Файл: I. Теоретические аспекты социального обеспечения в России 7 Понятие, сущность и функции социального обеспечения 7.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 583
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Теоретические аспекты социального обеспечения в России
1.1. Понятие, сущность и функции социального обеспечения
1.2. Виды социального обеспечения в России
1.3. Международный опыт социального обеспечения
1.4. История развития социального обеспечения в России
II. Анализ Российской системы социального обеспечения
2.1. Современное состояние российской системы социального обеспечения
2.2. Правовые основы системы социального обеспечения
III. Совершенствование российской системы социального обеспечения
3.1. Основные правовые проблемы развития социального обеспечения
3.2. Пути решения правовых проблем
3.3. Заимствование зарубежного опыта в сфере развития социального обеспечения
Содержание
Введение 3
I. Теоретические аспекты социального обеспечения в России 7
1.1. Понятие, сущность и функции социального обеспечения 7
1.2. Виды социального обеспечения в России 11
1.3. Международный опыт социального обеспечения 15
1.4. История развития социального обеспечения в России 18
Вывод 24
II. Анализ Российской системы социального обеспечения 26
2.1. Современное состояние российской системы социального обеспечения 26
2.2. Правовые основы системы социального обеспечения 32
Вывод 39
III. Совершенствование российской системы социального обеспечения 41
3.1. Основные правовые проблемы развития социального обеспечения 41
3.2. Пути решения правовых проблем 45
3.3. Заимствование зарубежного опыта в сфере развития социального обеспечения 53
Вывод 60
IV. Охрана труда 62
Вывод 65
Заключение 67
Список использованной литературы 70
Приложения 76
Введение
«Российская система социального обеспечения: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Актуальность темы заключается в том, что социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.
Предоставление гражданам социальных и социально-экономических прав служит одним из проявлений прогресса человеческой цивилизации. При этом наличие правовых проблем российской системы социального обеспечения предопределяет необходимость учения данной темы.
В современных исследованиях в достаточной мере затронуты теоретические моменты управления сферой социального обеспечения, и, равным образом, проблемы, касающиеся места и значимости управления сферой социального обеспечения, однако, не хватает изысканий по проблемам регулирования управления сферой социального обеспечения.
Необходимо обратить внимание на нестабильность социальных прав граждан, периодическое снижение достигнутых ими конституционных гарантий. Отмечаются активно предлагаемые меры дальнейшего умаления прав в сфере социального обеспечения без оглядки на их конституционные рамки. При этом в научной литературе высказываются прямо противоположные мнения о том, можно ли относить Россию к социальным государствам, является ли социальная справедливость юридическим понятием, следует ли считать права в сфере социального обеспечения конституционными.
Современные проблемы в системе социального обеспечения и защиты населения Российской Федерации, ее оптимизация всегда являются актуальными в период экономико-политической нестабильности. Отрицательные последствия в социальной политике выраженно ощущают незащищенные категории населения: пенсионеры, инвалиды, одинокие матери и другие. Поэтому возникает острая необходимость в развитии и улучшении системы социальной защиты населения страны.
Под данной политикой в 2018 г. необходимо внести изменения в систему законодательных актов, мер и норм, которые применяются правительством для обеспечения улучшений условий жизни для граждан России, гарантии государственной помощи и поддержки в случаях увеличения социальных рисков.
В 2018 году мы наблюдаем, что система государственной социальной защиты и обеспечения населения опирается на комплекс принципов: уважение к личности каждого гражданина, гибкость, законность, адресность попечительства и другие, которые обеспечивают государственную поддержку населения.
В литературе проблематикой социальной защиты и ее финансового обеспечения представлена работами известных отечественных ученых и специалистов, в том числе: JI.M. Артемьевой, В.А. Ачаркана, A.M. Бабича, И. Басова, М.Э. Дмитриева, JI.A. Дробозиной Е.Н. Егорова, Е.Н. Жильцова, В. Кадомцевой, A.M. Ковалевой, М.С. Ланцева, Л.Ф. Лебедевой, Е.Е. Мачульской, С.Г. Мисихиной, Ю.В. Пешехонова, Г.Б. Поляка, В. Решетникова, Н.М. Римашевской, А.И. Романова, М.Л. Седовой, К. Сенчагова, А.К. Соловьева, Л.И. Соловьевой, Е.В. Тишина,C. Чехутовой, М.Я. Шиминовой, С.В. Шишкина, Ю.В. Якушева, Ю. Яновой.
Формирование методологических подходов автора к исследованию финансовых аспектов социальной защиты происходило под влиянием идей зарубежных авторов: Д. Норта, Л. Эрхарда, С. Бриттана, Ф. Хайека.
Необходимо усилить теоретическую разработку проблемы соответствия отраслевого законодательства требованиям Конституции и международным стандартам. Следует принимать во внимание Послание Президента России Федеральному Собранию 2018 г., согласно которому ключевыми факторами развития должны быть благополучие людей, достаток в российских семьях; необходим решительный прорыв в сбережении народа России, создании условий для развития и самореализации каждого человека.
Законодательство о социальном обеспечении может сыграть значительную роль в таком прорыве. При развитии законодательства в соответствии с конституционными требованиями необходимо учитывать серьезный научный потенциал, значительный объем литературы по праву социального обеспечения, содержащей аргументированные предложения по его совершенствованию в интересах граждан, а значит, и государства. Предлагается трактовать сомнения, возникающие в ходе анализа Конституции, в пользу граждан; исходить из того, что она не допускает регрессивного развития социального законодательства. Россия призвана выполнять и развивать унаследованные от СССР публичные обязательства в этой сфере. Должна быть конкретизирована и усилена ответственность государственных органов за неисполнение обязанностей, корреспондирующих правам граждан. При подготовке законопроектов, касающихся социальной сферы, необходимо ссылаться в пояснительных записках на соответствие их Конституции либо доказывать, что они не противоречат ее нормам.
Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:
Цель дипломного проекта: изучить современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития российской системы социального обеспечения.
Задачи дипломного проекта:
-
Определить понятие, сущность и функции социального обеспечения. -
Выделить виды социального обеспечения в России. -
Рассмотреть международный опыт социального обеспечения. -
Изучить историю развития социального обеспечения в России. -
Представить современное состояние российской системы социального обеспечения. -
Охарактеризовать правовые основы системы социального обеспечения. -
Выявить основные правовые проблемы развития социального обеспечения. -
Определить пути решения правовых проблем. -
Рассмотреть заимствование зарубежного опыта в сфере развития социального обеспечения.
Объект: российская система социального обеспечения.
Предмет исследования: состояние и правовые проблемы социального обеспечения.
В процессе работы над дипломной работой были использованы труды российских и зарубежных ученых, специализирующихся в области социальной работы.
I. Теоретические аспекты социального обеспечения в России
1.1. Понятие, сущность и функции социального обеспечения
Рассматривая понятие социальной защита населения П.Е. Кричинский и О.С. Морозова определяют, как «совокупность социально-экономических мероприятий, которые осуществляет государство и направляет их на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации за счет трудовых пенсий по: старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности, за выслугу лет, пособиями по временной нетрудоспособности, социальными пенсиями, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помощи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попавшим в экстремальные ситуации. Беженцам и переселенцам выделяются пособия на санаторно-курортное лечение, организовывается содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечиваются инвалиды транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессиональное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, так же идет обеспечение на создание комплекса новых социальных служб, таких как центры социального обслуживания населения, социальная помощь на дому, социальные гостиницы, социальные приюты для детей и т.д.1«.
Одним из значимых компонентов данной структуры является социальное обеспечение, которая является основной частью социальной защиты населения, где с помощью Законов РФ устанавливаются государственные и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное страхование, создаются дополнительные формы благотворительности и социального обеспечения.
А. Шаронов считает, социальное обеспечение системой мер, направленных на обеспечение и поддержку малообеспеченных слоев населения. Данная система мер устанавливаются, гарантируются и контролируются государством РФ2.
Социальное обеспечение как особая сфера, которая входит в поле деятельности государственных органов власти, свое назначение проявляет в ряде функций3. В правовой литературе специалистами принято выделять несколько основных функций, которые отражают сущность и предназначение социального обеспечения: