соответствовал по форме, цвету и рисунку одной из предложенных групп знаков. На втором этапе дети презентовали свой дорожный знак по предложенному учителем плану. Следует отметить, что учащиеся были разделены на 5 команд, каждая из которых отвечала за одну из 5 групп дорожных знаков. (Приложение 4)

К пятому уроку одному из учеников было дано индивидуальное задание, выполнение которого предусматривало использование дополнительной литературы, компьютера. На этом же уроке было дано задание для третьей творческой группы по третьему вопросу учебного проекта, проведено промежуточное обсуждение полученных данных во второй группе учащихся.

На шестом уроке были заслушаны доклады подготовленные третьей творческой группой, во второй и третьей творческих группах были обсуждены и выбраны формы оформления и представления результатов исследования. (Приложение 5)


Седьмой урок был проведён в кабинете информатики, учитель познакомил детей с программой Microsoft Publisher, с помощью которой дети оформляли результаты проектного задания в форме буклетов и информационных бюллетеней. (Приложение 6)

На последнем уроке происходила защита проекта, презентация. На этапе происходило формирование и развитие навыков публичных выступлений. Были представлены результаты исследовательской работы, подведены итоги по работе учащихся.

При проведении уроков нами было обнаружено, что:

Новизна данного метода вносила некоторые трудности при организации самостоятельной работы детей над учебным проектом, а именно: нам приходилось планировать деятельность учеников по выполнению проектного задания, помогать им при поиске, выборе необходимой информации, при оформлении результатов исследования.

- при организации работы учеников над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий, возникала трудность при знакомстве детей с компьютерными программами Microsoft Office Power Point и Microsoft Publisher, это было вызвано тем, что не у всех учащихся из класса была возможность заниматься на компьютере в домашних условиях, не все имели необходимые навыки работы за компьютером.

- при оформлении результатов проектной деятельности учениками в форме компьютерной презентации, буклета, информационного бюллетеня с использованием компьютера, необходимо было контролировать время работы детей за компьютером (максимальное время работы детей за компьютером - 15 минут). За отведённое для учащихся время работы на компьютере, они не успевали полностью выполнить данное учителем задание, поэтому эту работу некоторые ученики выполняли дома.

При организации презентаций результатов выполнения проекта возникали трудности в подготовке выступлений детей, т.к. у детей не сформированы навыки публичных выступлений. Приходилось неоднократно репетировать с учениками их презентации проекта.

В ходе работы над учебным проектом, мы наблюдали за детьми, и в результате этих наблюдений сделали следующий вывод: ученики с интересом выполняли проектные задания, делились своими открытиями с одноклассниками; особенно их увлекла работа за компьютером, оформление результатов проектного задания.

Нами была апробирована система уроков по работе над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий, в ходе этой работы мы подтвердили гипотезу нашей опытно-практической работы, т.е. мы доказали, что выявление особенностей использования информационных и коммуникационных технологий на уроках естествознания при работе над учебным проектом возможно, если: