Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1522

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• ритуальные — рукопожатия, дипломатические поцелуи;
• дружеские;
• любовные.
С помощью прикосновений человек усиливает или ослабляет процесс общения. Использование прикосновений зависит от рада факторов, среди которых наиболее важными являются тип куль­
туры, принадлежность к женскому или мужскому полу, возраст, статус человека и тип личности. Каждая культуры выработала свои правила прикосновений, которые регулируются традициями и обы­
чаями данной культуры и принадлежностью взаимодействующих к тому или иному полу. Очень часто это зависит от той роли, которые играют мужчина и женщина в соответствующей культуре. В неко­
торых культурах запрещается прикосновение мужчины к мужчине, но не ограничивается прикосновение женщины к женщине. В дру­
гих культурах женщинам запрещается прикасаться к мужчинам, хотя мужчинам традиционно позволяется прикасаться к женщинам при общении.
Например, арабы, латиноамериканцы, народы Южной Европы касаются друг друга в процессе общения. Но прикосновения ис­
ключены при общении японцев, индийцев и пакистанцев. Латино­
американцы полагают, что не касаться при беседе партнера означа­
ет вести себя холодно. Итальянцы убеждены, что так ведут себя не­
дружелюбные люди. Японцы считают, что касаться собеседника че­
ловек может только при полной потере самоконтроля либо выра­
жая недружелюбие или агрессивные намерения.
С этой точки зрения культуры можно разделить на конт акт ­
ные, в которых прикосновения очень распространены, и дистант­
ные, где они совсем отсутствуют. К контактным принадлежат лати­
ноамериканские, восточные, южноевропейские культуры. Так, ара­
бы, евреи, жители Восточной Европы и средиземноморских стран довольно активно используют прикосновения при общении. В про­
тивоположность им североамериканцы, азиаты и жители Северной
Европы принадлежат к низкоконтактным культурам. Они предпочи­
тают находиться при общении на расстоянии от собеседника, при­
чем азиаты используют большую дистанцию, нежели североамери­
канцы и североевропейцы. Немцы, англичане и представители дру­
гих англосаксонских народов редко пользуются прикосновениями при общении.
Исследования тактильного поведения немцев, итальянцев и се­
вероамериканцев подтвердили, что принадлежность к контактной или дистантной культуре зависит также и от личности человека и его принадлежности к полу.
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   36

180

Например, в Германии и США мужчины общаются на большем расстоянии и реже прикасаются друг к другу, чем в Италии. Италь­
янские мужчины стоят ближе друг к другу и прикасаются один к другому значительно чаще, чем итальянские женщины; при этом итальянские мужчины общаются со своими собеседниками при по­
мощи тех невербальных средств, которые свойственны только дня немецких и американских женщин.
В азиатских культурах через прикосновение передаются, кроме прочего, чувства патронирования и превосходства. Так, прикосно­
вение к плечу или спине в них означает дружбу. В арабских и неко­
торых восточноевропейских странах выражение дружеских чувств происходит в форме крепких объятий. У мусульман объятия явля­
ются выражением мусульманского братства.
В тактильной коммуникации есть и свои запреты. Например, в азиатских культурах нельзя прикасаться к голове собеседника, что рассматривается как обида. Поэтому азиатские учителя зачастую бьют учеников по голове, и они воспринимают это как обидное на­
казание.
Атрибутом встречи и общения является рукопожатие. В комму­
никации оно может быть очень информативным, особенно-его ин­
тенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое руко­
пожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии.
Наоборот, весьма продолжительное рукопожатие и слишком влаж­
ные руки говорят о сильном волнении, высоком чувстве ответствен­
ности. Затянувшееся рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрируют дружелюбие. Однако надолго задерживать руку партнера в своей руке не стоит: у него может возникнуть чув­
ство раздражения.
Исторически сложилось несколько видов рукопожатий, каждое из которых имеет свое символическое значение:
• ладонь, повернутая вверх, под ладонью партнера означает го­
товность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье до­
минирование признается;
• ладонь, повернутая вниз на ладони партнера, выражает стремление к доминированию, попытку взять ситуацию под свой контроль;
• ладонь ребром вниз (вертикальное положение) фиксирует по­
ложение равенства собеседников;
• рукопожатие «перчатка» (две ладони обхватывают одну ла­
донь собеседника) подчеркивает стремление к искренности, дружелюбию, доверительности.
181

У немцев, как и у всех европейцев, рукопожатие является не­
отъемлемой частью приветствия. Они пожимают руки не только во время первого приветствия, но и по окончании разговора. У них предпочтительно крепкое рукопожатие. Обычно человек, стар­
ший по возрасту либо занимающий более высокое положение в обществе, предлагает руку первым. Женщина подает руку первой, если только статус мужчины не выше, чем ее собственный. Муж­
чина при приветствии слегка наклоняется. Обычно это легкий на­
клон плечей и шеи. Если человек заходит в комнату, в которой на­
ходятся другие люди, ему необходимо пожать руку каждому при­
сутствующему.
Таким образом, умелое и грамотное использование прикоснове­
ний может значительно облегчить процесс коммуникации и выра­
зить многие человеческие чувства и настроения, вызвать доверие и расположение партнера. Но в межкультурной коммуникации следу­
ет учитывать различия во взглядах на значение рукопожатия у ино­
странцев.
Например, при встрече с партнерами из Азии не следует сжи­
мать им ладонь слишком сильно и долго. А западноевропейцы и американцы терпеть не могут вялых рукопожатий, поскольку в этих культурах очень ценятся атлетизм и энергия. Им следует пожимать руки энергично и сильно; кроме того, там принято при рукопожатии сцепленные руки покачивать от трех до семи раз.
4.2.8.
Сенсорика. Сенсорика представляет собой тип не­
вербальной коммуникации, основывающийся на чувственном
восприятии представителей других культур. Наряду со всеми другими сторонами невербальной коммуникации отношение к парт­
неру формируется на основе ощущений органов чувств человека.
Мы строим наше общение с этим собеседником во многом в зави­
симости от того, как мы чувствуем запахи, ощущаем вкус, воспри­
нимаем цветовые и звуковые сочетания, ощущаем тепло тела собе­
седника. Эти коммуникативные функции человеческих органов чувств позволяют считать их инструментами невербальной комму­
никации.
Особенно большое значение в общении имеют запахи, прежде всего запахи тела и используемой человеком косметики. Мы можем отказаться от общения с человеком, если сочтем, что от него плохо пахнет. Те же сложности возникают и в межкультурной коммуника­
ции. Запахи, привычные в одной культуре, могут казаться отврати­
тельными в другой.
182


Например, жители высокогорья Новой Гвинеи натирают себя грязью и свиным жиром и почти не моются. (Представьте себе, что вам нужно будет общаться с такими людьми и каким будет ваше от­
ношение к ним.) На арабов успокаивающе действует возможность почувствовать запах друга. Обоняние для них представляет собой способ «проникнуть» в другого человека, и, естественно, отказать другому в обонянии своего запаха означает поступить неуважитель­
но к партнеру. В некоторых сельских местностях Ближнего Востока сваты, приглашенные посмотреть невесту жениха, иногда просят разрешить понюхать ее.
Особенности национальной кухни также сильно различаются у разных народов. Ароматы традиционной кухни, которые иностра­
нец воспринимает как необычные или отталкивающие, представи­
телям данной культуры могут казаться вполне приемлемыми и при­
вычными.
Например, в американских домах обычен запах вареных яиц, сваренных вкрутую. У американцев этот запах не вызывает непри­
ятных ощущений, но для некоторых азиатов этот запах столь же невыносим, как запах гниющей рыбы: они не едят вареных яиц и не имеют возможности принюхаться к ним. Русскому придется с осторожностью пробовать блюда индийской или индонезийской кухни из-за большого количества специй, используемых при их приготовлении. Индусу же, очевидно, наша кухня покажется слиш­
ком пресной.
Цветовые сочетания, используемые в разных культурах, так­
же сильно варьируются. Нам могут не нравиться какие-то сочета­
ния, узоры, они могут казаться слишком яркими или чересчур блек­
лыми.
Слуховые предпочтения также зависят от конкретной куль­
туры. Именно поэтому так сильно отличается музыка у разных на­
родов. Чужая музыка нередко кажется странной, непонятной и не­
красивой.
Все сенсорные факторы действуют совместно и в результате создают единую сенсорную картину той или иной культуры. Оценка, которую мы даем этой культуре, зависит от соотношения приятных и неприятных сенсорных ощущений. Если приятных ощущений боль­
ше, мы оцениваем культуру положительно. Если больше негатив­
ных ощущений, культура нам не нравится.
4.2.9.
Проксемика. Проксемикаэто использование про­
странственных отношений при коммуникации, выражающее­
ся в отделении личной территории, персонализации места и
183


объекта общения, которые становятся собственностью че­
ловека или группы индивидов. Данный термин был введен амери­
канским психологом Э. Холлом для анализа закономерностей про­
странственной организации коммуникации, а также влияния терри­
торий, расстояний и дистанций между людьми на характер межлич­
ностного общения. Специальные исследования показали, что они существенно различаются в разных культурах и довольно значимы для коммуникации.
Для нормального существования любого человека обязательно необходим определенный объем пространства вокруг него, кото­
рый является его собственным, и нарушение этого пространства рассматривается им как вторжение во внутренний мир, как недру­
жественный поступок. Поэтому общение людей всегда происходит на определенном расстоянии друг от друга, и это расстояние — важный показатель типа, характера и широты отношений между людьми. При этом каждый человек подсознательно устанавливает границы своего личного пространства, которые зависят не только от культуры данного народа, но и от отношения к конкретному со­
беседнику. Так, друзья всегда стоят ближе друг к другу, чем не­
знакомые люди. Тем самым изменение дистанции между людьми при общении является частью процесса коммуникации. Кроме того, дистанции партнеров по коммуникации зависят и от таких факторов, как пол, раса, принадлежность к определенной куль­
туре или субкультуре, конкретных социальных обстоятельств и др.
Холл в результате своих наблюдений выделил четыре зоны ком­
муникации:
• и н т и м н у ю — разделяющую достаточно близких людей, не желающих посвящать в свою жизнь третьих лиц;
• л и ч н у ю — расстояние, которое поддерживает индивид при общении между собой и всеми другими людьми;
• с о ц и а л ь н у ю — дистанция между людьми при формаль­
ном и светском общении;
• п у б л и ч н у ю — дистанция общения на публичных меро­
приятиях (собраниях, в аудитории и др.).
Интимная зона коммуникации наиболее близка к человеку, и в этой зоне он чувствует себя в безопасности. Практически во всех культурах мира не принято вторгаться в чужую интимную зону. По­
этому многие люди с трудом переносят ситуации, когда кто-нибудь без разрешения до них дотрагивается, похлопывает по плечу, а тем более пошлепывает. Человек должен сам определять, кто может быть допущен в его интимную зону. В эту зону разрешается про­
никнуть только тем лицам, которые находятся в тесном эмоциональ­
184

ном контакте с ее владельцем. Это дети, родители, супруги, влюб­
ленные, близкие друзья и родственники. Поэтому тот, кто вторгает­
ся в чужую интимную зону, не имея на то разрешения, вызывает сильные отрицательные чувства, вплоть до отвращения.
Доказано, что ощущение территории человека является генети­
ческим и от него невозможно избавиться: чем сильнее человеку ме­
шает чье-то приближение, тем больше в его крови вырабатывается гормонов борьбы1. В такой момент человек, как правило, готовится к самозащите. Это заложено природой, гормоны борьбы помогают организму либо справиться с внешней опасностью, либо убежать от нее. Если нет возможности осуществить то или другое, тогда гор­
мон борьбы превращается в «ад». По этой причине человек, нару­
шивший интимную зону партнера по общению, причиняет ему и психологический, и физиологический вред.
Зоны интимной дистанции отличаются друг от друга в зависимо­
сти от той или иной культурной среды.
Например, в западноевропейских культурах она составляет около 60 см. В культурах восточноевропейских народов эта дис­
танция меньше — приблизительно 45 см. В странах Южной Евро­
пы и Средиземноморья это расстояние составляет от -кончика пальцев до локтя. Партнеры на этом расстоянии не только видят, но и хорошо чувствуют друг друга. Данная зона необходима чело­
веку, чтобы сохранять ощущение уверенности в себе, внутреннего комфорта.
Для процесса коммуникации наиболее важным является личное
пространство, непосредственно окружающее тело человека. Эта зона составляет 45— 120 см и в ней происходит большая часть всех коммуникационных контактов человека. На таком расстоянии фи­
зический контакт не обязателен. Это оптимальное расстояние для разговора, беседы с друзьями и хорошими знакомыми, общения на приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.
Личное пространство зависит от особенностей культуры и ха­
рактера отношений между людьми.
Например, в азиатских культурах личное пространство может зависеть и от кастовой принадлежности участников коммуникации.
Обычно лица высшей касты находятся на принятой дистанции от лиц низшей касты. Исследования по вопросу коммуникационной проксемики, проведенные в 7 странах Европы, показали, что для личного общения англичане используют больше пространства, чем французы и итальянцы. В свою очередь французы и итальянцы ис­
1
См.: Argyle М. Bodily Communication. L.— N. Y., 1988.
185