ВУЗ: Белорусский государственный медицинский университет
Категория: Ответы на вопросы
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 13.02.2019
Просмотров: 11089
Скачиваний: 33
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»
Права медицинских работников. Обязанности медицинских работников (Закон РБ «О здравоохранении»).
Врачебная этика и медицинская деонтология (Закон РБ «О здравоохранении»).
Раздел II. Основы медицинской статистики. Организация медико-статистического исследования
Динамический ряд, виды, методы выравнивания. Показатели динамического ряда, методика вычисления.
Раздел III. Общественное здоровье и методы его изучения. Важнейшие медико-социальные проблемы
Раздел IV. Охрана здоровья населения
Права главных государственных санитарных врачей, порядок их назначения и взаимодействия.
Анализ деятельности службы государственного санитарного надзора.
Оценка деятельности центра гигиены и эпидемиологии на основе модели конечных результатов.
Раздел V. Современные проблемы профилактики
Раздел VI. Основы управления, планирования, финансирования и экономики здравоохранения
Управление. Научные основы управления. Методы управления, характеристика. Стили руководства.
Органы управления службой государственного санитарного надзора.
Научная организация труда. Автоматизированные системы управления в здравоохранении.
Планирование здравоохранения. Задачи и принципы планирования. Виды планов, их характеристика.
3) балансовый метод – обеспечивает пропорциональность развития ЗО между реальными возможностями и плановыми показателями, позволяет вскрыть намечающиеся диспропорции во время выполнения плана; используется при составлении межотраслевых балансов (балансов подготовки кадров и роста сети больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений и др.)
4) экспертный метод – высокопрофессионален, независим, но не всегда учитывает традиции страны
5) экономико-математический метод – применяется при необходимости научно обосновать оптимальные варианты плана, наиболее часто используют линейное программирование, теорию массового обслуживания и метод статистических испытаний.
6) нормативный метод – основа при планировании государственной системы ЗО, его основа – использование норм и нормативов, утвержденных МЗ; применяется при составлении любого плана, основанного на использовании балансового метода, т.е.во всех случаях, когда необходимо обеспечить пропорциональность развития. Данный метод также широко применяется при разработке и исполнении бюджета и сметы учреждений ЗО.
Норма – количественный показатель состояния окружающей среды, лечебно-профилактической помощи, деятельности медицинских организаций в конкретных организационно-технических условиях.
Норматив – расчетный показатель, который характеризует совокупность средств, необходимых для достижения установленной нормы при определенных типовых организационно-технических условиях.
Количество коек на 1 врачебную должность – это норматив, а количество физиотерапевтических единиц в год на 1 должность медсестры – это норматив.
Нормы и нормативы могут быть:
а) социальными – направлены на удовлетворение потребности населения в медицинской помощи (обеспеченность врачами общей практики и участковыми терапевтами – 1 врач на 1300 жителей, койками – 9 промилле, аптеками – 1 на 8 тыс. жителей, бригадами скорой помощи – 1 на 2,5 тыс. жителей) и экономическими – направлен на обеспечение финансовой и хозяйственной деятельности ЛПО (бюджетные расходы на ЗО - 170 у.е. на 1 жителя)
б) минимальными – отражают уровень необходимых на данном этапе социально-экономического развития условий жизнедеятельности людей и потребности ЗО в ресурсах, ниже которых происходит нарушение нормального процесса функционирования системы охраны здоровья (нормативы потребности в медицинской помощи, удельных капитальных вложений в развитие отрасли) и рациональными – ориентированы на полное удовлетворение потребностей населения и отрасли (нормативы по врачебным кадрам и среднему медицинскому персоналу).
в) комплексные – характеризуют социально-экономические аспекты управления и обеспечения населения медицинской помощью и частные – характеризуют отдельные стороны протекающих процессов
В ЗО действуют нормы и нормативы:
- по сфере применения: местные и отраслевые
- по сроку действия: временные и условно постоянные
- по способу построения: единые и типовые
- по методу обоснования: научно-обоснованные, статистические, опытные, усредненные
- по единице измерения: нормы времени, нормы нагрузки, обслуживания, численности персонала, материальных затрат и т.п.
Нормы и нормативы в ЗО можно объединить в 4 группы:
1. оказания медицинских услуг (нормативы труда, нормативы развития сети организаций, нормативы стоимости медицинских услуг)
2. потребления (нормативы заработной платы, нормативы финансирования ЗО)
3. развития отрасли (потребность отрасли в специалистах и др.)
4. санитарно-гигиенические (строительные нормы и правила, предельные нормы содержания веществ в почве и воздухе)
Основные принципы разработки норм и нормативов:
- использовать оценку населением степени удовлетворения потребностей в услугах системы ЗО
- принимать во внимание общественное мнение по ключевым вопросам развития ЗО
- учитывать при разработке норм и нормативов рекомендации ВОЗ и уровень удовлетворения потребностей в медицинской помощи в развитых странах
- разрабатывать нормы и нормативы не только для страны в целом, но и по регионам с учетом уровня оказания медицинской помощи, потребления медицинских услуг по поло-возрастным и профессиональным группам населения в территориальном разрезе, а также структуры заболеваемости
Функции норм и нормативов:
- анализ достигнутого уровня развития отрасли и результатов деятельности ЛПО
- планирование и прогнозирование деятельности ЛПО
- контроль за использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов
- необходимый элемент хозяйственного механизма отрасли для организации работы по оказанию медицинских услуг
7) метод экстраполяции - применяется для выявления тенденции изменения показателей заболеваемости по отдельным нозологическим формам, рождаемости, смертности и др. в последующие годы и др.
Региональные программы государственных гарантий (РПГГ) по оказанию медицинской помощи населению определяют виды и объем медицинской помощи, а также условия их предоставления за счет средств бюджета, содержат нормативы по конкретным объемам медицинской помощи и плановые показатели их финансового обеспечения, утверждаются ежегодно исполнительными органами власти.
Основа РПГГ – гарантированный государством объем медицинской и лекарственной помощи, предусматривающий оказание количественно-регламентированной медицинской помощи по профилактике, диагностике и лечению заболеваний, определенный ежегодно МЗ РБ в виде государственных минимальных социальных стандартов в области ЗО.
Законодательные акты при составлении РПГГ:
1. Конституция РБ
2. Закон о государственных минимальных социальных стандартах
3. Постановление Совета министров РБ о государственных минимальных социальных стандартах в области ЗО (2002 г.)
4. Постановление МЗ РБ об утверждении среднереспубликанских нормативов объема медицинской помощи, которые предоставляются государственными организациями гражданам РБ за счет средств бюджета (число посещений поликлиники 10600 на 1 тыс., уровень госпитализации 220 на 1 тыс., средняя длительность лечения 11,7 дней, число вызовов скорой 260 на 1 тыс. и др.)
5. Инструкция по разработке и реализации РПГГ
Также необходимо знание нормативов обеспечения медицинской помощью (норматив бюджетного финансирования на 1 человека, обеспеченность врачами первичного звена – 1 на 1300, обеспеченность койками – 9 на 1000 населения, аптеками – 1 на 8000 жителей, бригадами СМП – 1 на 12,5 тыс. жителей), показатели здоровья (заболеваемость, смертность, инвалидность), данные о финансах.
Структура РПГГ:
1. Общие положения
2. Перечень видов медицинской помощи, представляемой населению за счет бюджета конкретного района
3. Условия предоставления медицинской помощи населению
4. Объемы медицинской помощи
5. Обязанности и ответственность местных органов власти и органов ЗО
Планирование службы государственного санитарного надзора на различных уровнях. Программно-целевое, функционально-отраслевое планирование.
методичка планирование
Планирование работы центра гигиены и эпидемиологии. Годовой план работы центра гигиены и эпидемиологии, его разделы. Порядок составления. Данные, необходимые для составления годового плана центра гигиены и эпидемиологии.
Планирование оздоровительных мероприятий на промышленном предприятии. Роль специалистов центра гигиены и эпидемиологии в планировании. Оценка эффективности оздоровительных мероприятий на промышленном предприятии.
Экономика здравоохранения. Определение, задачи. Понятие о медицинской, социальной, экономической эффективности здравоохранения. Экономический эффект от снижения профессиональной заболеваемости.
Экономика (в пер. искусство ведения домашнего хозяйства) – совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышаются политические и юридические надстройки, и которой соответствуют определенные формы общественного сознания (определение Маркса); это отрасль научных знаний, которая изучает производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства или обмене.
Основные группы человеческой деятельности:
1) производственная деятельность: промышленность, сельское хозяйство, строительство, грузовой транспорт, связь, торговля и др.
2) услуги: образование, здравоохранение, пасажирский транспорт, социальные услуги и др.
3) духовное производство: наука, культура, средства массовой информации
4) домашнее хозяйство
1-ая группа подлежит экономической оценке, 2 группа – подлежит частично, 3-ая группа – подлежит условно, 4-ая группа – не подлежит экономической оценке.
Экономика ЗО – отраслевая экономическая наука, предметом изучения которой является выявление взаимодействия ЗО как отрасли непроизводственной сферы народного хозяйства с обществом. Она исследует действие объективных экономических законов, условия и факторы обеспечения максимального удовлетворения потребности населения в медицинском обслуживании и охране здоровья населения при определенных затратах труда.
Общая экономика ЗО изучает вклад всей системы ЗО в развитие народного хозяйства: прямые и обратные связи, которые существуют между ЗО как спефицической отраслью народного хозяйства и народным хозяйством в целом.
Система хозяйствования – это сложный комплекс, целью которого является удовлетворение потребностей вообще и в здоровье в частности. ЗО оказывает влияние на народное хозяйство путем: а) увеличения числа работающих за счет снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, преждевременной смертности; б) снижения затрат по социальному страхованию; в) оздоровления среды обитания человека, психического и физического состояния населения.
История экономики ЗО.
Впервые на экономику санитарно-демографических процессов обратил внимание в России Рославский («Исследование о движении народонаселения в России», опубликованное в «Вестнике императора»). Фаве определил расходы на лечение больных малярией и экономический ущерб от потерь рабочего времени в связи с болезнью – «Опыт изучения малярии в санитарном отношении». Работа межведомственной комиссии под руководством Рейна подсчитала вред экономическому развитию России от заразных болезней; в 1914 г. прошел первый конгресс по проблемам медицинской экономики, Рейн предложил проект первого министерства ЗО, но его осуществлению помешала война 1914 г.. Томили один из первых попытался синтезировать теорию по экономической демографии и экономике ЗО («Народно-хозяйственная ценность человеческой жизни», «Профилактика и экономика», «Экономика населения и ее социально-гигиеническое и народно-хозяйственное значение» - профилактика является экономикой по своим целям, т.к. она уберегает от растраты человеческих жизней). До 1965 г. в экономике ЗО преобладала идея Сешашко – в ЗО нужно включить столько, сколько нужно, однако вкладывали много, а КПД был низкий, поэтому подходы пришлось изменить.
Задачи экономики ЗО:
1. Правильное определение объема и рациональное использование экономических ресурсов, выделяемых на ЗО.
2. Обоснование неотраслевого экономического эффекта от ЗО и анализ внутриотраслевой эффективности использования ресурсов, имеющихся в системе ЗО (разработка методологии в оценке конечных результатов деятельности системы ЗО)
3. Изучение социально-экономических проблем, связанных с изменениями оплаты труда медицинских работников, теоретических и практических вопросов нормирования труда в ЗО
4. Изучение и оценка экономической эффективности деятельности учреждений ЗО на современном этапе
5. Экономическое обоснование удовлетворения потребностей населения в лечебно-профилактическом обслуживании
6. Проведение экономических экспериментов в ЗО.
Методы экономического анализа в ЗО: бухгалтерский учет; статистический; экспертный; хронометражный; математического моделирования; экспериментальный; анкетирования; интервью и др.
Эффективность системы ЗО определяется рядом эффектов:
а) медицинским – степень достижения медицинского результата; в отношении конкретного больного это выздоровление или улучшение состояния здоровья, восстановление утраченных функций отдельных органов и систем, на уровне ЗО в целом это удельный вес излеченных больных, уменьшение случаев хронизации, снижение уровня заболеваемости населения и др. Медицинская эффективность отражает степень достижения поставленных задач диагностики и лечения заболеваний с учетом критериев качества, адекватности и результативности.
б) социальным – степень достижения социального результата; в отношении конкретного больного это возвращение его к труду и активной жизни в обществе, удовлетворенность медицинской помощью, на уровне всего ЗО в целом это увеличение продолжительности предстоящей жизни, снижение уровня показателей смертности и инвалидности, удовлетворенность общества в целом системой оказания медицинской помощи (данный эффект имеет максимальное значение)
в) экономическим – определяется разницой между экономическим ущербом вследствие заболеваемости до и после проведения активных медицинских оздоровительных мероприятий; общие экономические потери в связи с заболеваемостью населения делятся на прямые (затраты на оказание медицинской помощи, реабилитацию, научно-исследовательскую работу и подготовку медицинских кадров) и косвенные (потери в связи со снижением производительности труда в результате временной или стойкой утраты трудоспособности, преждевременной гибели и др.), при этом на долю прямых экономических потерь приходится около 10%, а на долю косвенных – около 90%; проведение различных медицинских оздоровительных мероприятий, нацеленных на снижение уровня заболеваемости (вакцинация определенных контингентов населения, диспансеризация и др.) уменьшают экономический ущерб вследствие заболеваний.
Основные экономические показатели в ЗО:
1. Фондовооруженность труда – оснаженность труда основными производственными фондами:
2. Фондоотдача – обобщенный показатель использования всей совокупности основных производственных фондов: