Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1519
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
направит подошву ботинок на тайца, тот почувствует себя унижен
ным и обиженным, а арабский партнер воспримет это как глубокое оскорбление, потому что тайцы и арабы считают ногу самой не
приятной и «низкой» частью тела. Североамериканский студент может сидеть перед профессором так, как ему удобно, принять рас
слабленную позу, одну ногу закинуть на другую, поскольку такая поза не является в США каким-то особым индикатором отношений.
Но в европейских культурах такая поза предполагает социальное равенство партнеров по коммуникации.
4.2.4.
Телодвижения. Моторика тела также помогает человеку выражать свои чувства и намерения. Так, человек проявляет по от
ношению к своему собеседнику большую открытость, если стоит к нему лицом, а не боком. Неприязнь у сидящего человека проявля
ется в напряжении тела, и, наоборот, расслабление тела и наклон вперед выражают симпатию.
В процессе коммуникации телодвижения могут также использо
ваться для выражения желания закончить или начать разговор.
Например, в американской культуре применяется несколько жестов, когда есть желание поменять тему разговора, высказаться самому или закончить беседу: наклониться вперед; перестать смот
реть собеседнику в глаза; поменять позу; часто кивать головой; ка
саться обеими ногами пола.
Эти тонкие намеки имеют, как правило, практический эффект и меняют характер общения. Представьте себе человека, который стоит, скрестив руки, постоянно смотрит на часы, то и дело стучит ногами по полу и перестает на вас смотреть. Эти сигналы обычно говорят о том, что ему надо уходить.
Ошибочное употребление жестов может привести к очень серь
езным недоразумениям. Например, широко известен случай, про
исшедший с одним американским политиком в Латинской Амери
ке. В своих речах он постоянно подчеркивал, что США хотят ока
зать помощь этой стране, демонстрировал свое дружелюбие и рас
положение окружающим. Однако его поездка не увенчалась успе
хом. Его самой большой ошибкой было то, что, сходя с трапа самолета, он продемонстрировал всем известный американский жест — ОК. Но в Латинской Америке этот жест считается очень неприличным.
Несмотря на наличие общечеловеческих жестов, было бы наив
но полагать, будто они совершенно одинаковы у всех народов и по
этому понятны без специального обучения. Один и тот же жест или выразительное движение у разных народов может означать различ
174
ным и обиженным, а арабский партнер воспримет это как глубокое оскорбление, потому что тайцы и арабы считают ногу самой не
приятной и «низкой» частью тела. Североамериканский студент может сидеть перед профессором так, как ему удобно, принять рас
слабленную позу, одну ногу закинуть на другую, поскольку такая поза не является в США каким-то особым индикатором отношений.
Но в европейских культурах такая поза предполагает социальное равенство партнеров по коммуникации.
4.2.4.
Телодвижения. Моторика тела также помогает человеку выражать свои чувства и намерения. Так, человек проявляет по от
ношению к своему собеседнику большую открытость, если стоит к нему лицом, а не боком. Неприязнь у сидящего человека проявля
ется в напряжении тела, и, наоборот, расслабление тела и наклон вперед выражают симпатию.
В процессе коммуникации телодвижения могут также использо
ваться для выражения желания закончить или начать разговор.
Например, в американской культуре применяется несколько жестов, когда есть желание поменять тему разговора, высказаться самому или закончить беседу: наклониться вперед; перестать смот
реть собеседнику в глаза; поменять позу; часто кивать головой; ка
саться обеими ногами пола.
Эти тонкие намеки имеют, как правило, практический эффект и меняют характер общения. Представьте себе человека, который стоит, скрестив руки, постоянно смотрит на часы, то и дело стучит ногами по полу и перестает на вас смотреть. Эти сигналы обычно говорят о том, что ему надо уходить.
Ошибочное употребление жестов может привести к очень серь
езным недоразумениям. Например, широко известен случай, про
исшедший с одним американским политиком в Латинской Амери
ке. В своих речах он постоянно подчеркивал, что США хотят ока
зать помощь этой стране, демонстрировал свое дружелюбие и рас
положение окружающим. Однако его поездка не увенчалась успе
хом. Его самой большой ошибкой было то, что, сходя с трапа самолета, он продемонстрировал всем известный американский жест — ОК. Но в Латинской Америке этот жест считается очень неприличным.
Несмотря на наличие общечеловеческих жестов, было бы наив
но полагать, будто они совершенно одинаковы у всех народов и по
этому понятны без специального обучения. Один и тот же жест или выразительное движение у разных народов может означать различ
174
ные вещи. Причина этого заключается в том, что сходные жесты вос
принимаются по-разному в зависимости от того, где в данный мо
мент находится воспринимающий.
Например, когда шведский студент, обучающийся в Москве, хо
тел доехать до своего института, он встал на обочине дороги и под
нял вверх большой палец сжатой в кулак руки. Таким жестом он пытался остановить попутную машину. Но он не знал, что в рус
ской культуре этот жест означает одобрение. Водители принимали к сведению высокую оценку их мастерства и проезжали мимо.
Но если попытаться вникнуть в значения и интерпретации этого жеста в других культурах, то следует отметить, что в англоязычных странах поднятый вверх палец имеет три значения. В первом он ис
пользуется при «голосовании» на дороге, т.е. при попытке остано
вить попутную машину. Во втором значении этот жест интерпрети
руется как «все в порядке». В третьем, когда большой палец резко выбрасывается вверх, он означает нецензурное ругательство. В не
которых странах, в частности в Греции, этот жест означает «за
ткнись».
4.2.5.
Мимика. Это все изменения выражения лица челове
ка, которые можно наблюдать в процессе общения. Чтение мимики лица и ответное выражение своих чувств мимикой — важнейший аспект контакта людей в процессе общения. Нередко по лицу человека можно узнать больше, чем из его слов: он гово
рит одно, а его мимика и вся модель поведения свидетельствуют о том, что он не верит своим словам. По этой причине мимика явля
ется важнейшим элементом невербальной коммуникации, она по
могает человеку излагать свои мысли полнее, точнее, понятнее для слушателя, передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит.
Лицо партнера по общению вольно или невольно приковывает наше внимание, поскольку выражение лица позволяет нам устано
вить обратную связь с собеседником, т.е. узнать, понимает нас партнер или нет. Человеческое лицо очень пластично и может при
нимать самые разные выражения. Сокращение лицевых мышц из
меняет выражение лица и сигнализирует о состоянии человека.
Именно мимика позволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев, удивление, страх и презрение.
Считается, что в выражении лица участвуют 55 компонентов, соче
тание которых способно передать до 20 ООО смыслов. Лучше всего исследована улыбка, с помощью которой можно передать симпатию
175
принимаются по-разному в зависимости от того, где в данный мо
мент находится воспринимающий.
Например, когда шведский студент, обучающийся в Москве, хо
тел доехать до своего института, он встал на обочине дороги и под
нял вверх большой палец сжатой в кулак руки. Таким жестом он пытался остановить попутную машину. Но он не знал, что в рус
ской культуре этот жест означает одобрение. Водители принимали к сведению высокую оценку их мастерства и проезжали мимо.
Но если попытаться вникнуть в значения и интерпретации этого жеста в других культурах, то следует отметить, что в англоязычных странах поднятый вверх палец имеет три значения. В первом он ис
пользуется при «голосовании» на дороге, т.е. при попытке остано
вить попутную машину. Во втором значении этот жест интерпрети
руется как «все в порядке». В третьем, когда большой палец резко выбрасывается вверх, он означает нецензурное ругательство. В не
которых странах, в частности в Греции, этот жест означает «за
ткнись».
4.2.5.
Мимика. Это все изменения выражения лица челове
ка, которые можно наблюдать в процессе общения. Чтение мимики лица и ответное выражение своих чувств мимикой — важнейший аспект контакта людей в процессе общения. Нередко по лицу человека можно узнать больше, чем из его слов: он гово
рит одно, а его мимика и вся модель поведения свидетельствуют о том, что он не верит своим словам. По этой причине мимика явля
ется важнейшим элементом невербальной коммуникации, она по
могает человеку излагать свои мысли полнее, точнее, понятнее для слушателя, передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит.
Лицо партнера по общению вольно или невольно приковывает наше внимание, поскольку выражение лица позволяет нам устано
вить обратную связь с собеседником, т.е. узнать, понимает нас партнер или нет. Человеческое лицо очень пластично и может при
нимать самые разные выражения. Сокращение лицевых мышц из
меняет выражение лица и сигнализирует о состоянии человека.
Именно мимика позволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев, удивление, страх и презрение.
Считается, что в выражении лица участвуют 55 компонентов, соче
тание которых способно передать до 20 ООО смыслов. Лучше всего исследована улыбка, с помощью которой можно передать симпатию
175
к своему собеседнику или снисхождение к нему, свое хорошее на
строение или притворство по отношению к партнеру, а также про
сто показать хорошее воспитание.
Мимика складывается из спонтанных и произвольных мимиче
ских реакций. Развитие мимики стало возможным потому, что чело
век может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. В связи с этим осознанный контроль над выражением лица позволяет нам усиливать, сдерживать или скрывать переживаемые эмоции.
Поэтому при интерпретации мимики особое внимание следует об
ращать на ее согласованность со словесными высказываниями.
Пока между мимикой и словами есть согласованность, мы обычно не воспринимаем ее отдельно. Когда несогласованность становится достаточно сильной, это сразу же становится понятным даже не
опытному человеку.
Для усиления эмоций мы делаем нашу мимику более вырази
тельной и точной в соответствии с характером и содержанием про
цесса коммуникации. Так, мы можем несколько преувеличить нашу радость при получении подарка или показать себя более огорчен
ным, чтобы наказать ребенка. Однако различные формы проявле
ния человеческих эмоций нередко имеют специфический характер для разных культур.
Например, смех и улыбка во всех западных культурах ассоции
руются с шуткой и радостью. Типичная «улыбчивость» азиатов мо
жет быть одновременно выражением как положительных эмоций
(симпатии, радости и т.д.), так и способом скрыть негативные эмо
ции (недовольство, растерянность, удивление и т.д.). В Японии смех является признаком смущения и неуверенности, поэтому иногда возникают ситуации непонимания, когда европеец сердится, а япон
ский партнер, смущаясь, улыбается. Если европеец не знает такой особенности японской культуры, то его гнев увеличивается, так как он может подумать, что над ним смеются.
Достаточно часто мы попадаем в ситуации, когда нам приходит
ся сдерживать свои эмоции, чтобы не обидеть или не оскорбить на
ших близких или знакомых. При этом решающим фактором оказы
ваются культурные традиции. Если в соответствии с нормами дан
ной культуры мужчина не должен публично проявлять страх или от
крыто плакать, ему придется сдерживать свои эмоции, иначе он бу
дет осужден общественным мнением.
Несмотря на то, что каждый человек является опытным интер
претатором мимических реакций других людей, его выводы зависят от множества субъективных причин. Кто-то может долго не заме
176
строение или притворство по отношению к партнеру, а также про
сто показать хорошее воспитание.
Мимика складывается из спонтанных и произвольных мимиче
ских реакций. Развитие мимики стало возможным потому, что чело
век может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. В связи с этим осознанный контроль над выражением лица позволяет нам усиливать, сдерживать или скрывать переживаемые эмоции.
Поэтому при интерпретации мимики особое внимание следует об
ращать на ее согласованность со словесными высказываниями.
Пока между мимикой и словами есть согласованность, мы обычно не воспринимаем ее отдельно. Когда несогласованность становится достаточно сильной, это сразу же становится понятным даже не
опытному человеку.
Для усиления эмоций мы делаем нашу мимику более вырази
тельной и точной в соответствии с характером и содержанием про
цесса коммуникации. Так, мы можем несколько преувеличить нашу радость при получении подарка или показать себя более огорчен
ным, чтобы наказать ребенка. Однако различные формы проявле
ния человеческих эмоций нередко имеют специфический характер для разных культур.
Например, смех и улыбка во всех западных культурах ассоции
руются с шуткой и радостью. Типичная «улыбчивость» азиатов мо
жет быть одновременно выражением как положительных эмоций
(симпатии, радости и т.д.), так и способом скрыть негативные эмо
ции (недовольство, растерянность, удивление и т.д.). В Японии смех является признаком смущения и неуверенности, поэтому иногда возникают ситуации непонимания, когда европеец сердится, а япон
ский партнер, смущаясь, улыбается. Если европеец не знает такой особенности японской культуры, то его гнев увеличивается, так как он может подумать, что над ним смеются.
Достаточно часто мы попадаем в ситуации, когда нам приходит
ся сдерживать свои эмоции, чтобы не обидеть или не оскорбить на
ших близких или знакомых. При этом решающим фактором оказы
ваются культурные традиции. Если в соответствии с нормами дан
ной культуры мужчина не должен публично проявлять страх или от
крыто плакать, ему придется сдерживать свои эмоции, иначе он бу
дет осужден общественным мнением.
Несмотря на то, что каждый человек является опытным интер
претатором мимических реакций других людей, его выводы зависят от множества субъективных причин. Кто-то может долго не заме
176
чать явного выражения лица своего партнера, другой, напротив, ви
дит только те знаки, которые подтверждают его установку и про
гноз в отношении ситуации, третий замечает только те эмоции, ко
торые характерны для него самого, не воспринимая все чуждое.
Разные люди в различной степени способны контролировать свою мимику, но всем нам приходится учиться это делать, равно как и интерпретировать мимику других людей.
Хотя многие исследователи согласны с тем, что представители разных культур одинаково реагируют на некоторые раздражители, но только печаль, счастье и отвращение проявляются одинаково всеми людьми, а прочие эмоции могут выражаться по-разному.
Например, немцы лучше, чем американцы изображают отвра
щение, но не выражают печали и гнева.
4.2.6.
Окулистика. Общение между людьми начинается с обще
ния глаз, которые по этой причине являются главным элементом невербальной коммуникации. Визуальный контакт обозначает нача
ло общения, в процессе общения он является знаком внимания, поддержки или, напротив, знаком прекращения общения. Установ
лено, что направление взгляда в общении зависит от содержания общения, от индивидуальных различий, от сложившегося характера взаимоотношений. Особенности визуального общения в коммуни- кативистике исследуются окулистикой, которая представляет
собой использование движения глаз, или контакт глаз, или
визуальный контакт в процессе коммуникации.
Контакт глаз также является специфической формой человече
ского общения, поскольку с помощью глаз человек может выразить богатую гамму чувств и эмоций. Взгляды бывают очень красноре
чивыми и выражают самые различные чувства и состояния. Так, взгляд может быть суровый, нежный, кокетливый, лукавый, моля
щий, задумчивый, просящий, укоризненный, восхищенный, про
щальный, мимолетный, туманный, пронзительный, смеющийся и т.д. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации. Если искушенные собеседники и в состоянии сдерживать эмоции с помощью жестов и телодвижений, то контролировать реакции своих зрачков практиче
ски невозможно. Они непроизвольно расширяются и сужаются и тем самым передают точную информацию о вашей реакции на лю
бое событие. К примеру, китайские и турецкие торговцы назначают цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовле
творен ценой, то зрачки его глаз расширяются.
1 2 - 4 9 1 0 1 7 7
дит только те знаки, которые подтверждают его установку и про
гноз в отношении ситуации, третий замечает только те эмоции, ко
торые характерны для него самого, не воспринимая все чуждое.
Разные люди в различной степени способны контролировать свою мимику, но всем нам приходится учиться это делать, равно как и интерпретировать мимику других людей.
Хотя многие исследователи согласны с тем, что представители разных культур одинаково реагируют на некоторые раздражители, но только печаль, счастье и отвращение проявляются одинаково всеми людьми, а прочие эмоции могут выражаться по-разному.
Например, немцы лучше, чем американцы изображают отвра
щение, но не выражают печали и гнева.
4.2.6.
Окулистика. Общение между людьми начинается с обще
ния глаз, которые по этой причине являются главным элементом невербальной коммуникации. Визуальный контакт обозначает нача
ло общения, в процессе общения он является знаком внимания, поддержки или, напротив, знаком прекращения общения. Установ
лено, что направление взгляда в общении зависит от содержания общения, от индивидуальных различий, от сложившегося характера взаимоотношений. Особенности визуального общения в коммуни- кативистике исследуются окулистикой, которая представляет
собой использование движения глаз, или контакт глаз, или
визуальный контакт в процессе коммуникации.
Контакт глаз также является специфической формой человече
ского общения, поскольку с помощью глаз человек может выразить богатую гамму чувств и эмоций. Взгляды бывают очень красноре
чивыми и выражают самые различные чувства и состояния. Так, взгляд может быть суровый, нежный, кокетливый, лукавый, моля
щий, задумчивый, просящий, укоризненный, восхищенный, про
щальный, мимолетный, туманный, пронзительный, смеющийся и т.д. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации. Если искушенные собеседники и в состоянии сдерживать эмоции с помощью жестов и телодвижений, то контролировать реакции своих зрачков практиче
ски невозможно. Они непроизвольно расширяются и сужаются и тем самым передают точную информацию о вашей реакции на лю
бое событие. К примеру, китайские и турецкие торговцы назначают цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовле
творен ценой, то зрачки его глаз расширяются.
