Файл: Охарактеризуйте пенитенциарную педагогику как отрасль педагогической науки ее объект, предмет, задачи, категории.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 231
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
26. Охарактеризуйте индивидуальную воспитательную работу с осужденным.
Индивидуально-воспитательная работа с осужденным– это работа персонала, привлеченных внешних ресурсов, а также осужденных положительной направленности по организации и осуществлению воздействия конкретно на одного осужденного с целью искоренения либо нейтрализации уже образовавшихся негативных черт личности, содействия в завершении социализации и приобретения дополнительно новых знаний, умений, навыков и ценностей, необходимых для самоорганизации дальнейшей взрослой самостоятельной жизни в соответствии с соблюдением норм права и нравственности.
Индивидуальная воспитательная работа (ИВР) с осужденными ведется с учетом особенностей личности каждого и ориентацией на успешную адаптацию к жизни на свободе. Она проводится на основе изучения личности осужденного сотрудниками колонии в соответствии с рекомендациями, полученными от психологической службы.
Содержанием индивидуальной воспитательной работы с осужденными в основном является:
- изучение индивидуальных особенностей и социально-психологической направленности личности осужденных;
- выбор и использование наиболее эффективных средств психолого-педагогического воздействия на конкретного осужденного;
- индивидуальное проектирование и планирование работы с личностью несовершеннолетнего;
- проведение индивидуальных бесед;
- определение эффективных мер (средств, форм методов и приемов) воздействия на личность;
- определение сотрудниками заданий на выполнение осужденными разовых поручений, связанных с улучшением жизнедеятельности и благоустройством отряда, колонии;
- осуществление личного контроля воспитателя за поведением, выполнением поручений, отношением к труду и учебе;
- индивидуальное шефство работников колонии над отдельными осужденными, осуществляемое под контролем воспитателя и с его помощью;
- систематический анализ результатов индивидуального воздействия и происшедших изменений в личности воспитуемых;
- оказание содействия осужденным, достигшим возраста 16 лет, в реализации их права на заочное обучение в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а также дистанционного обучения;
- постановка новых задач индивидуально-воспитательного воздействия на личность осужденных[13].
Практика показывает целесообразность организации и осуществления всестороннего изучения индивидуальных особенностей личности осужденного, способностей, мотивов и причин совершения им преступления именно в течение первых трех месяцев пребывания его в воспитательной колонии.
Эффективная индивидуально воспитательная работа с осужденными в ВК возможна лишь при условии тщательного изучения личности осужденного: биографических сведений, психологических свойств личности, отношения к себе, содеянному и окружающим, а также эмоционально-волевых особенностей и степени возможностей включенности в реализацию позитивных перспектив.
27. Опишите процесс воспитания осужденных в учебной деятельности.
Согласно ст. 141 УИК РФ в целях исправления осуждённых к лишению свободы и подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у осуждённых законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учёбе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня.
Воспитательное значение обучения осуждённых заключается в том, что оно направлено на достижение главной цели – их исправление. Как показывает практика, в среде учащихся осуждённых более здоровый морально-психологический климат, они совершают меньше нарушений режима, меньшее число из них повторно совершают преступления. Всё это говорит о том, что обучение осуждённых действительно является одним из основных средств их исправления.
Теоретические вопросы обучения и образования человека изучает отрасль педагогической науки – дидактика.
Обучение можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определённые знания, умения, навыки и опыт деятельности и поведения, а также личностные качества. Процесс приобретения знаний в обучении обладает рядом особенностей. Суть их заключается в том, что в процессе обучения учащиеся под руководством учителя познают основы научных знаний, учатся применять их на практике. Цель познания в процессе обучения – овладение основами наук, в которых обобщены явления внешнего мира.
28. Раскройте особенности воспитания осужденных в коммуникативной деятельности.
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это организация общения с осужденными, в ходе которого происходит направляемый воспитателем обмен информацией. Здесь действует следующая закономерность: важно не только то, что говорится, но также и то, как говорится и кем. Исправительно-трудовой психологии известны многочисленные случаи, когда умный и идейный воспитатель не мог донести свои слова до сознания и сердца осужденных в связи с возникновением между ними так называемого «психологического барьера». Воспитатель должен обладать умением слушать людей и, разговаривая с ними, находить индивидуальный подход к каждому из них. Большое значение в решении этих вопросов имеет знание воспитателем индивидуальных особенностей собеседника.
К этим особенностям относятся, в первую очередь, темперамент, специальный тип, черты характера, направленность личности и состояние осужденного. Суровый строгий тон в беседе с уклоняющимся от работы осужденным сангвинического темперамента принесет положительные плоды. Но этот же тон будет совершенно неприемлем в беседе с осужденным слабого типа, у которого взаимоотношение с коллективом и трудовой процесс не ладятся из-за таких черт характера, как робость и застенчивость. В последнем случае человеку надо посочувствовать, подбодрить его, вселить уверенность в себе.
29. Охарактеризуйте нравственное воспитание как направление воспитательной работы с осужденными.
