Файл: I. Теоретические аспекты социального обеспечения в России 7 Понятие, сущность и функции социального обеспечения 7.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 584

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, целесообразно говорить о следующих основных видах: Денежные выплаты, которые могут представать в виде пенсионных выплат и пособий, а также в качестве материальной помощи, которая носит адресный характер и предоставляется отдельным категориям граждан; Натуральный вид помощи – медикаменты, продукты питания первой необходимости, детское питание, технические приспособления, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями здоровья; Льготы и некоторые виды услуг, к которым относится содержание индивидов в домах и интернатах для престарелых и лиц с ограниченным возможностями здоровья; детские дома; возможности социального обслуживания граждан на дому; Компенсация дополнительных расходов, которые напрямую связаны с оказанием медицинской помощи индивидам, их последующей реабилитацией, а также с оздоровлением, которое производится в специальных стационарах, амбулаторно в санаториях и домах интернатах9.

Также к видам социального обеспечения относятся некоторые единовременные денежные и неденежные виды поддержки, которые государство или социальные институты оказывают в качестве адресной помощи отдельным категориям граждан, оказавшимся в затруднительной ситуации и предоставившим все документы о том, что они не в состоянии самостоятельно обеспечить себя продуктами, медикаментами и услугами первой необходимости.

После тщательной проверки заявителей, органы соцобеспечения предоставляют им помощь (если все сведения подтвердились). Виды социального обеспечения выделяются также на основании того, каким категориям граждан предоставляются вышеуказанные социальные услуги. Следует выделить следующие категории: граждане, которые не относятся к трудоспособному возрасту (дети и подростки, а также пенсионеры и инвалиды); граждане, относящиеся к трудоспособному возрасту, но по тем или иным причинам не имеющие возможность осуществлять свою полноценную трудовую деятельность (безработные, временно нетрудоспособные и нетрудоустроенные граждане, лица с ограниченными возможностями здоровья, многодетные семьи, дети, малообеспеченные семьи или граждане).


1.3. Международный опыт социального обеспечения



Рассмотрим международный опыт социального обеспечения на примере Китая. Китай сегодня выступает в качестве одной из самых активно развивающихся стран в мире. Развитие это касается абсолютно всех сфер, и система социальной работы не является исключением. Она реализует самые разнообразные программы по поддержке и обеспечению людей, которые оказались в трудной жизненной ситуации, и не в состоянии самостоятельно разрешить данную проблему. Зародилась система социального обеспечения и социальной защиты населения в Китае еще в годы революционной борьбы. В результате, она прошла несколько ключевых стадий, чтобы предстать в том виде, в котором она существует сегодня.

К стадиям относятся следующие этапы:

Первая стадия началась одновременно со становлением Китайской Народной Республики, ведь именно в тот момент были приняты «Нормы Китайской Народной Республики в области страхования рабочего класса». Все дивиденды приходились на то, чтобы осуществлять обеспечение по рождению ребенка, уходу со своего рабочего места, а также в связи с травмами и заболеваниями, случаями смертельного исхода на работе;

Второй период охватывает время с 1966 по 1976 годы. Именно в это время произошел упадок социальной защиты населения. Основные структуры, которые несли за это ответственность, были попросту разрушены, а деятельность профессиональных союзов в этой связи была приостановлена; Третья стадия в период 1978-1992 годы ознаменовала ряд реформ, в том числе в финансовой сфере. Отсюда появились новые свободы и формы, программы в области социального обеспечения и социальной защиты населения и тех категорий граждан, которые находятся в особой сложной жизненной ситуации, и не в состоянии самостоятельно разрешить данные противоречия; С 1992 года началась четвертая стадия развития системы социального обеспечения населения. Была введена новая модель рыночной экономики, что повлекло за собой изменения и в вышеупомянутой системе социального обеспечения граждан.



В Китае социальное обеспечение – это предоставляемая государственными органами и обществом помощь и поддержка тем людям, которые не имеют возможность самостоятельно обеспечивать себя доходом для удовлетворения первичных потребностей. Также это помощь гражданам в случае, если те утратили трудоспособность по причине болезни, из-за травмы, по причине получения статуса инвалида, а также лицам, которые испытывают те или иные трудности из-за аварий и различных стихийных бедствий, экологических катастроф.

Система социального обеспечения инвалидов в Китае Институт социального обеспечения в Китае сегодня достаточно широк. Он включает в себя такие сферы, как: Социальное страхование; Социальное обслуживание; Материальную помощь. Социальное страхование в Китае – это одна из разновидностей социального обеспечения, которая пользуется особой популярностью и востребованностью, поскольку именно с его помощью удовлетворяются потребности человека в медицинском обслуживании, а также в таких страховых случаях, как рождение ребенка или утрата рабочего места, увечье, в том числе полученное на месте работы, достижение пенсионного возраста и смерть. В случае смерти родственники и близкие умершего имеют право получать страховую пенсию. Социальное страхование реализуется в виде как корпоративных взносов, так и регулярных индивидуальных выплат. Выплаты эти могут предусматриваться как регулярные, осуществляемые в соотношении с доходами индивида на его месте работы, или могут быть выражены как добровольные выплаты.

Сегодня абсолютно каждый гражданин Китая имеет право воспользоваться социальными гарантиями, которые предоставляются не только государством, но также и профессиональными союзами. Что касается фондов социального страхования, то над ними на сегодняшний день существует значительный общественный и административный контроль, поэтому они не являются автономными или независимыми образованиями, как это заведено в некоторых других странах мира. Система социального обеспечения, которая полностью нацелена на создание условий для гарантии прожиточного минимума, обязана учитывать различия
, которые сегодня присутствуют между городским и сельским населением.

Так, городское население имеет право на то, чтобы получать базовую материальную поддержку со стороны государства, но лишь в том случае, если среднегодовой доход семьи иже установленного в городе прожиточного минимума. Граждане должны быть проинформированы о собственных правах, а также о том, в каком размере они имеют право получать различные социальные выплаты – пособия и страховые пенсии. Инвалиды и старики – это особая категория населения Китая. Сегодня эта страна находится на этапе активного старения.

В связи с этим, перед государством встала задача развивать социальную поддержку стариков и инвалидов. Именно показатель их уровня жизни выступает в качестве одного из ключевых критериев, который отражает развитие передовой части китайского общества. так, для детей с инвалидностью строятся специализированные заведения, где они могут получать образование; это же касается и отдельных классов в общих школах, которые предназначены исключительно для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидам гарантировано социальное обеспечение, поддержка в последующей социальной адаптации. С ними занимаются специалисты, которые могут помочь инвалиду обучиться или переобучиться для последующего трудоустройства.

Достаточно большое количество инвалидов в Китае сегодня работает на специальных предприятиях, где полностью все оборудовано исключительно для них, для их комфорта и удобства. Безусловно, это требует дополнительного финансирования, поэтому ежегодно происходит перерасчет фондов и бюджетов, которые занимаются данной деятельностью. Каждое учреждение, в особенности если оно относится к государственному, должно трудоустроить конкретное количество лиц с ограниченными возможностями здоровья.



1.4. История развития социального обеспечения в России



Российская социальная работа имеет более чем тысячелетний возраст, начало которой было положено с принятием на Руси христианства в 988 г. Несмотря на то, что благотворительностью занимались последний из Рюриковичей царь Федор, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович идея государственного призрения, сформулированная Стоглавым Собором при Иване Грозном, осталась не реализована. Во времена Петра I открывались госпитали, смирительные дома, в монастырях содержались и обучались сироты и солдаты. Как система помощи нуждающимся, государственное призрение сложилось при Екатерине II10.

В 1763 г. она издает указ об открытии воспитательного дома сначала в Москве, а затем в Петербурге, а в 1773 г. приказы общественного призрения были созданы уже во всех российских губерниях. Императрица Мария Федоровна продолжила дело Екатерины II и стала во главе императорских воспитательных домов и коммерческого училища для мальчиков. На средства А. Демидова училище основали в Москве.

К известным благотворительным заведениям того времени относятся:

  • Императорское человеколюбивое общество;

  • Ведомство учреждений императрицы Марии;

  • Попечительство о домах трудолюбия и работных домах.

Постепенно в деле помощи нуждающимся накапливался опыт и во второй половине XIX века он был уже достаточно большой. Только в одной Москве с конца XIX и до начала XX века функционировало 628 богоугодных заведений – школы, приюты, ночлежные дома, столовые и др. Большую часть этих заведений на свои деньги содержали московские купцы. Известнейшие московские меценаты – Г.Г. Солодовников, С. Мамонтов, К.Т. Солдатенков, братья Третьяковы и др.

После революции правительство молодой республики свою деятельность направило на повышение благосостояния трудящихся масс и уже с декабря 1917 г. вводится «Положение о страховании на случай безработицы» и Декрет ВЦИК и СНК «О страховании на случай болезни». Стержнем государственной политики становятся вопросы социального обеспечения населения страны, о чем говорит преобразование Наркомата государственного призрения в Наркомат социального обеспечения