Файл: Роль компьютерных технологии в обучении младших школьников.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 385
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ходе нашей опытно - практической работы мы выявляли особенности работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий на уроках естествознания.
Мы изучили литературу по теме исследования, проанализировали современные программы по естествознанию, определили уровень сформированности умений учащихся в области владения информационными и коммуникационными технологиями и на основе этого спланировали систему уроков по работе над учебным проектом в соответствии с программой по естествознанию с использованием информационных и коммуникационных технологий, апробировали систему уроков по работе над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий, проанализировали работу по учебному проекту с использованием компьютера в 4 классе, выявили особенности работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Список использованных литератур
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учрежд. средн. проф. образования пед. профиля. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС , 2001. - 240 с.
2. Антипов И.Н. Азбука информатики // Начальная школа. - 1987. - №4. - С.38.
3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 1994. - 174 с.
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 1995. - 238 с.
5. Булгакова Н.Н. Интеграция информатики в учебную среду нач. школы // Информатика и образование. - 2004. - №1. - с.91.
6. Васенина Е.А., Окулов С.М. Общение на уроке информатики // Информатика и образование. - 2004. - №8. - С. 23-24.
7. Вендровская Р. О компьютере и компьютеризации образования //Педагогика. - 1998. - №4. - С.120.
8. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе; беседы с будущим учителем; учебное пособие для студентов отделения факультета начальных классов средней и высших учебных заведений. - 2-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 144с.
9. Возрастная педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. ; Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984. - 256с.
10. Зайцева С.А. Информатика в начальных классах // Начальная школа. - 1996. - №3. - С.10.
11. Захарова И.Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования //Педагогика. - 2002. - №1. - С. 27-31.
12. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учебно-методическое пособие. - М.: Центр гуманит. лит., 2003. - 56с.
13. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников// Начальная школа. - 2006. - №1. - С.17.
14. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Нач. школа. Пособие для учителя (Серия «Школа развивающего обучения»). - Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2003. - 448с.
Приложение 1
Урок 1.
Технологическая карта урока.
Класс: 4.
Тема: «Чтобы путь был счастливым».
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учебного процесса: фронтальная, групповая.
Количество часов по разделу: 8 часов.
Номер урока в разделе: 2 урок в разделе.
Цели урока:
образовательная: познакомить детей с правилами дорожного движения; формировать сознательное стремление соблюдать правила дорожного движения;
развивающая: развивать речевую деятельность; самостоятельность при чтении текста, воображение, при выполнении творческих заданий, память;
воспитательная: воспитывать самодисциплину.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс (2 часть) А.А.Плешакова.
Оформление доски:
| Тема: Чтобы путь был счастливым. «Огонь, вода и газ» «Чтобы путь был счастливым» «Дорожные знаки» «Опасные места» «О молниях, змеях, собаках и прочем» «Экологическая безопасность» | Тема проекта: «Сохраним свою жизнь» Творческое название: «Береги жизнь смолоду!» |
Ход урока
Этап урока. | Деятельность учителя и учеников. |
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. | Учитель читает загадку и просит детей на основе отгадки сообщить тему урока. Встало с краю улицы В длинном сапоге Чучело трёхглазое на одной ноге. Где машины движутся, Где сошлись пути, Помогает улицу Людям перейти. (светофор) На основе отгадки дети сообщают тему и цели урока. |
