ВУЗ: Белорусский государственный медицинский университет
Категория: Ответы на вопросы
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 13.02.2019
Просмотров: 11061
Скачиваний: 33
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»
Права медицинских работников. Обязанности медицинских работников (Закон РБ «О здравоохранении»).
Врачебная этика и медицинская деонтология (Закон РБ «О здравоохранении»).
Раздел II. Основы медицинской статистики. Организация медико-статистического исследования
Динамический ряд, виды, методы выравнивания. Показатели динамического ряда, методика вычисления.
Раздел III. Общественное здоровье и методы его изучения. Важнейшие медико-социальные проблемы
Раздел IV. Охрана здоровья населения
Права главных государственных санитарных врачей, порядок их назначения и взаимодействия.
Анализ деятельности службы государственного санитарного надзора.
Оценка деятельности центра гигиены и эпидемиологии на основе модели конечных результатов.
Раздел V. Современные проблемы профилактики
Раздел VI. Основы управления, планирования, финансирования и экономики здравоохранения
Управление. Научные основы управления. Методы управления, характеристика. Стили руководства.
Органы управления службой государственного санитарного надзора.
Научная организация труда. Автоматизированные системы управления в здравоохранении.
Планирование здравоохранения. Задачи и принципы планирования. Виды планов, их характеристика.
I этап. Оценка показателей здоровья населения
1. Вычислить разницу между контрольным и фактическим значением показателя:
- общая смертность: 14,0-14,3 = 0,3
- младенческая смертность: 6,0-6,4 = 0,4
- заболеваемость с ВУТ: 690 – 700 = 10
- годность к воинской службе: 95,5 – 95,1 = 0,4
2. Умножить полученную разницу на оценку величины отклонения в баллах:
- общая смертность: 0,3 Х 2 = 0,6
- младенческая смертность: 0,4 Х 0,5 = 0,2
- заболеваемость с ВУТ: 10 Х 0,1 = 1
- годность к воинской службе: 0,4 Х 0,2 = 0,8
3. От значения «стоимости» контрольного показателя (в баллах) отнять или прибавить (зависит от знака) полученную величину:
- общая смертность: 3 - 0,6 = 2,4 б
- младенческая смертность: 6 – 0,2 = 5,8 б
- заболеваемость с ВУТ: 5- 1 = 4 б
- годность к воинской службе: 2 – 0,8 = 1,2 б
Аналогичным образом на II и III этапах оцениваются показатели деятельности и дефектов (в итоге получим: охват диспансеризацией 1,5 б, охват профосмотрами женщин 1,94 б, обоснованные жалобы 1,64 б, выявление онкологических больных в далеко зашедших стадиях 2,7 б)
IV этап. Комплексная оценка результатов.
Социально-гигиенический мониторинг, задачи, роль в оценке и прогнозировании показателей здоровья населения. Организации и проведение социально-гигиенического мониторинга в центре гигиены и эпидемиологии.
Социально-гигиенический мониторинг - система сбора, анализа и оценки информации о состоянии жизни и здоровья населения в зависимости от качества среды обитания человека.
Социально-гигиенический мониторинг проводится в целях выявления уровней риска для жизни и здоровья населения и разработки мероприятий, направленных на предупреждение, уменьшение и устранение неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания.
Социально-гигиенический мониторинг проводит Министерство здравоохранения Республики Беларусь в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
В результате выполнения Закона «О СЭБ» создана уникальная система СГМ, являющаяся основой изучения влияния факторов среды обитания на здоровье, разработки и реализации эффективных профилактических мероприятий.
Огромный объем работы ведется не только МЗ, но СГМ осуществляют силами многих Министерств и ведомств. В связи с чем возникла необходимость решать сложные задачи (организационные) по активному включению министерств и ведомств в межведомственные взаимосвязи.
Совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами необходимо решать вопросы о построении информационных межведомственных каналов, как на республиканском, так и на региональном уровне.
Это необходимо для решения таких задач:
- формирование государственного фонда информационных ресурсов, в области обеспечения СЭБ населения
- выявление причинно-следственных связей на основе системного анализа, и оценки риска здоровью населения. Программно-техническое, лабораторно-диагностическое обеспечение СГМ на основе современных информационно-аналитических технологий программно-аппаратных комплексов
- межведомственная координация по обеспечению СЭБ населения при принятии управленческих решений на уровне государства, территориальном уровне, органов местного самоуправления.
Ведется работа по созданию информационного фонда данных (базы данных) о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, а также совокупность НПА и справочных материалов в области анализа, прогноза, и определение причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.
Основные показатели, формирующие государственные информационные фонды можно разделить на следующие категории:
- здоровье населения
- состояние среды обитания человека
- качества атмосферного воздуха; - поверхностных и подземных вод; - почвы.
- качество продовольственного сырья, и продуктов питания
- показатели социально-экономического положения территории, оказывающие влияние на изменение сан-эпидемиологическое состояние населения, здоровье человека и среды его обитания.
Одной из основных задач госсанслужбы – создание единой, строго структурированной, построенной на унифицированном и совместимом программно-аппаратном обеспечении, с единым методологическим и методическими подходами, системы СГМ на всей территории РБ.
СГМ – это сложная межведомственная система наблюдения, с анализом поступающей информации и прогнозированием возможных ситуаций в ближайшем и отдаленном будущем.
Создан координационный совет по сотрудничеству в области создания единого информационного пространства государств – участников СНГ для обеспечения СЭБ населения.
Необходимо определить перечень приоритетных загрязнителей атмосферного воздуха (NO2, CO, взвешенные в-ва, формальдегид, аммиак, фенол, сероводород, бензол, бенз-а-пирен, толуол, метилмеркоптан).
В составе загрязнителей присутствуют вещества обладающие канцерогенным, гепатотоксическим и нефротоксическим действием, влияющим на репродуктвную функцию и иммунную систему человека.
Как показывают исследования наибольшую опасность для окружающей среды представляют следующие отрасли промышленности:
-
машиностроение и машинообработка
-
электро-энергетика
-
химическая и нефтехимическая
-
черная и цветная металлургия
-
топливная
В целях системного обеспечения ведения СГМ в учреждениях ЦГЭ происходит или (сформированы) специализированные отделы, укомплектованные оргтехникой и подготовленными кадрами.
Развитие системы СГМ позволит перейти к использованию методологии оценки риска воздействия факторов окр среды на здоровье населения, что в конечном итоге позволит не только сформировать планы профилактических мероприятий но и в плотную подойти к оценке стоимости здоровья, стоимости ущерба здоровью.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь27.01.2004 N 82: ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
1. Настоящее Положение определяет систему, цель и задачи социально-гигиенического мониторинга (далее - мониторинг).
2. Мониторинг проводится на республиканском, областном, городском и районном уровнях в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами.
3. Целью мониторинга являются выявление уровней риска для здоровья и разработка мероприятий, направленных на уменьшение, устранение и предупреждение неблагоприятного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения.
4. Основные задачи системы мониторинга:
-
организация наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания человека и условий его жизнедеятельности;
-
получение информации, необходимой для реализации цели мониторинга, от республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов;
-
идентификация факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, путем выявления причинно-следственных связей между состоянием здоровья и воздействием факторов среды обитания человека;
-
прогнозирование состояния здоровья населения;
-
обоснование, разработка и организация выполнения программ по вопросам обеспечения санитарно-эпидемического благополучия и охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека;
-
программное и инженерно-техническое обеспечение мониторинга на основе современных научных решений и внедрения современных информационных технологий;
-
координация межведомственной деятельности по мониторингу;
-
информирование государственных органов, юридических лиц и граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга;
-
ведение специализированных банков данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека.
