Файл: I. Теоретические аспекты социального обеспечения в России 7 Понятие, сущность и функции социального обеспечения 7.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 590
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Теоретические аспекты социального обеспечения в России
1.1. Понятие, сущность и функции социального обеспечения
1.2. Виды социального обеспечения в России
1.3. Международный опыт социального обеспечения
1.4. История развития социального обеспечения в России
II. Анализ Российской системы социального обеспечения
2.1. Современное состояние российской системы социального обеспечения
2.2. Правовые основы системы социального обеспечения
III. Совершенствование российской системы социального обеспечения
3.1. Основные правовые проблемы развития социального обеспечения
3.2. Пути решения правовых проблем
3.3. Заимствование зарубежного опыта в сфере развития социального обеспечения
-
Экономическая функция социального обеспечения; -
Политическая функция социального обеспечения; -
Демографическая функция социального обеспечения; -
Социальная, реабилитационная функция социального обеспечения.
Экономическая функция социального обеспечения выражена тем, что с ее помощью органы социального обеспечения имеют возможность оказывать материальную помощь и поддержку гражданам, которые оказались в сложной жизненной ситуации и не в состоянии самостоятельно повлиять на нее для улучшения своих условий. Также эта функция заключается в содействии эффективному и последовательному развитию общественного производства в целом, а также развитию отдельных социально значимых отраслей – народного хозяйства, экономическому подъему тех зон, которые имеют приоритетное значение в развитии общества в целом.
Политическая функция социального обеспечения призвана способствовать постепенному сближению социального уровня различных слоев. Это очень актуально в России, поскольку разрыв между богатыми и бедными слоями населения катастрофически высок, а средний слой практически отсутствует, поэтому между вышеперечисленными категориями граждан нет социального единения. Также политическая функция подразумевает создание условий, которые позволят каждому человеку обеспечить достойный уровень жизни; очень велика ее роль и в стабилизации общественных отношений, которые складываются в общей сфере социальной защиты и социального обеспечения граждан.
Третья функция социального обеспечения – демографическая. Ее роль заключается в стимулировании естественного роста народонаселения страны, а также в том, чтобы способствовать воспроизведению здорового, крепкого потомства, увеличению продолжительности жизни, снижению уровня смертности населения путем реформ в сфере здравоохранения и социального обслуживания граждан4.
Социально реабилитационная функция в рамках социального обеспечения призвана организовывать условия для удовлетворение специфических потребностей некоторых категорий граждан, к которым относятся престарелые граждане, а также нетрудоспособные слои населения (пенсионеры, лица с ограниченными возможностями). Социально-реабилитационная функция выражается в том, что ответственные органы и учреждения, а также лица нацелены на создание наиболее эффективных и благоприятных условий, которые будут способствовать сохранению правового статуса этих граждан, а также охране их здоровья.
Функции социального обеспечения являются обусловленными природой данной сферы, с их помощью открываются возможности воздействовать на общество. Между социальным обеспечением и обществом существует особая система связей, общество также может оказывать влияние на социальное обеспечение. Это воздействие является определяющим, и на него опираются специалисты в выборе тех или иных стратегий в дальнейшем развитии и создании условий для социального обеспечения и социальной защиты отдельных категорий граждан.
Вместе с тем, есть также и цель обратных связей: социальное обеспечение благодаря своему функционалу оказывает заметное влияние на факторы, которые со стороны общества и его составных частей обуславливают его. Выполняя эти функции, социальное обеспечение представляет собой активный фактор, играющий значительную роль в развитии общества. сегодня многие даже не подозревают о широких возможностях социального обеспечения. Люди критикуют государственные органы власти, но не вникают в подробности их деятельности в области социальной политики. Это говорит о том, что функции по-прежнему выполняются, но из-за отсутствия реальной и доступной информации о них возникает иллюзия бездействия и отсутствия помощи и поддержки извне.
Воздействие на общество со стороны органов, которые отвечают за социальное обеспечение, должно осуществляться в виде комплексной, целостной системы. В то же время, специалисты акцентируют внимание на том, что каждая из основных сфер жизни человека (экономическая, политическая, социальная, духовная) подвергается воздействию соответствующей функции. Соответственно, сколько сегодня в жизни человека существует сфер, столько и функций выделяется в рамках социального обеспечения граждан. Особенности функций социального обеспечения заключаются в том, что некоторые из них распадаются на подфункции. Например, распределительная функция сегодня представлена двумя подфункциями: обеспечительной, производственной.
Сущность обеспечительной подфункции заключается в том, что она направлена на поддержание стабильного, достаточного уровня материального благополучия лиц, для которых выделяемые средства являются единственным источником существования. Что касается производственной подфункции, то она включает в себя механизмы, направленные на стимулирование граждан к осуществлению трудовой деятельности, а также на то, чтобы как можно сильнее повысить производительность труда и воспроизводство рабочей силы. Такие меры осуществляются через создание благоприятных условий, которые будут мотивировать людей к трудоустройству и исполнению своих обязательств в соответствии с заключенным трудовым договором.
Таким образом, функции социального обеспечения сегодня складываются в соответствии с основными сферами жизни человека. Они тесно связаны друг с другом: без одной из них не сможет существовать вся система социального обеспечения граждан.
1.2. Виды социального обеспечения в России
Согласно мнению А.К. Соловьева «современными формами социального обеспечения граждан являются: государственные и социальные пенсии, бесплатное медицинское обслуживание, гарантированное государством для всех категорий населения, стипендии, пособия по безработице и другое5«.
В России социальное обеспечение граждан предполагает оказание им материальной помощи. К тому же, следует сделать акцент на том, что материальная помощь предоставляется отдельным категориям граждан за счет средств государственного бюджета либо иных фондов социального страхования или благотворительности6.
Помощь преимущественно осуществляется как в денежном эквиваленте, так и в виде натуральных продуктов или услуг, таких как: Лекарственные препараты первой необходимости; Протезирование; Проездные билеты; Социальное обслуживание отдельных категорий граждан. Существует также список определенных событий в государстве, а также причины, по которым осуществляются выплаты пособий и компенсаций. Их цель – выравнивание социального положения граждан. В России за чертой бедности находится огромное количество людей, при этом между бедными и богатыми наличествует огромная пропасть, от которой практически невозможно избавиться (см. Приложение 1). По этой причине актуализируются меры по социальному обеспечению и обслуживанию граждан7.
Стоит акцентировать внимание на том, что каждый гражданин России имеет право заявить о своем желании получать пенсию по старости. Это его законное право, а вот организация социального обеспечения обязана рассмотреть это заявление в самые короткие сроки и осуществить желание клиента, если его документы, соответствуют всем требованиям. Социальная помощь осуществляется по принципу адресности, поскольку каждый человек должен предоставить доказательство своего отношения к особым социальным категориям, которые имеют право на получение социальной помощи и социального обеспечения со стороны государства и отдельных уполномоченных органов.
Абсолютно все жители России, включая иностранных подданных и лиц, не имеющих российского гражданства
, обладают равными условиями проживания. Для них предусматриваются социальные выплаты или вознаграждения, и на это не влияют такие признаки, как: Пол; Возраст; Происхождение; Национальные признаки; Религиозная принадлежность.
Так, например, пенсия по инвалидности назначается бывшим работникам или семьям погибших, а ее размер исчисляется в зависимости от прожиточного минимума, который установлен государством. Также активно выплачиваются пособия: по безработице, пособия для многодетных семей. Поощряются матери в случае рождения второго и третьего ребенка. Также в рамки социального обеспечения входят поддержка материнства и поддержка отцовства, очень активно развивается социальная политика в этих областях, даже несмотря на то, что она находится на начальных этапах своего формирования и имеет некоторыми минусы, которые отмечают и сами категории граждан. При назначении выплат и пособий учреждениями учитываются также и индивидуальные обстоятельства:
-
Специфика рабочей деятельности; -
Отдаленность местности от центрального аппарата; -
Состояние здоровья человека, который получает социальные пособия и выплаты; -
Ситуация в стране (как в экономическом, так и в политическом плане).
Социальное обслуживание – это особая категория, которая относится к социальному обеспечению. В России оно включает в себя содержание пожилых граждан и оказание помощи нетрудоспособным инвалидам, которые отправляются на содержание в специальные интернаты.
Также социальное обслуживание сегодня развито до такой степени, что некоторые манипуляции и действия могут осуществляться прямо на дому у человека, который в этом нуждается. В программах содержания и образования задействованы такие органы, как здравоохранение и просвещение. Специалисты работают с детьми в детских домах и приютах, в образовательных учреждениях и учреждениях культуры.
Любой гражданин имеет право стать частью такой общественной организации, а некоторые могут обращаться непосредственно в государственные органы для ведения перерасчета заработной платы, пенсий или иных льгот и выплат, предоставляемых в качестве социальной помощи и обеспечения8.
Виды социального обеспечения выделяют независимо от источников их финансирования. Исследователи подчеркивают, что социальное обеспечение, которое осуществляется в следующих формах, может помочь обществу измениться, стереть те грубые границы, которые существуют между обеспеченными и бедными категориями населения.