Файл: Практики (нужное подчеркнуть) Профессиональный модуль пм.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 368

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перспективный и календарный планы работы в средней группы по физкультурно-оздоровительной работе



Приоритетным в образовательном процессе МБДОУ является осуществление деятельности по проведению санитарно-гигиенических профилактических мероприятий и процедур.

Цель образовательного процесса – создание единого образовательного пространства, воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста.

Приоритетные задачи:

- совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу через обогащение двигательного опыта детей средствами современных технологий;

- активизировать работу с родителями с целью построения конструктивно-партнерского взаимодействия семьи и МБДОУ;

- повышать качество образовательного процесса.

В образовательном процессе используются здоровье сберегающие технологии:

- осмотр врачами-специалистами;

- сезонная профилактика заболеваний;

- профилактика гриппа;

- физкультурно-оздоровительная работа;

- лечебное питание;

- проветривание;

- кварцевание помещений;

- индивидуальная работа персонала с детьми;

- работа с детьми имеющими плоскостопие, нарушение осанки.

В ДОУ функционируют, оснащенные современным оборудованием помещения: медицинский кабинет.

Комплексный план мероприятий по физкультурно-оздоровительной работе по детскому саду № 15

Таблица 2 - средняя группа



п/п

Мероприятия

Периодичность

Ответственные

I Мониторинг

1.

Определение уровня физической подготовленности детей

2 раза в год

(октябрь, апрель)

воспитатели

2.

Диспансеризация

1 раз в год

Специалисты детской по­ликлиники, старшая медсестра, врач

II Двигательная деятельность

1.

Утренняя гимнастика

ежедневно

Воспитатели

2.

Физическая культура

3раза в неделю

воспитатели

3.

Подвижные игры

Ежедневно

Воспитатели

4.

Гимнастика после дневного сна

Ежедневно

Воспитатели

5.

Спортивные упражнения

2 раза в неделю

Воспитатели

6.

«Школа мяча»

2 раза в неделю

Воспитатели

7.

Физминутки, динамические паузы


Ежедневно

Воспитатели


8.

Элементы корригирующей гимнастики

1раз в неделю




9.

Физкуль­турные досуги

1 раз в месяц

воспитатели

10.

День здоровья

1 раз в месяц

воспитатели, музыкальный руководитель, старшая м/сестра

II Профилактические мероприятия

1.

Витаминотерапия (поливитамины В,С, А,Е; сироп шиповника)

курсами

2 раза в год

Старшая медицинская сестра

2.

Профилактика гриппа и простудных заболеваний

- соблюдение санитарно-гигиенического режима (режимы проветривания, кварцевания; утренние фильтры, работа с родителями);

- соблюдение дезрежима (обработка помещений, игрушек);

- сезонная экстренная профилактика

по эпидпоказаниям

Старшая медицинская сестра

IV Закаливание

1.

Контрастные воздушные ванны в сочетании с физкультурными упражнениями и ходьбой по массажным дорожкам

После дневного сна, на физкультурных занятиях

воспитатели




высокое обливание рук, с постепенным понижением температуры







2.

Босохождение

После дневного сна

Воспитатели

3.

Облегченная одежда детей

В течение дня

Воспитатели

4.

Глубокое умывание

В течение дня

Воспитатели, младшие воспитатели

5.

Гигиенические процедуры:

- полоскание рта после еды (после завтрака, обеда)

- полоскание горла кипяченной водой комнатной

В течение дня

(первая половина дня)

Воспитатели, младшие воспитатели

6.

Прием детей на улице, проведение утренней гимнастики на воздухе

До 01.10

Воспитатели

V Организация питания

1.

Соки натуральные, фрукты, свежие ягоды

В течение дня

Воспитатели, младшие воспитатели



Система работы по разделу программы «Физическая культура» состоит из следующих направлений.

1. Утренняя гимнастика (ежедневно).

2. Занятия физкультурой (3 раза в неделю).

3. Пальчиковая гимнастика (ежедневно).

4. Подвижные игры (ежедневно).

5. Самостоятельная двигательная деятельность детей (ежедневно).

6. Гимнастика пробуждения после дневного сна (ежедневно).

7. Индивидуальная работа с детьми на прогулке (ежедневно).

8. Динамические паузы во время занятий (ежедневно).

Перспективное планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий в смешанной группе на декабрь месяц представлено в табл
Таблица 3 - Физическое направление. Образовательная область «Физическая культура»


1.

Координация движений

2.

Ориентировка в пространстве

3.

Сохранение равновесия при ходьбе по ограниченной плоскости

4.

Бросание мяча двумя руками вперёд снизу.

5.

Ползание на четвереньках по ограниченной плоскости

6.

Лазание по гимнастической стенке

7.

Метание на дальность удобной рукой

8.

Катание мяча двумя руками друг другу

9.

Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд



  1. Анатомо-физиологические, психологические возрастные особенности и уровень физической подготовки детей средней группы


Физиометрические показатели развития детей 4—5 лет

Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода к шести годам заканчивается. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга может продолжаться. (Объем или окружность головы у ребенка к шести годам примерно 50 см.) Не заканчивается и окостенение опорных частей носовой перегородки. Эти особенности воспитатель должен учитывать при проведении подвижных игр и физкультурных занятий, так как даже самые легкие ушибы в области носа, уха могут привести к травмам. Наибольшая вероятность травм может возникнуть в упражнениях, связанных с уменьшением площади опоры (ходьба по скамейке); при спрыгивании, когда дети легко теряют равновесие; в упражнениях с мячом (у ребенка достаточно силы, чтобы добросить его до партнера, но несовершенная координация может исказить направление полета, и тогда мяч попадает не в руки, а в лицо, поэтому необходимо давать детям точные указания, напоминать, что мяч нужно бросать в руки партнеру). Использование теннисных мячей в старшей группе возможно лишь при условии, если у детей на этом этапе хорошо сформирован соответствующий навык.