5. В системе мониторинга отслеживается и анализируется следующая информация:
-
о состоянии здоровья населения: заболеваемости, физическом развитии, инвалидности;
-
о демографических процессах;
-
об условиях воспитания и обучения детей, подростков и молодежи;
-
об условиях труда;
-
о структуре питания, качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека;
-
об уровне гигиенического воспитания и обучения населения;
-
об уровнях загрязнения атмосферного воздуха;
-
о качестве питьевой воды, состоянии источников питьевого водоснабжения, водных объектов в местах водопользования;
-
о состоянии земель;
-
об источниках вредных физических воздействий (шум, вибрация, ультразвук, электромагнитные волны и др.);
-
об источниках вредного воздействия на окружающую среду, в том числе на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, землю;
-
о радиационной обстановке;
-
о показателях социально-экономического развития республики в целом и ее административно-территориальных единиц.
6. Проведение мониторинга организует Министерство здравоохранения Республики Беларусь во взаимодействии с соответствующими республиканскими органами государственного управления.
7. Организацию и проведение мониторинга на уровне административно-территориальных единиц проводят территориальные учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, во взаимодействии с соответствующими государственными органами.
8. Порядок проведения мониторинга, состав информации, необходимой для реализации целей мониторинга, сроки ее получения определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с заинтересованными государственными органами.
9. Система социально-гигиенического мониторинга взаимодействует с Национальной системой мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь в части обмена информацией о состоянии окружающей среды и воздействия на нее природных и антропогенных факторов. Обмен информацией между указанными системами осуществляется на безвозмездной основе в порядке, установленном законодательством.
Раздел V. Современные проблемы профилактики
Профилактика, определение, современные проблемы. Уровни и виды профилактики. Основные принципы первичной профилактики. Факторы, обуславливающие необходимость усиления профилактики на современном этапе.
Профилактика – составная часть медицины, система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и увеличению продолжительности жизни.
Современные особенности и проблемы профилактики:
1) должна быть направлена не только на охрану здоровья, но главным образом на укрепление здоровья, на охрану здоровья здоровых людей (здоровье здоровых изучает саналогия)
Формула здоровья по ВОЗ - здоровье зависит от:
- образа жизни (50%) - совокупности принимаемых человеком решений, воздействующих на его здоровье (ВОЗ); характеризует жизнь в целом, основан на взаимодействии условий жизни и особенностей индивидуального поведения, определяется социально-культурными факторами и личностными характеристиками.
- состояния окружающей среды (20%);
- генетических факторов (20%);
- лечебных мер, медицины (10%)
2) необходимость активного участия в профилактике населения
3) необходимость усиления общественной направленности профилактики
Наиболее оптимальной формой комплексной работы являются национальные программы профилактики.
Комплексная национальная программа профилактики принята Советом Министров, она основана на мерах по преодолению факторов риска, формированию здорового образа жизни. Финансирование программ профилактики идет за счет бюджета ЗО..
Программы делятся на: а) территориальные и б) отраслевые.
Требования к программам профилактики:
а) определение темы программы
б) определение ее конечной цели
в) постановка задач программы
г) контроль за выполнением программы.
Структура программы:
1) Мероприятия по охране окружающей среды (здоровье и окружающая среда)
2) Производство, условия труда и здоровье человека
3) Образ жизни и здоровье человека
4) Повышение качества и эффективности медицинской помощи населению и совершенствование управления.
В РБ действуют 12 программ профилактики:
Государственные программы
Наименование программы |
Дата и номер нормативного документа органа, утвердившего программу |
Срок реализации |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 января 2010 г. № 11 |
2010–2014 гг. |
|
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2011 г. № 163 |
2010–2014 гг. |
|
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2011 г. № 27 |
2011–2015 гг. |
|
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 269 |
2011–2015 гг. |
|
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 268 |
2011–2015 гг. |
|
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1922 |
2011–2015 гг. и на период до 2020 г. |
|
Государственная программа по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2010 г. № 1602 |
2011–2015 гг. |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2010 г. № 1126 |
2011–2015 гг. |
|
Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы |
Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 357 |
2011–2015 гг. |
Государственная программа устойчивого развития села на 2011–2015 годы |
Указ Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г. № 342 |
2011–2015 гг. |
Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы . Подпрограмма «Электронное здравоохранение» |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2011 г.№ 384 |
2011–2015 гг. |
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы |
Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2011 г.№ 942 |
2011–2015 гг. |