ВУЗ: Белорусский государственный медицинский университет
Категория: Ответы на вопросы
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 13.02.2019
Просмотров: 11075
Скачиваний: 33
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»
Права медицинских работников. Обязанности медицинских работников (Закон РБ «О здравоохранении»).
Врачебная этика и медицинская деонтология (Закон РБ «О здравоохранении»).
Раздел II. Основы медицинской статистики. Организация медико-статистического исследования
Динамический ряд, виды, методы выравнивания. Показатели динамического ряда, методика вычисления.
Раздел III. Общественное здоровье и методы его изучения. Важнейшие медико-социальные проблемы
Раздел IV. Охрана здоровья населения
Права главных государственных санитарных врачей, порядок их назначения и взаимодействия.
Анализ деятельности службы государственного санитарного надзора.
Оценка деятельности центра гигиены и эпидемиологии на основе модели конечных результатов.
Раздел V. Современные проблемы профилактики
Раздел VI. Основы управления, планирования, финансирования и экономики здравоохранения
Управление. Научные основы управления. Методы управления, характеристика. Стили руководства.
Органы управления службой государственного санитарного надзора.
Научная организация труда. Автоматизированные системы управления в здравоохранении.
Планирование здравоохранения. Задачи и принципы планирования. Виды планов, их характеристика.
Заместитель Министра здравоохранения - Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь помимо прав, указанных в части первой настоящей статьи, также имеет право:
-
определять приоритетные направления и основные задачи органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, исходя из складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки;
-
координировать и контролировать деятельность республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, Президенту Республики Беларусь, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
-
поручать проведение экспертиз по оценке воздействия факторов среды обитания человека на его организм органам и учреждениям, входящим в систему Министерства здравоохранения Республики Беларусь, и об их результатах информировать организации и население;
-
давать организациям, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, заключения по документации при заключении договоров на поставку в Республику Беларусь продукции;
-
давать организациям, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, заключения по типовым учебным планам.
Заместитель Министра здравоохранения - Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Главный государственный санитарный врач Управления делами Президента Республики Беларусь назначается на должность и освобождается от должности Управляющим делами Президента Республики Беларусь по согласованию с Министром здравоохранения Республики Беларусь.
Главные государственные санитарные врачи органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, назначаются на должность и освобождаются от должности Министром здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.
Порядок взаимодействия главных государственных санитарных врачей при осуществлении государственного санитарного надзора определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Взаимодействие в работе центра гигиены и эпидемиологии с местными исполнительными и распорядительными органами власти по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (составление справки и проекта решения исполнительного комитета по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия).
методичка: составление справки, проекта решения исполкома (администрации района) по санитарно-противоэпидемическим вопросам. Минск-2008.
Взаимодействие центра гигиены и эпидемиологии с организациями здравоохранения по сохранению и укреплению здоровья населения.
Взаимодействие ЦГЭ с ЛПО:
С амбулаторно-поликлиническими организациями (АПО):
-
контроль проведения профилактических прививок
-
совместная реализация мероприятий по диспансеризации населения
-
осуществление учета и отчетности по распространению инфекционных заболеваний
-
контроль проведения первичных врачебных ПЭМ
-
наблюдение за очагами инфекций
-
проведение дегельминтизации
-
участие в мед советах при обсуждении вопросов сан-эпид режима
-
совместная работа с населением по формированию ЗОЖ
-
участие в обсуждении результатов профилактических осмотров рабочих промышленных предприятий
С больничными организациями:
-
контроль соблюдения ПЭР и своевременное выявление очага инфекции
-
периодическое обследование учреждений и персонала
-
периодическое закрытие ЛПУ на дезинфекцию (1-2 раза/год)
-
совместная организационно-методическая работа по профилактике ВБИ
-
осуществление учета и отчетности распространенности ИЗ в учреждении
-
ежеквартальный анализ результатов проверки службой ГСН деятельности больничных учреждений.
Анализ деятельности службы государственного санитарного надзора.
Основные группы показателей деятельности ЦГЭ:
-
Анализ ресурсов
а)кадры Обеспеченность
б)оборудования Использование
в)транспорта
-
Состояние санитарного надзора:
а) предупредительного Полнота ответа
б) текущего Кратность наблюдения
Частота врачебных обследований
Доля обследований с
применением лабораторных, нструментальных методов
-
Состояние противоэпидемической работы:
а) Эпидемическая работа в очагах Полнота охвата
б) Дезинфекция Своевременность мероприятий
в) Эвакуация инфекционных больных Охват лабораторным
обследованием контактных
-
Анализ санитарно-гигиенической ситуации:
а)На объектах Среднее число исследований на
1 объекте
б)Во внешней среде Доля анализов, не отвечающих
в)В очагах санитарным требованиям.
-
Анализ заболеваемости населения:
а) Инфекционной Своевременность расследования
б) Профессиональной и принятия мер
в) Пищевых отравлений Выявление причин.
-
Анализ исследования кадровых ресурсов:
а) Нагрузка врача гигиениста, помощника Среднегодовое число
обследования объектов
б) Нагрузка врача эпидемиолога Среднегодовое.число эпиде-
помощника миологических обследований
в) Нагрузка специалистов Среднегодовое число
лаборатории лабораторных анализов
-
Использование мер административно-предупредительного воздействия:
а) Приостановление строительства Частота применения
объекта принудительных мер
б) Прекращения эксплуатации Полнота их реализации
объекта
в) Наложение штрафа
г) Передача дел следственным органам.
-
Анализ работы по гигиеническому обучению населения и работы с ОСИ.
а) Санитарно-просветительная Охват обучением
б) Работа с общественно-санитарным Доля объектов, находящихся
активом под контролем ОСИ.
Следующим этапом оценки деятельности ЦГЭ и ОЗ всех уровней является определение группы показателей дающих характеристику качества работы .
12 июня 2003 г. Главный государственный санитарный врач РБ утвердил методические рекомендации «Система оценки качества деятельности Центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья РБ».
Качество оценки деятельности ЦГЭ и ОЗ проводится дифференцированно по группам центров:
1. Областные ЦГЭ и ОЗ и Минский городской ЦГЭ И ОЗ
-
ЦГЭ и ОЗ, обслуживающие более 200 тыс. населения
-
ЦГЭ и ОЗ, обслуживающие от 60 до 200 тыс. населения
-
ЦГЭ и ОЗ, обслуживающие до 60 тыс. населения.
Типовая модель конечных результатов может быть использована как базовая при подведении итогов, в то же время она позволяет вносить показатели, характеризующие деятельность учреждений по наиболее актуальным для оцениваемого периода видам деятельности.
Оценка деятельности центра гигиены и эпидемиологии на основе модели конечных результатов.
Методичку смотреть, пример расчета на ЛПО:…
Оценка деятельности ЛПО, его отдельных подразделений, ЗО отдельной административной территории в целом – одна из важнейших проблем управления ЗО.
Модель конечных результатов (МКР) деятельности ЛПО – специальная методика, позволяющая достаточно объективно оценить работу учреждения и провести сравнительный анализ деятельности различных ЛПО.
Оценки деятельности учреждений ЗО проводятся по трем основным группам показателей:
1. Показатели здоровья:
- показатель общей смертности
- стандартизованный (по возрасту) показатель общей смертности (этот показатель учитывается за год, предшествующий отчетному)
- показатель младенческой смертности
- показатель перинатальной смертности (предоставляется на основании данных, полученных от территориальных органов Министерства статистики и анализа)
- показатели заболеваемости: с ВУТ, с ВУТ медработников, заболеваемость острыми желудочно-кишечными заболеваниями, активным туберкулезом органов дыхания)
- первичный выход на инвалидность в трудоспособном возрасте
- первичный выход на инвалидность в возрасте до 18 лет (предоставляется на основании данных, полученных от Белорусского НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов)
- годность к воинской службе
2. Показатели деятельности:
- возврат к труду лиц, перенесших инфаркт миокарда в трудоспособном возрасте
- охват профосмотрами женшин (с цитологическим исследованием)
- распространенность абортов (вакуум-регуляции)
- выявление больных хроническим алкоголизмом и алкогольным психозом
- показатели выявления больных сифилисом и гонореей с впервые в жизни установленным диагнозом
- морфологическое подтверждение злокачественного новообразования
- периодические осмотры лиц, внесённых в госрегистр
- показатели полноты охвата периодическими осмотрами подростков
- полнота охвата профосмотрами инвалидов и участников ВОВ
- реабилитация инвалидов полная и частичная
- показатель состояния иммунизации детей
- обследование на туберкулез (рентгенофлюоорография)
- удельный вес коек дневного пребывания в больничных учреждениях
- удельный вес амбулаторно-поликлинических учреждений, имеющих дневные стационары
- патологоанатомические вскрытия
- досуточная летальность детей до 1 года в стационарах
- занятость коек
- средний срок лечения на койке
- частота производственного травматизма медработников
- деятельность физиотерапевтической служб
- повышение квалификации врачами
- повышение квалификации медработниками со средним образованием
- удельный вес врачей, имеющих квалификационную категорию
- удельный вес средних медработников, имеющих квалификационную категорию
3. Показатели дефектов:
- выявление больных в далеко зашедших стадиях онкологических заболеваний
- показатель выявления больных в далеко зашедших стадиях туберкулеза
- поздняя диагностика рака полочной железы
- материнская смертность от всех причин
- послеоперационная летальность при острых заболеваниях органов брюшной полости
- больничная летальность от острого инфаркта миокарда
- летальность от острой пневмонии (взрослые и подростки)
- заболеваемость дифтерией
- удельный вес несовпадений патологоанатомических и клинических диагнозов
- несчастные случаи со смертельным исходом медработников из-за нарушения требований техники безопасности
- обоснованные жалобы.
