Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1526
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К личностным причинам конфликтов относятся ярко выра
женные своенравие и честолюбие, фрустрированные индивидуальные потребности, низкая способность или готовность к адаптации, по
давленная злость, несговорчивость, карьеризм, жажда власти или сильное недоверие. Люди, наделенные такими качествами, часто вы
зывают конфликты.
К социальным причинам возникновения конфликтов относят сильно выраженное соперничество, недостаточное признание спо
собностей, недостаточную поддержку или готовность к компромис
сам, противоречащие цели и средства для их достижения.
К организационным причинам конфликтов относят перегрузку работой, неточные инструкции, неясные компетенции или ответст
венность, противоречащие друг другу цели, постоянные изменения правил и предписаний для отдельных участников коммуникации, глубокие изменения или переструктуризацию укоренившихся пози
ций и ролей.
Возникновение конфликтов наиболее вероятно среди людей, ко
торые находятся между собой в достаточно зависимых отношениях
(например, партнеры по бизнесу, друзья, коллеги, родственники, супруги). Чем теснее эти отношения, тем вероятнее возникновение конфликтов; поэтому частота контактов с другим человеком повы
шает возможность возникновения конфликтной ситуации в отноше
ниях с ним. Это верно и для формальных, и для неформальных от
ношений. Таким образом, в межкультурной общении причинами коммуникативных конфликтов могут выступать не только культур
ные различия. За этим часто стоят вопросы власти или статуса, со
циальное расслоение, конфликт поколений и т. д.
В ситуации межкультурной напряженности или конфликта на
блюдается чрезмерное акцентирование различий между противо
борствующими сторонами, которое может принимать форму проти
вопоставления собственной этнической группы другой группе.
Следует сказать, что в реальной жизни «чисто» межкультурные конфликты не встречаются. Реальные отношения предполагают наличие целого множества взаимопроникающих конфликтов, и было бы ошибкой считать, что в основе любого конфликта между представителями различных культур лежит незнание культурных особенностей партнера по коммуникации. Поэтому не стоит пи
тать иллюзий относительно того, что одно лишь знание культур
ных различий является ключом к разрешению межкультурных конфликтов, однако всегда следует учитывать, что возможное на
рушение коммуникации может быть вызвано неверными атрибу
циями коммуникантов.
5.3.2.
Стратегии разрешения конфликтов. Современная кон
фликтология утверждает, что любой конфликт можно урегулиро
вать или значительно ослабить, если сознательно придерживаться одного из пяти стилей поведения:
1. С о р е в н о в а н и е — «прав тот, кто сильнее» — актив
ный, не стремящийся к сотрудничеству стиль. Эта манера поведе
ния необходима в такой ситуации, когда одна из сторон с большим рвением добивается своих целей и стремится действовать в своих интересах независимо от того, какое воздействие это оказывает на других. Подобный способ разрешения конфликта, сопровождаемый созданием ситуации «победа — поражение», использованием со
перничества и игры с позиции силы для достижения своих целей, сводится к подчинению одной стороны другой.
2.
С о т р у д н и ч е с т в о — «давайте решим это вместе» — активный, стремящийся к сотрудничеству стиль. В данной ситуации обе стороны конфликта стремятся к достижению своих целей. По
добная манера поведения характеризуется стремлением решить проблему, выяснить разногласия, обменяться информацией, видеть в конфликте стимул к конструктивным решениям, выходящим за рамки данной конфликтной ситуации. Поскольку выходом из кон
фликта считается нахождение решения, выгодного обеим сторонам, такая стратегия часто называется подходом «победа — победа».
3. У х о д о т к о н ф л и к т а — «оставьте меня в покое» — пассивный и не стремящийся к сотрудничеству стиль. Одна из сто
рон может признавать, что конфликт имеет место, но выбирает ма
неру поведения, стремящуюся избежать конфликта или заглушить его. Такой участник конфликта надеется, что он разрешится сам со
бой. Поэтому разрешение конфликтной ситуации постоянно откла
дывается, используются различные полумеры, чтобы заглушить конфликт, или скрытые меры для того, чтобы избежать более силь
ной конфронтации.
4. У с т у п ч и в о с т ь — «только после вас» — пассивный, стремящийся к сотрудничеству стиль. В отдельных случаях ка
кая-либо из сторон конфликта может попытаться умиротворить другую сторону и поставить ее интересы выше собственных. По
добное стремление успокоить другого предполагает уступчивость, подчинение и податливость.
5. К о м п р о м и с с — «давайте пойдем друг другу навстре
чу» — при этой манере поведения обе стороны конфликта идут на взаимные уступки, частично отказываясь от своих требований. В этом
212
случае никто не побеждает и никто не проигрывает. Подобный вы
ход из конфликта предваряют переговоры, поиски вариантов и пу
тей ко взаимовыгодным соглашениям.
Наряду с применением того или иного стиля разрешения кон
фликта следует пользоваться также следующими приемами и пра
вилами:
• не спорить по мелочам;
• не спорить с тем, с кем спорить бесполезно;
• стремиться обходиться без резкостей и категоричности;
• стараться не победить, а найти истину;
• признавать свою неправоту;
• не быть мстительным;
• использовать юмор в разрешении конфликтов, если это уме
стно.
Как и любой другой аспект межкультурной коммуникации, стиль разрешения конфликтов определяется особенностями культур уча
стников конфликта. Так, одной из главных норм делового сотрудни
чества в Японии является практика переговоров при решении раз
личных сложных вопросов. Многие виды делового сотрудничества осуществляются в Японии на основе устной договоренности сторон.
Американцы же представить себе не могут, как можно сесть за стол и спокойно разговаривать с партнером, который не выполняет своих обязательств. Значительные культурные различия можно на
блюдать в методах разрешения конфликта между британскими и китайскими менеджерами: китайцы предпочитают более пассивные стили поведения, такие, как «компромисс» или «уступчивость», а британцам более свойственны активные стили типа «сотрудничест
во» или «соревнование». Приверженность китайцев объясняется их стремлением к гармонии и сохранению лица. Взаимоотношения людей в китайском обществе основываются на осознании, что чело
век существует только как часть семьи или клана. Это требует от ивдиввда уважения к общественной иерархии. Необходимость про
явления почтительности к старшим ориентирует китайцев на подчи
нение власти и подавление агрессии. Идея гармонии побуждает ки
тайцев всегда искать золотую середину из крайностей и учит дости
жению равновесия путем контролирования эмоций. И, наконец, по
нятие «лицо» воспитывает у китайцев умение сохранять самообла
дание, не терять чувства собственного достоинства и не создавать ситуации, ведущие к «потере лица» другими людьми.
ход из конфликта предваряют переговоры, поиски вариантов и пу
тей ко взаимовыгодным соглашениям.
Наряду с применением того или иного стиля разрешения кон
фликта следует пользоваться также следующими приемами и пра
вилами:
• не спорить по мелочам;
• не спорить с тем, с кем спорить бесполезно;
• стремиться обходиться без резкостей и категоричности;
• стараться не победить, а найти истину;
• признавать свою неправоту;
• не быть мстительным;
• использовать юмор в разрешении конфликтов, если это уме
стно.
Как и любой другой аспект межкультурной коммуникации, стиль разрешения конфликтов определяется особенностями культур уча
стников конфликта. Так, одной из главных норм делового сотрудни
чества в Японии является практика переговоров при решении раз
личных сложных вопросов. Многие виды делового сотрудничества осуществляются в Японии на основе устной договоренности сторон.
Американцы же представить себе не могут, как можно сесть за стол и спокойно разговаривать с партнером, который не выполняет своих обязательств. Значительные культурные различия можно на
блюдать в методах разрешения конфликта между британскими и китайскими менеджерами: китайцы предпочитают более пассивные стили поведения, такие, как «компромисс» или «уступчивость», а британцам более свойственны активные стили типа «сотрудничест
во» или «соревнование». Приверженность китайцев объясняется их стремлением к гармонии и сохранению лица. Взаимоотношения людей в китайском обществе основываются на осознании, что чело
век существует только как часть семьи или клана. Это требует от ивдиввда уважения к общественной иерархии. Необходимость про
явления почтительности к старшим ориентирует китайцев на подчи
нение власти и подавление агрессии. Идея гармонии побуждает ки
тайцев всегда искать золотую середину из крайностей и учит дости
жению равновесия путем контролирования эмоций. И, наконец, по
нятие «лицо» воспитывает у китайцев умение сохранять самообла
дание, не терять чувства собственного достоинства и не создавать ситуации, ведущие к «потере лица» другими людьми.
1 ... 21 22 23 24 25 26 27 28 ... 36
213
5.4. Межличностная аттракция в межкультурной коммуникации
5.4.1. Понятие и детерминанты межличностной аттракции.
Из всех людей, составляющих круг общения любого индивида, всегда есть какая-то часть, которая нравится больше, те, которые нравятся меньше, и те, которые вообще не вызывают к себе ка
ких-либо положительных эмоций. В этом факте проявляется оце
ночное отношение людей друг к другу. Стремление нравиться дру
гим людям и их взаимные встречные чувства составляют важную сторону жизни каждого индивида и играют также значительную роль в межкультурных контактах людей.
Процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притя
жения между людьми, взаимной симпатии получил название меж
личностной аттракции. По своей сути межличностная аттрак
ция представляет собой оценочную реакцию одного человека дру
гим, которая побуждает его действовать определенным образом при общении с этим другим человеком. Тем самым аттракция предстает разновидностью восприятия, определяющей содержание, характер и стиль межличностной коммуникации.
В практической жизни привлекательность одного человека для другого проявляется в широком диапазоне эмоциональных состоя
ний, которые формируются под влиянием внешних и внутренних факторов межличностной аттракции.
К внешним факторам аттракции, т.е. не связанным непосредст
венно с процессом взаимодействия, можно отнести следующие:
• степень выраженности у человека потребности в аффилиа- ции;
• эмоциональное состояние партнеров по общению;
• пространственная близость партнеров.
Потребность в аффилиации — это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Степень выраженности дан
ной потребности у того или иного человека в значительной мере определяет тип его межличностного общения. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей. Человек, у которого данная потребность выражена очень сильно, постоянно, ищет контакта с другими, стремится к людям, старается сделать так, чтобы его за
метили. Общая направленность на людей, непереносимость оди
ночества оказывается для человека с ярко выраженной потребно
214
стью в аффилиации, фактором, усиливающим для него привлека
тельность другого человека как потенциального партнера по об
щению.
Эмоциональное состояние. Экспериментально установлено, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще, чем когда он находится в нейтральном, агрес
сивном или подавленном настроении. Для человека с негативными эмоциями другие люди либо просто не существуют, либо на них пе
реносится плохое настроение. Таким образом, от того, как индивид относится к другим людям, и то, как они относятся к нему, форми
руется общее эмоциональное состояние, влияющее на тип и харак
тер процесса коммуникации.
Пространственная близость. Действие этого фактора состо
ит в том, что при прочих равных условиях, чем ближе пространст
венно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная при
влекательность. Влияние пространственной близости имеет решаю
щее значение для установления межличностных контактов. В дет
ские годы круг друзей формируется прежде всего из сверстников, живущих близко друг от друга, а также из одноклассников. Брачны
ми партнерами чаще всего становятся люди, либо живущие-недале
ко друг от друга, либо те, кто учатся или работают вместе.
Пространственная близость влияет и на продолжительность от
ношений. Огромное количество дружеских отношений, влюбленно
стей, ухаживаний прекращается под воздействием пространствен
ной разделенности. Поговорка «с глаз долой, из сердца — вон» во многом верна именно потому, что указывает на сложность поддер
жания общения на расстоянии. Сохранение отношений вопреки расстояниям можно объяснить только тем, что получаемые в результате этих отношений положительные результаты перевеши
вают затраченные усилия.
Пространственная близость выступает фактором межличност
ной аттракции прежде всего потому, что люди, живущие неподалеку друг от друга, находятся в сходной среде, пользуются одинаковой социальной структурой, потребляют одни и те же культурные цен
ности. В результате они имеют общие вопросы и проблемы, что способствует их общению и взаимодействию. Следствием этого ста
новятся близкие контакты и взаимоотношения между ними, т.е. ус
тойчивая коммуникация.
Рассмотренные факторы можно считать внешними детерминан
тами аттракции именно потому, что они выступают в качестве си
туативных условий, способствующих или препятствующих общению между людьми. Вместе с тем, как только люди начинают процесс
215
тельность другого человека как потенциального партнера по об
щению.
Эмоциональное состояние. Экспериментально установлено, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще, чем когда он находится в нейтральном, агрес
сивном или подавленном настроении. Для человека с негативными эмоциями другие люди либо просто не существуют, либо на них пе
реносится плохое настроение. Таким образом, от того, как индивид относится к другим людям, и то, как они относятся к нему, форми
руется общее эмоциональное состояние, влияющее на тип и харак
тер процесса коммуникации.
Пространственная близость. Действие этого фактора состо
ит в том, что при прочих равных условиях, чем ближе пространст
венно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная при
влекательность. Влияние пространственной близости имеет решаю
щее значение для установления межличностных контактов. В дет
ские годы круг друзей формируется прежде всего из сверстников, живущих близко друг от друга, а также из одноклассников. Брачны
ми партнерами чаще всего становятся люди, либо живущие-недале
ко друг от друга, либо те, кто учатся или работают вместе.
Пространственная близость влияет и на продолжительность от
ношений. Огромное количество дружеских отношений, влюбленно
стей, ухаживаний прекращается под воздействием пространствен
ной разделенности. Поговорка «с глаз долой, из сердца — вон» во многом верна именно потому, что указывает на сложность поддер
жания общения на расстоянии. Сохранение отношений вопреки расстояниям можно объяснить только тем, что получаемые в результате этих отношений положительные результаты перевеши
вают затраченные усилия.
Пространственная близость выступает фактором межличност
ной аттракции прежде всего потому, что люди, живущие неподалеку друг от друга, находятся в сходной среде, пользуются одинаковой социальной структурой, потребляют одни и те же культурные цен
ности. В результате они имеют общие вопросы и проблемы, что способствует их общению и взаимодействию. Следствием этого ста
новятся близкие контакты и взаимоотношения между ними, т.е. ус
тойчивая коммуникация.
Рассмотренные факторы можно считать внешними детерминан
тами аттракции именно потому, что они выступают в качестве си
туативных условий, способствующих или препятствующих общению между людьми. Вместе с тем, как только люди начинают процесс
215