С этой целью следует систематически проводить игры и упражнения с мячами типа «Попади в обруч», «Добрось до флажка», «Сбей кеглю», по возможности разнообразя их (особенно на прогулке).

Позвоночный столб ребенка пяти—семи лет также чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа. Поэтому воспитатель должен цедить за посильностью нагрузок во время выполнения детьми трудовых поручений. Например, к выносу пособий на участок привлекают одновременно нескольких детей.

Эластичность и гибкость детской кости могут стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника (при падении с качелей, с рамы или багажника взрослого велосипеда, где любят катать дошкольников старшие братья- подростки). Причем часто наблюдается повреждение даже двух—четырех позвонков, что требует длительного лечения. Следует также учитывать, что при падении ребенка с горки, столкновении с санками, ударах лыжами легко могут возникать повреждения органов брюшной полости (печени, почек, селезенки).

Диспропорционально формируются у дошкольников некоторые суставы. Например, в период до пяти лет сумка локтевого сустава у ребенка растет быстро, а кольцеобразная связка, удерживающая в правильном положении головку лучевой кости, оказывается слишком свободной. Вследствие этого нередко возникает подвывих (если потянуть малыша за руку и даже при снимании рубашки с узкими рукавами).Педагог должен обязательно предупреждать родителей об этом.

У детей пяти—семи лет наблюдается и незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у ребенка плоскостопия, причиной которого могут стать обувь на жесткой подошве большего, чем нужно, размера; излишняя масса тела; перенесенные заболевания. Воспитателю следует прислушиваться к жалобам детей на усталость и боль в ногах при ходьбе и стоянии.К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц.


Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных рефлексов (рефлексы, получаемые с мышц и сухожилий), вестибулярных рефлексов ( реакции вестибулярного аппарата (органа чувств, расположенного во внутреннем ухе человека) на изменения положения головы и туловища в пространстве.) и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом в старшем возрасте детям по-прежнему легче удаются упражнения, где имеется большая площадь опоры. Но возможны и недлительные упражнения, в которых требуется опора на одну ногу, например в подвижных играх «Сделай фигуру», «Не оставайся на полу», «Совушка».

Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием ряда морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера поверхности коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга. Завершается, например, дифференциация нервных элементов тех слоев (так называемых ассоциативных зон), в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщения, осознания последовательности событий и причинно-следственных отношений, формирования сложных межанализаторных связей и др.

Так, дети старшего дошкольного возраста понимают сложные обобщения, образуемые на основе межфункциональных связей. Например, ранее они усвоили, что под понятием «одежда» подразумеваются различные предметы: пальто, платье, рубашка, брюки и др. Теперь они способны осознать, что игрушки, мебель, посуду объединяет то, что эти вещи сделаны руками человека. У детей расширяются представления об основных видах взаимосвязей между живой и неживой природой. Все это создает возможность сообщения дошкольникам систематизированных знаний.

В учебно-воспитательном процессе необходимо широко использовать способность центральной нервной системы к образованию сложных межфункциональных связей. Так, при подготовке спектаклей кукольного театра детей возможно обучать некоторым приемам кукловождения, потому что ребенок старше четырех с половиной — пяти лет способен одновременно производить действия с игрушками, произносить реплики и следить за игрой другого кукловода-сверстника. Иначе говоря, в нужных случаях у ребенка проявляется параллельность, одновременность течения нервных процессов в разных анализаторных системах. В ряде случаев возможно также использование межпредметных связей. Так, целями для метания могут служить геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Попав (после одной—трех попыток) в такую цель, ребенок получает карточку с изображением соответствующей фигуры. Число ее сторон (углов) обозначает количество очков, которое он


получил. (Прием разработан В. Н. Аванесовой.)

На шестом году жизни ребенка совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В данный период несколько легче формируются все виды условного торможения (дифференцировочное, запаздывающее, условный тормоз и др.). Совершенствование дифференцировоч- ного торможения благоприятно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Дети чаще поступают, «как надо», и воздерживаются от недозволенного.

Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому на занятиях физической культурой он может выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных движений к более быстрым. Если во второй младшей и средней группах, играя в «ловишки», дети убегали при первом же движении водящего. Теперь они увертываются, отбегают, лишь оказавшись в непосредственной близости от него. Это пример запаздывающего торможения, обеспечивающего экономность реакций, действий.

Однако задания к детям, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему.

Свойства нервных процессов (возбуждения и торможения) — сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость..

Но все-таки свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. Ребенок порою медленно реагирует на экстренную просьбу, в необходимых случаях не может быстро по сигналу оттолкнуться, отскочить, отпрыгнуть и др.

У детей пяти-шести лет динамические стереотипы (т.е. —прочные системы связей в коре больших полушарий головного мозга, возникающие под влиянием постоянно повторяющихся в данный период времени воздействий), составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что тоже свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Ребенок, например, отрицательно реагирует на смену привычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной (частично на время измененной) обстановки при проведении режимных процессов, подвижных игр и т. д.