Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1523

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большое влияние на первое впечатление о человеке оказывает его внешний вид. Одежда человека может сказать особенно много.
В каждой культуре есть модели одежды, способные сообщить о социальном статусе человека (дорогой костюм или рабочая роба), иногда по ней узнают о событиях в жизни человека (свадьба, по­
хороны). Форменная одежда указывает на профессию ее владель­
ца. Так, человек в форме милиционера уже одним своим присутст­
вием может призвать к порядку. Одежда может выделить челове­
ка, сфокусировав на нем внимание, а может помочь затеряться толпе.
Поэтому, зная «секреты» одежды, человек может создать опре­
деленный образ своего партнера по общению, повысить свой пре­
стиж, доказать свою значимость. В принципе это явление ничем не отличается от желания папуасов иметь как можно более яркие и длинные перья, обладатель которых пользуется наибольшим уваже­
нием у соплеменников. Однако прежде чем одеваться, ивдивид дол­
жен решить, зачем, для кого или для чего он это делает. Предполо­
жим, ему предстоит официальная встреча с иностранным деловым партнером. В этом случае с помощью правильно подобранной оде­
жды он может создать благоприятное впечатление, вызвать доверие к себе, зарекомендовать себя надежным партнером.
В невербальном общении имеют значение цвет одежды и мане­
ра ее носить. Можно наблюдать следующие различия в одежде немцев и русских: у немцев преобладают коричневые, желтые и бе­
жевые цвета. Удивление у русских вызывает манера немцев носить обувь: при входе в дом они часто не снимают обувь и могут даже лечь в ней на диван или кровать. Как правило, обувь не снимается в гостях, за столом. Это поведение объясняется тем, что на улицах
Германии так же чисто, как и в домах. Широко известны правдивые рассказы, что немцы с шампунем отмывают тротуары около своих домов.
Кроме того, с помощью одежды можно передать самую разно­
образную информацию о статусе человека. Так, креолки острова
Ямайка могут посредством особым образом повязанного платка пе­
редать сведения о своем семейном статусе. Если женщина показы­
вает только один кончик головного платка, то это значит, что она еще свободна от семейных отношений, два открытых кончика озна­
чают, что она помолвлена, три — замужем, а четыре — разведена или овдовела. Женщины острова Самоа передают похожие посла­
ния посредством цветов, которые вставляются либо за правое ухо, либо за левое.
198


Полнота и характер первого впечатления зависят от таких ка­
честв воспринимающего субъекта, как степень его уверенности в себе и присущего ему отношения к другим людям. Если один из участников общения уверен, что его суждения о другом точно соот­
ветствуют действительности, то он не будет заинтересован в полу­
чении обратной связи. В этом случае роль первого впечатления окажется решающей. Большинство людей неоднократно пережи­
вали ситуации, когда партнер по общению никак не реагирует на ваше поведение — он уже сделал о вас свое заключение, которое невозможно изменить.
В действии фактора первого впечатления важным является во­
прос о его верности или неверности. Исследования показывают, что почти каждый взрослый человек, имеющий достаточный и раз­
нообразный опыт общения, вполне способен точно определить поч­
ти все характеристики партнера — его психологические черты, со­
циально-демографическую принадлежность и т.п. Но эта точность высока только в нейтральных обстоятельствах, т.е. в ситуациях, из которых искусственно устранены все возможные внешние влияния, зависимости между людьми, и единственной целью является точное и полное восприятие другого человека. В реальных же. ситуациях обязательно присутствует какой-то процент ошибок. Чем нейтраль­
нее отношения между партнерами по коммуникации, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок в первом впечатлении.
5.1.2.
Фактор превосходства. Первое впечатление создает толь­
ко основу для дальнейшего общения, но его оказывается недоста­
точно для постоянного и длительного общения. В постоянном об­
щении становится важным более глубокое и объективное воспри­
ятие партнера. В этой ситуации начинает действовать фактор
«превосходства», в соответствии с которым происходит определе­
ние статуса партнера по коммуникации. Исследования показывают, что для определения этого параметра коммуникации служат два ис­
точника информации:
• одежда человека, включающая все атрибуты внешности чело­
века, в том числе и знаки различия, очки, прическу, драго­
ценности и т.п.;
• манера поведения (как сидит, ходит, разговаривает и смотрит человек во время общения).
В самом деле, в одежде и манере поведения человека так или иначе «заложена» информация, свидетельствующая о принадлеж­
ности человека к той или иной социальной группе или о его ориен­
199

