ВУЗ: Белорусский государственный медицинский университет
Категория: Ответы на вопросы
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 13.02.2019
Просмотров: 11053
Скачиваний: 33
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»
Права медицинских работников. Обязанности медицинских работников (Закон РБ «О здравоохранении»).
Врачебная этика и медицинская деонтология (Закон РБ «О здравоохранении»).
Раздел II. Основы медицинской статистики. Организация медико-статистического исследования
Динамический ряд, виды, методы выравнивания. Показатели динамического ряда, методика вычисления.
Раздел III. Общественное здоровье и методы его изучения. Важнейшие медико-социальные проблемы
Раздел IV. Охрана здоровья населения
Права главных государственных санитарных врачей, порядок их назначения и взаимодействия.
Анализ деятельности службы государственного санитарного надзора.
Оценка деятельности центра гигиены и эпидемиологии на основе модели конечных результатов.
Раздел V. Современные проблемы профилактики
Раздел VI. Основы управления, планирования, финансирования и экономики здравоохранения
Управление. Научные основы управления. Методы управления, характеристика. Стили руководства.
Органы управления службой государственного санитарного надзора.
Научная организация труда. Автоматизированные системы управления в здравоохранении.
Планирование здравоохранения. Задачи и принципы планирования. Виды планов, их характеристика.
Направление связи может быть прямое (положительное) или обратное (отрицательное).
Прямая связь - если с увеличением одного признака второй также увеличивается или с уменьшением одного признака другой тоже уменьшается. Например, с увеличением роста увеличивается масса тела, с уменьшением заболеваемости уменьшается смертность. Обратная связь - когда с увеличение одного признака, другой, корреляционно связанный с ним признак, уменьшается. Например, с увеличением охвата прививками уменьшается заболеваемость инфекционными болезнями, с увеличением санитарной грамотности и образованием матери уменьшается младенческая смертность.
Под силой связи следует понимать степень корреляции.
Таблица 7
Критерии оценки коэффициента корреляции
СТЕПЕНЬ СВЯЗИ |
Величина коэффициента корреляции |
|
при прямой |
при обратной |
|
Малая (слабая) |
от 0 до +0.3 |
от 0 до -0.3 |
Средняя (умеренная) |
от 0.3 до +0.69 |
от -0.3 до -0.69 |
Большая (сильная) |
от 0.7 до +0.99 |
от -0.7 до -0.99 |
Функциональная |
+1 |
-1 |
Измерение силы связи осуществляется путем вычисления коэффициента корреляции. Рассмотрим два способа расчета коэффициента корреляции.
I. Парный коэффициент корреляции рядов (rху) вычисляется по формуле:
Рассмотрим на примере методику расчета коэффициента корреляции этим методом (Таблица 8).
Таблица 8
Показатели |
Отклонения |
|
Квадрат отклонения |
|||
железа в г%, VX |
гемоглобина в %, Vy |
dx |
dy |
dx*dy |
dx2 |
dy2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
48 |
65 |
-4 |
-4 |
16 |
16 |
16 |
48 |
66 |
-4 |
-3 |
12 |
16 |
9 |
49 |
68 |
-3 |
-1 |
3 |
9 |
1 |
50 |
68 |
-2 |
-1 |
2 |
4 |
1 |
51 |
70 |
-1 |
1 |
-1 |
1 |
1 |
53 |
70 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
54 |
70 |
2 |
1 |
2 |
4 |
1 |
57 |
72 |
5 |
3 |
15 |
25 |
9 |
58 |
72 |
6 |
3 |
18 |
36 |
9 |
468 |
621 |
|
|
68 |
112 |
48 |
При сопоставлении показателей содержания железа и гемоглобина в крови отмечается увеличение уровня гемоглобина с ростом количества железа. Следует определить степень связи между этими показателями и достоверность полученного результата.
Вычисления проводятся по следующему алгоритму: 1) Вычисляем средние арифметические рядов X и Y:
2) Определяем отклонения вариант каждого ряда от своей средней (dx и dу): смотри графы 3 и 4 в Таблице 3.
3) Находим произведение dx*dy: смотри графу 5 в Таблице 8. Полученные значения суммируются с учетом знаков.
4) Возводим в квадрат dx и dy и суммируем полученные значения: смотри графы 6 и 7 в Таблице 8.
5) Вычисляем коэффициент корреляции:
Вывод: Отмечается очень сильная корреляционная связь между содержанием в крови железа и гемоглобина.
Для оценки достоверности коэффициента корреляции вычисляется его средняя ошибка:
- при числе наблюдений более 100;
- при числе наблюдений от 30 до 100;
- при числе наблюдений менее 30.
В рассматриваемом нами примере следует использовать последнюю формулу, поскольку число наблюдений равно 9:
Для оценки величины полученной ошибки следует использовать критерий достоверности (t).
При числе наблюдений более 30 коэффициент корреляции достоверен, если критерий t больше или равен 3. При числе наблюдений менее 30 критерий t оценивается по специальной.
В рассматриваемом нами примере
Это больше табличного значения, что подтверждает достоверность выявленной сильной связи и взаимозависимости анализируемых явлений.
II. Ранговый коэффициент корреляции (ρ) относится к непараметрическим критериям и предложен Спирменом. Он используется при необходимости получения быстрого результата и основан на определении ранга (места) каждого из значений ряда.
Для вычисления рангового коэффициента корреляции используется следующая формула:
Рассмотрим методику вычисления рангового коэффициента корреляции на следующем примере (Таблица 9).
Таблица 9.
Годы |
Число травм на 100 рабочих |
Число гнойничковых заболеваний на 100 рабочих |
Ранги |
dxy |
d2xy |
|
х |
у |
|||||
1992 |
5.0 |
4.0 |
1 |
2 |
-1 |
1 |
1993 |
6.1 |
3.5 |
2 |
1 |
+1 |
1 |
1994 |
9.0 |
4.8 |
5 |
4 |
+1 |
1 |
1995 |
8.6 |
5.5 |
4 |
5 |
-1 |
1 |
1996 |
7.4 |
4.2 |
3 |
3 |
0 |
0 |
При сопоставлении частоты травматизма и распространенности гнойничковых заболеваний среди рабочих промышленного предприятия отмечается рост гнойничковых заболеваний с увеличением травматизма. Следует определить степень связи между этими показателями и достоверность полученного результата.
Вычисления проводятся по следующему алгоритму:
1) Определяем ранги по значению каждой величины ряда. Важно соответствие. Если первый ряд ранжируется от меньшего значения к большему, то второй ряд следует ранжировать в том же порядке.
2) Отмечаем отклонение значимости рангов первого ряда от второго (dxy): смотри графу 6 в таблице 9. Они в сумме с учетом знаков равны нулю.
3) Возводим в квадрат полученные отклонения и суммируем их. В нашем примере d2xy = 4: смотри графу 7 в таблице 9.
4) Рассчитываем ранговый коэффициент корреляции:
Вывод: Корреляция прямая, высокая. Между травматизмом и частотой гнойничковых заболеваний на предприятии существует тесная связь.
Оценка достоверности полученного рангового коэффициента корреляции выполняется по методике, которая была разобрана для коэффициента корреляции рядов.
Прямолинейная корреляция отличается тем, что при этой Форме связи каждому значению одного признака соответствует определенное в среднем значение другого признака.
Та величина, на которую в среднем изменяется второй признак при изменении первого на единицу, называется коэффициентом регрессии.
Для расчета коэффициента регрессии используется следующая формула:
Рассмотрим методику расчета коэффициента регрессии на примере.
При анализе физического развития 7-летних мальчиков были получены следующие средние значения роста (X) и массы тела (У):
X = 118.4 см |
х = +/-6.0 см |
У = 24.0 кг |
у = +/-2.6 кг |
Коэффициент корреляции между весом и ростом составил +0.7. Расчет коэффициента регрессии выполняется по формуле:
Следовательно, с изменением роста 7-летних мальчиков на 1 см. масса тела в среднем изменяется на 0.3 кг.
