Файл: Роль компьютерных технологии в обучении младших школьников.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 379
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КГП на ПХВ «Педагогический высший колледж имени Б. Ахметова»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Педагогика
Тема: «Роль компьютерных технологий в обучении младших школьников»
Выполнил(а):
Студент(ка) Ивашева Дарина Бауыржановна
Специальность 0105000 «Начальное образование»
Квалификация 0105013 «Учитель начального образования»
Группа НО-42
Проверил:
Преподаватель Комлева Ульяна Вадимовна
___________________________
(подпись)
2023 учебный год
Содержание
| Введение | 3 |
1 | Информационные технологии в процессе обучения младших школьников | 5 |
1.1 | Направления использования современных ИКТ в учебном процессе | 5 |
1.2 | Информационные аспекты обучающих компьютерных игр | 7 |
1.3 | Задачи, решаемые ИКТ | 9 |
2 | Опытно - практическая работа по организации проектной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий на уроках естествознания | 12 |
2.1 | Диагностика выявления умений учащихся в области владения информационных и коммуникационных технологий | 12 |
2.2 | Организация учебного проекта с использованием информационных и коммуникационных технологий в 4 классе | 14 |
2.3 | Определение степени сформированности системы знаний по теме проекта | 18 |
| Заключение | 21 |
| Список использованных литератур | 22 |
| Приложение | 24 |
Введение
Система образования всегда была очень открыта внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В школах успешно применяются различные программные комплексы, такие как текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций. Компьютер в настоящее время уже не используется только в качестве вычислительной машины, расширяются области применения компьютера в учебном процессе, его используют как одно из возможных средств обучения. Ещё в начальной школе необходимо учить детей использовать компьютер в своей учебной деятельности, это может способствовать повышению уровня и улучшению качества образования.
Использование информационных и коммуникационных технологий при разработке содержания проекта, при работе над проектом и презентации результатов выполнения проекта, повышает эффективность этого метода обучения, но учителя начальных классов очень редко обращаются к данному методу и не используют информационные технологии при обучении и воспитании младших школьников.
В педагогике достаточно широко разработаны условия, особенности, требования к методу проектов, однако, реалии современной школы, компьютеризация процесса обучения, требуют широкого внедрения информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения. Специфика начальной школы и содержание предмета «Естествознание» должны быть отражены в особенностях использования информационных и коммуникационных технологий при работе над учебным проектом. В этом и заключается проблема нашего исследования.
Цель нашего исследования: выявить особенности работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий на уроках естествознания.
Объектом исследования является процесс изучения естествознания в начальной школе.
Предмет исследования: этапы работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий в начальной школе в рамках дисциплины «естествознание».
Гипотеза: мы предполагаем, что выявление особенностей использования информационных и коммуникационных технологий на уроках естествознания при работе над учебным проектом возможно, если:
1. будут изучены теоретические и методические основы указанной проблемы;
2. будет разработана и апробирована система уроков в работе над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Задачи:
1. Изучить педагогическую, методическую и психологическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать современные программы по естествознанию.
3.Определить уровень сформированности умений учащихся в области владения информационными и коммуникационными технологиями.
4. Разработать систему уроков в работе над учебным проектом в соответствии с программой по естествознанию.
5. Апробировать систему уроков по работе над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий.
6. Проанализировать работу по учебному проекту с использованием компьютера в 4 классе, выявить особенности работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий.
1 Информационные технологии в процессе обучения младших школьников
1.1 Направления использования современных ИКТ в учебном процессе
Ученики 1–4-го классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь как нельзя кстати приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Можно выделить шесть направлений использования современных ИКТ в учебном процессе.
1. Использование ИКТ позволяет осуществить переход на оформление основной документации в электронном формате: составление календарно-тематического планирования по всем предметам начального обучения, создание методических копилок:
-
«Работа с родителями»; -
«Воспитательная работа»; -
«Методические материалы по русскому языку»; -
«Методические материалы по математике»; -
«Разработка педагогического лектория для родителей 1–4 классы»; -
«Мониторинг по русскому языку 1–4 классы»; -
«Мониторинг по математике 1–4 классы»;
-
«Работа с одаренными детьми»; -
«Минутки нравственности на этические темы»; -
«Разработки классных часов для учащихся начальной школы»; -
«Копилка уроков-презентаций по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру».
2. Использование ИКТ дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. В частности, учитель получает возможность работы с информацией об учащихся своего класса, которая может быть получена в результате проведения соответствующего мониторинга.
Мониторинг дает важную информацию учителю, родителям о месте учащегося в соответствующей возрастной группе с точки зрения уровня его подготовки по определенной дисциплине. Результаты выполнения учащимися контрольных работ, диагностических обследований, представленные в электронном приложении, позволяют учителю и родителям увидеть наглядно итоги усвоения программного материала по каждому предмету, по каждому ученику в отдельности и по классу в целом, что позволяет проводить системный анализ качества обучения учащихся. Такое представление позволяет сделать обучение открытым и доступным для всех участников образовательного процесса.
3. Использование ИКТ позволяет учитывать преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства учащихся. Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения электронных наглядных пособий, в частности, диски из серии:
-
«Семейный наставник»; -
«Демонстрационный материал по математике, русскому языку»; -
«Детская медиа-энциклопедия Кирилла и Мефодия»; -
«Мир информатики»; -
«Система скорочтения» и др.
Данное направление облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, помогает «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений.
4. Использование ИКТ позволяет более активно включать учащихся в проектную деятельность. Так, например, в рамках изучения курса информатики по программе А. В. Горячева предусмотрено создание проектов практически к любой теме.
5. Использование ИКТ дает возможность осуществлять дистанционное образование учащихся начальных классов. В целом ряде случаев (удаленность от образовательного учреждения, состояние здоровья и т. п.) эту возможность трудно переоценить.
6. Использование ИКТ позволяет эффективно осуществлять самообразование и саморазвитие, что является важной составляющей профессиональной деятельности каждого современного педагога.
Особый интерес в плане использования ИКТ в образовательном процессе представляют компьютерные обучающие игры, так как они ярко и динамично передают знания, опыт, традиции, обеспечивая трансляцию культуры в ходе образовательно-поисковой коммуникации. Компьютерная игровая деятельность требует от обучающегося не только прочных сенсомоторных навыков, но и умения наблюдать, сравнивать, анализировать результаты своих действий. Включение обучающих игр в учебный процесс обусловлено рядом дидактических преимуществ. Среди них можно выделить следующие:
-
активизация мыслительной деятельности; -
прочное запоминание материала; -
формирование самостоятельности и организованности; -
развитие коммуникативных качеств; -
воспитание положительного отношения к учению.
Компьютерные обучающие игры (КОИ) – одно из эффективных средств гуманистической педагогики, помогающее развиваться каждому ученику, вне зависимости от его стартовых возможностей. Ведь игра – это наиболее доступный и быстрый способ достижения успеха. А успех, как известно, окрыляет. В практике применения ИКТ в образовательных учреждениях можно говорить, в основном, о двух видах игр.