Показатели здоровья, деятельности и дефектов при разработке МКР подбираются с учетом специфики учреждений:
а) для городской поликлиники: выход на инвалидность лиц трудоспособного возраста, реабилитация инвалидов, процент обострения заболеваний у диспансерных больных, выявление больных в запущенной стадии туберкулеза, онкозаболеваний и др.
б) для детской поликлиники: заболеваемость детей корью, охват детей прививками, заболеваемость детей полиомиелитом и др.
в) для стоматологической поликлиники: доля санированных от числа первичных больных, соотношение неосложненного и осложненного кариеса, переделка зубных протезов и др.
Для проведения анализа по МКР органы управления ЗО утверждают контрольные значения выше перечисленных показателей здоровья и показателей деятельности. Величина данных показателей устанавливается с учетом их динамики по данному учреждению за несколько лет, республиканских показателей, предполагаемого изменения данного показателя в результате выполнения планируемых организационных мероприятий. Значение контрольного показателя должно быть таково, чтобы его достижение потребовало от ЛПО усилий по мобилизации ресурсов, интенсификации труда работников, совершенствование работы. Желательно, чтобы контрольное значение превышало предыдущий уровень не менее, чем на 5%. В дальнейшем, когда будет достигнут этот результат, показатель должен быть пересмотрен в сторону повышения его значения. В связи с тем, что дефектов деятельность быть не должно, контрольные значения для них не устанавливаются.
При анализе деятельности ЛПО проводится численная оценка показателей, для чего для каждого показателя утверждается оценочная шкала (от 1 до 10 баллов). Шкала определяет относительную значимость данного показателя среди других показателей результативности (пример: оценка младенческой смертности – 2 балла, а годности к военной службе – 0,5 балла, что подчеркивает большую значимость первого показателя).
Отклонение величины фактического показателя от контрольного значения может быть как в сторону превышения, так и снижения, поэтому для каждого показателя определяется знак отклонения «+» или «-». Знак «-» показывает, что при увеличении фактического значения показателя относительно контрольного оценка его будет уменьшена. Знак «+» означает, что увеличение значения показателя по сравнению с контрольным увеличивает его оценку (пример: фактический показатель общей смертности 13,2, контрольное значение 12,9; в оценочной шкале для показателя общей смертности определен знак «-», значит превышение фактического показателя по сравнению с контрольным означает, что балльная оценка должна быть уменьшена).
При утверждении контрольных показателей утверждается также и оценка (в баллах) отклонения на единицу измерения.
Конечная цель МКР – суммарная оценка результатов деятельности, которая выражается коэффициентом комплексной оценки (ККО) – определяет отношение реально достигнутой суммы баллов (за вычетом суммы баллов по показателям дефектов) к сумме баллов контрольных показателей. Величина ККО показывает, насколько достигнутые результаты отличаются от контрольных значений, утвержденных органами ЗО:
, где ОПЗ – оценка показателей здоровья, ОПД – оценка показателей деятельности, ОПДФ – оценка показателей дефектов, ОКЗ – оценка контрольных показателей здоровья, ОКД – оценка контрольных показателей деятельности.
Роль МКР в повышении эффективности работы ЛПО.
Оценка деятельности ЛПО по величине ККО позволяет сравнить результаты деятельности различных ЛПО (административных территорий), осуществить оперативный контроль и разработать управленческое решение. Если ККО имеет отрицательное значение, материальное поощрение сотрудникам данного ЛПО не выплачивается.
При подготовке информации о выполнении типовой модели МКР деятельности ЗО административных территорий республики используются как утвержденные Министерством статистики и анализа РБ отчетные формы, так и информация, предоставляемая ЛПО и местными органами управления ЗО.
Пример расчета ККО.
Нормативный показатель |
Единица измерения |
Норматив |
Оценка норматива (балл) |
Оценка отклонения в баллах на ед. изм. |
Знак |
Фактический показатель |
Показатели здоровья |
||||||
Общая смертность |
на 1 тыс. |
14,0 |
3 |
2 |
- |
14,3 |
Младенческая смертность |
на 1 тыс. родивших. |
11,0 |
6 |
0,5 |
- |
6,4 |
Заболеваемость с ВУТ |
дней на 100 раб. |
680 |
5 |
0,1 |
- |
760 |
Годность к воинской службе |
% к числу призывн. |
95,5 |
2 |
0,2 |
+ |
95,1 |
Показатели деятельности |
||||||
Охват ежегодн. диспанс. взрослого населения |
% обслуж. населения |
70 |
2 |
0,1 |
+ |
65 |
Охват профосмотрами, % |
% к числу подлежащ. |
78 |
2 |
0,02 |
+ |
75 |
Показатели дефектов деятельности |
||||||
Обоснованные жалобы |
на 10 тыс. населения |
- |
- |
4 |
- |
0,41 |
Выявление онкобольных в далеко зашедших стадиях |
случ. на 10 тыс. населения |
- |
- |
0,3 |
- |
9 |