Файл: Т ема Формирование логистических каналов сбыта компании на примере Компании Х5 retail group.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 789
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические и методические основы организации сбытовой деятельности торгового предприятия
1.1. Сущность, цели, задачи и принципы сбытовой политики предприятия
1.2. Каналы распределения: основные характеристики и виды, роль в сбытовой политике
1.3. Формы организации сбытовой деятельности на предприятии
Глава 2 Формирование логистических каналов сбыта компании Компании Х5 RETAIL GROUP
2.2 Анализ факторов внешней среды и их влияния на формирование сбытовой политики
2.3 Анализ и оценка ценовой и сбытовой политики
Проведём анализ основных экономических показателей деятельности организации ООО «X5 Group» за 2019-2021гг.
Таблица 1 – Основные экономические показатели деятельности организации ООО «X5 Group» за 2019-2021 гг.
Показатели | 2019 | 2020 | 2021 | Отклонения | |
2020 г. от 2019 г. | 2021г. от 2020 г. | ||||
Выручка, млн. руб. | 1734347 | 1978026 | 2204819 | 243679 | 226793 |
Валовая прибыль, млн. руб. | 432479 | 494620 | 561317 | 62141 | 66697 |
Валовая рентабельность, % | 24,9 | 25,0 | 25,5 | 0,1 | 0,5 |
EBITDA | 211483 | 243622 | 267850 | 32139 | 24228 |
Рентабельность EBITDA, % | 12,2 | 12,3 | 12,1 | 0,1 | -0,2 |
Операционная прибыль, млн. руб. | 89398 | 105717 | 117572 | 16319 | 11855 |
Операционная рентабельность, % | 5,2 | 5,3 | 5,3 | 0,1 | 0 |
Чистая прибыль, млн. руб. | 19507 | 28344 | 42738 | 8837 | 14394 |
Рентабельность чистой прибыли, % | 1,1 | 1,4 | 1,9 | 0,3 | 0,5 |
По данным таблицы можно сделать следующие выводы: в 2021 году рост выручки X5 составил 226 793 млн. руб. благодаря высоким показателям сопоставимых продаж, росту торговой площади, а также текущим реконструкциям существующих магазинов. За 2021г. выручка Компании составила 2204819млн руб., показатель EBITDA составил 267 850 млн. руб., а чистая прибыль составила 42 738 млн. руб.
Валовая рентабельность увеличилась на 5 б.п. до 25,5% в 2021 году, в основном под влиянием снижения потерь.
Рентабельность EBITDA сократилась и составила 12,1% в 2021 году. В 2020 году рентабельность чистой прибыли увеличилась на 1 б.п. и составила 12,3%, по сравнению с 12,2% в 2019 году.
ООО «X5 Group» обеспечили рост и рентабельность в соответствии с стратегическими задачами на 2020 год и 2021 год, несмотря на сложности, вызванные пандемией COVID-19, сумев оперативно и эффективно адаптировать работу логистики и магазинов к быстро меняющимся обстоятельствам. X5 поддерживали бесперебойную работу в периоды пикового спроса, обеспечивали все необходимые меры для защиты покупателей и сотрудников и вместе с другими ритейлерами работали над обеспечением доступности продовольственных товаров первой необходимости для самых широких слоев населения России.
К началу 2020 года X5 уже добилась значительных успехов в цифровой трансформации и внедрила устойчивые бизнес-процессы. Это помогло добиться высоких результатов в 2021 году и сохранить рентабельность.
Чтобы понять, как изменялось финансовое положение ООО «X5 Group» за 2019-2021гг. обратимся к рисунку 1, где наглядно показано соотношение выручки, валовой и чистой прибыли.
Рисунок 1 – Изменение выручки, валовой и чистой прибыли ООО «X5 Group» за 2019-2021гг.
Ссылаясь на данные из рисунка 1, где наглядно показаны соотношения выручки, валовой и чистой прибыли Компании за 2019 по 2021 годы, можно прийти к тому, что значения всех анализируемых показателей 2021 года превосходят данные 2019 и 2020 года. Наиболее успешным считается 2021 год, так как именно тогда Х5 получила наибольшую выручку и прибыль.
