Файл: I. Теоретические аспекты социального обеспечения в России 7 Понятие, сущность и функции социального обеспечения 7.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 587

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, направленных на регулирование отношений в области социального обеспечения. Стоит признать, что социальным обеспечением охватывается очень большое количество различных категорий населения в России: это и инвалиды, и женщины с детьми, и многодетные и молодые семьи, пенсионеры, военнослужащие и проч.

Анализ социального обеспечения показывает, что в РФ создана как нормативно-правовая, так и институциональная основа социального обеспечения. Анализ применяемых технологий социального обеспечения показал, что стоит выделять как денежную, так и не денежную формы. В рамках не денежной это оказания различного рода социальных услуг населению.

Анализ опыта Франции показал, что система социальной защиты во многом схожа с российской, также существует иерархия институционального уровня, страны имеют схожие технологии социального обеспечения. Однако, как показывает анализ, во Франции тратиться 32 % от ВВП на социальные расходы, а в России всего 12 %. В России очень низкий уровень пенсий. Выплаты социального характера также не сравнимы с уровнем выплат во Франции.

Среди других проблем: недостаточное обеспечение инвалидов, отсутствие минимальных размеров обеспечения, недостаточный уровень поддержания занятости, в некоторых регионах, сложный период трансформации пенсионной системы, множество административно-бюрократических барьеров для получения того или иного социального обеспечения. И это не полный список проблем. Охватить существующие проблемы достаточно сложно, поскольку они имеют многоплановый характер.

Для решения существующих проблем в области социального обеспечения в России необходимо:

  • совершенствовать нормативно-правовую основу в области социального обеспечения;

  • усилить индивидуальную работу по отдельным категориям граждан с применением программно-целевого и стратегического подходов к решению проблем;

  • усилить контроль за исполнением принятых решений.

Важное значение имеет принятие обобщающего нормативного акта. Необходимо использовать зарубежный опыт. Так, социальный кодекс принят во Франции. И даже на постсоветском пространстве СНГ такой опыт имеется, например, в Туркменистане. Однако в РФ проблема кодификации законодательства о социальном обеспечении стоит на сегодняшний день остро. Необходимо принятие социального кодекса на федеральном уровне.


Сравнительный анализ систем социальной защиты РФ и зарубежных стран показывает много общего, в частности это касается системы страхования, взносов, а также финансирования социального обеспечения. Как в зарубежных странах, так и в России система социального обеспечения строится на иерархии органов, занимающихся социальной защитой: национального, регионального и муниципального уровня. Например, как во Франции, так и в России создана институциональная система социального обеспечения на основе конкретных органов. Основным источником доходов для социального обеспечения являются налоги и страховые взносы, что подчеркивает сходство систем социальной защиты.

В условиях формирования в России социального государства необходимость кодификации социального законодательства не должна вызывать сомнений. Правовая база, регулирующая качество жизни граждан нуждается в дальнейшем развитии.


Список использованной литературы



  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15; 3

  2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ // Собрание законодательства. - от 24 ноября 1995 г. N 48 ст.4563

  3. Федеральный закон РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 26 декабря 2006 года № 256-ФЗ2 // СЗ РФ 2007. № 1 (1 ч.), ст. 19.

  4. Федеральный закон от 16 июля 1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ст. 14); Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» (ст. 26).

  5. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ // Собрание законодательства. - от 7 мая 1998 г. N 19

  6. Федеральный закон РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья» // СЗ РФ 2011. № 48. ст. 6724.

  7. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ // Собрание законодательства от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3699

  8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [электронный ресурс] (дата обращения — 17.03.2018).

  9. Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» // Законность. 2013. № 4.

  10. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю.А. Дмитриева). - «Деловой двор», 2009 г.

  11. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы»

  12. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996 года»

  13. Проект федерального закона № 333958-7 «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

  14. Азарова Е. Г. Судебная защита пенсионных прав: научно-практическое пособие. М., 2009. 214 с.Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. 28 с.

  15. Байматов П.Н. О некоторых элементах конституционно-правового механизма реализации права граждан РФ на социальное обеспечение / П.Н. Батманов. - М.: Академия, 2014. С. 40.

  16. Буянова, М.О. Право социального обеспечения: учебник / Под ред. М.О. Буяновой, С.И. Кобзевой, З.А. Кондратьевой. / М.: КноРус Издательство. -2013. - С.620

  17. Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение: монография. М., 2018. 112 с.

  18. Дегтярь Л.С., Шестакова Е.Е. Социальное страхование КНР на этапе преобразований // Россия и современный мир. 2016. № 3 (92). С. 197-201.

  19. Доклад уполномоченного по правам человека в РФ за 2017 г. // Российская газета. 2018. 26 марта.

  20. Дудина С.Ю. Межпоколенное взаимодействие в расширенных полных и неполных семьях //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 18. № 2. С. 49-52.

  21. Дудина С.Ю. Особенности представлений детей, родителей и прародителей об их взаимодействии в полных и неполных семьях // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2016. Т. 19. № 4. С. 69-74.

  22. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. В. Д. Зорькина; Бондарь Н. С. Конституционное правосудие — универсальный институт разрешения социальных противоречий современного общества // Конституционное правосудие. Ереван, 2007. Вып. 1 (35). С. 23.

  23. Комментарий к ст. 39 Конституции РФ (автор — О. С. Хохрякова): Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. В. Д. Зорькина. 2-е изд. М., 2011.

  24. Кривцова Е.В., Чигаева В.Ю. Метод «сеть социальных контактов» в практике социальной работы с неполной материнской семьей // В мире научных открытий. 2016. № 5.2 (41). С. 132-150.

  25. Малышев Д.М. Социальное обеспечение как гарантия реализации права на достоинство в РФ // Научный поиск. 2015. № 1.5. С. 68-71.

  26. Немировский К. Мама и я – неполная семья. (Социально-экономические, медицинские и психолого-педагогические аспекты влияния неполной семьи на развитие ребенка). // Психолог в детском саду. 2006. №4.с.70

  27. Овсянникова Ю.В., Пьянова Е.Н. Изучение психологического микроклимата в неполных семьях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 1. С. 152.

  28. Омаров М.О., Курбанова В.С., Муртазалиева З.О. Особенности зарубежных моделей социального обеспечения населения // Наука, образование, общество. 2015 - N 2(4). - С. 150-157.

  29. Основы социального государства: Учебное пособие /П.Е.Кричинский, О.С. Морозова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – С. 31

  30. Право социального обеспечения : учеб. пособие / Е.Ю. Николаева. — 3-е изд. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 64 с. 

  31. Право социального обеспечения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Курбанов Р.А., Озоженко С.И., Зульфугарзаде Т.Э.; Под ред. Курбанов Р.А. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 439 с.

  32. Право социального обеспечения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Р.А. Курбанова, К.К. Гасанова, СИ. Озоженко: Юнити-Дана, 2014. - 439 с.

  33. Право социального обеспечения: Учебное пособие/Сидоров В. Е., 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 310 с.:

  34. Правовое обеспечение социальной работы / Холостова Е.И., Прохорова О.Г. - М.:Дашков и К, 2018. - 256 с.:

  35. Практика Европейского суда по правам человека в области защиты трудовых прав граждан и права на социальное обеспечение: Монография / Сыченко Е.В. - М.:Юстицинформ, 2014. - 140 с. 

  36. Путило Н. В. Юридические критерии социального государства: новые подходы // Журнал российского права. 2016. № 10.

  37. Соловьев, А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность: Учебное пособие / А.К. Соловьев. - Проспект. - 2014. - 296 с.

  38. Социальное обеспечение : учеб. пособие / Е.Н. Мажара. — М. : ИНФРА-М, 2019. — С. 25 

  39. Социальное обеспечение: настоящее и будущее: Монография / Захаров М.Л., Воронин Ю.В. - М.:Контракт, НИЦ ИНФРА-М, 2017. – С. 35

  40. Социальное обеспечение: настоящее и будущее: монография / отв. ред. М. Л. Захаров, Ю. В. Воронин. М., 2017.

  41. Сошникова Т. А. Правовой механизм защиты конституционных прав и свобод в сфере труда. М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2005. 368 с.

  42. Теория государства и права: учебник / под ред. В. К Цечо-ева, А. Р Швандерова. М.: Прометей, 2017. 268 с.;

  43. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: в 3 т. М.: Вече ; Си ЭТС, 2001. 608 с.

  44. Фалилеев В.В. Социально-педагогическая работа с неполными семьями. //Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2015. № 4. С. 3-12.

  45. Холостова Е. и др. Технология социальной работы. – М.: Дашков и К, 2016

  46. Шаронов, А. О некоторых аспектах социальной политики / А.Шаронов // Экономист. - 2012. - №8. - С. 54

  47. Эфроимсон В. П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека) // Новый мир. 1971. № 10.

  48. Le montant moyen brut mensuel des retraites s'eleve a 1.376 euros // [Электронный ресурс] - URL: https://www.latribune.fr/economie/france/le-montant-moyen-brut-mensuel-des-retraites-s-eleve-a-1-376-euros-710365.html

  49. Le regime francais de protection sociale // [Электронный ресурс] - URL: http://www.cleiss.fr/docs/regimes/regime_france0.html

  50. Presentation de la securite sociale// [Электронный ресурс] - URL: http://solidarites-sante.gouv.fr/affaires-sociales/securite-sociale/article/presentation-de-la-securite-sociale

  51. Taux de cotisations de securite sociale et de chomage// [Электронный ресурс] - URL: http://www.cleiss.fr/docs/regimes/regime_francea2.html

  52. Абрамов Н. Словарь русских синонимов. URL: www. riftnovnik.ru (дата обращения: 22.03.2018).

  53. Государственные социальные пособия - [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.socialnaya-podderzhka.ru/formy_socialnoj_podderzhki/denezhnaja_forma_predostavlenija_socia
    lnoj_podderzhki_grazhdan/gosudarstvennye_socialnye_posobija/

  54. Конституция Вьетнама // [Электронный ресурс] - URL: http ://worldconstitutions.ru/?p=26

  55. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. [Электронный ресурс] - URL: www.genproc.gov.ru (дата обращения: 15.01.2018)


Приложения


Приложение 1

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода




Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

Дефицит денежного дохода:

Величина прожиточного минимума1) рублей в месяц; до 1998 г. – тыс. руб.

млн. человек

в процентах от общей численности населения

млрд. руб. (до 1998 г. - трлн. руб.)

в процентах от общего объема денежных доходов населения

1992

49,3

33,5

0,4

6,2

1,9

1993

46,1

31,3

4,3

5,4

20,6

1994

32,9

22,4

11,1

3,1

86,6

1995

36,5

24,8

34,9

3,9

264,1

1996

32,5

22,1

42,8

3,2

369,4

1997

30,5

20,8

46,2

2,8

411,2

1998

34,3

23,4

61,5

3,5

493,3

1999

41,6

28,4

141,3

4,9

907,8

2000

42,3

29,0

199,2

5,0

1210

2001

40,0

27,5

238,6

4,5

1500

2002

35,6

24,6

250,5

3,7

1808

2003

29,3

20,3

235,3

2,6

2112

2004

25,2

17,6

225,7

2,1

2376

2005

25,4

17,8

288,7

2,1

3018

2006

21,6

15,2

277,1

1,6

3422

2007

18,8

13,3

272,1

1,3

3847

2008

19,0

13,4

326,7

1,3

4593

2009

18,4

13,0

354,8

1,2

5153

2010

17,7

12,5

375,0

1,2

5688

2011

17,9

12,7

424,1

1,2

6369

2012

15,4

10,7

370,5

0,9

6510

2013

15,5

10,8

417,9

0,9

7306

2014

16,1

11,2

478,6

1,0

8050

2015

19,5

13,3

700,8

1,3

9701

2016

19,5

13,3

706,8

1,3

9828

2017

19,3

13,2

717,3

1,3

10088

20182)

18,9

12,9

717,0

1,2

10287