Разработка проектного задания Выбор темы проекта. Выделение подтем в теме проекта. Формулировка вопросов, на которые нужно ответить; задания для групп; | В раздел «Наша безопасность» входят следующие темы: «Огонь, вода и газ» «Чтобы путь был счастливым» «Дорожные знаки» «Опасные места» «О молниях, змеях, собаках и прочем» «Экологическая безопасность» Учитель сообщает, что по этим темам будет разработан проект, объясняет, в чём состоит суть данной работы. Дети формулируют тему проекта, основываясь на название раздела и творческое название. Тема: «Сохраним свою жизнь» Творческое название: «Береги жизнь смолоду!» Дети выбирают темы, по которым будут выполнять проект. «Огонь, вода и газ» «Чтобы путь был счастливым» «Дорожные знаки» «О молниях, змеях, собаках и прочем» Результатом нашей работы будет ответ на вопрос: Как уберечь себя от опасностей? Этот ответ будет состоять из того материала, который раскрывает следующие вопросы: 4. Огонь, вода и газ - наши друзья или враги? 5. Для кого путь может быть опасным? 6. Пользу или вред приносит человеку природа? Попробуем с вами ответить на первый вопрос. Дети рассуждают, дают ответы на вопрос, но не могут найти однозначного ответа. На прошлом уроке вы изучили тему «Огонь, вода и газ» и вам уже известно, чем может быть опасен огонь, газ, вода. А что приводит к возникновению пожаров, утечки газа, прорыву водопровода? Какие правила безопасности надо соблюдать, чтобы таких бед не случалось? На эти вопросы попробует ответить 1группа (ученики 1 ряда) по плану: 1. Выявить причины возникновения пожаров. Написать алгоритм действия при пожаре. Сформулировать правила безопасности. 2. Выявить причины прорыва водопровода. Написать алгоритм действия при прорыве водопровода. Сформулировать правила безопасности. 3. Выявить причины утечки газа. Написать алгоритм действия при утечке газа. Сформулировать правила безопасности. Для того, чтобы ответить на этот вопрос вы можете пользоваться учебником, интернетом, очень много информации по этому вопросу можно взять из газет, из телепередач. |
Изучение нового материала. | На доске записаны утверждения по правилам дорожного движения. Среди этих утверждений есть как верные, так и неверные. Задание: найдите неверные утверждения . Ходить разрешается по проезжей части. Переходить улицу только там, где положено. Переходить только на жёлтый сигнал светофора. Можно кататься там, где ездят автомобили. Садиться в автомобиль и выходить из него нужно со стороны тротуара. Держись за поручень, чтобы не упасть. Фронтальная беседа на тему «Почему необходимо соблюдать правила дорожного движения». Работа с учебником: (стр. 11 учебника) «История про девочек». Задание: придумать продолжение истории. Фронтальная беседа на тему «Каким должен быть современный пешеход». Работа с учебником: дети самостоятельно читают текст, выбирают правила для пешехода и обсуждают их вместе с учителем; задания из учебника. Групповая работа: дети делятся на группы (по рядам). Задание: выписать правила для пешеходов, для пассажиров, для велосипедистов. |
Домашнее задание. | Страница 8 - 12, читать, вопросы. Творческое задание: составить торжественное обещание пешехода. |
Подведение итогов урока. | Почему пешеходу необходимо быть собранным, внимательным и осторожным? Какие правила для пешехода, велосипедиста, пассажира вы знаете? Для чего необходимо соблюдать эти правила? |
Приложение 2
Урок 2.
Технологическая карта урока.
Класс: 4.
Тема: «Дорожные знаки».
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Количество часов по разделу: 8 часов.
Номер урока в разделе: 3 урок в разделе.
Цели урока:
образовательная: познакомить детей с дорожными знаками, раскрыть их назначение; учить детей читать дорожные знаки; вспомнить правила безопасности и поведения на дорогах;
развивающая: развивать речевую деятельность при обсуждении прочитанного, самостоятельность при выполнении заданий ; воображение; память;
воспитательная: воспитывать самодисциплину.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс (2 часть) А.А.Плешакова.
Оформление доски:
| Тема: Дорожные знаки. Для кого путь может быть опасным? Как сохранить свою жизнь на дорогах? | |
Ход урока:
Этап урока. | Деятельность учителя и учеников. |
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. | Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с видами дорожных знаков; выясним, для чего нужны дорожные знаки и повторим правила безопасности и поведения на дорогах; продолжим работу над проектом. |
Проверка домашнего задания. Работа по проекту. Формулировка вопросов, на которые нужно ответить; задания для групп. | На прошлом уроке мы с вами познакомились с правилами дорожного движения. Для чего нужны правила дорожного движения? Какие правила для пешеходов, велосипедистов и пассажиров вы знаете? Творческое задание. Дети читают торжественные обещания пешеходов. Для кого путь может быть опасным? Как сохранить свою жизнь на дорогах? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо: 5. Знать причины несчастных случаев на дорогах. 6. Знать главные правила для пешеходов. 7. Знать правила для пассажиров (в метро, поезде, электричке, в общественном транспорте). 8. Знать правила для велосипедистов. Эту информацию нам подготовит 2 группа (ученики 2 ряда). Для того, чтобы подготовить данную информацию, вы можете пользоваться учебником, книжкой «Правила дорожного движения», интернетом. |
Изучение нового материала. | Фронтальная беседа на тему «Для чего нужны дорожные знаки». Работа с учебником. Дети читают текст по цепочке, после чтения текста составляют вопросы по прочитанному и задают их друг другу.(Предупреждающие знаки, запрещающие знаки, предписывающие знаки, информационно - указательные знаки, знаки сервиса.) Учитель рассказывает детям о дорожных знаках, которые в учебнике не представлены. Существуют знаки дополнительной информации, знаки приоритета. Сравнение двух знаков «пешеходный переход»: 1 знак - для водителя, предупреждает, что скоро будет пешеходный переход; 2 знак - для пешехода, где стоит этот знак, улицу переходить можно. |
Домашнее задание. | Стр. 14 - 17, читать, вопросы. Принести карандаши, фломастеры, альбомный лист. |
Подведение итогов урока. | Что такое дорожные знаки? На какие группы делятся дорожные знаки? Назовите функции дорожных знаков каждой группы. |
Приложение 3
Урок 3. «Информатика»
Технологическая карта урока.
Класс: 4.
Тема: «Microsoft Power Point (презентация)».
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная.
Цели урока:
образовательная: познакомить детей с компьютерной программой; учить выполнять компьютерную презентацию в программе Microsoft Power Point;
развивающая: развивать самостоятельность; воображение; память;
воспитательная: воспитывать самодисциплину, интерес к получению новых знаний.
Оборудование: компьютеры, демонстрационный экран, проектор, план выполнения презентации.
Оформление доски:
| Презентация - официальное представление чего- либо. | |
Ход урока
Этап урока. | Деятельность учителя и учеников. |
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. | Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с программой Microsoft Power Point. С помощью этой программы вы можете сделать презентацию темы «Огонь, вода и газ - наши друзья или враги?». Учитель показывает образец презентации. |
Изучение нового материала. Практическая работа детей под руководством учителя. Самостоятельная работа детей. Подведение итогов урока. | Как открыть эту программу? Пуск - программы - Microsoft Office - Microsoft Office Power Point (дети выполняют после объяснения и показа учителя) На экране появится окно программы с первым слайдом. На первом слайде будет находиться название темы. Как ввести текст, название темы? Для того, чтобы ввести текст, надо: 1. навести курсор на заголовок слайда, и щёлкнуть по нему один раз левой кнопкой мыши. Появится вызов к набору текста. 2. набрать на клавиатуре название темы: «Огонь, вода и газ - наши друзья или враги?». Чтобы изменить цвет шрифта, надо: 1. выделить текст (нажатием левой кнопкой мыши провести по нему). 2. на панели инструментов найти кнопку «цвет текста», нажать на треугольник (справой стороны от буквы), появится цветовая палитра; выбрать «другие цвета», щёлкнув левой кнопкой мыши; в появившемся окне выбрать нужный цвет и нажать на кнопку «ок». Чтобы изменить размер шрифта, надо: 1. выделить текст. 2. на панели инструментов найти кнопку «размер шрифта», нажать на треугольник (появятся числа, обозначающие размер шрифта), выбрать нужный размер. Чтобы изменить фон слайда, надо: 1. найти на панели инструментов кнопку «фон» и щёлкнуть по ней левой кнопкой мыши (на экране появится окно «фон»). 2. выбрать нужный цвет и щёлкнуть на «применить». Цвет слайда изменится. Как выбрать следующий слайд? 1. щёлкните на «создать слайд», справа от слайда появится «разметка слайда». 2. выберите в первом столбике 2 - й макет слайда, щёлкните по треугольнику и выберите «добавить новый слайд». На экране появится новый слайд. На этом слайде напишите заголовок и текст. Каждый вопрос темы у вас будет размещаться на новом слайде. Во время самостоятельной работы детей, учитель подходит к каждому ученику и оказывает помощь. В конце урока учитель проверяет результаты выполнения работы, выставляет оценки, демонстрирует хорошо выполненные презентции. |