Файл: Роль компьютерных технологии в обучении младших школьников.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 387
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 4
Урок 4.
Технологическая карта урока.
Класс: 4.
Тема: «Дорожные знаки».
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Количество часов по разделу: 8 часов.
Номер урока в разделе: 4 урок в разделе.
Цели урока:
образовательная: закреплять знания детей о дорожных знаках, об их назначении и особенностях каждой группы знаков; учить детей читать дорожные знаки; вспомнить правила безопасности и поведения на дорогах;
развивающая: развивать речевую деятельность при защите своего проекта; развивать самостоятельность при работе с литературой и составлении рассказа; развивать воображение при выполнении творческого задания; память; творческие возможности;
воспитательная: воспитывать самодисциплину, культуру общения, чувства ответственности за результаты своего труда, творческую активность.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс (2 часть) А.А.Плешакова, план работы.
Оформление доски:
| Тема: Дорожные знаки. 1 - предупреждающие знаки 2 - запрещающие знаки 3 - предписывающие знаки 4 - информационно - указательные знаки 5 - знаки сервиса | |
Ход урока:
Этап урока. | Деятельность учителя и учеников. |
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. | Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о дорожных знаках; создадим свои дорожные знаки и попробуем раскрыть их назначение. |
Работа по проекту. Самостоятельная работа. Выступление команд. Подведение итогов урока, выставление оценок. | Сегодня на уроке вы принесли альбомные листы, фломастеры, карандаши. Всё это нам потребуется сегодня для работы. Я вас разделю на 5 групп, каждая группа выбирает капитана. Каждая команда получает листок с названием одной из групп дорожных знаков (на доске). Команда отвечает за ту группу знаков, название которой дано на листе. Слушаем задание: 1. нарисовать дорожные знаки той группы, за которую отвечает команда. (Необходимо придумать свой дорожный знак и нарисовать его в соответствии с особенностями той группы знаков, за которую отвечает команда.) 2. подготовить рассказ (сообщение) о своих дорожных знаках по плану. 3. выступить со своим сообщением. Во время выступления одной команды остальные внимательно слушают презентацию знаков, готовят вопросы, замечания к выступающей команде. Вам понятно как выполнять задание? Каждая из команд презентует свои дорожные знаки по плану: 1. к какой группе знаков относится 2. особенности этой группы знаков (форма, цвет, рисунок) 3. назначение этой группы дорожных знаков 4. назначение презентуемого дорожного знака 5. для кого предназначен этот дорожный знак. Учитель отмечает лучшие выступления, выставляет оценки, благодарит всех за работу. |
Приложение 5
Урок 5.
Технологическая карта урока.
Класс: 4.
Тема: «Опасные места».
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Количество часов по разделу: 8 часов.
Номер урока в разделе: 5 урок в разделе.
Цели урока:
образовательная: выявить места, опасные для человека; учить предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать - решительно и чётко;
развивающая: развивать речевую деятельность при подготовке устных рассказов, ответов на вопросы; самостоятельность при чтении текста и выполнении заданий; воображение; память; творческие возможности;
воспитательная: воспитывать самодисциплину, культуру общения, чувства ответственности за результаты своего труда, воспитывать ответственность за свою жизнь.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс (2 часть) А.А.Плешакова.
Предварительная работа: задание ученику подготовить рассказ об опасных местах в квартире по плану.
Оформление доски:
| Тема: Опасные места. Формула безопасности: Предвидеть опасность. По возможности избегать её. При необходимости действовать - решительно и чётко. Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому её оказывать. | |
Ход урока:
Этап урока. | Деятельность учителя и учеников. |
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. | Сегодня на уроке мы с вами побываем в нескольких опасных местах: в своей квартире, в доме и в ближайших окрестностях. |
Проверочная работа. | Тест по изученным темам. |
Изучение нового материала. Выступление ученика. Работа с учебником. | Мы должны учиться предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать - решительно и чётко; должны отвечать за свою жизнь. Существует формула безопасности (на доске). Учитель объясняет каждый пункт формулы безопасности. Если вы научитесь просчитывать события наперёд, предвидеть опасность, вам будет легче её избежать или выйти из неё без потерь. Как вы думаете, какие опасные места могут подстерегать нас в квартире? Подготовленный ученик рассказывает об опасностях в квартире (острые предметы, бытовая химия, лекарства, электрические приборы) по плану: 1. опасность. 2. причина возникновения опасности. 3. как выйти из сложившейся опасной ситуации? 4. меры предосторожности. Дети самостоятельно читают текст и отвечают на вопросы: Какие ещё опасные места подстерегают нас в квартире? Какие правила безопасности необходимо соблюдать на балконе? Чем опасен подоконник? Какие правила необходимо соблюдать в этом случае? |
| Самостоятельное чтение текста детьми. Задание: прочитайте текст и выпишите правила безопасности при пользовании лифтом. Что делать, если вы застряли в лифте? Что нельзя делать в такой ситуации? Почему? Какие опасности подстерегают нас на улице? Работа в группах. Дети делятся на 3 команды, каждая команда получает вопрос, ответ на который можно найти в учебнике. 1 команда - Какие опасности угрожают тому, кто играет на стройплощадке? Чем опасна трансформаторная будка? Что необходимо делать, чтобы избежать эти опасности? 2 команда - Безопасно ли гулять в одиночку и с наступлением темноты? Почему? Что необходимо делать, чтобы избежать эти опасности? 3 команда - Какие правила безопасности нужно соблюдать на льду? Почему? |
Творческое задание. | В начале урока я вас познакомила с формулой безопасности. Мы с вами попробуем применить эту формулу относительно к одной из перечисленных нами опасностей. Каждая из групп обсуждает примеры применения формулы безопасности и выступает с наиболее лучшим вариантом. |
Домашнее задание. | Стр. 18 - 20, читать, вопросы. Задание: нарисовать план своей квартиры и обозначить крестиками опасные места. |
Подведение итогов урока. | Для чего необходимо знать, откуда может исходить опасность? |
Приложение 6
Урок 6.
Технологическая карта урока.
Класс: 4.
Тема: «О молниях, змеях, собаках и прочем».
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Количество часов по разделу: 8 часов.
Номер урока в разделе: 6 урок в разделе.
Цели урока:
образовательная: показать детям, какое отрицательное влияние может оказывать природа на жизнь человека; познакомить детей с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать в природе;
развивающая: развивать речевую деятельность при подготовке устных ответов, рассказов, сообщений; самостоятельность при работе с текстом учебника; воображение; память; творческие возможности;
воспитательная: воспитывать самодисциплину, культуру общения, чувства ответственности за результаты своего труда, воспитывать ответственность за свою жизнь.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс (2 часть) А.А.Плешакова.
Предварительная работа: 3 группа (ученики 3 ряда) готовит сообщения по теме.
Оформление доски:
План: Почему нужно летом опасаться солнца? Признаки солнечного ожога. Лечение. Меры предосторожности. | Тема: О молниях, змеях, собаках и прочем. | При укусе змеи: Признаки отравления при укусе змеи; Действия при укусе змеи; Меры предосторожности. |
Ход урока:
Этап урока. | Деятельность учителя и учеников. |
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. | Сегодня на уроке мы с вами постараемся выяснить, каково влияние природы на человека, вред или пользу приносит природа человеку. |
Проверочная работа. | Тест по изученным темам: 1.Какие правила безопасности необходимо соблюдать на балконе? 2.Чем опасен подоконник? Какие правила необходимо соблюдать в этом случае? 3.Какие правила безопасности нужно соблюдать, пользуясь лифтом? 4.Какие опасные места могут быть недалеко от дома? Как избежать эти опасности? 5.Какие правила безопасности нужно соблюдать на льду? Почему? |
Изучение нового материала. Работа по проекту. Формулировка вопросов, на которые нужно ответить; задания для групп. Работа с учебником. Самостоятельное чтение текста. Фронтальная беседа. Чтение текста по цепочке. Домашнее задание. Подведение итогов урока. | Пользу или вред приносит человеку природа? Дети отвечают на этот вопрос, доказывают свои ответы примерами, но однозначного ответа дать не могут. В конце урока мы с вами снова попробуем ответить на этот вопрос, но для этого нам надо выявить опасности, которые могут подстерегать нас в природе. Нужно ли летом опасаться солнца и почему? (выступления учеников) План (на доске): 1. почему нужно летом опасаться солнца? 2. признаки солнечного ожога. 3. лечение. 4. меры предосторожности. Остальные ученики внимательно слушают выступающих и готовят вопросы. Какие ещё опасности могут подстерегать нас в природе? Молния, гроза. Что такое молния, чем она опасна, и как уберечься от удара молнии, вы узнаете из текста в учебнике. После чтения текста вы ответите на следующие вопросы: Какой вред может нанести человеку молния? Как уберечься от удара молнии? Где можно укрываться (прятаться) во время грозы? Поднимите руки, кто ходил в лес собирать ягоды и грибы. Грибников в нашем классе много. Какие съедобные грибы, ягоды вы знаете? Кроме съедобных грибов в лесу можно увидеть и ядовитые грибы, которые опасны для здоровья человека. Приведите примеры ядовитых грибов; растений. (На доску вывешены изображения ядовитых грибов и растений.) Правила безопасности:(1 ученик читает правила) 1. не собирай грибы и ягоды, которые не знаешь; 2. не собирай те грибы, в съедобности которых есть хоть малейшие сомнения; 3. постоянно пополняй свои знания о грибах и ягодах - тогда и сомнений не будет. Кроме ядовитых грибов и ягод в лесу нас могут подстерегать и другие опасности - клещи и змеи. Что вы узнали о клещах? Чем они опасны? Что делать, если ты обнаружил, что в тебя вцепился клещ? Что вы знаете о ядовитых змеях? Какие ядовитые змеи водятся в Самарской области? Рассказы учеников по плану: 1. признаки отравления при укусе змеи; 2. действия при укусе змеи; 3. меры предосторожности. У кого дома есть собаки или кошки? Как вы думаете, опасны ли они для человека? Какой же вред могут нанести нам наши питомцы? Прочитайте текст и ответьте на мои вопросы. Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с кошкой и собакой? Можно ли трогать бездомных животных? Почему? Стр. 23 - 27, читать, вопросы. Пользу или вред наносит человеку природа? |
Приложение 7
Урок 7. «Информатика»
Технологическая карта урока.
Класс: 4.
Тема: «Microsoft Publisher (буклет, бюллетень)».
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная.
Цели урока:
образовательная: познакомить детей с компьютерной программой; учить выполнять буклет и бюллетень в программе Microsoft Publisher;
развивающая: развивать самостоятельность, внимание, память;
воспитательная: воспитывать самодисциплину, чувства ответственности за результаты своего труда.
Оборудование: компьютеры, демонстрационный экран, проектор, план выполнения буклета.
Оформление доски:
| Тема: Microsoft Office Publisher. Информационный бюллетень, буклет. | |
Ход урока:
Этап урока. | Деятельность учителя и учеников. |
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. | Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с программой Microsoft Office Publisher. |
Объяснение нового материала. | В этой программе вы можете сделать буклет и информационный бюллетень (учитель показывает образцы). Буклет - печатное издание на одном листе, складывающееся тетрадкой или ширмочкой (учитель показывает на демонстрационном экране). Бюллетень - краткое сообщение о событии, имеющем общественное значение (показ на демонстрационном экране). Как открыть эту программу? Пуск - программы - Microsoft Office - Microsoft Office Publisher. (Учитель показывает, как открыть программу; дети выполняют те же действия .) Вы открыли программу, на экране появилось окно. Как выбрать макет буклета? Слева будет расположено окно «Начать с макета» в этом окне выберите «Публикация для печати». Появится список публикаций для печати, выберите «Буклеты». На экране появятся образцы буклетов. Чтобы выбрать макет буклета, надо щёлкнуть по одному из образцов левой кнопкой мыши. На экране появится макет буклета. Как изменять надпись, вы уже знаете. Рисунки, которые находятся на макете можно перемещать, удалять. На первой странице будет расположено название той темы, которую мы раскрываем в буклете. На второй стороне буклета будет размещена информация, раскрывающая тему. На последней странице 1 оборота будет расположен вывод по данной теме. Как выполнить информационный бюллетень? В списке «Публикация для печати» выберите «Бюллетени». На экране появятся макеты бюллетеней, выберите любой из них. На экране появится макет, который вы выбрали. С этим макетом можно работать как и с макетом буклета: вводить текст, удалять, перемещать, вставлять картинки. |
Практическая работа детей. | Дети делятся на 2 группы. 1 - я группа выполняет буклет, 2 - я группа выполняет бюллетень. Учитель оказывает индивидуальную помощь каждому ученику. |
Подведение итогов урока, выставление оценок за работу. | Учитель проверяет, как дети выполнили задание, отмечает лучшие работы, выставляет оценки за работу на уроке. |
Приложение 8
Урок 8.
Технологическая карта урока.
Класс: 4.
Тема: «Сохраним свою жизнь».
Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Цели урока:
образовательная: углубить знания детей по пройденным темам раздела «Наша безопасность»;
развивающая: развивать навыки публичных выступлений при защите проекта; самостоятельность при подготовке докладов, выступлений; память; обогащать словарный запас детей;
воспитательная: воспитывать самодисциплину, культуру общения, чувства ответственности за результаты своего труда.
Оборудование:
Оформление доски:
| Тема: Сохраним свою жизнь. Как уберечь себя от опасностей? Огонь, вода и газ - наши друзья или враги? Как сохранить свою жизнь на дорогах? Пользу или вред приносит человеку природа? | |
Ход урока:
Этап урока. | Деятельность учителя и учеников. |
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. | Сегодня на уроке мы подведём итоги по работе над проектом, кроме этого мы с вами обобщим тот материал, который изучали в разделе «Наша безопасность» и дополним наши знания новыми сведениями. |
Презентация. | Название нашего проекта звучит так: «Сохраним свою жизнь» Основополагающий вопрос: «Как уберечь себя от опасностей?» По теме проекта мы выделили три проблемных вопроса: «Огонь, вода и газ - наши друзья или враги?», «Как сохранить свою жизнь на дорогах?», «Пользу или вред приносит человеку природа?». Над первым проблемным вопросом работала первая группа, результаты своего исследования они оформляли в форме презентации. Над вторым проблемным вопросом работала вторая группа учащихся, результаты своего исследования они оформляли в форме буклета. Над третьим проблемным вопросом работали учащиеся третьей группы, результаты своего исследования они оформили в форме информационного бюллетеня. На этом уроке мы заслушаем выступления учащихся каждой группы и постараемся ответить на вопрос «Как уберечь себя от опасностей?» Выступления 1 группы. Презентация результатов исследовательской работы. (Компьютерная презентация.) Выступления 2 группы. (Буклет.) Выступления 3 группы. (Информационный бюллетень.) Коллективное обсуждение, формулировка выводов, поощрение учащихся. |
Рефлексия. | Ученики осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других. |