Таблица 2 - Показатели ликвидности ООО «X5 Group»
Показатели, млн. руб. | 2021г | % от общей суммы | 2020г | % от общей суммы | 2019г | % от общей суммы |
Общий долг | 242 928 | | 261 947 | | 228 291 | |
Краткосрочный долг | 87 767 | 29,8 | 77 026 | 29,4 | 74 755 | 32,8 |
Долгосрочный долг | 206 571 | 70,2 | 184 921 | 70,6 | 153 178 | 67,2 |
Чистый долг | 3,16 | | 3,24 | | 3,28 | |
Чистый долг / EBITDA | 1,67 | | 1,67 | | 1,71 | |
Обязательства по аренде | 577 363 | | 5448 501 | | 484 795 | |
По данным таблицы 2 видно, что коэффициент чистый долг / EBITDA составил 3,16 по состоянию на 31 декабря 2021г. Долговые обязательства Компании полностью номинированы в рублях
По состоянию на 31 декабря 2021г., невыбранный объем лимитов по кредитным линиям, открытым на Компанию крупнейшими российскими и международными банками, составил 482 263 млн. руб.
Таким образом, «X5 Group» — российская розничная торговая компания, управляющая продуктовыми торговыми сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Чижик», «Карусель», а также цифровыми бизнесами «Vprok.ru Перекрёсток», 5Post, «Много Лосося» и медиаплатформой Food.ru. Доля по выручке на российском рынке продуктовой розницы — 12,7% (2021), 2-я по выручке российская частная компания (после «Лукойла» и перед «Магнитом», 2021) и 6-я по выручке в списке всех российских компаний (2021).
2.2 Анализ факторов внешней среды и их влияния на формирование сбытовой политики
Основной целью сети «X5 Group» является удовлетворение потребностей покупателя. В «X5 Group» клиент получает как недорогие, так и более дорогостоящие качественные товары по одинаково заманчивым ценам.
Для описания портрета потенциального посетителя был проведен опрос (анкетирование) посетителей персоналом торгового предприятия в 2022 г. Результаты анкетирования показали :
1. Распределение покупателей по возрасту – рисунок 2.
Рисунок 2 - Возраст покупателей сети «X5 Group»
2. Распределение покупателей по признаку пола: мужчин - 44%, женщин - 56%. (рисунок 3)
Рисунок 3 - Пол покупателей сети «X5 Group»
3. Финансовое положение покупателя иллюстрирует рисунок 4.
Рисунок 4 -Ежемесячный доход покупателей
4. Положение в семье: 65% - семейных пар, остальные 35% - холостые мужчины и одинокие или незамужние женщины.
5. Образование: среднее специальное, высшее — 80%. В данный момент не имеет значения.
6. Географическое место проживания: городских жителей- 85%, сельских- 15%.
Таким образом, большинство покупателей Компании «X5 Group» - городские жители, мужчины и женщины в возрасте от 26 до 65 лет, преимущественно семейные, с низким и средним уровнем доходов.
Маркетинговая среда, в которой функционируют торговые предприятия X5 Retail Group, как и вся розничная торговля, сегодня находится под влиянием негативных макроэкономических факторов и факторов
покупательского поведения.
Негативные макроэкономические факторы:
Повышение цен на продукты отечественного производства.
Снижение / отрицательный рост реальных заработных плат.
Сокращение доли расходов на продукты питания в бюджете покупателей.
Изменения в поведении покупателей:
Активный поиск выгодных промо-акций;
Переход на более дешёвые товары в пределах категорий и форматов;
Снижение уровня потребления / среднего чека;
Осуществление покупок в магазинах разных форматов и разных магазинах одного формата;
Более тщательное отслеживание выгодных цен;
Сокращение количества крупных покупок.
В условиях этих перемен Х5 предпринимает следующие ответные действия:
По ассортименту:
Обеспечение оптимального ассортимента продукции, максимально полно отвечающего реальным потребностям покупателей;
Расширение ассортимента отечественной продукции и дальнейшее развитие импортозамещения.
По ценовой политике:
Контроль конкурентоспособности цен и восприятия ценовой политики форматов с целью сохранения и укрепления рыночных позиций;
Дальнейшее развитие импортозамещения: увеличение в ассортименте товаров, цены на которые менее подвержены валютным колебаниям;
Выборочное регулирование динамики роста цен на товары на полках для определенной категории продукции в соответствии с ценовым позиционированием форматов;
Точечные инвестиции в работу с потребителем для поддержания показателей трафика и восприятия ценовой политики.
В сотрудничестве с поставщиками: