Файл: I. Теоретические аспекты социального обеспечения в России 7 Понятие, сущность и функции социального обеспечения 7.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 592

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С этого времени формируется общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания. В 20-е годы в стране начинают создаваться кооперативные организации инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухонемых людей. В конце 20-х годов вводятся пенсии по старости рабочим текстильной промышленности, тяжелой промышленности и транспорта. Государственное обеспечение после ВОВ Острые проблемы военного времени требовали безотлагательного решения. Связаны они были с оказанием помощи семьям фронтовиков, раненым, больным, инвалидам, с вопросами попечения детей-сирот. Ещё в начале войны, в 1941 г.

Указом Президиума ВС СССР назначаются пособия семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава. В 1944 г. увеличиваются льготы для беременных женщин и матерей. Принятия экстренных мер требовал огромный поток раненых, как по их эвакуации, так и реабилитации. С этой целью в начале войны были созданы комитеты помощи по обслуживанию больных и раненых красноармейцев. В условиях военного времени стояла задача не только открытия новых учреждений, но и эвакуации детских домов вглубь страны. После войны идет преобразование административной системы управления социальным обеспечением – вместо НКСО создается Министерство социального обеспечения.

К принятому в 1956 г. Закону о государственных пенсиях положено начало всеобщему пенсионному обеспечению трудящихся со стороны государства. Важным моментов в жизни страны стал Закон о пенсиях и пособиях, принятый в 1964 г., для членов колхозов. Снизился пенсионный возраст для колхозников, инвалидов, жителей Крайнего Севера. Вопрос этот рассматривался на Пленуме ЦК КПСС в 1967 г. Повышены были пенсии инвалидам Великой Отечественной войны.

Таким образом, пятимиллионная армия пенсионеров сумела улучшить свое материальное положение. В то время функционировало три сложившихся системы материального обеспечения: государственное социальное обеспечение; государственное социальное страхование; социальное обеспечение колхозников. Граждане полностью освобождались от уплаты взносов, независимо от той системы, которая их материально обеспечивала.


Основным принципом социального обеспечения в СССР был принцип социалистического гуманизма и заботы о человеке. В результате проводимой в стране социальной политики снизилась смертность, увеличилась заработная плата рабочих, начался рост промышленности, улучшилось жилищное строительство. В 80-е годы происходят пенсионные изменения, размер надбавки к пенсии по возрасту за непрерывный стаж не менее 25 лет на одном предприятии увеличился с 10 до 20%. Пенсионеры получили 50% скидку на лекарства, а для женщин вводится частично оплачиваемый отпуск. Замечание 2 Несмотря на эти социальные изменения в 80-е годы уровень жизни населения снижается, назревает необходимость реформирования социальной системы и, прежде всего, социального обеспечения. В качестве профессиональной деятельности социальная работа складывается в начале 90-х годов. Распад СССР привел к экономическому кризису и росту социальных проблем, что стало причиной организации нового вида деятельности и создания сети учреждений. Для выхода из кризиса в 90-е годы разрабатывается комплекс неотложных мер, экономические и социальные программы, разрабатываются законы и постановления в области социального обеспечения граждан. Реализовать все принятые правительственные меры должно было Министерство социальной защиты. В 1991 г. в перечне профессий появились новые специальности – социальный работник, социальный педагог, специалист по социальной работе.

Становление системы социального обслуживания начинается с 1991 г. В ст. 39 Конституции РФ отражается сущность социальной защиты и указывается, что она является правом каждого гражданина страны и может быть предоставлена в виде социального пособия, государственной пенсии, социального страхования и других форм. Основные функции системы социальной защиты: адресная помощь несколько снижает следствие бедности; создает условия для предотвращения роста бедности путем участия граждан в продуктивной и оплачиваемой работе. Замечание 3 Право на социальную защиту – это конституционное право каждого гражданина страны. Система экономических отношений, которая гарантирует каждому члену общества определенный уровень жизни минимально необходимый для использования его способностей и, обеспечивающая его при утрате каких-либо способностей, заключает в себе сущность социальной защиты.



В условиях рынка развитие элементов социальной защиты имеет свои особенности, на формирование которых влияют политические, экономические, нравственно-психологические, идеологические факторы. Под политическими факторами понимается способность власти поводить провозглашенную социальную политику и в данном контексте система социальной защиты есть элемент национальной безопасности страны. Характер и специфику действия института социальной защиты определяют экономические факторы. От того, какие инвестиции вкладываются в социальную защиту и, какие есть накопления, зависит страхование по безработице и материальное обеспечение нетрудоспособных, пенсионное страхование и др. Общественные взгляды и идеи оказывают влияние на экономическую и социальную жизнь, а с ними связаны идеологические факторы.

Они проявляются в деятельности государства, партий, общественных объединений. В свое время господствующей была коммунистическая идеология, при которой приоритетом в области социальной защиты было государственное социальное обеспечение. Приоритеты в этой области изменились с реформами 90-х годов. В это время началась ориентация на идеи либеральной рыночной экономики и, соответственно, система социальной защиты населения основывается на отношениях частной собственности. Отношения в сфере социальной защиты населения регулируются нравственно-психологическими факторами. Работники этой сферы довольно часто сталкиваются с нравственно-психологическими проблемами и проявлениями социального неравенства, унижения достоинства человека, утраты человеческих ценностей.

В этом случае естественной становится задача института социальной защиты – оказывать содействие восстановлению социальной справедливости и законных прав клиента. Как социальный институт, социальная защита населения является комплексной системой. Она формируется с целью решения разнообразных социальных проблем и помощи наиболее уязвимым членам общества.


Вывод



Таким образом, система социального обеспечения в России – это относительно новая сфера, которая достаточно активно развивается. Руководство стремится к тому, чтобы учитывать особенности жизни в нашей стране, ее экономическое и политическое состояние. Основная цель – улучшить материальное положение отдельных категорий граждан и выровнять разницу между богатыми и бедными слоями населения для создания однородности социума. Содержание социального обеспечения как института, а также его параметры формировались постепенно: по мере того, как развивалась сама система социального обеспечения в нашей стране. До сих пор специалисты в области экономики или юриспруденции отмечают, что социальное обеспечение – это противоречивое явление, вероятнее всего по причине того, что оно недостаточно изучено.

Таким образом, правовое социальное обеспечение выстраивается на принципах, которые описаны в некоторых статьях Конституции Российской Федерации. Сегодня обеспечение касается не только отдельных категорий граждан, но и в целом всего общества, поскольку оно позволяет сделать граждан более приравненными друг к другу, избавиться от той пропасти, которая существует между обеспеченными слоями населения и теми гражданами, которые находятся за чертой бедности и не могут самостоятельно удовлетворить даже первичные потребности в медицинском обслуживании и образовании. 

II. Анализ Российской системы социального обеспечения

2.1. Современное состояние российской системы социального обеспечения



Социальное обеспечение, так или иначе, касается подавляющего большинства россиян. Его проблемы сегодня привлекают всеобщее внимание и вызывают острые дискуссии. В коллективной монографии «Социальное обеспечение: настоящее и будущее»11 убедительно показаны несовершенство нынешнего пенсионного законодательства и пагубность многих предложений о его дальнейшей «оптимизации»; критически оценены низкий уровень социальных пособий, особенно на детей, и ужесточение условий их предоставления; обращено внимание на непоследовательное развитие законодательства о социальной защите инвалидов и других субъектов права социального обеспечения. Достаточно привести лишь отдельные примеры. С 5 до 15 лет увеличена продолжительность страхового стажа, требуемого для назначения пенсии по старости. Введено дополнительное условие приобретения права на эту пенсию — наличие не менее 30 баллов индивидуального пенсионного коэффициента. Изменены механизмы индексации пенсий и их перерасчета работающим пенсионерам. Как отмечают авторы, постоянные трансформации системы пенсионного обеспечения привели к тому, что население не знает о требованиях законодательства, не верит в его эффективность, осознанно уклоняется от страховых платежей; соответственно, увеличивается неформальная занятость
12.

Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет теперь исчисляются не из фактически утраченного застрахованными заработка, а из заработка, полученного в течение двух календарных лет, предшествующих году наступления страхового случая, что серьезно снижает их размер. Если при введении компенсационной выплаты работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет (1994 г.), ее размер составлял 50% от минимума оплаты труда, то ныне — лишь 50 руб.

Право граждан нашей страны на социальную защиту утверждено ст. 7 Конституции Российской Федерации, в которой сказано, что Российская Федерация является социальным государством, основа её политики направлена на создание условий, которые обеспечивают достойный уровень жизнь и свободное развитие каждого человека13.

Объяснение данного положения содержится в ст. 39 Конституции, где отмечается, что каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом14.

На сегодняшний день с пенсиями по старости и инвалидности, выплачивается пособие роженицам, которые ухаживают за младенцами до 1,5 лет, гражданам, внезапно потерявшим трудоспособность или кормильца. Законодательством РФ разработаны программы по созданию учреждений для престарелых и сирот. Таким образом, большое значение социальными службами уделяется инвалидам, безработным, детям-сиротам, пенсионерам, матерям-одиночкам, военным ветеранам, неполным семьям. Всем эти категориям граждан выделяется государством помощь в виде социальных пособий.

М.О. Буянова считает, что государственные социальные пособия выражаются в денежных выплатах, которое назначается ежемесячно, одноразова или периодически в соответствующих законодательством случаях, цель которых возместить утраченный заработок или оказать материальную помощь15.

Рассматриваемые М.О. Буяновой социальные пособия классифицируются по видам основания (табл. 1)

Таблица 1 - Классификация основных видов социальных пособий



Направления

Виды

1



По целевому назначению

- пособия, компенсирующие заработок полностью или частично;

- пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь.

2



По продолжительности выплаты

- единовременные выплаты;

- ежемесячные пособия;

- ежегодные выплаты.

3

По категории получателей



пособия детям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы;

- пособия по безработице;

- социальные пособия вынужденным переселенцам