тации на какую-то группу. Различные элементы одежды и поведе­
ния служат знаками групповой принадлежности как для самого
«носителя» одежды и «автора» поведения, так и для окружающих его людей. Правильное понимание знаков такого рода во многом определяет общение и взаимодействие людей.
В Китае важное значение придают налаживанию неформальных отношений. Вас могут спросить о возрасте, семейном положении, детях, что следует понимать как искренний интерес к вам. По этой причине вас могут пригласить в гости или в ресторан, где подадут не менее 20 разных блюд. Не отказывайтесь ни от какого блюда, попробуйте хотя бы немного каждое из них. Традиционным завер­
шением китайского застолья является подача супа — это сигнал, что обед близится к концу. После супа гость должен первым встать из-за стола.
Китай самая церемониальная страна в Азии, там принято гово­
рить много тостов, но совсем не обязательно при этом чокаться бо­
калами. Но если все же за столом чокаются, то строго соблюдается правило: младший должен чокнуться верхней часть своего бокала о ножку более старшего человека, тем самым показывая, что он ста­
вит себя ниже сотрапезника. Разливающий напиток должен напол­
нять чужие бокалы до краев, иначе это воспринимается как неува­
жение.
В прежние времена это было настолько важно, что люди опре­
деленного профессионального статуса или общественного положе­
ния не только могли, но и должны были носить определенную оде­
жду в соответствии с неписаными нормами и строгими предписа­
ниями.
Например, в Китае вплоть до XX в. самой распространенной одеждой был халат, и социальное положение владельца кодирова­
лось фасоном и цветом халата. Так, халат желтого цвета мог носить только император, коричневого и белого цветов — престарелые са­
новники, красного и синего — герои; студенты носили халаты голу­
бого цвета, крестьяне — белого, бедняки — черного.
В настоящее время, когда практически во всех культурах исчез­
ли столь жесткие предписания и ограничения, роль одежды в ко­
дировании социального положения человека все же остается зна­
чимой. Можно, вероятно, говорить о существовании неофициаль­
ной знаковой системы одежды и внешних атрибутов человека, элементы которой одновременно являются признаками, опреде­
ляющими формирование первого впечатления о статусе человека.
200


Здесь наиболее важными являются три показателя: цена (чем она выше, тем выше статус); силуэт (одежда людей высокого социаль­
ного положения отличается «строгим», «официальным» силу­
этом); цвет (в разных странах конкретные цвета могут иметь раз­
ное значение). Все эти особенности неосознанно фиксируются сознанием человека и влияют на оценку статуса, следовательно, и на тип взаимоотношений в форме превосходства или равенства партнеров по коммуникации.
Отношения превосходства или равенства определяются также манерой поведения коммуникантов, в которой присутствуют эле­
менты, позволяющие судить о статусе человека. Каждый человек по манере поведения может определить свое равенство или неравенст­
во в общении с другим человеком. Дело в том, что в процессе об­
щения в той или иной степени проявляются интерес к партнеру, ре­
акции на информацию и действия, настроение, состояние и т.д.
Внешне эти признаки выгладят, например, как высокомерие, на­
глость, уверенность в себе и т.п. Такое поведение может восприни­
маться по-разному, но оно почти всегда свидетельствует об опреде­
ленном превосходстве. На это же указывает ряд мелких деталей об­
щения: расслабленная поза (означает превосходство в ситуации); партнер смотрит в окно или осматривает свои ногти (явная демон­
страция превосходства). Если человек говорит непонятно для собе­
седника, употребляет много специальных терминов, иностранных слов, т.е. не стремится к тому, чтобы его поняли, то это восприни­
мается как интеллектуальное превосходство.
Особенно часто фактор «превосходства» можно наблюдать при межкультурной коммуникации, когда человек оказывается в ситуа­
ции, которую он не понимает, в которой он плохо ориентируется, что влечет за собой определенную зависимость от своих партнеров по общению. В этом случае человек, легко ориентирующийся в си­
туации — «хозяин» ситуации, обязательно будет вести себя уве­
ренно, независимо и, следовательно, демонстрировать в манере по­
ведения элементы превосходства.
Таким образом, действие фактора превосходства начинается тогда, когда при общении человек фиксирует превосходство друго­
го над собой по знакам в одежде и манере поведения. С одной сто­
роны, человек на основе этого строит свое поведение в данный момент, а с другой — при оценке личности партнера может допус­
кать ошибки, преувеличивать или преуменьшать те или иные его качества.
201

