Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1526

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К личностным причинам конфликтов относятся ярко выра­
женные своенравие и честолюбие, фрустрированные индивидуальные потребности, низкая способность или готовность к адаптации, по­
давленная злость, несговорчивость, карьеризм, жажда власти или сильное недоверие. Люди, наделенные такими качествами, часто вы­
зывают конфликты.
К социальным причинам возникновения конфликтов относят сильно выраженное соперничество, недостаточное признание спо­
собностей, недостаточную поддержку или готовность к компромис­
сам, противоречащие цели и средства для их достижения.
К организационным причинам конфликтов относят перегрузку работой, неточные инструкции, неясные компетенции или ответст­
венность, противоречащие друг другу цели, постоянные изменения правил и предписаний для отдельных участников коммуникации, глубокие изменения или переструктуризацию укоренившихся пози­
ций и ролей.
Возникновение конфликтов наиболее вероятно среди людей, ко­
торые находятся между собой в достаточно зависимых отношениях
(например, партнеры по бизнесу, друзья, коллеги, родственники, супруги). Чем теснее эти отношения, тем вероятнее возникновение конфликтов; поэтому частота контактов с другим человеком повы­
шает возможность возникновения конфликтной ситуации в отноше­
ниях с ним. Это верно и для формальных, и для неформальных от­
ношений. Таким образом, в межкультурной общении причинами коммуникативных конфликтов могут выступать не только культур­
ные различия. За этим часто стоят вопросы власти или статуса, со­
циальное расслоение, конфликт поколений и т. д.
В ситуации межкультурной напряженности или конфликта на­
блюдается чрезмерное акцентирование различий между противо­
борствующими сторонами, которое может принимать форму проти­
вопоставления собственной этнической группы другой группе.
Следует сказать, что в реальной жизни «чисто» межкультурные конфликты не встречаются. Реальные отношения предполагают наличие целого множества взаимопроникающих конфликтов, и было бы ошибкой считать, что в основе любого конфликта между представителями различных культур лежит незнание культурных особенностей партнера по коммуникации. Поэтому не стоит пи­
тать иллюзий относительно того, что одно лишь знание культур­
ных различий является ключом к разрешению межкультурных конфликтов, однако всегда следует учитывать, что возможное на­
рушение коммуникации может быть вызвано неверными атрибу­
циями коммуникантов.


5.3.2.
Стратегии разрешения конфликтов. Современная кон­
фликтология утверждает, что любой конфликт можно урегулиро­
вать или значительно ослабить, если сознательно придерживаться одного из пяти стилей поведения:
1. С о р е в н о в а н и е — «прав тот, кто сильнее» — актив­
ный, не стремящийся к сотрудничеству стиль. Эта манера поведе­
ния необходима в такой ситуации, когда одна из сторон с большим рвением добивается своих целей и стремится действовать в своих интересах независимо от того, какое воздействие это оказывает на других. Подобный способ разрешения конфликта, сопровождаемый созданием ситуации «победа — поражение», использованием со­
перничества и игры с позиции силы для достижения своих целей, сводится к подчинению одной стороны другой.
2.
С о т р у д н и ч е с т в о — «давайте решим это вместе» — активный, стремящийся к сотрудничеству стиль. В данной ситуации обе стороны конфликта стремятся к достижению своих целей. По­
добная манера поведения характеризуется стремлением решить проблему, выяснить разногласия, обменяться информацией, видеть в конфликте стимул к конструктивным решениям, выходящим за рамки данной конфликтной ситуации. Поскольку выходом из кон­
фликта считается нахождение решения, выгодного обеим сторонам, такая стратегия часто называется подходом «победа — победа».
3. У х о д о т к о н ф л и к т а — «оставьте меня в покое» — пассивный и не стремящийся к сотрудничеству стиль. Одна из сто­
рон может признавать, что конфликт имеет место, но выбирает ма­
неру поведения, стремящуюся избежать конфликта или заглушить его. Такой участник конфликта надеется, что он разрешится сам со­
бой. Поэтому разрешение конфликтной ситуации постоянно откла­
дывается, используются различные полумеры, чтобы заглушить конфликт, или скрытые меры для того, чтобы избежать более силь­
ной конфронтации.
4. У с т у п ч и в о с т ь — «только после вас» — пассивный, стремящийся к сотрудничеству стиль. В отдельных случаях ка­
кая-либо из сторон конфликта может попытаться умиротворить другую сторону и поставить ее интересы выше собственных. По­
добное стремление успокоить другого предполагает уступчивость, подчинение и податливость.
5. К о м п р о м и с с — «давайте пойдем друг другу навстре­
чу» — при этой манере поведения обе стороны конфликта идут на взаимные уступки, частично отказываясь от своих требований. В этом
212

случае никто не побеждает и никто не проигрывает. Подобный вы­
ход из конфликта предваряют переговоры, поиски вариантов и пу­
тей ко взаимовыгодным соглашениям.
Наряду с применением того или иного стиля разрешения кон­
фликта следует пользоваться также следующими приемами и пра­
вилами:
• не спорить по мелочам;
• не спорить с тем, с кем спорить бесполезно;
• стремиться обходиться без резкостей и категоричности;
• стараться не победить, а найти истину;
• признавать свою неправоту;
• не быть мстительным;
• использовать юмор в разрешении конфликтов, если это уме­
стно.
Как и любой другой аспект межкультурной коммуникации, стиль разрешения конфликтов определяется особенностями культур уча­
стников конфликта. Так, одной из главных норм делового сотрудни­
чества в Японии является практика переговоров при решении раз­
личных сложных вопросов. Многие виды делового сотрудничества осуществляются в Японии на основе устной договоренности сторон.
Американцы же представить себе не могут, как можно сесть за стол и спокойно разговаривать с партнером, который не выполняет своих обязательств. Значительные культурные различия можно на­
блюдать в методах разрешения конфликта между британскими и китайскими менеджерами: китайцы предпочитают более пассивные стили поведения, такие, как «компромисс» или «уступчивость», а британцам более свойственны активные стили типа «сотрудничест­
во» или «соревнование». Приверженность китайцев объясняется их стремлением к гармонии и сохранению лица. Взаимоотношения людей в китайском обществе основываются на осознании, что чело­
век существует только как часть семьи или клана. Это требует от ивдиввда уважения к общественной иерархии. Необходимость про­
явления почтительности к старшим ориентирует китайцев на подчи­
нение власти и подавление агрессии. Идея гармонии побуждает ки­
тайцев всегда искать золотую середину из крайностей и учит дости­
жению равновесия путем контролирования эмоций. И, наконец, по­
нятие «лицо» воспитывает у китайцев умение сохранять самообла­
дание, не терять чувства собственного достоинства и не создавать ситуации, ведущие к «потере лица» другими людьми.
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   36

213

5.4. Межличностная аттракция в межкультурной коммуникации
5.4.1. Понятие и детерминанты межличностной аттракции.
Из всех людей, составляющих круг общения любого индивида, всегда есть какая-то часть, которая нравится больше, те, которые нравятся меньше, и те, которые вообще не вызывают к себе ка­
ких-либо положительных эмоций. В этом факте проявляется оце­
ночное отношение людей друг к другу. Стремление нравиться дру­
гим людям и их взаимные встречные чувства составляют важную сторону жизни каждого индивида и играют также значительную роль в межкультурных контактах людей.
Процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притя­
жения между людьми, взаимной симпатии получил название меж­
личностной аттракции. По своей сути межличностная аттрак­
ция представляет собой оценочную реакцию одного человека дру­
гим, которая побуждает его действовать определенным образом при общении с этим другим человеком. Тем самым аттракция предстает разновидностью восприятия, определяющей содержание, характер и стиль межличностной коммуникации.
В практической жизни привлекательность одного человека для другого проявляется в широком диапазоне эмоциональных состоя­
ний, которые формируются под влиянием внешних и внутренних факторов межличностной аттракции.
К внешним факторам аттракции, т.е. не связанным непосредст­
венно с процессом взаимодействия, можно отнести следующие:
• степень выраженности у человека потребности в аффилиа- ции;
• эмоциональное состояние партнеров по общению;
• пространственная близость партнеров.
Потребность в аффилиации — это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Степень выраженности дан­
ной потребности у того или иного человека в значительной мере определяет тип его межличностного общения. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей. Человек, у которого данная потребность выражена очень сильно, постоянно, ищет контакта с другими, стремится к людям, старается сделать так, чтобы его за­
метили. Общая направленность на людей, непереносимость оди­
ночества оказывается для человека с ярко выраженной потребно­
214

стью в аффилиации, фактором, усиливающим для него привлека­
тельность другого человека как потенциального партнера по об­
щению.
Эмоциональное состояние. Экспериментально установлено, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще, чем когда он находится в нейтральном, агрес­
сивном или подавленном настроении. Для человека с негативными эмоциями другие люди либо просто не существуют, либо на них пе­
реносится плохое настроение. Таким образом, от того, как индивид относится к другим людям, и то, как они относятся к нему, форми­
руется общее эмоциональное состояние, влияющее на тип и харак­
тер процесса коммуникации.
Пространственная близость. Действие этого фактора состо­
ит в том, что при прочих равных условиях, чем ближе пространст­
венно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная при­
влекательность. Влияние пространственной близости имеет решаю­
щее значение для установления межличностных контактов. В дет­
ские годы круг друзей формируется прежде всего из сверстников, живущих близко друг от друга, а также из одноклассников. Брачны­
ми партнерами чаще всего становятся люди, либо живущие-недале­
ко друг от друга, либо те, кто учатся или работают вместе.
Пространственная близость влияет и на продолжительность от­
ношений. Огромное количество дружеских отношений, влюбленно­
стей, ухаживаний прекращается под воздействием пространствен­
ной разделенности. Поговорка «с глаз долой, из сердца — вон» во многом верна именно потому, что указывает на сложность поддер­
жания общения на расстоянии. Сохранение отношений вопреки расстояниям можно объяснить только тем, что получаемые в результате этих отношений положительные результаты перевеши­
вают затраченные усилия.
Пространственная близость выступает фактором межличност­
ной аттракции прежде всего потому, что люди, живущие неподалеку друг от друга, находятся в сходной среде, пользуются одинаковой социальной структурой, потребляют одни и те же культурные цен­
ности. В результате они имеют общие вопросы и проблемы, что способствует их общению и взаимодействию. Следствием этого ста­
новятся близкие контакты и взаимоотношения между ними, т.е. ус­
тойчивая коммуникация.
Рассмотренные факторы можно считать внешними детерминан­
тами аттракции именно потому, что они выступают в качестве си­
туативных условий, способствующих или препятствующих общению между людьми. Вместе с тем, как только люди начинают процесс
215