С помощью коэффициента регрессии без специальных измерений можно определить величину одного из признаков (например, массы тела), зная значение другого (роста). С этой целью используется уравнение линейной регрессии:
у = My + Rxy(х - Мх),
где у - искомая величина массы тела;
My - среднее значение массы тела, характерное для данного
возраста;
Rxy - коэффициент регрессии массы тела по росту;
х - известная величина роста;
Мх - средне значение роста.
Определим, какова будет масса тела 7-летнего мальчика при росте 120 см.
у = Мy + Rxy(х - Мх) = 24 + 0.3(120 - 118) = 24.6 кг
Коэффициенты регрессии и уравнения регрессии широко применяются для составления шкал регрессии, которые используются при индивидуальной оценке физического развития.
Критерий соответствия Хи-квадрат. Понятие о «нулевой гипотезе», этапы расчета критерия соответствия. Применение в практическом здравоохранении.
Нулева́я гипо́теза — гипотеза, которая проверяется на согласованность с имеющимися выборочными (эмпирическими) данными. Часто в качестве нулевой гипотезы выступают гипотезы об отсутствии взаимосвязи или корреляции между исследуемыми переменными, об отсутствии различий (однородности) в распределениях (параметрах распределений) двух и/или более выборках. В стандартном научном подходе проверки гипотез исследователь пытается показать несостоятельность нулевой гипотезы, несогласованность её с имеющимися опытными данными, то есть отвергнуть гипотезу. При этом подразумевается, что должна быть принята другая, альтернативная (конкурирующая), исключающая нулевую, гипотеза. Используется при статистической проверке.
Критерий хи-квадрат — любая статистическая проверка гипотезы, в которой выборочное распределение критерия имеет распределение хи-квадрат при условии верности нулевой гипотезы. Считается, что критерий хи-квадрат — это критерий, который асимптотически верен, то есть, выборочное распределение можно сделать как угодно близким к распределению хи-квадрат путём увеличения размера выборки.
ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ ЗНАЧЕНИЙ КРИТЕРИЯ СООТВЕТСТВИЯ «ХИ-КВАДРАТ»
Число степеней свободы (n´) |
Р (величина ошибки) |
||
0,05 = 5% |
0,01 = 1% |
0,002= 0,02% |
|
1 |
3,8 |
6,6 |
9,5 |
2 |
6,0 |
9,2 |
12,4 |
3 |
7,8 |
11,3 |
14,8 |
4 |
9,5 |
13,3 |
16,9 |
5 |
11,1 |
15,1 |
18,9 |
6 |
12,6 |
16,8 |
20,7 |
7 |
14,1 |
18,5 |
22,6 |
8 |
15,5 |
20,1 |
24,3 |
9 |
16,9 |
21,7 |
26,1 |
10 |
18,3 |
23,2 |
27,7 |
11 |
19,7 |
24,7 |
29,4 |
12 |
21,0 |
26,2 |
31,0 |
13 |
22,4 |
27,7 |
32,5 |
14 |
23,7 |
29,1 |
34,0 |
15 |
25,0 |
30,6 |
35,5 |
16 |
26,3 |
32,0 |
37,0 |
17 |
27,6 |
33,4 |
38,5 |
18 |
28,9 |
34,8 |
40,0 |
19 |
30,1 |
36,2 |
41,5 |
20 |
31,4 |
37,6 |
43,0 |
21 |
32,7 |
38,9 |
44,5 |
22 |
33,9 |
40,3 |
46,0 |
23 |
35,2 |
41,6 |
47,5 |
24 |
36,4 |
43,0 |
48,5 |
25 |
37,7 |
44,3 |
50,0 |
26 |
38,9 |
45,6 |
51,5 |
27 |
40,1 |
47,0 |
53,0 |
28 |
41,3 |
48,3 |
54,5 |
29 |
42,6 |
49,6 |
56,0 |
30 |
43,8 |
50,9 |
57,5 |
Нулевая гипотеза предполагает, что две совокупности, сравниваемые по одному или нескольким признакам, не отличаются друг от друга. При этом считается, что действительное различие сравниваемых величин равно нулю, а выявленное по фактическим данным отличие от нуля носит случайный характер.
Для определения, существует или нет зависимость между двумя признаками используется таблица сопряженности двух переменных и критерий хи-квадрат. Как правило, критерий хи-квадрат применяется для анализа таблиц сопряженности номинальных признаков, однако он может использоваться и при анализе взаимосвязи порядковых, или интервальных переменных. Если, скажем, было выяснено, что две переменные не связаны друг с другом, то их дальнейшим исследованием заниматься не стоит. Некоторые указания на связь скорее были обусловлены ошибкой выборки. Если же тест на хи-квадрат указал на связь, то она существует в реальности для генеральной совокупности и ее, возможно, следует изучать. Однако этот анализ не указывает на характер связи.
[сделать другую аналогию какой фактор и заболевание] –Предположим, что изучалась лояльность к определенной марке пива среди служащих и рабочих (двумя переменными, измеренными в шкале наименований). Результаты опроса затабулированы в следующем виде:
Таблица – Матрица сопряженности частот
|
Покупатели |
Непокупатели |
Сумма |
Служащие |
152 |
8 |
160 |
Рабочие |
14 |
26 |
40 |
Сумма |
166 |
34 |
200 |
Матрица содержит наблюдаемые частоты, которые сравниваются с ожидаемыми частотами, определяемыми как теоретические частоты, вытекающие из принимаемой гипотезы об отсутствии связи между двумя переменными (выполняется нулевая гипотеза). Величина отличия наблюдаемых частот от ожидаемых выражается с помощью величины хи-квадрата. Последняя сравнивается с ее табличным значением для выбранного уровня значимости. Когда величина хи-квадрата мала, то нулевая гипотеза принимается, а, следовательно, считается, что две переменные являются независимыми и исследователю не стоит тратить время на выяснение связи между ними, поскольку связь является результатом выборочной ошибки.
Можно рассчитать ожидаемые частоты приведённого примера, пользуясь таблицей частот:
Ожидаемая частота для ячейки = Сумма для столбца, умноженная на сумму для ряда/Общая сумма
Ожидаемая частота для служащих-покупателей = 160·166/200 = 132,8;
Ожидаемая частота для служащих-непокупателей = 160·34/200 = 27,2;
Ожидаемая частота для рабочих-покупателей = 40·166/200 = 32,2;
Ожидаемая частота для рабочих-непокупателей = 40·34/200 = 6,8.
где Vk – наблюдаемая частота в ячейке;
Pk – ожидаемая частота в ячейке;
n – число ячеек матрицы
Из таблицы критических значений хи-квадрата (стандартные статистические таблицы) вытекает, что для числа степеней свободы, равному в приведённом примере 1 (число степеней свободы = число исследуемых групп – 1), и уровня значимости альфа = 0,05 (допустимая ошибка) критическое значение хи-квадрата равно 3,841. Видно, что расчетное значение хи-квадрата существенно больше его критического значения. Это говорит о существовании статистически значимой связи между родом деятельности и лояльностью к исследованной марке пива, и не только для данной выборки, но и для совокупности в целом. Из таблицы следует, что главная связь заключается в том, что рабочие покупают пиво данной марки реже по сравнению со служащими.
Медицинское исследование. Статистические таблицы, виды, требования к составлению. Графические изображения в статистике. Виды диаграмм, правила построения.
Статистические таблицы делятся на:
а) простые - представлено числовое распределение материала по одному признаку, составных частей его. Простая таблица содержит обычно простой перечень или итог по всей совокупности изучаемого явления.
б) групповые - представлено сочетание двух признаков в связи друг с другом