5.1.3.
Фактор привлекательности. Психологическими исследо­
ваниями достоверно установлено, что существуют реальные основа­
ния для восприятия и понимания человека по его внешности. В них доказано, что почти все детали внешнего облика человека могут не­
сти информацию о его эмоциональном состоянии, отношении к ок­
ружающим людям, о его отношении к себе, состоянии его чувств в данной ситуации общения. В этом проявляется действие фактора
привлекательности при коммуникации.
По своей сущности фактор привлекательности имеет ту же со­
циальную природу, что и фактор превосходства, поэтому их меха­
низмы схожи. Знаки привлекательности следует искать не в разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного при­
знака, который служит знаком привлекательности. У каждого наро­
да существуют свои, отличающиеся друг от друга каноны красоты и одобряемые или неодобряемые обществом типы внешности. В этом отношении привлекательность представляет собой не что иное, как степень приближения к соответствующему типу внешности, макси­
мально одобряемой той социокультурной группой, к которой при­
надлежит человек.
При контактах с представителями других культур китайцы с са­
мого начала большое внимание уделяют внешнему виду своих парт­
неров, манерам их поведения. На этой основе китайцы пытаются определить статус своих собеседников. В дальнейшем они преиму­
щественно ориентируются на людей с более высоким статусом, как официальным, так и неофициальным. Кроме того, среди партнеров они выделяют людей, которые выражают симпатии китайской сто­
роне. Именно с такими людьми они стараются больше контактиро­
вать и взаимодействовать.
Наиболее значимым признаком фактора привлекательности яв­
ляется телосложение человека. Принято выделять три основных типа телосложения: эндоморфное (пикническое) — склонные к пол­
ноте люди; мезоморфное — стройное, сильное, мускулистое тело­
сложение; эктоморфное (астеническое) — высокие, худые, хрупкие фигуры. Давно доказано, что тип телосложения человека связан с некоторыми его психологическими чертами. Так, пикники обычно более общительны, склонны к комфорту, переменчивы в настрое­
ниях; атлеты характеризуются высоким жизненным тонусом, любо­
вью к приключениям, астеники обычно более сдержаны, молчали­
вы, спокойны. В обыденном сознании людей эти связи зафиксиро­
ваны довольно прочно.
202


Сами по себе тийы телосложения не имеют принципиального значения для коммуникации. Главное здесь — какой тип телосло­
жения социально одобряется, а какой нет. Привлекательность оп­
ределяется социально одобряемым типом и усилиями, затраченны­
ми на его получение. На первый взгляд, утверждение такого рода кажется несколько абсурдным, поскольку тип телосложения задан природой и не изменяется. Однако по-разному оцениваются, напри­
мер, толстяк, который этого не скрывает, и толстяк, который стре­
мится выглядеть подтянуто. Здесь знаком привлекательности явля­
ются усилия, затраченные на приближение к идеалу. Фактором привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым и желание быть отнесенным к группе с социально одобряемыми знаками.
5.1.4. Фактор отношения к нам. Как правило, рассмотрение процесса общения ограничивается вопросами восприятия и пони­
мания других людей. Однако совершенно очевидно, что здесь также важен вопрос об отношении к нам партнера при коммуникации: люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше тех, кто относится к нам плохо. Фактор отно­
шения к нам проявляется при общении в чувствах симпатии или антипатии, в согласии или несогласии с нами.
В практике общения существует большое количество косвенных признаков согласия. Это и определенное поведение — кивки голо­
вой, одобряющие и ободряющие улыбки в нужных местах и многие другие проявления, соответствующие позиции человека. Главное в них — выражение согласия с нашей позицией. Тогда выключается механизм восприятия по фактору отношения к нам. Основой этого фактора служит представление о так называемых субъективных группах, которые не «существуют в природе», т.е. не детерминиро­
ваны общественными отношениями, а существуют только в нашем сознании. Например, человек считает себя умным, знающим инже­
нером, хорошо разбирающимся в политике и футболе, счастливым в семейной жизни и т.д. Это то же, что относить себя к группам ум­
ных людей, знающих инженеров, знатоков политики, футбола и др., естественно, что знаком принадлежности к этим группам будет со­
гласие с ним.
Действие отмеченных факторов происходит постоянно в процес­
се восприятия, однако роль и значение каждого из них в той или иной конкретной ситуации различны. Поэтому восприятие одних и тех же явлений каждый раз происходит специфическим образом. В результате восприятие человеком окружающего мира носит изби­
203