Файл: Роль компьютерных технологии в обучении младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 377

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КГП на ПХВ «Педагогический высший колледж имени Б. Ахметова»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Педагогика

Тема: «Роль компьютерных технологий в обучении младших школьников»

Выполнил(а):

Студент(ка) Ивашева Дарина Бауыржановна

Специальность 0105000 «Начальное образование»

Квалификация 0105013 «Учитель начального образования»

Группа НО-42

Проверил:

Преподаватель Комлева Ульяна Вадимовна
___________________________

(подпись)



2023 учебный год

Содержание




Введение

3

1

Информационные технологии в процессе обучения младших школьников

5

1.1

Направления использования современных ИКТ в учебном процессе

5

1.2

Информационные аспекты обучающих компьютерных игр

7

1.3

Задачи, решаемые ИКТ

9

2

Опытно - практическая работа по организации проектной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий на уроках естествознания

12

2.1

Диагностика выявления умений учащихся в области владения информационных и коммуникационных технологий

12

2.2

Организация учебного проекта с использованием информационных и коммуникационных технологий в 4 классе

14

2.3

Определение степени сформированности системы знаний по теме проекта

18




Заключение

21




Список использованных литератур

22




Приложение

24




Введение



Система образования всегда была очень открыта внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В школах успешно применяются различные программные комплексы, такие как текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций. Компьютер в настоящее время уже не используется только в качестве вычислительной машины, расширяются области применения компьютера в учебном процессе, его используют как одно из возможных средств обучения. Ещё в начальной школе необходимо учить детей использовать компьютер в своей учебной деятельности, это может способствовать повышению уровня и улучшению качества образования.

Использование информационных и коммуникационных технологий при разработке содержания проекта, при работе над проектом и презентации результатов выполнения проекта, повышает эффективность этого метода обучения, но учителя начальных классов очень редко обращаются к данному методу и не используют информационные технологии при обучении и воспитании младших школьников.

В педагогике достаточно широко разработаны условия, особенности, требования к методу проектов, однако, реалии современной школы, компьютеризация процесса обучения, требуют широкого внедрения информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения. Специфика начальной школы и содержание предмета «Естествознание» должны быть отражены в особенностях использования информационных и коммуникационных технологий при работе над учебным проектом. В этом и заключается проблема нашего исследования.

Цель нашего исследования: выявить особенности работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий на уроках естествознания.

Объектом исследования является процесс изучения естествознания в начальной школе.

Предмет исследования: этапы работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий в начальной школе в рамках дисциплины «естествознание».



Гипотеза: мы предполагаем, что выявление особенностей использования информационных и коммуникационных технологий на уроках естествознания при работе над учебным проектом возможно, если:

1. будут изучены теоретические и методические основы указанной проблемы;

2. будет разработана и апробирована система уроков в работе над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Задачи:

1. Изучить педагогическую, методическую и психологическую литературу по теме исследования.

2. Проанализировать современные программы по естествознанию.

3.Определить уровень сформированности умений учащихся в области владения информационными и коммуникационными технологиями.

4. Разработать систему уроков в работе над учебным проектом в соответствии с программой по естествознанию.

5. Апробировать систему уроков по работе над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий.

6. Проанализировать работу по учебному проекту с использованием компьютера в 4 классе, выявить особенности работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий.

1 Информационные технологии в процессе обучения младших школьников

1.1 Направления использования современных ИКТ в учебном процессе



Ученики 1–4-го классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь как нельзя кстати приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Можно выделить шесть направлений использования современных ИКТ в учебном процессе.

1. Использование ИКТ позволяет осуществить переход на оформление основной документации в электронном формате: составление календарно-тематического планирования по всем предметам начального обучения, создание методических копилок:

  • «Работа с родителями»;

  • «Воспитательная работа»;

  • «Методические материалы по русскому языку»;

  • «Методические материалы по математике»;

  • «Разработка педагогического лектория для родителей 1–4 классы»;

  • «Мониторинг по русскому языку 1–4 классы»;

  • «Мониторинг по математике 1–4 классы»;

  • «Работа с одаренными детьми»;

  • «Минутки нравственности на этические темы»;

  • «Разработки классных часов для учащихся начальной школы»;

  • «Копилка уроков-презентаций по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру».

2. Использование ИКТ дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. В частности, учитель получает возможность работы с информацией об учащихся своего класса, которая может быть получена в результате проведения соответствующего мониторинга.

Мониторинг дает важную информацию учителю, родителям о месте учащегося в соответствующей возрастной группе с точки зрения уровня его подготовки по определенной дисциплине. Результаты выполнения учащимися контрольных работ, диагностических обследований, представленные в электронном приложении, позволяют учителю и родителям увидеть наглядно итоги усвоения программного материала по каждому предмету, по каждому ученику в отдельности и по классу в целом, что позволяет проводить системный анализ качества обучения учащихся. Такое представление позволяет сделать обучение открытым и доступным для всех участников образовательного процесса.


3. Использование ИКТ позволяет учитывать преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства учащихся. Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения электронных наглядных пособий, в частности, диски из серии:

  • «Семейный наставник»;

  • «Демонстрационный материал по математике, русскому языку»;

  • «Детская медиа-энциклопедия Кирилла и Мефодия»;

  • «Мир информатики»;

  • «Система скорочтения» и др.

Данное направление облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, помогает «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений.

4. Использование ИКТ позволяет более активно включать учащихся в проектную деятельность. Так, например, в рамках изучения курса информатики по программе А. В. Горячева предусмотрено создание проектов практически к любой теме.

5. Использование ИКТ дает возможность осуществлять дистанционное образование учащихся начальных классов. В целом ряде случаев (удаленность от образовательного учреждения, состояние здоровья и т. п.) эту возможность трудно переоценить.

6. Использование ИКТ позволяет эффективно осуществлять самообразование и саморазвитие, что является важной составляющей профессиональной деятельности каждого современного педагога.

Особый интерес в плане использования ИКТ в образовательном процессе представляют компьютерные обучающие игры, так как они ярко и динамично передают знания, опыт, традиции, обеспечивая трансляцию культуры в ходе образовательно-поисковой коммуникации. Компьютерная игровая деятельность требует от обучающегося не только прочных сенсомоторных навыков, но и умения наблюдать, сравнивать, анализировать результаты своих действий. Включение обучающих игр в учебный процесс обусловлено рядом дидактических преимуществ. Среди них можно выделить следующие:

  • активизация мыслительной деятельности;

  • прочное запоминание материала;

  • формирование самостоятельности и организованности;

  • развитие коммуникативных качеств;

  • воспитание положительного отношения к учению.

Компьютерные обучающие игры (КОИ) – одно из эффективных средств гуманистической педагогики, помогающее развиваться каждому ученику, вне зависимости от его стартовых возможностей. Ведь игра – это наиболее доступный и быстрый способ достижения успеха. А успех, как известно, окрыляет. В практике применения ИКТ в образовательных учреждениях можно говорить, в основном, о двух видах игр.