1 2 - 4 9 1 0 1 7 7
В процессе коммуникации визуальный контакт может обозна
чать начало разговора, в беседе он используется как знак внима
ния, поддержки или, напротив, прекращения общения, он также может указывать на окончание реплики или беседы в целом. Спе
циалисты часто сравнивают взгляд с прикосновением руки, он пси
хологически сокращает дистанцию между людьми. Поэтому дли
тельный взгляд (особенно на представителя противоположного пола) может быть признаком влюбленности. Вместе с тем часто та
кой взгляд вызывает беспокойство, страх и раздражение. Прямой взгляд может быть воспринят как признак агрессивности или стремление к доминированию. Исследования окулистики показали, что человек способен воспринимать чужой взгляд без дискомфорта не более трех секунд.
Например, в западных культурах «прямой взгляд» считается важным показателем в общении: если человек не смотрит на своего партнера, то окружающие принимают его за неискреннего, по
скольку считают, что человеку, который не смотрит тебе в глаза, нельзя доверять. Так, американцы обычно не доверяют тому, кто не смотрит им в глаза, использование визуального контакта ведет к росту доверия между людьми. Отсутствие прямого взгляда тоже мо
жет быть воспринято с беспокойством. Умышленный отказ от тако
го взгляда является средством манипулирования зависимым парт
нером, которому таким образом показывают, что он не интересен и общение с ним в тягость.
Визуальный контакт может варьироваться в зависимости от того, какой человек, какого пола находится в контакте. Обычно домини
рующие и социально уравновешенные личности чаще вступают в визуальный контакт. Женщины делают это чаще, чем мужчины.
Движения глаз были предметом многих специальных исследова
ний. Так, согласно исследованиям Холла, англичане часта имеют затруднения в общении с североамериканцами из-за различий в по
ведении глаз. Англичан с детства учат внимательно слушать собе
седника. При этом правильное поведение глаз англичанина-слуша- теля предполагает их неподвижность и сфокусированность на одной точке. Они не кивают головой во время разговора, а только слегка как бы ворчат, чтобы дать понять собеседнику, что понимают его.
Создается впечатление, что они прямо смотрят на говорящего. Анг
личане также могут подмигивать, чтобы дать понять, что слышат партнера по общению. Взгляд американца, хотя и направлен на со
беседника, но все же постоянно переходит от одного глаза к друго
му и даже может быть отведен в сторону.
178
Как правило, азиатские женщины традиционно не смотрят пря
мо в глаза мужчин, особенно незнакомцам, им просто это не разре
шается. Азиатские подчиненные тоже не смотрят в лицо своему на
чальнику: такие действия могут быть расценены им как дерзкое и неуважительное поведение.
Как и прочие элементы невербальной коммуникации, «поведе
ние глаз» различается в разных культурах и может стать причиной непонимания в межкультурной коммуникации.
Например, если в США белый преподаватель делает замечание чернокожему студенту, а он в ответ опускает глаза вместо того, чтобы прямо смотреть на преподавателя, тот может разозлиться.
Дело в том, что черные американцы рассматривают опущенный взгляд как проявление уважения, а белые американцы расценивают как знак уважения и внимания прямой взгляд. Камбоджийцы счита
ют, что встретить взгляд другого человека оскорбительно, так как это означает вторжение в их внутренний мир, а отвести глаза счи
тается признаком хорошего тона. Подмигивание у северных амери
канцев означает, что им что-то очень надоело; подмигивание может стать и знаком флирта. Если нигерийцы подмигивают своим детям, для тех это знак уйти из комнаты. А в Индии и Таиланде-подмиги- вание рассматривается как оскорбление.
4.2.7.
Такесика. Сопоставление поведения представителей различных культур позволило установить, что при общении исполь
зуют разнообразные виды прикосновений к своим собеседникам. К прикосновениям относят прежде всего рукопожатия, поцелуи, по
глаживания, похлопывания, объятия и т.п. Как показали специаль
ные наблюдения и исследования, с помощью разного рода прикос
новений процесс коммуникации может приобретать различный ха
рактер и протекать с различной эффективностью. Особое научное
направление, изучающее значение и роль прикосновений при
общении, получило название «такесика».
Люди прикасаются друг к другу по разным причинам, разными способами и в разных местах. Исследования показывают, что раз
нообразные прикосновения необходимы человеку, поскольку сти
мулируют и регулируют его общение с другими. Ученые, изучаю
щие тактильное поведение людей, считают, что в зависимости от цели и характера прикосновения можно разделить на следующие типы:
• профессиональные — они носят безличный характер, человек при этом воспринимается только как объект общения (осмотр врача);