Файл: Роль компьютерных технологии в обучении младших школьников.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 383
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- будут изучены теоретические и методические основы указанной проблемы;
- будет разработана и апробирована система уроков в работе над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий.
2.3 Определение степени сформированности системы знаний по теме проекта
После проведения формирующего эксперимента нами был проведён итоговый эксперимент, цель которого заключалась в выявлении степени сформированности системы знаний по теме проекта.
Для выявления степени сформированности знаний были выбраны задания в форме теста. Содержание данной проверочной работы было составлено в соответствии с требованиями (к знаниям и умениям учащихся) программы «Зелёный дом» А.А. Плешакова. Задания дети выполняли на уроке, на выполнение задания давалось 20 минут.
Тест по теме: «Огонь, вода и газ.», «Чтобы путь был счастливым.», «Дорожные знаки.»
I. Восстанови последовательность твоих действий при пожаре в квартире:
1. Немедленно покинуть квартиру, закрыв за собой дверь, предупредить соседей.
2. Набросить на огонь одеяло.
3. Если огонь разгорается, вызвать пожарных по номеру 01.
II. Если пожар возник в другой квартире и подъезд наполнился дымом, твои действия?
III. Выбери верные утверждения:
Если в квартире произошла авария водопровода (прорвало трубу), нужно:
1. Завернуть вентиль, перекрывающий воду в квартире.
2. Немедленно покинуть квартиру.
3. Позвонить по номеру 01.
4. Позвонить кому-нибудь из родителей на работу, сообщить им о прорыве трубы.
5. Позвонить диспетчеру.
6. Обратиться за помощью к соседям.
IV. Выбери верные утверждения:
Если чувствуешь запах газа, нужно:
1. Открыть окно.
2. Включить свет.
3. Перекрыть газ с помощью крана на трубе.
4. Вызвать мастера из газовой службы.
5. Позвонить по номеру 04 по своему телефону, а не от соседей.
V. Выбери верные утверждения:
Главные правила пешехода:
1. Ходить можно по проезжей части.
2. Переходить улицу только там, где положено, и никогда не переходить в неположенном месте.
3. Переходить улицу на зелёный свет светофора.
4. Не ходи по самому краю тротуара.
5. Переходя улицу, всегда надо смотреть: сначала - направо, а дойдя до середины дороги - налево.
VI. Выбери правила для пассажира:
1. Ездить на велосипеде по дорогам, где ездят автомобили
, можно только с четырнадцати лет.
2. Садиться в автомобиль и выходить из него следует только со стороны тротуара и после того, как автомобиль полностью остановится.
3. Запрещается отвлекать водителя во время движения.
4. Запрещается ездить на велосипеде, не держась за руль.
5. Во время движения не прислоняться к дверям, держаться за поручни.
VII. Каково назначение:
1. Предупреждающих знаков
2. Запрещающих знаков
3. Предписывающих знаков
4. Информационно-указательных знаков
5. Знаков сервиса
ТЕСТ по теме «Опасные места»
1. Какие правила безопасности необходимо соблюдать на балконе?
2. Чем опасен подоконник? Какие правила необходимо соблюдать в этом случае?
3. Какие правила безопасности нужно соблюдать, пользуясь лифтом?
4. Какие опасные места могут быть недалеко от дома? Как избежать эти опасности?
5. Какие правила безопасности нужно соблюдать на льду? Почему?
Задания составлены в соответствии с программным материалом по данным темам. В результате проведения диагностики мы получили следующие данные:
Из 29 учеников, выполнявших работу, на «5» выполнили 5 детей; на «4» - 15; на «3» - 8; на «2» - 1 ученик.
После анализа работ учащихся можно сделать следующий вывод: ученики усвоили знания по теме проекта, т.к. больше половины класса выполнили работу на «отлично» и «хорошо», а остальные - на «удовлетворительно».
Таким образом, мы попытались достичь цель нашего исследования: выявить особенности работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий на уроках естествознания.
Она была достигнута в следующих задачах:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Проанализировать современные программы по естествознанию.
3. Определить уровень сформированности умений учащихся в области владения информационными и коммуникационными технологиями.
4. Разработать систему уроков по работе над учебным проектом в соответствии с программой по естествознанию.
5. Апробировать систему уроков по работе над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий.
6. Проанализировать работу по учебному проекту с использованием компьютера в 4 классе, выявить особенности работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Результаты опытно - практической работы дают основания утверждать доказанность выдвинутой нами гипотезы: существуют определённые особенности использования информационных и коммуникационных технологий на уроках естествознания при работе над учебным проектом.
В ходе опытно - практической работы мы пришли к выводу: чтобы планировать работу детей над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий, необходимо, чтобы у них были навыки работы с компьютером, с Интернетом, необходимо наличие технической и материальной базы; немаловажную роль играет заинтересованность детей при выполнении самих проектных заданий, наличие навыков исследовательской работы.
Заключение
В настоящее время уделяется особое внимание проблемам экологического образования детей младшего школьного возраста, это можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
В основе формирования экологической культуры лежит понимание значимых зависимостей и связей, существующих в мире природы, взаимодействие живой и неживой природы.
Особое внимание в системе образования уделяется определению наиболее целесообразных форм, методов и средств экологического воспитания в условиях обучения в начальной школе, среди которых важное место отводится роли дидактических и ролевых игр, проблемному обучению, методу проектов.
Под методом проектов подразумевается выполнение учениками под руководством учителя учебного проекта, результатом которого будет решение проблемы. Этот метод является одним из видов педагогических технологий. Как и любой другой метод, метод проектов может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Учитель, решающий вопрос о применении компьютера в начальной школе, должен чувствовать, где и в чём компьютер может быть полезен. Компьютер - хороший инструмент, но он влияет на здоровье ребёнка. Поэтому учитель должен познакомить детей с правилами техники безопасности при работе с компьютером, следить за соблюдением этих правил учащимися и помнить, что ученику начальной школы нельзя работать за компьютером более 15 минут. При правильном использовании компьютера в учебном процессе, он становится эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения, обеспечить повышение уровня и улучшение качества образования.