Нравственное воспитание осуждённых представляет собой процесс, направленный на преодоление у них чуждых обществу моральных взглядов и убеждений, отрицательных качеств, на формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения, на формирование в конечном итоге личности гражданина
Эффективность нравственного воспитания во многом предопределяется целенаправленностью, хорошо продуманной организацией воспитательного процесса.
При организации нравственного воспитания осуждённых необходимо учитывать, что в системе их взглядов и норм поведения нарушена взаимосвязь функций: познавательной (знание норм нравственности), оценочной (осознанное восприятие нравственных норм, их личное соотношение с общественно значимыми), нравственно-волевой саморегуляции в повседневном поведении. Отсутствие должной взаимосвязи структурных функций в нравственном самосознании осуждённых осложняется ещё и тем, что содержание многих нравственных норм (честность, добросовестное отношение к труду и др.) носит искажённый характер. Поэтому педагогическое управление нравственным воспитанием осуждённых должно быть направлено на нейтрализацию субъективно-извращённых понятий норм нравственности, на формирование потребности познания морали.
Процессу превращения знаний в осознанные нравственные убеждения мешает устойчивый негативный стереотип поведения в преступной среде, которая порой преобладает над человеческими убеждениями и чувствами. Поэтому формирование нравственных убеждений осуждённых проходит в процессе переубеждения, разубеждения в различных сферах деятельности: труде, быте, общении. Только через личностную оценку вырабатывается система нравственных убеждений личности.
В условиях ИУ очень важно, чтобы полученные знания о морали находили подтверждение в частных проявлениях нравственного поведения в процессе трудовой деятельности в коллективах осуждённых, отдыхе, учёбе.
30. Охарактеризуйте правовое воспитание как направление воспитательной работы с осужденными.
Правовое воспитание осужденных – процесс формирования правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости им следовать, а также организацию правомерного ответственного социально активного поведения.
При организации и осуществлении правового воспитания осужденных в ИУ необходимо иметь в виду: а) что правосознание лица, совершившего умышленное преступление, не совпадает с общественным правосознанием; б) осужденный отрицает конкретную норму или группу правовых норм, защищающих общественные отношения, на которые он посягнул; в) осужденный принимает как правильную и справедливую правовую норму, в соответствии с которой он был осужден, в ее абстрактном понимании, но нередко считает приговор излишне суровым в отношении себя лично.
Правосознание – это совокупность взглядов, идей, оценок, отражающих правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях.
Правовой мотив – это осознанное пробуждение человека к социально одобряемому поведению, действию.
Задачи правового воспитания:
1. Организация и проведение работы по разъяснению важности правопослушного поведения.
2. Изучение взаимоотношений между осужденными, принятие мер по предупреждению и ликвидации конфликтов между ними.
3. Организация и проведение занятий по основам правовых знаний.
4. Выявление причин и условий совершения правонарушений, проведение профилактических работ.
5. Изучение прав и обязанностей осужденных как в период отбывания наказания, так и после освобождения.
Структурные элементы правосознания:
1. Информационный (знание права).
2. Оценочный (отношение к праву).
3. Регулятивный (готовность к правомерному поведению).
Чтобы повседневные мероприятия по правовому воспитанию достигали поставленных задач, они должны проводиться с учетом особенностей процесса исправления и носить активный наступательный характер. В настоящее время в условиях ИУ сложились некоторые организационные формы правового воспитания:
¬ лекции, доклады – воспитывается убежденность в обязательности выполнения законов, вырабатывается привычка и потребность соблюдения всех правовых требований. Учитывается: логическая последовательность, психологическая убежденность, доступное содержание;
¬ беседы с осужденными – привлекаются работники ИУ, сотрудники и преподаватели высших и средних учебных заведений, адвокаты, работники суда, прокуратуры (примерная тематика: «Основные права и обязанности граждан РФ», «Что такое принцип неотвратимости наказания?», «Явка с повинной – смягчающее вину обстоятельство», «На свободу с чистой совестью» и др.);
¬ правовая учеба – привлекаются все сотрудники ИУ (изучение нормативных актов: УИК, УК, Правила внутреннего распорядка и др.);
¬ «вечера вопросов и ответов» – проводятся не реже одного раза в квартал. Цель – снятие психологического напряжения с осужденных, предоставление осужденным квалифицированных ответов на возникшие вопросы, воспитание правовой культуры;
¬ диспуты и конференции на правовые темы;
¬ юридические консультации (индивидуальные и коллективные);
¬ работа с жалобами и заявлениями осужденных;
¬ средства массовой информации (просмотр телепередач на правовую тематику, обсуждение статей из газет и журналов);
¬ оформление уголка правовых знаний, стенной газеты (могут помещаться специальные подборки правовых актов, отдельных статей, публикуются разъяснения по вопросам правовых знаний и т.д.);
проведение открытых судебных заседаний, на которых рассматриваются вопросы об условно-досрочном освобождении, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам, а также об изменении вида ИУ.